Кинолента «Главная роль» глазами художника

В главных ролях: Пенелопа Крус, Антонио Бандерас… и архитектура

Предлагаю сегодня не просто посмотреть кино, а взглянуть на него глазами художника. Наш объект – испано-аргентинская лента 2021 года «Главная роль» («Competencia oficial»).

Этот фильм — едкая сатира на мир фестивального кино, где царит ожидание громких откровений от режиссеров и актерских подвигов, в то время как сами творцы давно исчерпали себя и работают сугубо на коммерцию.

СЮЖЕТ


В основе сюжета — каприз тщеславного миллиардера Умберто Суареса, который жаждет вписать своё имя в историю. Он отвергает банальную идею построить мост своего имени и решает спонсировать создание великого фильма.

11920457.jpg

Заказ на создание этого фильма получает модный эксцентричный режиссёр Лола Куэвас (Пенелопа Крус). Чтобы добиться нужной «правды», она нанимает двух полярных противоположностей: самовлюблённого интеллектуала Ивана Торреса (Оскар Мартинес) и голливудскую звезду, помешанную на статусах и наградах, Феликса Риверо (Антонио Бандерас). Данная картина аргентинских режиссёров Гастона Дюпра и Мариано Кона сознательно избегает витиеватых сюжетных ходов и «стильной картинки» — вся концентрация построена на иронии.

Иван и Феликс далеки друг от друга, их роднит лишь принадлежность к одной профессии. Лола придумывает изощрённые упражнения, чтобы помочь актёрам вжиться в роли, но лишь провоцирует конфликт. Между героями разворачивается борьба не за роль, а за признание своего гения. Напряжение нарастает и в итоге выходит из-под контроля.


АРХИТЕКТУРА КАК ПЕРСОНАЖ


Для нас, как для художников, важно увидеть не только главных героев, но и «второстепенных».

Арх в кино_1.jpg

Архитектура в этом фильме — это не просто декорация, а полноправный персонаж. Она играет очень фоновую, но все же существенную роль. Авторы данной картины талантливо используют язык кинематографа, чтобы усилить воздействие архитектуры на зрителя. Минималистичные и брутальные пространства становятся визуальной метафорой творческого процесса, столкновения амбиций и обнажённых нервов.

Сценой для интеллектуальной дуэли главных героев фильма служат два ключевых объекта:

1. Муниципальный конгресс-центр в Авиле (арх. Франсиско Мангадо, 2009 г.)

муницип.jpg

Его мощь и аскетизм сразу погружают зрителя в нужную авторам атмосферу. Здание, расположенное у стен средневековой крепости, своим контрастом древнего и современного отражает конфликт между классическим (Иван) и новым (Феликс) подходом к актёрству.

конгресс в кино (1).jpg
конгресс в кино (2).jpg

Именно здесь герои сталкиваются впервые, и в гигантских коридорах именно этого здания Феликс знакомится с женой Ивана. Здесь же сняты сцены, в которых герои спускаются по огромной одинокой лестнице, и в санузлах именно этого здания Феликс будет нервно ходить в одной из кульминационных сцен.

конгресс в кино (4).jpg

конгресс в кино (3).jpg


2. Театр в Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориале (студия Picado de Blas, 2007 г.)

2 мич.jpg

Это лаборатория, где теория сталкивается с практикой. Основная часть репетиций, общение героев, зрительный зал и кульминационная вечеринка — все эти сцены сняты именно здесь.

коллаж1.jpg

Интересно, что создатели фильма тонко «догримировали» реальную архитектуру, добавив, например, фактурную «малахитовую» стену. Она довольно органично вписана в реальную архитектуру театра, а в фильме работает не просто красивым фоном, а довольно ярким контрастом холодному и строгому бетону.

коллаж2.jpg

Эпизодическую роль сыграл и мост Puente Puerta de Las Rozas в Мадриде. Фильм начинается с того, что миллиардер отвергает идею построить мост, предпочитая искусство.

Мост в Мадриде (2).jpg

Мост в Мадриде (1).jpg

Ироничный финал показывает его на открытии того самого моста, что обесценивает все усилия по созданию «идеального» фильма.
Асимметричный вантовый мост в заключительной сцене отлично вписался в концепцию всего фильма.

