Теория цвета Иттена

Иоханнес Иттен — швейцарский художник и преподаватель Баухауса. В своей книге «Искусство цвета» он описал основные законы колористики и объяснил принципы субъективного восприятия цвета.

Ниже мы рассмотрим основные положения его теории и на примерах покажем, как работают разные типы цветового контраста.

Суть цвета

Согласно Иттену, цвет — это не просто оттенок акрила или html код, это ещё и субъективное восприятие. Для одного человека чёрный — цвет траура и печали, который вызывает тревогу и чувство опасности, а для другого — это чувство спокойствия, уютной уединённости. Каждый человек уникален —
точно так же уникально и его восприятие цвета.

Взаимодействие цветов

Иттен пишет, что человек лучше всего воспринимает цвета в сравнении. При этом один и тот же цвет в двух случаях ощущается по-разному:

1.jpg

Жёлтый на белом фоне воспринимается как мягкий и тёмный цвет, в то время как на чёрном тот же оттенок воспринимается ярче и насыщеннее

Это связано с тем, что окружение влияет на цвет. Если мы хотим, чтобы жёлтый на белом фоне сиял, для него понадобится куда больше места, чем если бы задний план был чёрным.

Цвета влияют друг на друга — поэтому важно рассматривать палитру целиком, чтобы понимать, какой результат она даст.

Круг Иттена

Иттен выделяет первичные, вторичные и третичные цвета, которые вместе составляют круг из 12 основных цветов.

2.jpg

Первичные цвета — это красный, жёлтый и синий. Из них можно создать все остальные цвета.

Вторичные — это оранжевый, фиолетовый и зелёный. Мы получаем их при смешивании первичных цветов.

Третичные — все остальные оттенки, полученные при смешении первичных и вторичных цветов.

Опираясь на этот цветовой круг, можно подобрать гармоничную или контрастную палитру.

Цветовой контраст

Контраст — это противопоставление двух и более цветов. С его помощью можно удержать внимание зрителя и выделить главное в сцене.

Иттен выделил семь типов контрастов:

1) по цвету

Это самый простой способ создания контраста — надо лишь взять достаточно удалённые друг от друга по кругу цвета.

Самый сильный контраст по цвету между первичными цветами, считал Иттен:

«Данный контраст создает впечатление пестроты, силы, решительности»

Ниже — подборка иллюстраций с таким контрастом:

3.jpg

Контраст красного, жёлтого, зелёного и синего. Автор: https://www.artstation.com/artwork/klGWn2

4.jpg

Контраст синего и красного. Автор: https://www.artstation.com/artwork/Le4oBR

5.jpg

Сочетание белого, красного, синего и жёлтого в дизайне персонажа. Автор: https://www.artstation.com/artwork/wJ03GX

6.jpg

Автор: https://www.artstation.com/artwork/DAYXLA

7.jpg

Автор: https://www.artstation.com/artwork/aGgzR0

8.jpg

Автор: https://www.artstation.com/artwork/DAdbK0

9.jpg

Автор: https://www.artstation.com/artwork/ArQEJV

2) светлого и тёмного

Самый простой способ — поставить рядом два разных по яркости оттенка одного цвета:

10.jpg

Самая контрастная пара в таком случае — сочетание белого и чёрного. Автор: https://www.artstation.com/artwork/9N3NzR

11.jpg

Автор: https://www.artstation.com/artwork/b50kEg

Однако это может быть и контраст двух разных цветов. Иттен объясняет, что каждый цвет имеет собственную шкалу яркости, которую можно представить в виде квадрата ниже:

12.jpg

Справа выделены чистые цвета

Мы видим, что фиолетовый — самый тёмный, а жёлтый — самый светлый. Если поставить их рядом, они будут контрастировать не только как удалённые по кругу Иттена цвета, но и как тёмный и светлый.

13.jpg

Несмотря на то, что фиолетовый здесь светлого оттенка, он кажется темнее золотых доспехов. Автор: https://www.artstation.com/artwork/r9O5E5

3) холодного и тёплого (по температуре)

Иттен считает «красно-оранжевый» и «сине-зеленый» двумя полюсами контраста холода и тепла. Теплохолодность остальных цветов зависит от окружения: один и тот же жёлтый может восприниматься тёплым рядом с голубым и холодным — рядом с красным:

14.jpg

Как выглядит этот тип контраста:

15.jpg

За счёт теплого света и холодной тени иллюстрация становится интереснее. Автор: https://www.artstation.com/artwork/klGoKy

4) дополнительных (комплементарных) цветов

Это контраст противоположных по кругу Иттена цветов. Художник выделяет три основные пары: «зелёный-красный», «оранжевый-синий», «фиолетовый-жёлтый».

