Новостной дайджест DigitalRazor: выпуск 9
Unreal Engine 5.5 и бесплатные игры от Epic Games. Ридли Скотт размышляет про ИИ. Киберпанк-крыса. Новый аддон для стилизации в Blender.
Unreal Engine 5.5 — основные нововведения
Компания Epic Games представила Unreal Engine 5.5 — крупное обновление своего популярного игрового движка. Новая версия включает более 100 улучшений, затрагивающих все ключевые аспекты разработки.
Основные нововведения:
MegaLights. Экспериментальная система освещения, позволяющая использовать сотни динамических источников света в реальном времени. Технология использует трассировку лучей и обеспечивает реалистичное освещение без влияния на производительность.
Light Function Atlas. Технология для ускорения рендеринга. Она позволяет оптимизировать производительность за счёт преобразования освещения в 2D-текстуру, которая затем проецируется на сцену. Функция совместима с MegaLights.
Local Fog Volume. Инструмент, который позволяет создавать локальные вариации тумана. Он обеспечивает быструю и эффективную настройку тумана, дополняя существующие системы освещения и атмосферы. Разработчики обещают стабильную производительность, независимо от платформы, а также минимальное влияние на ресурсы.
Day Sequence. Экспериментальный плагин, который упрощает процесс реалистичной смены дня и ночи, автоматически регулируя освещение сцены. Пользователи могут индивидуально настраивать параметры солнца, луны, звёзд, атмосферы и облаков через редактор. Плагин также обеспечивает синхронизацию суточных циклов между игроками в многопользовательских проектах.
Sequencer. Редактор получил улучшенный интерфейс с расширенной фильтрацией и быстрым доступом к свойствам. Добавлены анимационные слои, что делает процесс управления анимацией более гибким и удобным.
Деформеры для создания анимации. Теперь можно создавать реалистичные эффекты, такие как деформация, сжатие и растяжение, с помощью анимируемых деформеров внутри Control Rig и применять их к персонажам в Sequencer одним кликом.
Animator Kit. Плагин, который предоставляет библиотеку готовых ригов с встроенными деформерами, а также утилиты для создания собственных.
MetaHuman Animator. Инструмент теперь поддерживает создание анимации лиц на основе аудиофайлов, автоматически синхронизируя движения губ и мимику с записанным диалогом. Это значительно упрощает процесс создания реалистичных персонажей и улучшает качество анимации лиц.
Mutable. Система кастомизации персонажей, позволяющая генерировать динамические скелетные меши, материалы и текстуры для персонажей. Поддерживает кастомизацию с множеством параметров и текстурных слоёв, предотвращая пересечения объектов.
Это лишь несколько основных изменений, которые представлены в Unreal Engine 5.5. Полный список улучшений и нововведений доступен на официальном сайте.
Unreal и Unreal Tournament доступны для бесплатного скачивания
Новая версия движка — не всё, чем порадовала нас компания Epic Games на этой неделе. Культовый шутер от первого лица Unreal и его многопользовательское продолжение Unreal Tournament стали доступны для бесплатной загрузки. Обе игры опубликованы на сайте Internet Archive с согласия разработчика Epic Games.
Значение этих игр сложно переоценить. Даже не столько для самих «Эпиков», которые сегодня больше известны по движку Unreal Engine, сколько для геймеров конца 90-ых. Слухи о бесплатных играх Unreal поползли в конце октября на OldUnreal Discord. А позже представители Epic Games подтвердили, что дают зелёный свет на размещение игр в интернет-архиве величайших произведений человечества.
«Мы можем подтвердить, что Unreal и Unreal Tournament доступны на Archive.org, и люди могут свободно ссылаться на эти версии и играть в них», — сообщил представитель Epic геймерскому изданию Polygon.
Чтобы игры десятилетней давности заработали на современных ПК, Old Unreal (это такой ламповый сайт для олдскулов) подготовил специальные установщики. Unreal можно загрузить здесь, а Unreal Tournament — здесь. Стоит отдать должное и самим «Эпикам», которые благословили инициативу. К слову, компания никогда не была «собакой на сене»: та же Unreal изначально поставлялась вместе с редактором, а исходный код был в свободном доступе.
Игра Unreal вышла в далёком 1998 году. За хитом стояли два человека — гейм-дизайнер Клифф Блезински и программист Тим Суини. Последний сегодня является гендиректором Epic Games. А Блезински позднее создал серию Gears of War. Unreal мгновенно стала хитом: такой динамики и графики геймеры ещё не видели. Примечательно, что шестью месяцами ранее вышла Quake II от id Software. Это положило начало долгому противостоянию двух компаний-разработчиков.
Вышедшая чуть позднее Unreal Tournament была ещё круче: акцент сместился на «игру в интернете», как тогда это называли геймеры. Последней игрой серии стала Unreal Tournament 3 (2007). После чего, в 2023 году «Эпики» закрыли все официальные серверы. Сегодня компания-разработчик развивает свою метавселенную Fortnite и игровой движок Unreal Engine.
Ридли Скотт считает, что мозг человека более эффективен, чем ИИ
Ридли Скотт, который подвергся критике фанатов за свои два последних фильма франшизы «Чужой» и средненький «Наполеон», не спешит опускать руки. Режиссёр готовится представить «Гладиатора 2», в честь которого дал интервью Deadline. В беседе сэр Скотт размышлял о предназначении ИИ, своём скептицизме по отношению к искусственному разуму и назвал Джеймса Кэмерона «светлой головой».
