"Сколько вешать, в граммах?" или как оценить стоимость анимационного проекта?

Возможно, вы - продюсер или инвестор, который планирует взяться за проект и хочет заранее спрогнозировать финансовые издержки. Или вы - менеджер, перед которым начальство поставило задачу оценить перспективы будущего производства. Возможно, вы сами придумали отличный сценарий и пытаетесь прикинуть бюджет, чтобы понять, какие финансовые потоки надо привлечь и каких инвесторов искать. В любом случае этот подход - для вас!

В этой статье предлагаю рассмотреть, насколько бюджет анимационного фильма зависит от сложности визуального ряда. Причём этот анализ справедлив как для уже вышедших на экран фильмов, так и для фильмов, производство которых только запускается, в этом случае достаточно иметь на руках сценарий и режиссерский аниматик (почему аниматик лучше иметь перед глазами объясню ниже).

pic_900x400.jpg

Отдельно отмечу, что сложность производства и креативность задумки - это разные понятия. И зачастую самые креативные проекты просты в реализации. Вспомнить хотя бы нашумевшую Масяню, которая произвела фурор в начале 2000-х годов, при достаточно простом визуальном ряде и штате проекта всего 15 человек (в 2002 году), оборот, к которому компания подошла в первые 2 года существования, составил порядка $1,5 млн и $1 млн чистой прибыли. (Журнал "Коммерсантъ Деньги" №36 от 17.09.2002)

В этой статье речь пойдет именно об оценке сложности визуального ряда анимационного CG-проекта, сделанного с помощью 3D-технологии. А точнее о том, какие аспекты производства влияют на стоимость и почему. Ведь бюджет фильма напрямую зависит от того, сколько человеко-часов затрачено на создание той или иной сцены.

Здесь уместно сказать о сложности производства CG-проекта. Это очень важная оценка, которой пользуются на производстве во всём мире, в частности в Американском и Китайском продакшне. На Российском рынке этот подход впервые был озвучен на CGEvent 2013 в рамках доклада “Complexity Box”.

Для оценки рассмотрим ряд характеристик, которые влияют на производство.

Для начала определимся какой продолжительности и формата будет фильм. Если речь идет о полнометражном проекте, то продолжительность фильма как правило составляет 90—120 минут. Однако если это сериал, то продолжительность зависит от требований канала. Например, 26 серий по 22 мин, или 104 серии по 6 мин... Лучше заранее ознакомится с этими требованиями.
Если титры планируются простыми - на черном фоне белым шрифтом перечислены создатели, то можно вычесть этот хронометраж из общего объема, так как исполнение этой задачи не требует особых затрат в сравнении с производством сцен в целом.

Имея перед глазами сценарий будущего проекта, можно посчитать количество персонажей, локаций и объектов, которое следует произвести. Чем точнее будет подсчет, тем точнее можно оценить объем производства.
Здесь следует отдельно отметить, что нам важно посчитать именно количество персонажей, а не то, сколько раз каждый из них встречается в сценарии и появится на экране. Даже если персонаж появится всего в одной сцене, как правило он требует полноценного производства. Возможно требования к его созданию будут не такими жесткими, как у главных персонажей, но он всё равно пройдет через все производственные этапы - моделинг, текстуринг, риггинг и т.д...

И, говоря про персонажей, следует выделить в отдельный параметр плотность персонажей в кадре, так как от этого напрямую зависит время производства анимации каждой сцены. Под плотностью персонажей в кадре подразумевается сколько в среднем персонажей находится на экране одновременно. Оговорюсь, что это не единственный параметр, который влияет на сроки производства анимации, и этот вопрос будет рассмотрен в одной из следующих статей посвященной коэффициенту сложности анимационного процесса. Но на данном этапе оценки достаточно учесть только плотность персонажей в кадре.

Следующее, на что следует обратить внимание - это сложность движений камеры, то есть, количество статичных, динамичных камер, и камер со сложной траекторией полёта в процентном соотношении относительно общего хронометража. Чем сложнее движение камеры, тем больше частей локации попадет в объектив, и тем больше времени придется потратить на их проработку. и как следствие - потребуются более мощные компьютеры и рендер фермы.

Также, помимо сложности движения камеры, следует отдельно заострить внимание на том будет ли проект в стерео, или нет. Для производства это очень важный критерий, так как для полного стерео каждый кадр придется рендерить 2 раза (для левого и правого глаза) поэтому возрастет время рендера - а это дополнительные затраты.