Мост в кино.jpg


КОМПОЗИЦИЯ / ЛИНИИ / ПСИХОЛОГИЯ КАДРА


Правило третей встречается в фильме практически в каждом втором кадре. И здесь этот приём используется не просто как сухое правило, а как инструмент психологического давления.

трети коллаж.jpg

  • Поэзия пустоты
Герои часто смещены к краю кадра, а центральное пространство занимает пустота — холодный бетон, голые стены, огромное незаполненное пространство зала. Это визуализирует их одиночество, отчужденность и ту интеллектуальную пустоту, которую они пытаются заполнить своим искусством.
Персонажам словно некуда спрятаться в огромных полупустых пространствах. Стаффаж (*второстепенные элементы композиции) и актёры расставлены с ювелирной точностью, чтобы подчеркнуть эти пустоты, а не конфликтовать с линиями архитектуры.


коллаж3.jpg


  • Направляющие линии
Архитектура в каждом кадре изобилует чёткими линиями — швы бетонных плит, рёбра лестниц, линии окон, углы — становятся направляющими, которые ведут наш взгляд к ключевому объекту, усиливая строгость, или уводят в никуда, создавая тревогу.
Например, в сцене, где Феликс нервно ходит по санузлам, геометрия узких помещений и повторяющиеся линии дверных проёмов создают эффект ловушки, лабиринта, из которого его персонаж не может найти выход.


линии (1).jpg
линии (2).jpg
линии (3).jpg
линии (5).jpg


  • Треугольная композиция

треуг коллаж.jpg


Треугольник — одна из самых выразительных композиционных фигур в кинематографе. В «Главной роли» она используется особенно осмысленно: через такое построение кадра режиссёры визуализируют не только внешнее напряжение между персонажами, но и их внутренние конфликты, а также столкновение амбиций и интересов.


Персонажи связаны общей целью, но постоянно находятся в состоянии скрытого противодействия, где каждый — вершина собственного эго, стремящаяся доминировать над другими.


  • Зеркальная симметрия

В отличие от нарочитой симметрии Уэса Андерсона, здесь она используется выборочно и с иной целью. Симметричные кадры в зрительном зале подчёркивают искусственность и формальность ситуации — это красивая, но клетка. Когда симметрия рушится в сценах ссор, это ощущается как слом установленного порядка.

симметрия1.jpg
симметрия2.jpg


РОЛЬ ЦВЕТА В ПОВЕСТВОВАНИИ


Цвет в фильме — это тонкий инструмент, который доносит до зрителя эмоциональное состояние героев и суть их конфликта.

  • Доминирующая схема: минимализм и холод

Основная палитра фильма — ахроматическая гамма бетона, серого камня, дерева тёмных пород и металла. Этот холодный, почти монохромный мир символизирует «высокое», но безжизненное искусство, эстетику контроля и отстранённости.

цвет холод.jpg
цвет холод 1.jpg


  • Тёплые акценты хаоса и жизни

Резким контрастом этому выступают сцены в доме Ивана. Здесь кадр наполняется тёплыми тонами: коричневыми кожаными креслами, желтоватым светом ламп, охристыми и терракотовыми оттенками в деталях. Это мир, наполненный историей, подлинными эмоциями и человеческим теплом. Книги, безделушки, мягкий свет — всё это визуальная оппозиция стерильной пустоте репетиционных залов.

цвет тепло (2).jpg
цвет тепло (1).jpg

Цветовые акценты, например, красный, в начале фильма тоже более холодные, но ближе к кульминации его оттенки становятся алыми, работая как визуальные маркеры нарастающего напряжения и эмоционального сдвига.

цвет красный.jpg
цвет красный 1.jpg

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ


Кинокартина «Главная роль» — блестящий пример того, как визуальные средства работают на одну цель. Они превращают философские диалоги в осязаемое переживание. Фильм учит «читать» кадр, видеть, что пустота бывает весомее заполненности, а направляющая линия может вести не только взгляд, но и мысль.

Жаль только, что зданиям не вручают премию «Оскар», иначе этот испанский дуэт архитектурных шедевров точно бы его получил.

781 0 850 4
1
2025-11-18
Прочёл с большим интересом. Спасибо за статью!
RENDER.RU