«ИИ — это инструмент, помните это. Но он может быть и ужасным злоупотреблением нормальными вещами, даже хорошими. Есть один или два человека, которые могут мыслить немного дальше и использовать ИИ для создания чего-то грандиозного. К ним я отношу и Джеймса Кэмерона. Мы всегда надеемся, что лучшие умы будут использовать ИИ как инструмент».
Скепсиса по отношению к ИИ у 86-летнего режиссёра поубавилось, однако он по-прежнему считает, что главный творец в этом мире — человек.
«Лучший инструмент в мире — это ваш мозг. Вот тут-то мы и узнаем, в чём заключаются проблемы ИИ. Хороший мозг может придумать что-то оригинальное, что заставит ИИ сказать: „Черт, я об этом даже не подумал“».
Говоря о противостоянии человеческого разума искусственному интеллекту, режиссёр привёл в пример фильм «Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика, где компьютер HAL 9000 скрывает от экипажа истинные цели космической экспедиции. Вдобавок к этому, у него есть чёткие инструкции пожертвовать людьми в случае риска для основной миссии.
«HAL, будучи компьютером, понимает, что экспедиция важнее, чем жизнь экипажа, и это его ошибка. Надеюсь, ИИ всегда будет делать ошибки. Надеюсь».
Сам режиссёр пока снимает «по старинке» и не использует ИИ в своей работе. Но в будущем не исключает такую возможность.
Общественность не первый раз слышит мнения знаменитых режиссёров про ИИ. Интерес к их мнению вполне оправдан: эти творцы создавали потрясающие произведения, когда искусственный интеллект ещё был в зачатке. Например, японский режиссёр Хаяо Миядзаки куда более негативно отнёсся к ИИ в момент первого знакомства с ним. Увидев анимацию, сделанную искусственным интеллектом, он был неприятно шокирован и назвал это «оскорблением самой жизни». Вслед за Миядзаки, творчество ИИ осудил и мексиканский режиссёр Гильермо дель Торо. А вот Кристофер Нолан настроен более оптимистично. Если не за себя, «старого аналогового старомодного кинорежиссёра», то за всю индустрию.
«В будущем ИИ будет чрезвычайно мощным инструментом», — заявил Нолан в интервью Wired.
Brushstroke Tools — бесплатный аддон для стилизации в Blender
Команда Blender Studio представила Brushstroke Tools, новый бесплатный аддон, позволяющий процедурно генерировать мазки кисти. С его помощью можно создавать уникальные слои текстур с эффектом ручной покраски, добавляя штрихи и линии, которые придают модели стилизованный вид.
Этот инструмент был специально разработан для работы над короткометражным проектом Project Gold, целью которого было продемонстрировать технические возможности Blender в создании стилизованных 3D-сцен.
Project Gold - Blender Stylized Rendering Showcase — ролик с демонстрацией возможностей нового аддона.
Ученые подключили мозг крысы к ИИ: теперь она легко отвечает на вопросы по физике, истории и нейрофизиологии
Ученые из российской биотех-лаборатории Neiry совместно с коллегами из МГУ провели уникальный эксперимент. Они подключили мозг крысы к нейронной сети. После апгрейда грызун научился отвечать практически на любые вопросы с помощью клавиатуры.
Подопытной стала белая крыса по имени Пифия. Группа ученых «имплантировала инвазивный нейроинтерфейс непосредственно в мозг грызуна», говорится в пресс-релизе лаборатории. Под воздействие электродов нейроинтерфейса попадают особые зоны мозга крысы. ИИ же работает в связке с нейроинтерфейсом, создавая цепочку для передачи данных.
А далее начинается настоящий киберпанк: после устного вопроса, нейросеть подсказывает Пифии верный ответ с помощью электрической стимуляции мозга. Крыса чувствует эту подсказку телом: «зачесалось» в одном месте — надо ответить «Да», в другом — ответ «Нет». Если Пифия справляется, то получает вкусняшку.
Учёные с воодушевлением смотрят вперед. Продукту дали название — «Искусственная интуиция» (ИИнтуиция). Пифия уже обогнала среднего зумера по правильности ответов. Учёные задавали ей сотни вопросов про квазары, миелиновые оболочки, язык Python и день рождения Альберта Эйнштейна. В обозримом будущем, говорится в сообщении, можно будет протестировать технологию на человеке.
Находчивые учёные ежедневно экспериментируют с крысой, у которой, кстати, уже появились хвостатые коллеги. «Цель этого проекта — разработка инвазивных нейроинтерфейсов. В перспективе планируется создать пользовательский продукт, который поможет соединить мозг человека со знаниями всего человечества», — сообщает Neiry.
В идеале это должно повысить эффективность деятельности человека, когда он сможет интуитивно отличать истину от лжи, выбирая правильный ответ или принимая верное решение. После этого можно будет забыть обо всех проблемах и спокойно «чилить», занимаясь творчеством, мечтами и философией, считают ученые.
«Когда ИИ интегрируется с естественным интеллектом, они будут работать вместе. ИИ будет делать то, что он делает хорошо: запоминать огромные массивы информации, обрабатывать её и передавать биологическому мозгу. А мозг будет заниматься задачами, связанными с творчеством, интуицией и сознанием. Это только начало, впереди нас ждет революция!», — заявил профессор МГУ Михаил Лебедев.
Нужны ли отдельному индивиду знания всего человечества и сможет ли мозг потом работать без инвазивных нейроинтерфейсов — покажет время.