Виды 3D моушн-дизайна

В прошлом материале поговорили о видах 2D, о подводных камнях, перспективах и требованиях к специалистам. Теперь предлагаем разобраться в 3D: что оно из себя представляет, что нужно знать и уметь и при чём здесь многофункциональность?

Само по себе это направление требует большего порога вхождения. В 2D можно выделить роли художника и аниматора, и они часто совпадают в рамках одного человека. А в 3D ролей больше.


Генералисты VS специалисты


Генералисты — это те, кто умеет делать всё по чуть-чуть. Их особенно ценят, когда сложно разделить задачу на отдельные этапы и подзадачи. Такие многофункциональные специалисты востребованы в моушн-дизайне, потому что каждый ролик — уникален. И, если в больших анимационных студиях специалисты могут годами моделировать целый лес, в котором, условно, 100 деревьев, то в студиях моушна таких крупных, долгоиграющих задач почти не бывает.
В то же время роли всё-таки можно классифицировать и разделить. Модель должна откуда-то появиться, приобрести цвет, поверхность, текстуры, шейдинг, начать двигаться. И вот уже четыре специальности (моделлер, шейдинг-артист, лайтинг-артист, аниматор) в рамках одной головы, генералиста, должно быть. Поэтому многие боятся 3D, так как четыре специальности выучить уже сложно
Из сложностей освоения и высоких требований к специалистам вытекают и плюсы 3D:
  • За счёт того, что это сложно и не так много людей умеют делать 3D, — оно ценится и стоит дорого.
  • В 3D ролики зритель охотно верит. И несмотря на то, что трёхмерный ролик создан на компьютере, — всё равно есть вера в то, что он реальный. И, с точки зрения рекламы, — к нему больше доверия.
Теперь перейдём к конкретным направлениям внутри 3D.

Stillife (ожившая статика)

Stillife — это натюрморты или другие композиции, в которых нет людей или персонажей. Самый простой тип 3D роликов и, по сравнению с другими видами 3D, более художественное направление. Например, ролики для Hadoro. Здесь не такая сложная анимация — просто движущиеся предметы. Но продаёт картинка, и успех ролика зависит не от сложности, а скорее от качества исполнения.Плюсы подхода:
  • Это доступное в плане входных требований и дополнительных знаний направление. Например, когда на студию Effectno приходят иллюстраторы, мы предлагаем попробовать себя в stillife. И несмотря на страхи у иллюстратора получается скомпоновать красивую композицию. Так что, при наличии вкуса, почему бы не попробовать себя в работе с другим материалом и софтом?
  • Клиент покупает картинку, и в первую очередь именно она всех интересует. А stillife — он как раз про картинку, про настоящий предмет, а потому востребован в разных сферах: реклама, архитектурная визуализация, контент в социальных сетях, постеры, плакаты.
  • Сейчас на просторах интернета есть много готовых моделей, настроек рендера. И можно получить отличную картинку в stillife, используя готовые картинки со стоков и рендеря с помощью студий с уже выставленным светом, создающим нужное настроение.
  • Тренд 2021 года: в интерфейсах появляется много 3D, и для специалистов UX и UI stillife — тоже востребованное и доступное направление.
  • Многие компании уже давно отказались от услуг фотографов и перешли к отрендеренным моделям. Например, все картинки из каталога на сайте IKEA — рендера. Что любопытно, высота, с которой солнечные лучи падают на цифровую копию продуктов, в каталогах разных стран — разная. Это сделано потому, что клиент привык видеть пространство именно с таким освещением, с таким углом падения солнечных лучей. И он больше верит картинке, которая совпадает с тем, что он видит в реальности.
Минусы:
  • Из первого плюса вытекает и недостаток: навыка пользования программой будет недостаточно для работы со stillife. В отличие от более сложных технических направлений, о которых мы поговорим дальше, здесь необходимо иметь вкус и понимание композиции.
Что важно знать и уметь: в этом направлении имеет значение вкус, умение делать визуализацию. В роликах ставка идет на композицию, цвет, свет, рендер и постобработку. Это то, с чего можно стартовать и чего может быть достаточно для работы.
Софт: набор программ простой — Cinema 4D и рендер Octane или Red Shift.

Персонажная 3D анимация

Работа с персонажной 3D анимацией состоит из следующих этапов:
Сначала подготавливается модель персонажа.
Ригер добавляет модели кости и контроллеры, которые позволяют управлять скелетом. Персонаж — это сложный комплексный организм, который и двигать нужно комплексно. Это становится возможным как раз за счёт сетапа костей.
Аниматор дёргает за все косточки и контроллеры, и персонаж начинает жить.
Можно сочетать в себе эти направления, уметь делать риг и анимацию, но, как правило, это два отдельных специалиста.
Плюсы:
  • Сама по себе специализация хорошо конвертируется: можно работать как в рекламе, так и в кино, мультфильмах, гейминге. Если не понравилось одно направление — можно переключиться и заняться другим.
  • Покупатели доверяют персонажу, появляется яркий эмоциональный контакт. Здесь не нужно ни в чём убеждать потребителя — мы сразу метим в эмоции.
  • Тренд на появление у брендов маскотов (фирменных персонажей бренда, через которых ведется их коммуникация) сделал персонажную 3D анимацию особенно востребованной и актуальной.
  • Персонажная 3D анимация — это выгодное вложение времени и сил, потому что спрос на это будет всегда. В то же время здесь есть своя ниша, и людей, которые качественно умеют делать такие проекты, — немного.
Минусы:
  • Это то направление, которому нужно посвятить жизнь, заниматься им постоянно. Если переключиться на другую анимацию, — быстро теряется навык. То есть, это должен быть осознанный выбор, потому что совмещение ещё с чем-то будет сильным ударом по качеству.
Что важно знать и уметь: чтобы делать красивое персонажное движение, нужно уметь вживаться в роль, отыгрывать, читать сценарий, разговаривать с режиссером, чтобы понимать, какой задачи он хочет добиться. Этому направлению учатся несколько лет. И это то, в чем можно развиваться и совершенствоваться всю жизнь.
Софт: Cinema 4D, Maya.

