Пропорции и пропорционирование в изобразительном искусстве. Часть 3.
В начале последней части хочется сказать, Пропорционирование в наше время основано на стандартах, которые могли иметь в основе какую-либо из легендарных соотношений, например золотое сечение, но это не обязательно.
В наше время, никто из серьёзных авторов не приписывает данным системам метафизические смыслы, и свойства, сейчас это просто инструмент, иногда уместный, иногда бесполезный, или даже вредный.
Сейчас в некоторых индустриях, например в полиграфии есть некоторые ограничения, обусловленные производственными требованиями, например в полиграфическом оборудовании, которое имеет свои чисто конструктивные ограничения, вероятно связанные, например с логистикой, или материаловедением. И да в ряде случаев можно сказать, что они задают некий канон, Который в силу чисто конструктивных особенностей не имеет никакого отношения к легендарным системам.
В тоже время, к примеру, в некоторых игровых или анимационных проектах могут применяться уже известные, архаичные системы. С целью, например добиться наибольшего сходства с определенной эпохой в которой происходить действие, игры. Или специально разработанные свои, системы пропорций чтобы опять же добиться некоего стандарта в изображении мира, в котором происходит действие, чтобы он воспринимался как единое пространство, а не совокупность разрозненных несопоставимых элементов.
Развитие индустрии накладывало свои требования на науку о пропорциях.
И уже с начала XIX век появился запрос на более общие законы пропорционирования. Простые численные каноны, стали казаться недостаточно функциональными, Промышленная революция требовала единого закона, по возможности применимого, как в живописи, скульптуре, или архитектуре, так и
в дизайне, и в инженерии.
Первым кто пытался сформулировать подобный закон был англичанин Д. Гей. Он строил свой закон на основе музыкальных аналогий, но его попытка не увенчалась успехом.
А. Цейгинг (1810 – 1876) предлагал свою систему на основе золотого сечения, считая, что данное сечение присуще всему мирозданию, пытался доказать его существование как в органичном, так и в неорганичном мире. Он писал по данному поводу, «Такой закон, не должен быть расплывчатым и неопределенным, но все же достаточно гибким, чтобы дать возможность широкого его применения».
Особо хочется отметить вклад в данное направление человеческой мысли, французского архитектора Эдуарда Ле Корбюзье (1887 – 1965). Он создал систему «Модулор» или «Опыт соразмеренной масштабу человека всеобщей гармоничной системы мер, применимой как в архитектуре, так и в механике».
Проблему пропорций с нескольких параметров он сводит к одному. Его схема соединила реальные размеры человеческого тела с математическими закономерностями. Основой своей системы Ле Кобюзье делал модулор величину в 2,26 м. такой высоты может достичь мужчина ростом около 1,84
м, поднявший в верх руки. Разделив модулор пополам, автор находил место расположения пупка. Затем верхнюю получившуюся величину делил по золотому
сечению (698 : 432 мм) и таким образом получал верхнюю точку головы, Дальнейшее членение производилось по «приблизительному золотому сечению» и таким образом получались все остальные нужные величины. Предлагалось два ряда один считали от Высоты головы, «красный ряд». Второй от полного роста человека, 2,26 «синий ряд», который являлся как бы производным от первого. Оба имеют свой ряд цифр. Оба ряда стремятся к нулю вниз, и к бесконечности вверх.
Данную систему Ле Корбюзье использовал для проектирования архитектурных объектов, хотя он же приложил руку и к книжным стандартам, к дизайну мебели, и другим сферам.
Стандарты высоты мебели по модулору Ле Корбюзье
Таким образом получился инструмент применимый к большинству задач по пропорционированию, и не отягощенный, мистикой и мифологизмом, многих
предыдущих систем.
У данного автора были последователи, на пример свои модулоры предлагали Серальт и Мезонье, в России изощренную систему предлагал архитектор И. П. Шмелев.
Каноническая система дуплекс-модулора И. П. Шмелева
В современном мире, например в дизайне редко используются легендарные системы пропорций, дизайнеру приходиться работать с соотношениями заложенными гостами или международными стандартами (в пропорции Российских полиграфических стандартов заложен формат 84 х 108/32) например
стандарты форматов мониторов, или размеры фотографической матрицы, или форматы бумаги, и хотя как база, для построения стандартов, могут использоваться например золотое сечение, или числа Фибоначчи, но уже без мистически-религиозного флера, только как инструмент.
Стандарты разрешения экранов современных компьютерных мониторов
И да, например, золотое сечение может использоваться в Артах, сделанных для продажи в художественной галерее, в произведениях, где автор не скован ничем кроме своего желания делать так как он захочет, произвольно выбирая формат. И тут он волен выбирать любые соотношения, и каноны даже архаичные, или придумать свои. Главное, чтобы потребителю нравилось, и он это покупал, и тут автор вынужден задумываться, а что потребитель будет считать интересным или красивым, что так воздействует на его психику чтобы он был готов раскошелиться.
Хотя эксперименты с пропорциями, не имеющие коммерческого значения, тоже встречаются, и бывают весьма интересными, и вероятно именно они откроют новые горизонты в искусстве пропорционирования.
И да, по-прежнему нет шкалы красиво-не красиво.
И таблицы, по которой шедевры делают, или кнопки шедевр, тоже нет. И даже нейро сети, плачут, но ничего поделать не могут, печалька.
Современная таблица пропорций человеческого тела.
Бонус. Теперь расскажу о правиле третей.
Есть такое правило, которое говорит, что некий формат, стороны которого можно разделить на три части по горизонтали и по вертикали, в пропорциях 3:5, 2:3 или 1:2 и (берутся последовательно идущие числа Фибоначчи), часто (чтоб не ломать голову) просто делят на три равные части, соединив получившиеся точки по вертикали и горизонтали, мы получим некую модульную сетку в пересечение линий которой нужно помещать композиционный центр (наиболее повествовательно значимую часть) композиции. То такая композиция будет гармоничной. И путают данное правило с золотым сечением. На самом деле это правило третей, и к золотому сечению прямого отношения не имеет, но к использованию вполне подходит. А сетка с золотым сечением выглядит несколько по-другому смотрите иллюстрацию, и тоже вполне функциональна. Просто правило третей это упрощенный по построению способ геометрической гармонизации, производный от чисел Фибоначчи. То есть была сетка злотого сечения, которую было сложно строить, и решили упростить задачу, стали строить по правилу третей. Часто экран фотоаппаратов расчерчивают такими сетками, чтобы упростить работу с композицией.
До встречи в следующих статьях.
Дмитрий Бодяев.
Литература, используемая при написании статьи.
С.С.Водчиц. Эстетика Пропорций в Дизайне. Система Книжных Пропорций. 2005.
Брунов Н. И. Пропорции античной и средневековой архитектуры. М., 1935
Петрович Д., Теоретики пропорций. М., 1979