Экспертный обзор профессионального монитора BenQ PV270 от www.ixbt.com
BenQ позиционирует монитор BenQ PV270 в качестве инструмента для постобработки видео на любом из её этапов. В число основных преимуществ включены соответствие стандартам Rec.709, DCI-P3 и Adobe RGB, а также качество цветопередачи и возможность калибровки. Монитор PV270 подробно оценен экспертами сайта www.ixbt.com. Читайте вместе с нами.
Дизайн утилитарный, однако при этом синяя гильотинная шторка кабельного фиксатора в разумной степени разбавляет черное-серое однообразие. Внешние панели блока экрана и кожухи подставки изготовлены из черного пластика с немаркой матовой поверхностью, а выпуклая фронтальная рамка — из темно-серого, почти черного пластика с такой же матовой поверхностью. Внешняя поверхность матрицы полуматовая (зеркальность отражения выражена), черная и относительно жесткая. В правой нижней части фронтальной рамки расположены сенсорные кнопки управления и кнопка включения-выключения, обозначенные белыми подсвечивающимися вставками-точками и значком-индикатором состояния. По центру рамки внизу плотно тонированное прозрачное окошко маскирует датчики освещенности и присутствия. На верхней грани блока экрана по центру установлен датчик цвета и освещенности. Разъем питания и большая часть интерфейсных разъемов доступны через окна в нижнем торце выступа сзади и ориентированы вниз. Рядом с разъемом питания — механический выключатель питания. Разъемы, подключаться к которым придется чаще, вынесены на левый торец блока экрана. Это выходные USB-порты концентратора и приемная прорезь картовода. Отходящие кабели можно пропустить через большое круглое отверстие в стойке, где они прижимаются подпружиненной шторкой. В нижнем углу на задней панели можно найти разъем для кенсингтонского замка. Вентиляционные решетки находятся на трех скошенных гранях выступа сзади. Стойка имеет фиксированную высоту, но подпираемый пружиной механизм со стальным рельсовым шариковым подшипником обеспечивает вертикальное перемещение шарнира, на который крепится блок экрана. В итоге легким движением руки экран можно установить на нужную высоту. Верхний шарнир допускает немного наклонять блок экрана вперед от вертикального положения, больше — назад, и переворачивать экран в портретную ориентацию по часовой стрелке. На шарнире в основании стойки блок экрана вместе со стойкой поворачивается вправо-влево. Несущие элементы стойки и основания подставки изготовлены из штампованной стали и отлиты из магний-алюминиевого сплава. Снизу на основание подставки наклеены резиновые площадки, благодаря чему монитор фиксируется на гладких поверхностях и не царапает их при перемещении. Конструкция подставки жесткая. Стоит монитор устойчиво, при этом П-образная форма основания подставки увеличивает эффективность использования площади рабочего стола не в ущерб устойчивости. При необходимости подставку можно отсоединить от блока экрана (или не подсоединять), выкрутить четыре винта, и ставшие доступными резьбовые отверстия (по углам квадрата со стороной 100 мм) использовать для крепления к VESA-совместимому кронштейну. Признаком ориентации на профессиональное использование является входящий в комплект козырек, уменьшающий влияние внешних источников света на изображение на экране монитор. Козырек собирается из пластиковых и металлических пластин с матовой черной поверхностью, при этом поверхности ориентированные внутрь оклеены черным бархатом. Щиток на верхней плоскости козырька можно сдвинуть вбок, это позволит разместить калибратор на экране без демонтажа козырька. Упакован монитор в скромно оформленную коробку из толстого и прочного гофркартона с прорезными ручками по бокам. Монитор оснащен четырьмя цифровыми входами — DVI-D, HDMI и два DisplayPort в полноразмерной версии и миниатюрной. Нужный вход выбирается в меню (в быстром — одна из кнопок по умолчанию — или в основном). Кроме того, при отсутствии сигнала на текущем входе вход непосредственно выбирается кнопками на мониторе. Если на текущем входе пропадает сигнал, то монитор переходит в спящий режим, из которого выходит, при появлении сигнала или переходит в выключенное состояние через 10/20/30 мин., если активирована соответствующая функция. В монитор встроен концентратор USB (3.0) с одним входом и двумя выходами такой же версии. Встроенный картовод поддерживает все версии больших карт SD и Memory Stick. ПО Palette Master, которое кратко описано ниже. На русском сайте компании BenQ на странице этого монитора мы обнаружили русскую версию руководства и установщики этих двух программ и драйвер монитора. В мониторе есть режим с автоматической регулировкой яркости в зависимости от уровня внешней освещенности (пункт Защита зрения). Также монитор может отслеживать присутствия субъекта перед монитором и переходить в ждущий режим через некоторый интервал отсутствия пользователя. В меню задается диапазон чувствительности датчика присутствия. Функция Умное напом. через заданный интервал и на заданное время выводит напоминание о том, что глазам нужно дать передохнуть. Есть и функция напоминания о необходимости выполнить повторную калибровку монитора. В режиме PIP для дополнительного окна можно выбрать один из трех размеров и перемещать его в вертикальном и горизонтальном направлениях. Добиться вывода 1:1, то есть пиксель в пиксель, для дополнительного окна в режиме PIP у нас не получилось. В случае DisplayPort и