16.jpg

Как этот тип контраста выглядит в 3D:

17.jpg

Пример яркого контраста оранжевого и голубого. Автор: https://www.artstation.com/artwork/yJE338

18.jpg

Мы обращаем внимание на лицо, так как тут сильный контраст зелёного и красного. Автор: https://www.artstation.com/artwork/4X6z0n

19.jpg

Контраст синего, оранжевого и белого. Автор: https://www.artstation.com/artwork/GabokN

20.jpg

Сочетание оранжевого и голубого. Автор: https://www.artstation.com/artwork/nEZ1BE

21.jpg

Сочетание зелёного и красного. Автор: https://www.artstation.com/artwork/Lea1K5

5) симультанный контраст

В этом типе контраста Иттен делает упор на субъективное восприятие цвета, на его окружение. Например, слева чисто серый того же уровня яркости, что и оранжевый, приобретает оттенок фона:

22.jpg

А серый квадрат справа кажется чисто серым, потому что в нём есть оттенок дополнительной пары оранжевого — синего.

6) по насыщенности

В этом типе контраста насыщенные цвета противопоставляются блёклым:

23.jpg

Хотя роботы того же цвета, что и фон, они выделяются за счёт контраста по насыщенности. Автор: https://www.artstation.com/artwork/14wkQL

24.jpg

Здесь цветной робот ярко контрастирует с белым фоном. Автор: https://www.artstation.com/artwork/qQ9aeR

25.jpg

Машина выделяется на фоне за счёт вида в целом блёклого города. Автор: https://www.artstation.com/artwork/qQebZL

26.jpg

Художник выделяет машину с помощью цветного источника света позади неё. Автор: https://www.artstation.com/artwork/5BWX9W

7) по площади цветовых пятен

Этот контраст возникает, когда в палитре преобладает какой-то один цвет. Тогда другие цвета становятся акцентными и подчёркивают детали:

27.jpg

Красный ярко выделяется за счёт контраста цветовых пятен и насыщенности. Автор: https://www.artstation.com/artwork/d0akLw

28.jpg

Здесь голубой — акцент, а оранжевый и белый создают основную цветовую «массу». Автор: https://www.artstation.com/artwork/144mkL

29.jpg

Тут контраст создаётся одновременно с помощью площади цветовых пятен, насыщенности и сочетания света и тьмы. Автор: https://www.artstation.com/artwork/wJJ3Rw

Нет какого-либо универсального решения и палитры, которая подойдёт к каждой сцене. Чтобы правильно подобрать цветовую палитру, необходимо экспериментировать и смотреть на получающийся результат. Рассматривайте все цвета в целом и по отдельности: как они влияют друг на друга? какое впечатление создаёт это сочетание? выделяет ли контраст главное на сцене?

«…подсознательное восприятие, интуитивное мышление и позитивные знания должны составлять одно целое, чтобы из многообразия доступных нам возможностей выбрать истинные и правильные» (с) Иоханнес Иттен

498 0 850 7
3
2022-05-11
статья вроде в общем ниче, для тех, кто первый раз что-то читает про цвет и всё такое. но предпоследний абзац как бы говорит: "всё что вы прочитали выше – это никому не нужная теоретическая хрень, которой любят испражняться любящие че-нибудь написать. рисуйте как хотите и смотрите на результат"
2022-05-11
Спасибо! Было полезно повторить)
2022-05-12
Это особенность художественной деятельности. В отличии от научной деятельности, тут не строгие правила, а рекомендации и наблюдения закономерностей. Недавно читал очень хорошую книжку Сомова "Композиция в технике" и там автор (даже коллектив авторов) даёт анализ промышленных изделий и подробно описывает почему микроскоп А смотрится гармонично, а микроскоп Б несуразно. Предварительно, конечно же, даётся теория. Но даже в таком труде человека, который больше инженер, чем художник, то и дело встречается фраза "это не строгое правило, а рекомендация - экспериментируйте, практикуйтесь, развивайте навыки проектирования и у вас будет получаться все лучше и лучше".
RENDER.RU