Теория цвета Иттена
Иоханнес Иттен — швейцарский художник и преподаватель Баухауса. В своей книге «Искусство цвета» он описал основные законы колористики и объяснил принципы субъективного восприятия цвета.
Ниже мы рассмотрим основные положения его теории и на примерах покажем, как работают разные типы цветового контраста.
Суть цвета
Согласно Иттену, цвет — это не просто оттенок акрила или html код, это ещё и субъективное восприятие. Для одного человека чёрный — цвет траура и печали, который вызывает тревогу и чувство опасности, а для другого — это чувство спокойствия, уютной уединённости. Каждый человек уникален —
точно так же уникально и его восприятие цвета.
Взаимодействие цветов
Иттен пишет, что человек лучше всего воспринимает цвета в сравнении. При этом один и тот же цвет в двух случаях ощущается по-разному:
Жёлтый на белом фоне воспринимается как мягкий и тёмный цвет, в то время как на чёрном тот же оттенок воспринимается ярче и насыщеннее
Это связано с тем, что окружение влияет на цвет. Если мы хотим, чтобы жёлтый на белом фоне сиял, для него понадобится куда больше места, чем если бы задний план был чёрным.
Цвета влияют друг на друга — поэтому важно рассматривать палитру целиком, чтобы понимать, какой результат она даст.
Круг Иттена
Иттен выделяет первичные, вторичные и третичные цвета, которые вместе составляют круг из 12 основных цветов.
Первичные цвета — это красный, жёлтый и синий. Из них можно создать все остальные цвета.
Вторичные — это оранжевый, фиолетовый и зелёный. Мы получаем их при смешивании первичных цветов.
Третичные — все остальные оттенки, полученные при смешении первичных и вторичных цветов.
Опираясь на этот цветовой круг, можно подобрать гармоничную или контрастную палитру.
Цветовой контраст
Контраст — это противопоставление двух и более цветов. С его помощью можно удержать внимание зрителя и выделить главное в сцене.
Иттен выделил семь типов контрастов:
1) по цвету
Это самый простой способ создания контраста — надо лишь взять достаточно удалённые друг от друга по кругу цвета.
Самый сильный контраст по цвету между первичными цветами, считал Иттен:
«Данный контраст создает впечатление пестроты, силы, решительности»
Ниже — подборка иллюстраций с таким контрастом:
Контраст красного, жёлтого, зелёного и синего. Автор: https://www.artstation.com/artwork/klGWn2
Контраст синего и красного. Автор: https://www.artstation.com/artwork/Le4oBR
Сочетание белого, красного, синего и жёлтого в дизайне персонажа. Автор: https://www.artstation.com/artwork/wJ03GX
Автор: https://www.artstation.com/artwork/DAYXLA
Автор: https://www.artstation.com/artwork/aGgzR0
Автор: https://www.artstation.com/artwork/DAdbK0
Автор: https://www.artstation.com/artwork/ArQEJV
2) светлого и тёмного
Самый простой способ — поставить рядом два разных по яркости оттенка одного цвета:
Самая контрастная пара в таком случае — сочетание белого и чёрного. Автор: https://www.artstation.com/artwork/9N3NzR
Автор: https://www.artstation.com/artwork/b50kEg
Однако это может быть и контраст двух разных цветов. Иттен объясняет, что каждый цвет имеет собственную шкалу яркости, которую можно представить в виде квадрата ниже:
Справа выделены чистые цвета
Мы видим, что фиолетовый — самый тёмный, а жёлтый — самый светлый. Если поставить их рядом, они будут контрастировать не только как удалённые по кругу Иттена цвета, но и как тёмный и светлый.
Несмотря на то, что фиолетовый здесь светлого оттенка, он кажется темнее золотых доспехов. Автор: https://www.artstation.com/artwork/r9O5E5
3) холодного и тёплого (по температуре)
Иттен считает «красно-оранжевый» и «сине-зеленый» двумя полюсами контраста холода и тепла. Теплохолодность остальных цветов зависит от окружения: один и тот же жёлтый может восприниматься тёплым рядом с голубым и холодным — рядом с красным:
Как выглядит этот тип контраста:
За счёт теплого света и холодной тени иллюстрация становится интереснее. Автор: https://www.artstation.com/artwork/klGoKy
4) дополнительных (комплементарных) цветов
Это контраст противоположных по кругу Иттена цветов. Художник выделяет три основные пары: «зелёный-красный», «оранжевый-синий», «фиолетовый-жёлтый».
Как этот тип контраста выглядит в 3D:
Пример яркого контраста оранжевого и голубого. Автор: https://www.artstation.com/artwork/yJE338
Мы обращаем внимание на лицо, так как тут сильный контраст зелёного и красного. Автор: https://www.artstation.com/artwork/4X6z0n
Контраст синего, оранжевого и белого. Автор: https://www.artstation.com/artwork/GabokN
Сочетание оранжевого и голубого. Автор: https://www.artstation.com/artwork/nEZ1BE
Сочетание зелёного и красного. Автор: https://www.artstation.com/artwork/Lea1K5
5) симультанный контраст
В этом типе контраста Иттен делает упор на субъективное восприятие цвета, на его окружение. Например, слева чисто серый того же уровня яркости, что и оранжевый, приобретает оттенок фона:
А серый квадрат справа кажется чисто серым, потому что в нём есть оттенок дополнительной пары оранжевого — синего.
6) по насыщенности
В этом типе контраста насыщенные цвета противопоставляются блёклым:
Хотя роботы того же цвета, что и фон, они выделяются за счёт контраста по насыщенности. Автор: https://www.artstation.com/artwork/14wkQL
Здесь цветной робот ярко контрастирует с белым фоном. Автор: https://www.artstation.com/artwork/qQ9aeR
Машина выделяется на фоне за счёт вида в целом блёклого города. Автор: https://www.artstation.com/artwork/qQebZL
Художник выделяет машину с помощью цветного источника света позади неё. Автор: https://www.artstation.com/artwork/5BWX9W
7) по площади цветовых пятен
Этот контраст возникает, когда в палитре преобладает какой-то один цвет. Тогда другие цвета становятся акцентными и подчёркивают детали:
Красный ярко выделяется за счёт контраста цветовых пятен и насыщенности. Автор: https://www.artstation.com/artwork/d0akLw
Здесь голубой — акцент, а оранжевый и белый создают основную цветовую «массу». Автор: https://www.artstation.com/artwork/144mkL
Тут контраст создаётся одновременно с помощью площади цветовых пятен, насыщенности и сочетания света и тьмы. Автор: https://www.artstation.com/artwork/wJJ3Rw
Нет какого-либо универсального решения и палитры, которая подойдёт к каждой сцене. Чтобы правильно подобрать цветовую палитру, необходимо экспериментировать и смотреть на получающийся результат. Рассматривайте все цвета в целом и по отдельности: как они влияют друг на друга? какое впечатление создаёт это сочетание? выделяет ли контраст главное на сцене?
«…подсознательное восприятие, интуитивное мышление и позитивные знания должны составлять одно целое, чтобы из многообразия доступных нам возможностей выбрать истинные и правильные» (с) Иоханнес Иттен