Настройка Blender 2.83 - 2.9x

Видеоверсия от Яростного BLENDER'а в авторской озвучке:

Blender - это свободное (бесплатное) программное обеспечение с открытым исходным кодом. Программа доступна для Windows (7,8,10), Linux, MacOS на официальном сайте, Steam и Windows Store. Так же доступны PPA-репозитарии для Linux. Если ваш компьютер не соответствует системным требованиям, то все версии программы доступны на этом сайте. Самая последняя ночная сборка Blender 2.79. Самые свежие экспериментальные сборки здесь.

Системные требования.

Blender очень зависит от системных требований компьютера. Разработчики постоянно их обновляют. На данный момент минимальные ситемные требования выглядят так:

Процессор: 64-bit Двухъядерные процессоры 2Ghz с поддержкой SSE2.
ОЗУ: 4 GB
Дисплей: 1280×768 display
Видеокарта: 1 GB ОЗУ, OpenGL 3.3

Если ваша видеокарта, не поддерживает нужную версию OpenGL, то появится сообщение об ошибки:

opengl.jpg

Всплывающее окно, если видеокарта не поддерживает OpenGL 3.3

С новыми картами такой проблемы не будет, но у старых ноутбуков могут возникать артефакты, даже если программа запустилась. Поддержка OpenGL в Blender: 2.76 и старее - OpenGL 1.4, 2.79 - OpenGL 2.1, 2.80 - 2.82 - OpenGL 3.1, 2.82 и выше - OpenGL 3.3.
Так же у старых ноутбуков со встроенной графикой Intel могут возникать проблемы с переходом от Blender 2.82 к 2.83:

artifacts.png

Артефакты на старых видеокартах

Логика работы программы.

В Blender множество настроек. Вы можете включить и выключить кнопки, перемещать и удалять объекты и после этого сохранить это как стартовый файл: File - Defaults - Save Startup File. Он будет открываться при каждом запуске программы. Load Factory Settings - вернет первоначальные настройки программы, но для сохранения так же нужно будет сохранить как стартовый файл. Blender автоматически сохраняет только настройки программы.

startup.PNG

Сохранение стартового файла

Все настройки программы хранятся в пути C:\Users\Имя Пользователя\AppData\Roaming\Blender Foundation\Blender\2.90\

config:

bookmarks.txt - закладки пользователя.

platform_support.txt - информация о поддерживающих устройствах.

recent-files.txt - список недавних файлов, которые можно открыть в программе (File - Open Recent).

startup.blend - стартовый файл.

userpref.blend - настройки пользователя (preferences).

datafiles - studiolights:

matcap - маткапы.

studio - студийный свет (studiolight)

world - hdri-ки.

scripts:

presets:

keyconfig - пользовательский файл хоткеев.

interface_theme - пользовательские темы интерфейса.

addons: пользовательские аддоны.


Быстрые настройки программы.

Рассмотрим основные настройки программы.
Далее я буду ориентироваться на Blender 2.90. Различия между 2.83 минимальны. В основном компоновка интерфейса другая.

При первом запуске программы появится Splash Screen, в котором можно быстро настроить программу, либо перенести уже существующие настройки из предыдущих версий.

splashscreen.png

Splash Screen при запуске

Language - выбор языка программы.

Shortcuts - выбор раскладки горячих клавиш.

Select With - кнопка выделения. В Blender 2.79 выделение элементов по умолчанию стояло на ПКМ, а ЛКМ - перемещала 3D-курсор. В 2.80 все же перешли на ЛКМ.

Left:
ЛКМ – выбор объекта.
ПКМ – контекстное меню (W).
W – смена режима Select Tools.

Right:
ЛКМ – перемещение 3D- курсора.
ПКМ – выбор объекта.
W- контекстное меню.

Spacebar - действие на Пробел. Play - запуск анимации, Tools - вызов панели инструментов (дублирует боковую панель инструментов), Search - вызывает поиск (так было в 2.79), его можно вызвать, нажав F3.

Theme - выбор цветовой схемы. C 2.80 - 2.82 цветовых схем было две, теперь их девять. Так же вы можете загрузить пользовательские темы.

Если вы закрыли данное окно, то его можно вызвать, нажав на мини лого рядом с File.

logo-menu.png

Открытие Splash Screen

Основные настройки программы.

Основные настройки находятся в меню Edit - Preferences.

Blender автоматически сохраняет настройки, но если доступна кнопка со * значит автосохранения выключены.

autosave.PNG

Автосохранения выключены

Interface:

interface.png

Вкладка Interface

Display:

Resolution Scale - масштаб всего интерфейса. Если вы хотите увеличить масштаб только некоторых элементов, нажмите Ctrl +СКМ и не отпуская двигайте вверх и вниз.
Tooltips - показывать подсказки.

Editors:

Navigation Controls - показывает вспомогательные элементы навигации для вьюпорта справа от него (масштаб, перемещение, привязаться к камере, смена проекции)

Translation:

Language - Язык интерфейса.