профессиональных видеокарт поддерживается вывод в режиме 10 бит на цвет, что подтверждается соответствующим тестом NEC. Кинотеатральные режимы работы тестировались при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Проверялась работа по HDMI. Монитор воспринимает сигналы 576i/p, 480i/p, 720p, 1080i и 1080p при 50 и 60 кадр/с. Есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с (кадры выводятся с равной длительностью). В случае чересстрочных сигналов меняющиеся фрагменты изображения чаще всего просто выводятся по полям. Яркостная и цветовая четкость очень высокая и соответствует разрешению исходного сигнала. Интерполяция более низких разрешений к разрешению матрицы выполняется без значимых артефактов. «Кристаллического» эффекта (микроскопической вариации яркости) как такового нет. Матовость поверхности матрицы, а также защитный козырек позволяет работать с комфортом в случае типичного варианта расположения монитора, пользователя и светильников в помещении. Цветовой охват зависит от выбранного профиля и/или от значения настройки Гамма цветов, если она доступна. Так при выборе профиля (или значения настройки) Adobe RGB охват практически равен охвату соответствующего стандарта: Аналогично и в случае профиля/настройки sRGB: В случае DCI-P3 есть несущественное расхождение для «зеленой» вершины: При выборе варианта Rec. 2020 охват самый широкий, но, конечно, он меньше, чем по стандарту Rec. 2020 (они же BT.2020): Ниже приведены спектры для белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) в этом случае максимального охвата: И для sRGB: Судя по спектру — хорошо разделенные узким пики цветов, — в мониторе предположительно используется светодиодная подсветка типа RGB-LED, с синим, зеленым и красным излучателями. Хорошее разделение спектральных областей позволяет исходно получить широкий охват, который поджимается до границ соответствующего пространства увеличением перекрестного подмешивания чистых цветов. Для данного монитора, для каждого конкретного экземпляра (в отчете указан его серийный номер) выполняется заводская калибровка цветового баланса и равномерности по площадми, о чем свидетельствует прилагаемый отчет: Эта калибровка относится, по всей видимости, к предустановленному профилю Adobe RGB. Разумеется, нельзя ожидать, что калибровка, какой она ни была бы хороша, не может сохранятся на весь срок работы монитора, также не исключены какие-то специфические требования к цветопередаче, то есть монитор, особенно предназначенный для профессиональной работы с цветом, периодически нужно калибровать. Производитель в лице компании BenQ предлагает свой вариант в виде программы Palette Master, предназначенной для выполнения аппаратной калибровки монитора с использованием распространенных моделей калибраторов. Отметим, фактически это специальная усеченная версия программы i1Profiler от компании X-Rite. Итогом работы этой программы является коррекция таблицы соответствий цветов в мониторе (LUT), привязанной к профилю Калибровка 1 или Калибровка 2. Посмотрим, что может получиться, сравним встроенный калиброванный на заводе профиль sRGB, результат работы программы Palette Master при выборе sRGB в качестве цели (графики Калибр.) и то, что получается при ручной правке цветового баланса настройками интенсивности основных цветов в самом мониторе (Корр.). Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE): Самый близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая. По цветовой температуре все протестированные профили хороши, так как она близка к стандартным 6500 К на всей имеющей значение части шкалы серого. В случае калиброванного на заводе профиля sRGB с ΔE тоже все неплохо, оно не выше 4 единиц. Вот аппаратная калибровка с помощью программы Palette Master с нашей точки зрения не совсем удалась, так как ΔE оказалось больше 4 на всей части шкалы серого. Ручная коррекция в данном случае победила, так как позволила получить минимальное значение ΔE при минимальных затратах времени и усилий. Только в одном месте по нижнему краю есть существенное повышение яркости черного поля. Если требования к равномерности черного поля высоки, то стоит проверить монитор при покупке и при необходимости выбрать экземпляр с лучшей равномерностью. Включим режим с повышением равномерности белого и посмотрим, к чему это приведет: На поведении черного включение этой функции сказалось мало (некие отличия могут быть связаны с несовпадениями точек измерения), что естественно, равномерность белого несколько возросла, но и сильно уменьшилась яркость белого и контрастность. Выбор за пользователем, хотя, с нашей точки зрения, особого смысла в этой функции нет, белое поле и так достаточно равномерное по яркости и цветовому тону. Яркость белого поля в центре экрана и потребляемая от сети мощность (остальные настройки установлены на значения, обеспечивающие максимальную яркость изображения): В режиме ожидания монитор потребляет 0,3 Вт, а в выключенном состоянии — 0,2 Вт, механический выключатель на задней панели полностью отключает монитор от сети. При уменьшении параметра Яркость меняется только яркость подсветки, т. е. без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно менять в очень широких пределах, что позволяет с комфортом работать и, например, смотреть фильмы как в освещенном, так и в очень темном помещении. На любом уровне яркости мало-мальски значимая модуляция подсветки отсутствует, значит мерцания экрана