Техническое направление (частицы, процедурные сетапы)

Сборное название разных специальностей:

  • Процедурные или технические сетапы — установка связей между объектами. Например, механические сетапы механизмов (благодаря им при движении машины — у неё правильно крутятся колеса).
  • Процедурные объекты, generative arts, о которых мы подробно говорили в статье о генеративном дизайне, где с помощью заранее прописанных правил и алгоритмов создаются целые города.
Это направление часто включает в себя элементы программирования: блок-схемы, соединение модулей, скрипты. Благодатная почва: все процессы делаются на компьютере, а значит — их возможно автоматизировать, написать системы, которые помогают аниматорам. Например, процедурную систему наша студия использовала в проекте для Касперского.
Ещё один классный наглядный пример того, что такое частицы и процедурные сетапы.


Плюсы подхода:
  • Значительный плюс для специалиста с математическим складом ума: компьютерная графика — это что-то, работающее на компьютере, вектора, матрицы, цифры, которые нужно обсчитывать, и при наличии математического склада ума — это все жутко интересно. К тому же очарование математики — сильно. А техническое направление позволяет это очарование визуализировать. И поделиться с другими той красивой абстракцией математики, которую специалисты видят и могут написать в виде формулы.
  • Даже в небольшом коллективе техническому специалисту всегда есть место. То есть, это достаточно востребовано, и компании часто находятся в поиске таких кадров.
Минусы:
  • Не всем это направление будет по плечу, и здесь есть серьёзный входной барьер. Без глубокого знания математики эту работу будет сделать просто невозможно.
  • Существует множество разных ответвлений внутри технического направления. И знание одной технологии и программы не конвертируется в другие.
Что важно знать и уметь: математический склад ума, понимание, как устроены и работают векторы, синусы, косинусы.
Софт: модуль Xpresso в Cinema 4D. Это программирование без программирования, создание логических связей без написания кода. Можно писать Python программы, можно использовать плагины XParticles, которые позволяют сделать достаточно сложные вещи. Софт Houdini — предназначен для работы над сложными сетапами.

Видео с 3D графикой

Видео с 3D графикой — это некое продолжение 3D, но выглядит совершенно по-другому, а потому выделяем в отдельную подкатегорию. Для работы здесь в обоих случаях используется техника match moving для вписывания трёхмерного объекта в пространство. SynthEyes считается эталонным трекером — он находит точки в пространстве, делает соответствие между кадрами и тем самым вычисляет положение, в котором камера снимала объект. Сейчас технология стала ближе: появился плагин в AE 3D Camera Tracker. Он сильно упрощает работу, потому что не нужно переключаться в другую программу из After Effects.

Нереалистичное направление

Здесь нет определённых требований к тому, как должна выглядеть готовая картинка. И глитч, который может выглядеть скорее как ошибка, на самом деле, — часть стилистики. Ключевое отличие этого направления в том, что никто не пытается притвориться, что вписанные модели в кадр — настоящие.
Что нужно знать и уметь: это пример простой 3D графики, и, умея делать обычное 2D или 3D, достаточно просто научиться работать в этом стиле.
Софт: After Effects, Cinema 4D.

Фотореализм

Стилистика, в которой графика есть, но она так качественно сделана и спрятана внутри, что её не видно. Это киношный вариант, который только косвенно относится к моушн-дизайну.
Для работы в фотореализме нужна серьёзная подготовка. Иногда используется многокамерная съёмка, чтобы одну и ту же локацию снять с нескольких ракурсов, извлечь больше данных. Для такого рода съемки на площадке понадобится супервайзинг.
Что нужно знать и уметь: важно понимать, как в целом работает кадр, фотография, свет, светотень, чтобы виртуальными средствами воссоздать реальные феномены падения теней, отражения, преломления. Здесь хорошо помогает навык продвинутой ретуши фотографии.

Софт: Houdini, Nuke.

Хотим заметить, что, если научиться круто делать технически сложные вещи и при этом не уметь составить простую композицию, то ценность самостоятельной работы сильно снижается. Поэтому, одно не заменяет другого. Но технический специалист может усилить работу нескольких 3D художников в команде.
Так что, осваивайте базу, присматривайтесь к разным стилям и выбирайте, что вам ближе и по силам. Дерзайте!
497 0 850 1
0
RENDER.RU