Применить к Tooltips (Подсказкам), Interface (Интерфейсу), New Data (К новым именам датаблоков (объектов, материалов и т.д.))


Themes:

themes.png

Вкладка Themes

Во вкладке Themes можно настроить интерфейс на свой вкус. Либо загрузить уже готовые темы. Рассмотрим только основные параметры.

3D Viewport:

3d-viewport.png

Настройка 3D Viewport

Важно:

rgb-circle.png

Настройки цвета.

При выборе цвета появляется панелька с цветовым кругом. В цветовом круге можно выбрать цвет, ползунок рядом отвечает за яркость.

RGB, HSV - цветовая модель.
Hex - значение цвета в Hex-формате.
A - Альфа канал, отвечает за прозрачность.

Grid - цвет и прозрачность сетки пола.
Wire - цвет сетки в объектном режиме (object mode) (когда объект не выделен).
Wire Edit - цвет сетки в режиме редактирования (edit mode) (когда объект не выделен).
Object Selected - выделенный объект.
Active Object - активный (последний) выделенный объект.
Vertex - цвет вершин
Vertex Selected - цвет выделенных вершин.
Edge Select - цвет выделенного ребра
Face - цвет грани.
Face Selected - цвет выделенной грани
Face Dots Select - цвет активного фейсдота (в режиме wireframe(каркасный режим)). Face Dots - это точка внутри полигона в каркасном режиме.
Active Vertex/Edge/Face - цвет активной(го) вершины, ребра, грани.

Про Face Orientation Front (Back) ниже:

В Blender 2.79 вывернутые грани отображались сразу, во вьюпорте.

nrm79.png

Отоброжение граней в Blender 2.79

По умолчанию в 2.83 отображение вывернутых граней выключено. Для включения надо активировать галочку напротив Face Orientation в Overlays, но это не всегда удобно. Активируем галочку и возвращаемся в настройки.

nrm283.png

Включение отображения вывернутых граней в Blender 2.83

Поэтому Face Orientation Back (цвет задней стороны грани) оставляем как есть или меняем на ваше усмотрение, а в Face Orientation Front (цвет передней стороны грани)ставим альфа канал на 0. Таким образом, мы будем видеть оригинальный цвет меша, а вывернутый меш в цвете.

nrm283-fix.png

Решение проблемы с отображением граней

Vertex Size - размер вершин.
FaceDots Size - размер фейсдота.
Outline Width - ширина контура для выделенного объекта.
Object Origin Size - Размер origins (центра объекта).

Theme Space:

themespace.png

Настройки Theme Space

Здесь нас интересует Gradient Color - позволяет устанавливать градиент для вьюпорта.

BackgroundType (тип градиента):
Single Color - одноцветный (без градиента).
Linear Gradient - линейный градиент
Vignette - виньетка

Gradient High/Off - цвет верхнего градиента
Gradient Low - цвет нижнего градиента

Node Editor:

node-editor.png

Настройка Node Editor

Noodle Curving - настройка кривизны линий соединяющих ноды.
Grid Levels - настройка сетки в Shader Editor.

Lights:

lights.png

Настройка Lights

Настройка пользовательского света для меша для вьюпорта. Переключение доступно во Viewport Shading.

Studio Light - более гибкая система отображения света, чем MatCaps.

MatCaps - загрузка сторонних маткапов. Теперь можно загрузить любой маткап в виде картинки. Вы можете скачать уже готовые маткапы здесь.

HDRI - загрузка собственных HDRI для вьюпорта. Выбор HDRI осуществляется в режиме Material Preview вкладке Viewport Shading.

Input, Navigation, Keymap (коротко):

input.png

Вкладки Input, Navigation, Keymap

Input:

Emulate Numpad - эиулирует нумпад. Управление вьюпортом осуществляется верхними цифрами на клавиатуре от 1-0.
Emulate 3D Button Mouse - эмуляция средней кнопеи мыши. Левый Alt+ЛКМ - перемещение, Правый Alt+ЛКМ - масштабирование.

Tablet API - выбор API для управления планшетом.
От себя: Если ваш планшет введет себя не корректно в Windows 10, рекомендую отключить Windows Ink через реестр. Отключение через драйвер не всегда помогает. Это касается не только Blender, а так же Zbrush и Photoshop.

Navigation:

Orbit Around Selection - вращение выбронаго объекта.
Auto Perspective - автоперспектива. Автоматическое включение перспективы при вращении из ортогонального вида. Рекомендую выключать при скульптинге.

Keymap:

Select All Toggles - Данная опция позволяет нажимать один раз А для снятия выделения. По умолчанию в 2.80 для снятия выделения нужно нажать два раза А, либо Alt+A. В 2.79 нужно нажать один раз.

System, Save & Load, File Paths:

system.png

Вкладки System, Save & Load, File Paths

System:

Undo Steps - количество шагов отмены.
Global Undo - должна быть включена. При выключении пропадает возможность менять настройки примитивов. Они неактивны.

global-undo.PNG

При выключенном Global Undo

Save & Load:

Save Version - количество версий. При сохранении файла Blender автоматически создает файлы бекап с расширением .blend1
Recent Files - длина списка недавно открытых файлов.
Auto Run Phyton Scripts - включить, если вы работаете с чужим файлом, и там требуется активировать скрипты.

