Кинолента «Главная роль» глазами художника
В главных ролях: Пенелопа Крус, Антонио Бандерас… и архитектура
Предлагаю сегодня не просто посмотреть кино, а взглянуть на него глазами художника. Наш объект – испано-аргентинская лента 2021 года «Главная роль» («Competencia oficial»).
Этот фильм — едкая сатира на мир фестивального кино, где царит ожидание громких откровений от режиссеров и актерских подвигов, в то время как сами творцы давно исчерпали себя и работают сугубо на коммерцию.
СЮЖЕТ
В основе сюжета — каприз тщеславного миллиардера Умберто Суареса, который жаждет вписать своё имя в историю. Он отвергает банальную идею построить мост своего имени и решает спонсировать создание великого фильма.
Заказ на создание этого фильма получает модный эксцентричный режиссёр Лола Куэвас (Пенелопа Крус). Чтобы добиться нужной «правды», она нанимает двух полярных противоположностей: самовлюблённого интеллектуала Ивана Торреса (Оскар Мартинес) и голливудскую звезду, помешанную на статусах и наградах, Феликса Риверо (Антонио Бандерас). Данная картина аргентинских режиссёров Гастона Дюпра и Мариано Кона сознательно избегает витиеватых сюжетных ходов и «стильной картинки» — вся концентрация построена на иронии.
Иван и Феликс далеки друг от друга, их роднит лишь принадлежность к одной профессии. Лола придумывает изощрённые упражнения, чтобы помочь актёрам вжиться в роли, но лишь провоцирует конфликт. Между героями разворачивается борьба не за роль, а за признание своего гения. Напряжение нарастает и в итоге выходит из-под контроля.
АРХИТЕКТУРА КАК ПЕРСОНАЖ
Для нас, как для художников, важно увидеть не только главных героев, но и «второстепенных».
Архитектура в этом фильме — это не просто декорация, а полноправный персонаж. Она играет очень фоновую, но все же существенную роль. Авторы данной картины талантливо используют язык кинематографа, чтобы усилить воздействие архитектуры на зрителя. Минималистичные и брутальные пространства становятся визуальной метафорой творческого процесса, столкновения амбиций и обнажённых нервов.
Сценой для интеллектуальной дуэли главных героев фильма служат два ключевых объекта:
1. Муниципальный конгресс-центр в Авиле (арх. Франсиско Мангадо, 2009 г.)
Его мощь и аскетизм сразу погружают зрителя в нужную авторам атмосферу. Здание, расположенное у стен средневековой крепости, своим контрастом древнего и современного отражает конфликт между классическим (Иван) и новым (Феликс) подходом к актёрству.
Именно здесь герои сталкиваются впервые, и в гигантских коридорах именно этого здания Феликс знакомится с женой Ивана. Здесь же сняты сцены, в которых герои спускаются по огромной одинокой лестнице, и в санузлах именно этого здания Феликс будет нервно ходить в одной из кульминационных сцен.
2. Театр в Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориале (студия Picado de Blas, 2007 г.)
Это лаборатория, где теория сталкивается с практикой. Основная часть репетиций, общение героев, зрительный зал и кульминационная вечеринка — все эти сцены сняты именно здесь.
Интересно, что создатели фильма тонко «догримировали» реальную архитектуру, добавив, например, фактурную «малахитовую» стену. Она довольно органично вписана в реальную архитектуру театра, а в фильме работает не просто красивым фоном, а довольно ярким контрастом холодному и строгому бетону.
Эпизодическую роль сыграл и мост Puente Puerta de Las Rozas в Мадриде. Фильм начинается с того, что миллиардер отвергает идею построить мост, предпочитая искусство.
Ироничный финал показывает его на открытии того самого моста, что обесценивает все усилия по созданию «идеального» фильма.
Асимметричный вантовый мост в заключительной сцене отлично вписался в концепцию всего фильма.
КОМПОЗИЦИЯ / ЛИНИИ / ПСИХОЛОГИЯ КАДРА
Правило третей встречается в фильме практически в каждом втором кадре. И здесь этот приём используется не просто как сухое правило, а как инструмент психологического давления.
- Поэзия пустоты
Персонажам словно некуда спрятаться в огромных полупустых пространствах. Стаффаж (*второстепенные элементы композиции) и актёры расставлены с ювелирной точностью, чтобы подчеркнуть эти пустоты, а не конфликтовать с линиями архитектуры.
- Направляющие линии
Например, в сцене, где Феликс нервно ходит по санузлам, геометрия узких помещений и повторяющиеся линии дверных проёмов создают эффект ловушки, лабиринта, из которого его персонаж не может найти выход.
- Треугольная композиция
Треугольник — одна из самых выразительных композиционных фигур в кинематографе. В «Главной роли» она используется особенно осмысленно: через такое построение кадра режиссёры визуализируют не только внешнее напряжение между персонажами, но и их внутренние конфликты, а также столкновение амбиций и интересов.
Персонажи связаны общей целью, но постоянно находятся в состоянии скрытого противодействия, где каждый — вершина собственного эго, стремящаяся доминировать над другими.
- Зеркальная симметрия
В отличие от нарочитой симметрии Уэса Андерсона, здесь она используется выборочно и с иной целью. Симметричные кадры в зрительном зале подчёркивают искусственность и формальность ситуации — это красивая, но клетка. Когда симметрия рушится в сценах ссор, это ощущается как слом установленного порядка.
РОЛЬ ЦВЕТА В ПОВЕСТВОВАНИИ
Цвет в фильме — это тонкий инструмент, который доносит до зрителя эмоциональное состояние героев и суть их конфликта.
- Доминирующая схема: минимализм и холод
Основная палитра фильма — ахроматическая гамма бетона, серого камня, дерева тёмных пород и металла. Этот холодный, почти монохромный мир символизирует «высокое», но безжизненное искусство, эстетику контроля и отстранённости.
- Тёплые акценты хаоса и жизни
Резким контрастом этому выступают сцены в доме Ивана. Здесь кадр наполняется тёплыми тонами: коричневыми кожаными креслами, желтоватым светом ламп, охристыми и терракотовыми оттенками в деталях. Это мир, наполненный историей, подлинными эмоциями и человеческим теплом. Книги, безделушки, мягкий свет — всё это визуальная оппозиция стерильной пустоте репетиционных залов.
Цветовые акценты, например, красный, в начале фильма тоже более холодные, но ближе к кульминации его оттенки становятся алыми, работая как визуальные маркеры нарастающего напряжения и эмоционального сдвига.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Кинокартина «Главная роль» — блестящий пример того, как визуальные средства работают на одну цель. Они превращают философские диалоги в осязаемое переживание. Фильм учит «читать» кадр, видеть, что пустота бывает весомее заполненности, а направляющая линия может вести не только взгляд, но и мысль.
Жаль только, что зданиям не вручают премию «Оскар», иначе этот испанский дуэт архитектурных шедевров точно бы его получил.