Еще один критерий, который следует учесть при определении сложности проекта - это количество и сложность спецэффектов, опять же в процентном соотношении - какой объем планируется создать для данного фильма. Отмечу, что симуляция волос и тканей не относится к спецэффектам и выполняется по совершенно иной технологии. Их следует выделить как отдельные параметры.

Также проект усложнится, если потребуются вставки с 2D анимацией, например в титрах, или в целом по сюжету. Это потребует проработки отдельной технологической цепочки и зачастую привлечение сторонних специалистов.

И наконец выделим такую характеристику, как средняя длина шота, что также позволит сделать выводы о сложности производства. Как показывает практика - на создание 1 шота в 90 кадров уходит меньше времени, чем на 3 таких же по 30 кадров.

pic_SP.jpg

Возвращаясь к вопросу о том, почему при данном анализе следует иметь на руках аниматик, отмечу, что приведенную выше оценку можно провести и без него, но тогда вопрос о динамичности камер и плотности персонажей в кадре придется решать заранее. А в дальнейшем оговаривать этот вопрос с режиссером и, исходя из этого, делать аниматик и, следовательно, отдельно отслеживать эти вопросы в процессе производства, чтобы бюджет не вышел за рамки планируемого.

Все рассмотренные выше параметры можно свести в одну таблицу, в которой, в качестве примера, приведены данные анализа одного из проектов.

pic_T1.jpg

Имея перед глазами таблицу, составленную для своего проекта, можно провести подобный анализ уже вышедших проектов конкурентов, ориентированных на ту же целевую аудиторию, и, зная их бюджет, сделать выводы о вашем проекте. Информацию о бюджете в частности можно найти на сайте kinopoisk.ru на странице интересующего фильма, но возможно у вас есть свои источники.

Для примера приведу данные, озвученные в 2013:

pic_T2.jpg

И в заключении отмечу, что одним из преимуществ проведения данного анализа на этапе планирования (препродакшна проекта) является то, что при необходимости можно внести изменения в сценарий или аниматик, если предполагаемый визуальный ряд не соответствует заложенному бюджету. А главное - появляется аргументированное обоснование, почему такие правки необходимы проекту.

В России создается много интересных анимационных проектов, но, к сожалению, многие из них так и не доходят до зрителя. Хотелось бы чтобы такое случалось всё реже и реже.

Желаю вам интересных проектов и возможности их реализовать!

Другие наши статьи можно посмотреть в блоге компании.

692 0 850 7
6
2019-10-21
Как-то статья резко обрывается, чуть появилась информация о конкретной стоимости. Продолжения и конкретики!!! "Сколько же вешать, в граммах?" - табличку разграммовки, пожалуйста! Прейскурант свеженький в студию!!!
2019-10-21
РоманФКак-то статья резко обрывается, чуть появилась информация о конкретной стоимости. Продолжения и конкретики!!! "Сколько же вешать, в граммах?" - табличку разграммовки, пожалуйста! Прейскурант свеженький в студию!!!
😀😀😀
В статье рекомендуется самостоятельная работа!
😀😀😀
Нужно взять свой проект, высчитать у него перечисленные показатели, потом поработать с уже вышедшими проектами, с сайта Кинопоиск, например.
Чтобы определить уровень сложности производства проекта на Кинопоиске, нужно отсмотреть сами готовые проекты, и для них так же составить такую или подобную таблицу. Потом сравнить. Если данные в таблицах близки, то бюджет своего, тестируемого, проекта будет иметь подобные характеристики, если он будет создаваться в аналогичных условиях. Это, конечно, будет оценка, но она покажет, в целом, от чего можно будет плясать.
Для продолжения работы над бюджетом своего проекта рекомендуется пройти курсы "Продюсирования анимационных проектов" в школе Animation School. Сейчас идёт набор студентов на очередной поток, вы ещё успеваете!
2019-10-21
Сколько вешать??? )) ответ один - записаться на курсы..))
2019-10-21
Сергей СибирцевСколько вешать??? )) ответ один - записаться на курсы..))
Следите за обновлениями, в этом блоге и на странице СОАП, в Фейсбуке! )))
Мы рады, что вы интересуетесь такими вопросами!
2019-10-22
Ни о чем.
2019-10-22
Запредельно содержательная статья. А главное даёт ответ на вопрос, заявленный в заголовке.
Представленный список критериев для оценки действительно кажется полезным, вот только такая малость — методику вычисления затрат для каждого из параметров и расчёта веса этих критериев в бюджете проекта авторы, видимо, специально не стали указывать — удобный способ сагитировать записаться на курсы.
Забавный момент ещё и в том, что суть статьи из тысячи слов затем кратко и ёмко, без лишней воды, пересказана в комментарии, где слов чуть больше сотни.
RENDER.RU