File Paths

Установка различных путей. Крайне рекомендую указать папку отдельную Temp для blend-файлов. Это спасет ваши нервы, если нужно будет восстановить файлы.

Общие настройки программы.

Statistics - В Blender 2.9 статистика отображается слева (как в Maya), а не в нижней панели как в 2.83 и ниже. По умолчанию выключена.

statistics.png

Отображении информации об объектах.

Но есть возможность включить статистику внизу. Нажмите ПКМ на версии Blender и выберите необходимое.

Status Bar.PNG

Опции Status Bar.

В настройках фильтра Outliner активировать галочки для выбора объекта и показ рендера.

filtres.PNG

Настройка отображения.

В N-панели (N) установите значение Clip Start на 0.001. Этого достаточно для мелких объектов.

clipstar.PNG

Настройка Clip Start

После проделанных действий сохраните как стартовый файл File - Defaults - Save Startup File, иначе не сохранится.


Основные ресурсы Blender.

www.blender.org/ - официальный сайт Blender.

docs.blender.org/manual/ - официальная документация.

blender.community/c/ - сайт комьюнити.

code.blender.org/ - новостной блог разработчиков.

devtalk.blender.org/ - основной форум разработчиков.

developer.blender.org/ - сайт багрепортов.

fund.blender.org/ - фонд поддержки (спонсорство).

740 0 850 6
23
2020-09-29
Ребята, уровень грамматики поражает просто...
2020-09-29
по мне самое главное, что надо сделать в настройках, это отключить автопреспективу, инвертировать масштабирование мышки с Ctrl включить pie меню
2020-09-29
Басир, + цвета рендера сделать стандарт, а не фильмик
2020-09-29
Он настолько гибкий, что настройки уже стали индивидуальными. Для себя сделала вращение вида во вьюпорте через "alt + LMB", а паранормирование через "shift + alt + LMB", ибо в юнити, где я работаю, так, и чтобы не путаться.
2020-09-29
Басир, а вот это зря)
2020-09-29
Артём, фигня это фильмик, все цаета искажает, я знаю это типа для профессионалов, но я часто получаю не то, что задумывал, да и есть корректировать насыщенность, цвета цвета получаюся выжеными с кучей артифактов
2020-09-29
Никто почему-то об этом не говорит, но анимация во вьюпорте часто падает до 15fps. Вот это помогло.
2020-09-29
Басир, а вы точно знаете разницу между sRGB и Filmic? Фильмик немного желтит и все. https://youtu.be/m9AT7H4GGrA
2020-09-29
Александр, это при использовании сабдивижена? Опен Сабдив пробовали?
2020-09-29
Christina, нет, фишка в том, что никакого сабдива нету. Проблема возникает, судя по всему, когда у рига достаточно много мешей отдельных.
2020-09-30
Александр, странно, так не должно быть. А какой поликаунт и какая версия блендера?
2020-09-30
Christina, ну, это из разговора с разрабом Auto Rig Pro, так что если так быть не должно, он бы такого гайда не делал)) 2.89, поликаунт был где-то 30к
2020-09-30
Александр, эм 2.89? Может все-таки 2.9? Или 2.79? И если плохо работает плагин, то проблема в нем, а не в блендере, тут как бы бессмысленно искать пути решения - пусть автор плагина разбирается что он там намутил.
2020-09-30
Christina, пардон, 2.83 Плагин здесь ни при чем, он не модифицирует параметры меша. Я импортировал отдельные меши с отдельными скелетами и проблема такая же. Это корявость Блендера в данном случае.
2020-09-30
Басир, рубрика врелные советы
2020-09-30
Максим ИванцовРебята, уровень грамматики поражает просто...

Хех, дык блоги же, кто как может, так и пишет, люди то разные, кто это будет контролировать? Одни грамотно пишут, другие как бог послал, в наше время без матов, уже спасибо. :-)
2020-09-30
Айрат, фильмик не дает мне редактировать изображение, я уже пиписал, это тупа работать с фильмик по умолчанию, когда есть стандартный диапозон rgb
2020-09-30
Александр, ригить без плагина пробовали? Кастомная арматура сама по себе несёт кучу нагрузки, а если там еще и драйверами всё перегружено и сделана она в несколько слоёв, то понятно что будет лагать. Пробуйте ригить в чистом блендере на собственноручной арматуре, если будет лагать - тогда отпишитесь.
2020-09-30
Christina, нет, спасибо.
2020-09-30
Александр, а ну понятно) претензии сборщику рига предъявляйте тогда, а не на блендер гоните, ибо в блендере все ок.
2020-09-30
Christina, я уже написал в чем проблема.
2020-09-30
Александр, проблема в неумении пользоваться софтом
2020-09-30
Christina, ок, бумер.
RENDER.RU