нет. Нагрев монитора можно оценить по приведенным снимкам с ИК-камеры, полученным после долговременной работы монитора на максимальной яркости в помещении с температурой примерно 24 °С: Нагрев спереди: Задняя панель греется несильно — максимум 38 °С на верхней вентиляционной решетке и у верхнего края матрицы, видимо, там находится светодиодная линейка подсветки экрана. Время отклика зависит от значения настройки AMA, которая управляет разгоном матрицы. Ступени регулировки две — включено и выключено. График ниже показывает, как меняется время включения и выключения при переходе черный-белый-черный (столбики вкл. и выкл.), а также среднее суммарное время для переходов между полутонами (столбики GTG): Так выглядят графики зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) для перехода между оттенками 40% и 60% при различных значениях AMA: Если это требуется, то AMA можно оставлять включенной, так как какой-то разгон есть, но и артефакты не очень заметны. Мы определяли полную задержку вывода от переключения страниц видеобуфера до начала вывода изображения на экран. При этом в итоговое значение не включалась неизвестная фиксированная величина задержки от запроса на переключение страниц видеобуфера до запуска АЦП с внешним фотодатчиком, установленным в центре экрана монитора, а также некая постоянная/переменная задержка, обусловленная тем, что ОС Windows не является системой реального времени с нормированными задержками и особенностями работы видеокарты, ее драйвера и Microsoft DirectX. То есть получаемая величина задержки привязана к конкретной программно-аппаратной конфигурации. В итоге задержка вывода изображения составила порядка 40 мс при подключении по DisplayPort в максимальном разрешении и 60 Гц кадровой частоты. Такая задержка может быть будет чувствоваться в очень динамичных играх, но не при работе за компьютером. Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном, горизонтальном и диагональном (из угла в угол) направлениях. Уменьшение яркости на 50% от максимального значения: Отметим плавное уменьшение яркости при отклонении от перпендикуляра к экрану в горизонтальном направлении, при этом графики не пересекаются во всем диапазоне измеряемых углов. Быстрее падает яркость при отклонении в вертикальном направлении. При отклонении в диагональном направлении поведение яркости оттенков имеет промежуточный характер между вертикальным и горизонтальным направлениями, за исключением яркости черного поля, которая начинает резко возрастать уже при 20-30° отклонения от перпендикуляра к экрану. Если сидеть от экрана на расстоянии 50-60 см, то черное поле по углам будет заметно светлее и с легким цветовым оттенком. Контрастность в диапазоне углов ±82° приближается к отметке 10:1 только при отклонении по диагонали, и при отклонении к одному углу (из двух протестированных) опускается ниже после отметки 71°. Для количественной характеристики изменения цветопередачи мы провели колориметрические измерения для белого, серого (127, 127, 127), красного, зеленого и синего, а также светло-красного, светло-зеленого и светло-синего полей во весь экран с использованием установки, подобной той, что применялась в предыдущем тесте. Измерения проводились в диапазоне углов от 0° (датчик направлен перпендикулярно к экрану) до 80° с шагом в 5°. Полученные значения интенсивностей были пересчитаны в ΔE относительно замера каждого поля при перпендикулярном положении датчика относительно экрана. Результаты представлены ниже: В качестве реперной точки можно выбрать отклонение в 45°, что может быть актуальным в случае, например, если изображение на экране рассматривают два человека одновременно. Критерием сохранения правильности цветов можно считать значение ΔE меньше 3. Из графиков следует, что значительного сдвига большинства оттенков нет при отклонении в любом направлении, и только синий и светло-синий цвета сильно меняются в случае диагонального отклонения, а светло-синий и при отклонении по горизонтали. Мы считаем, что монитор BenQ PV270 отвечает своему позиционированию в качестве инструмента для постобработки видео на любом из её этапов. Высокое разрешение и физические размеры экрана позволяют с комфортом редактировать видео Full HD, при этом точное визуальное соответствие обеспечат соответствие стандартам sRGB, DCI-P3 и Adobe RGB, поддержка 10-битного режима отображения, возможность выполнения аппаратной калибровки и расширенный набор настроек, позволяющий аккуратно подстраивать яркостный и цветовой баланс. Отметим, что в целом монитор можно считать универсальным, пригодным, как для профессиональной работы с графикой и видео, так и для выполнения типичной офисной работы, для просмотра кино и для игр.Внешний вид
Тестирование ЖК-матрицы
спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).
Параметр Среднее Отклонение от среднего мин., % макс., % Яркость черного поля 0,29 кд/м² −16 60 Яркость белого поля 192 кд/м² −2,9 5,0 Контрастность 670:1 −38 16 Настройка Яркость, %% Яркость, кд/м² Потребление электроэнергии, Вт 100 328 48,2 50 217 33,9 0 16 14,3
Нагрев задней панели:Определение времени отклика и задержки вывода
Измерение углов обзора
В вертикальной плоскости В горизонтальной плоскости По диагонали Яркость черного поля в процентах от максимальной яркости белого поля Контрастность Направление Угол, градусы Вертикальное −34/34 Горизонтальное −46/43 Диагональное −41/40
Выводы
Достоинства:
Недостатки: