ЗАПРЕТ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ НА ПОКАЗ СВОЕГО КОНТЕНТА – ПРОДУМАННАЯ И РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ АКЦИЯ ОБВАЛА РОССИЙСКОЙ КИНООТРАСЛИ.
21 июня 2022 года в ОНФ (Общероссийском Народном Фронте) состоялось экспертное совещание представителей киноотрасли, кинопроката, торгово-развлекательных центров, федеральных органов исполнительной и законодательной власти, ответственных за реализацию Концепции развития креативных индустрий в период с 2022 по 2030 гг.
Арсений Беленький, заместитель руководителя Исполкома Общероссийского народного фронта по экспертно-аналитической работе
В совещании приняли участие представители ОНФ, Минцифры, Минопромторга, Росстата, Минкультуры, Государственной Думы, Аналитического центра при Правительстве РФ, Администрации Президента РФ, Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК), Гильдии продюсеров России, Союза Торговых Центров, а также эксперты и представители профессиональных сообществ.
Людмила Агузарова, заместитель начальника отдела региональной статистики Росстата
Участники совещания обсудили развитие российского кинематографа в период с 2022 по 2030 гг. как части цифровой экономики и перспективной социально-экономической сферы, вывод отечественной кинопрокатной отрасли из кризиса, внесение предложений по стандартизации и цифровизации киноотрасли, межсекторному и межгосударственному взаимодействию для её развития.
Антон Красноштанов, Депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации VIII созыва, Член комитета Государственной Думы по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству
Целью совещания стало донесение инициатив представителей кинопроката, арендодателей кинотеатральных сетей, кинопроизводственных и продюсерских структур по развитию российской киноотрасли как реального сектора цифровой экономики Российской Федерации. Основным предметом обсуждения стало обширное аналитическое
исследование российского кинопроката в период с 2015-21 год, представленное Ассоциацией владельцев кинотеатров. Роман Исаев представил участниками совещания обширное аналитическое исследование, выявляющее долю в российском прокате ушедших с российского рынка компаний SONY, THE WALT DISNEY COMPANY, WARNER BROS., PARAMOUNT, UNIVERSAL.
Результаты исследований наглядно показали, что в период с 2015-2021 год доля ушедших компаний составила 65%. В исследовании был представлен подробный жанровый анализ, выявивший среднестатистические жанровые предпочтения российских зрителей. В частности, самыми популярными и востребованными на российском рынке в период с 2015-2021 год стали фильмы в жанре фантастика (108 фильмов собрали 74,1 млрд.руб.), анимация (84 фильма собрали 45,2 млрд.руб.), фэнтези (53 фильма собрали 26,5 млрд.руб.), боевик (49 фильмов собрали 22 млрд.руб.) и приключения (20 фильмов собрали 14.8 млрд.руб.).
Данное исследование наглядно показало среднестатистический объем контента, подлежащего импортозамещению в российском кинопрокате в условиях введенных санкций недружественными странами. В дополнение к существующим проектам, созданным при поддержке Фонда кино, российской киноотрасли необходимо создать более 550 кинофильмов в период с 2024-30 год.
Общий бюджет 550 кинофильмов, необходимых для сохранения киноотрасли, в том числе самой системы кинопроката, существующих российских кинотеатров, а также арендуемых ими в ТРЦ площадей может составить до 190 млрд.руб.
Чтобы реализовать столь масштабный проект импортозамещения, участниками совещания обсуждались варианты потенциального межсекторного и межгосударственного взаимодействия федеральных органов власти и представителей киноотрасли. Была обсуждена актуальность заключения межгосударственных соглашений в сфере развития кинематографа России в формате ШОС, БРИКС, ЕАЭС, СНГ и Союзного Государства.
Для проведения импортозамещения доли ушедших с российского рынка компаний был обсужден ряд предложений в рамках реализации межсекторной программы контентного и цифрового развития детей и молодежи и «Галактика», выполнение которой позволит в течение сжатого времени резко повысить производство отечественного
киноконтента. Программа предусматривает создание дополнительного контура финансирования киноотрасли, основанного на возвратности средств внутри киноиндустрии и экспансии российского киноконтента на зарубежные рынки в сотрудничестве с партнерскими производителями из дружественных государств. Также программа предусматривает подробный алгоритм работы системы Государственно-частных партнерств в киноотрасли, обеспечивающего максимально полное использование отечественного кадрового потенциала и возможностей как
государственного, так и частного инвестирования кинопроизводства.
Ряд мер, предлагаемых программой «Галактика»:
· Стандартизация, цифровая трансформация и индустриализация киноотрасли России согласно актуальным международным, индустриальным, технологическим, информационным и цифровым стандартам;
· Заключение межведомственных, межотраслевых и межсекторных соглашений для развития сферы цифрового контента (в том числе – кинематографа) России как реального сектора мировой цифровой экономики, в том числе ориентированного на использования в интересах образования, науки, культуры и цифровой трансформации;
· Заключение межгосударственных соглашений в сфере создания цифрового контента в формате БРИКС, ШОС, ЕАЭС, СНГ и Союзного Государства России и Белоруси;
· Создание новых форм государственной поддержки российского кинематографа, креативных индустрий и системы кинообразования;
· Создание АНО «Контентное и цифровое развитие» при участии Правительства Российской Федерации, ряда профильных министерств и ведомств, крупных финансовых структур и представителей креативных индустрий;
· Создание ГЧП (Государственно-частных партнерств) и креативных кластеров контентного и цифрового развития под патронажем Правительства РФ, объединяющих креативные индустрии России, органы государственной власти, образовательные, культурные, коммуникационные структуры индустрии досуга и развлечения, крупные финансовые учреждения;
· Привлечение средств частного бизнеса в развитие индустрии цифрового контента в формате БРИКС, ШОС, ЕАЭС, СНГ и Союзного Государства России и Белоруси.
Участники совещания констатировали наличие значительного вызова, который стоит перед всеми сегментами киноотрасли. Кинотеатры оказались лишены достаточного контентного наполнения, что приводит к острому кризису отрасли. Такой кризис грозит сокращением в стране более 50 тысяч рабочих мест, усугубит проблемы девелоперов торговых центров, приведет к потере значительных доходов для бюджетов всех уровней. Кроме того, участники совещания отметили опасность утраты одного из значимых каналов формирования в стране общественного мнения, особенно в молодежной среде.
Дмитрий Арнаутов, эксперт в области рекламы и маркетинга, участник креативной рабочей группы
В ряде выступлений было особо отмечена необходимость не просто снимать коммерческий киноконтент, но и заново сформировать комплекс киноиндустрии, способный решать задачи развития в обществе необходимых культурных и идеологических компетенций. Особую важность здесь имеет контент, направленный на детскую и подростковую аудиторию, музыкальные фильмы, исторический и спортивный контент, научно-популярный кинематограф.
При этом следует особо отметить, что в современных условиях кинопроизводство является важнейшей частью отрасли информационных технологий. Именно в киноотрасли готовятся кадры и создаются технологии работы с изображением, которые впоследствии используются при решении широкого круга задач - разработке систем дополненной реальности, контента для современных парков развлечений, мобильных приложений, игр, разработок в области IT.
С учетом мнений всех участников семинара были сформулированы следующие выводы:
· В киноотрасли сложилась кризисная ситуация, решение которой невозможно отложить на сколько-нибудь длительную перспективу. Участники отрасли готовы работать вместе и понимают необходимость взаимопомощи и поддержки существования отрасли, но остро нуждаются в понимании перспективы своих действий и алгоритма выживания в сложившихся условиях;
· Попытка сохранить киноотрасль в ее нынешнем виде обречена на неудачу – при дефиците более 60 процентов контента «умрет» прокатная сеть, что сделает все оставшееся отечественное кинопроизводство бессмысленным;
· Необходимо в самые короткие сроки осуществить создание дополнительного контура финансирования и создания киноконтента, основанного на возвратности вложенного финансирования, развитии инициативы участников киноотрасли, максимальной мобилизации кадрового и творческого потенциала нашего общества;
· Следует просить представителей законодательной и исполнительной власти о внимании к предложениям о создании системы Государственно-частных партнерств в области создания видеоконтента, включающего как кинотеатральный контент, так и новые виды цифрового контента;
· Приветствовать инициативы творческого сообщества, представителей образования, частных инвестиционных структур по мобилизации кадрового потенциала и негосударственного финансирования киноотрасли;
· Одобрить инициативы создания алгоритмов работы новых проектов в киноотрасли, основанных на развитии новых технических, организационных и идеологических подходах, систематизированных в программе «Галактика»;
· Обратить особое внимание на проблему обеспечения контентного наполнения кинотеатров в 2022-2023 годах, предложить проанализировать все возможности для этого, включая как использование новых видов быстро
создаваемого контента, так и работу с «подсанкционным» контентом в той мере, которая не будет нарушать актуальных международных обязательств нашей страны и подрывать нашу правовую систему;
· Поддержать необходимость дополнительного бюджетного финансирования отрасли создания киноконтента в виде целевой государственной программы на 2023-2030 годы, основанной на мерах, систематизированных в программе
«Галактика».
Участники совещания предложили направить соответствующие предложения в адрес Заместителя председателя правительства Российской Федерации по вопросам цифровой экономики и инновациям, связи, СМИ, а также культуры, туризма и спорта Д.В. Чернышенко и другим представителям органов власти.
Ольга Сидорова, советник генерального директора по вопросам корпоративной политики КСП Капитал УА ООО
Самым конструктивным мнением, высказанным в ходе совещания стало выступление Антона Красноштанова, Депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации VIII созыва, Члена комитета Государственной Думы по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству:
– Я буду говорить честно. У нас есть очень хорошие фильмы. Я, наверное, один из тех людей, кто смотрит 80% отечественных фильмов. Я мало смотрю фантастику, я не смотрю американские боевики. Я тот человек, который поддерживает наше кинопроизводство и любит наши фильмы. Я бы не хотел вдаваться в ваши подробности, потому что это ваша профессиональная специфика. Если бы мы говорили о деньгах, я бы лучше понимал, о чем мы говорим. В этих таблицах указано… 200 миллиардов рублей… Но для Российской Федерации это копейки. Мне часто говорят – особенно в связи с нынешней обстановкой после февраля, – что в стране нет денег. Я состою в Бюджетном комитете и гарантирую вам, что денег очень много. Просто не хочется их тратить налево и направо, чтобы эти деньги не ушли в пустоту – применительно к киноиндустрии, о которой мы сегодня говорим. И если будут талантливые режиссеры – а их достаточно; продюсеры, которые умеют защищать свой продукт, тогда будут выделяться средства. Недавно в Иркутской области был снят фильм «321-я сибирская» – не помню, кто режиссер, но я принимал участие как раз в этих съемках. Там Добронравов в главной роли снимался… Два с половиной года мы пытаемся вынести этот фильм в кинопрокат. Я встречался с первым замминистра по культуре, говорил: «Вот у нас наступил февраль. Вот оно, Девятое мая – давай выпускать». Вопрос сразу возник: «А кто платить будет?» Продюсеры сразу нарисовались, еще несколько людей. Чтобы запустить фильм в кинопрокат, нужно еще миллионов 60-70. Конечно же, министерство начало вот так вот смотреть… О чем сегодня Виктория Николаевна говорит: да, деньги выделяются. Но они по карманам расходятся. Я желаю вам, чтобы российский кинопрокат не был таким же, как футбол. У нас обалденный футбол, мы очень много вложили туда средств. Но итог мы получили нулевой – сборная России как не попадала на чемпионат мира, так и не попадает. Я желаю вам всем, профессионалам, удачи. Я очень хорошо понимаю и торговые центры – вроде я молодой, но у меня и торговые центры были, и многое другое… Всё мы переживем. Мы поддержим как раз те кинотеатры,которые работают. Я знаю, что никаких проблем не будет. Но это сложная ситуация. Два года назад, когда началась пандемия, мы ахнули все. Но она прошла. Надеюсь, это самое страшное, что сейчас случилось, – вы выживете, мы поддержим как государство. То, что вы говорите о налоговых льготах, – мы прекрасно с вами понимаем, что это региональные налоги. Здесь каждой киносети нужно работать с регионами. Если Москва поддержит вас, это здорово. Но Москва – это не Россия. Москва – это отдельное государство в нашей стране. В Иркутской области при бюджете в 240 миллиардов рублей очень сложно поддерживать киноиндустрию. У нас там дорог еще нет. А в Москве уже и плитку меняют. Желаю вам удачи. Спасибо за то, что пригласили. Отправьте мне материалы, Андрей Викторович.
Антон Макарский, российский актёр театра, кино и дубляжа, певец.
И напоследок. По результатам введенных санкции представители российской киноотрасли констатируют, что запрет на показ контента компаний SONY, THE WALT DISNEY COMPANY, WARNER BROS., PARAMOUNT, UNIVERSAL имеет для российской экономики в целом продуманный, разрушительный и долгосрочный эффект. Может показаться, что у запрета есть идеологическая подоплека, но это не так. Санкции направлены на разрушение всей экономической цепочки внутри киноотрасли и работают комплексно против инвесторов, девелоперов, ТРЦ, кинопрокатной системы и продюсерских компаний. Всех этих участников ждут крайне негативные последствия. К сожалению, Правительство РФ усилило этот удар, не поддержав кинотеатры хотя бы в краткосрочной перспективе.
Теперь в долгосрочной перспективе цепочку «инвестор-девелопер-ТРЦ-кинопрокатчик-продюсер» ждут тяжелейшие времена. Экономические цепочки «ТРЦ-кинотеатры-остальное» взаимосвязаны. ТРЦ аккумулируют все бизнесы в одном едином пространстве, что позволяет им работать в синергии и достигать высоких товарооборотов. Поэтому спасать каждого в отдельности бессмысленно. Правительству нужно разъяснять все нюансы и дать разъяснительную информацию в комплексе. Спасать ТРЦ - значит помогать индустрии, которая представлена в ТРЦ, в том числе - кинотеатры. Иначе всю цепь ждет коллапс и самоуничтожение. Правительство, конечно, спохватится, и не пойдет на поводу у разрушителей российской киноэкономики, но когда? К этому времени может не останется в ТРЦ кинотеатров, и второй волной последствий санкций накроет все кинопроизводство, ведь у него не останется возможности монетизации контента в виде кинотеатров. Кто-то должен попросить Правительство РФ, чтобы оно играло на стороне отечественной киноотрасли, а не наших «непартнёров», вводящих санкции. Всё должно быть наоборот. Они вводят санкции, но мы побеждаем, а они проигрывают. Надеюсь, у читателей этой публикации будет схожая оценка возникшей в российской киноотрасли ситуации.
Автор: Андрей Гончаров
P.S. Вот что высказали в ходе совещания эксперты:
Роман Исаев, член Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК), руководитель подразделения АВК'PRO
– Я хотел бы добавить несколько ремарок к тем докладам, которые прозвучали до меня, и вообще по той ситуации в киноиндустрии, которая сейчас сложилась. О той катастрофе, в которой мы оказались, и о том пороге пропасти, на котором мы сейчас стои́м, – по состоянию на середину июня. На данный момент у нас закрыто 112 кинотеатров – это 5% от всего количества. Казалось бы, немного. Закрыто залов – 700 (12%). И они закрыты не на время, до выхода следующего большого фильма, а закрыты совсем. Ну, до лучших времен, по крайней мере. У нас есть два региона в России, где закрыто больше 30% кинотеатров. Эти цифры действительно ужасают. И что будет дальше, в течение июля-августа… Понятно, что индустрия будет валиться в пропасть очень быстрыми, ускоряющимися темпами.
По кассовым сборам. К 2021, постпандемийному году, который был годом восстановления, тяжелым, годом с недобором бокс-офиса, май мы закрыли с минус 60%. Это к 2021-му, «плохому» году. А к «хорошему» 2019-му мы закрыли с минус 74%. То есть в принципе, индустрия сейчас упала в четыре раза по цифрам, по бокс-офису, по тем параметрам, которые являются основными для вытягивания экономики кинотеатров.
Две недели назад состоялась встреча Ассоциации владельцев кинотеатров и Союза кинематографистов, где коллеги из старой школы ветеранов еще советского кинопрома спрашивали, а куда мы дели миллиарды, которые мы заработали за все эти годы. Да, мы действительно заработали миллиарды выручки. Но как правильно сказал Дмитрий Александрович, во-первых, половину мы сразу отдаем прокатчикам, а из остальной половины бо́льшую часть мы тратим на поддержание деятельность кинотеатра – аренду, зарплату, налоги и так далее. По статистике, которую мы подвели внутри ассоциации, в прошлом году рентабельность кинотеатров составила 2,5%. Если кто-то хочет нас дальше продолжать тыкать миллиардами, ради бога. Но мы понимаем, что из 40,3 млрд выручки по кассовым сборам в прошлом году после распределения по всем расходным статьям остался 1 млрд (2,5%).
В дополнение хотелось бы сказать о количестве людей, которых мы содержим благодаря функционированию кинотеатров. Российские кинотеатры дают 35 тыс. рабочих мест. Это 35 тыс. домохозяйств, которые могут остаться сейчас без источников существования, не в состоянии платить ипотеку и поддерживать прочие социальные обязательства.
Что делать? Как в свое время вопрошал Чернышевский. Помимо краткосрочной помощи, которую мы просили, в которой нам отказали – и которую мы будем продолжать просить, потому что нам нужно дотянуть не только до октября, – нам что-то нужно делать с тем объемом накапливающейся операционной задолженности, который сейчас увеличивается, как сказал Дмитрий Нартов. При этом желательно не обанкротить бо́льшую часть кинотеатров, работающих в России. Мы прекрасно понимаем, что есть долгосрочная задача – плохое, сходящее сейчас с повестки слово «импортозамещение». Насколько я понимаю, даже Белоусов, выступая на ПМЭФ, сказал, что нужно какие-то другие термины придумывать, более красивые и эстетично звучащие. Так вот, нам нужно двигаться в ту сторону, куда двинулись мудрые, правильно ориентированные азиатские кинопроизводственные рынки. Прежде всего Китай, который, конечно, у всех в зубах уже завяз… Но нельзя не восхищаться тем, как Китай, в 2011 году начав процедуру полной революционной реструктуризации кинопроизводственной отрасли с показателей доли национального кино в Китае в диапазоне 14-15%, за десять лет (за две китайские пятилетки) достиг таких высот, о которых мы, наверное, не можем мечтать, но нам сейчас мечтать об этом нужно. И не только мечтать, а делать.
Прошлый год китайская киноиндустрия закрыла с цифрой в 91% доли национального кино. И дело здесь не в квотировании, не в 48 голливудских фильмах, которые они допускают… Они все равно пускают самые крупные голливудские фильмы, которые делают, по сути, 70-75% кассы. Поэтому здесь не вопрос квотирования. Здесь вопрос того, что люди создали индустрию, которая дает огромное количество качественного и интересного зрителю, что самое важное, контента. И поэтому «Битва при Чосинском водохранилище», национальный исторический военный хит в Китае собирает миллиард долларов. Мало какая голливудская большая картина собирает в мире миллиард долларов. Они есть, мы их знаем, но их можно пересчитать по пальцам двух рук. В Китае, на внутренней территории картина собрала эти деньги только на одном китайском рынке. И конечно, там не гнали бедных крестьян палками в кинотеатры смотреть это кино. Они шли сами, потому что кино действительно классное и качественное. Вот то, о чем мы задумались, и путем определенной подготовительной работы и каких-то консультаций Ассоциация владельцев кинотеатров, которую я представляю здесь.
Андрей Гончаров, продюсер, журналист и сценарист, эксперт в области цифрового контента, автор программы «Галактика».
– Мы видим объем контента, который, предположительно, должен был быть представлен, если бы все было хорошо, в Российской Федерации иностранными компаниями. Мы посчитали, сколько нужно сделать фильмов, посчитали, сколько они могут стоить. Фактически здесь ведется речь о полноценном импортозамещении иностранного контента нашими руками. Каким образом можно было бы эту программу реализовать? Потому что 200 миллиардов – конечно, спасибо Антону Красноштанову за мнение, что это не много – на самом деле это немало.
Для того, чтобы подступиться к решению этой задачи, во-первых, необходимо наладить диалог с органами власти. Пока креативным индустриям не хватает площадок для донесения своих грамотных, интересных – по крайней мере, аргументированных инициатив. Поэтому, как я и говорил, я обращаюсь к ОНФ в надежде на то, что в рамках ОНФ удастся создать рабочую группу, куда войдут представители профильных ответственных исполнителей – министерств и ведомств, ответственных за развитие концепции креативных индустрий. И если такая площадка в рамках ОНФ у нас появится, мы готовы аргументированно доказать, каким образом можно очень быстро и корректно реализовать эту программу, снять такое количество фильмов, потому что мы считаем эту задачу вполне реализуемой. А вот как реализуемой – это основной вопрос.
Речь ведется о 200 миллиардах рублей. Откуда их можно взять? Естественно, в теории можно говорить о том, что их мог бы предоставить российский бюджет. Но мы сразу подсказываем, как можно эту сумму уменьшить в два раза. И если 200 миллиардов, по мнению Антона Красноштанова, не много, то 100 миллиардов – это еще в два раза меньше. Спасать ситуацию нужно с помощью межсекторных и межгосударственных соглашений. Можно в формате БРИКС, ШОС, ЕАЭС, если государство поддержало этот проект, заключить межгосударственные соглашения, в рамках которых производился бы не только российский контент, но и в кооперации с кинематографистами других стран. Это массовая и абсолютно естественная практика, когда кинематографисты какой-либо страны снимают контент вместе с кинематографистами других стран. И в Китае снимают совместный контент, и в США, и в Англии, и во всех странах Европы – это массовая практика. Основной объем контента производится в кооперации с партнерами. Если бы мы вдруг начали действовать таким путем, можно было бы – в частности в формате БРИКС – заключить, например, соглашение с Китаем и создавать совместный контент, таким образом уводя из этих 200 миллиардов 25% – по нашим теоретическим подсчетам, – что могло бы стать суммой 50 миллиардов рублей. Таким образом, из 200 мы убрали бы уже 50. А если бы у нас было 100 миллиардов рублей госфинансирования в России и 50 миллиардов из Китая на совместные проекты, естественно, туда пошел бы частный бизнес. И таким образом, для реализации этой программы можно было бы привлечь до 50 миллиардов рублей из средств частного бизнеса, что уменьшило бы нагрузку на российский бюджет. Мы видим распределение финансирования этого проекта таким образом: 100 миллиардов рублей – российский бюджет, 50 миллиардов – бюджет КНР в рамках российско-китайских проектов, и 50 миллиардов, то есть 25%, – это деньги частного бизнеса. Просто потому, что это выгодно.
Если у тебя есть 75% – соответственно, 150 миллиардов – государственных ресурсов, невозвратных, то бизнесу, естественно, туда выгодно зайти. И мы таким образом уменьшаем расходы из государственного бюджета.
Каким образом все это можно реализовать? Для реализации этой задачи нам нужна определенная модель государственно-частного партнерства. Каким образом она может работать? Средства федерального бюджета поступают в государственный орган – я не уточняю, какой, это какое-либо профильное министерство, – который, в свою очередь, перенаправляет эти ресурсы какой-либо госкомпании – я опять же не уточняю, какой, я говорю чисто о модели. И дальше эта госкомпания заключает огромное количество договоров с подрядчиками – это не десятки, это скорее сотни, в некоторых случаях могут быть даже тысячи кинокомпаний, это даже может быть не одна госкомпания. Кинокомпании производят кинофильмы, и у нас таким образом появляется формат государственно-частного партнерства.
«Бюджет – госорган – госкомпания - кооперация с партнерами». Все это называется ГЧП. Это самое эффективное средство и метод решения данной задачи в краткосрочной перспективе – перспективе 1,5-2 лет – наши торговые центры и наши кинотеатры могли бы получить тот объем контента, который необходим, для того чтобы импортозаместить контент иностранных компаний.
Каким образом все это может работать? Мало говорить о госорганах, госкомпаниях или ГЧП. Необходимо говорить еще и о некоммерческой организации, которая выполняла бы надзорные функции за всей этой схемой, куда вошли бы представители креативных индустрий и в рамках наблюдательного совета представители профильных министерств и ведомств, ответственных за реализацию концепции развития креативных индустрий.
Наблюдательный совет и автономная некоммерческая организация фактически являются законодательным органом в данном направлении. А схема движения средств «бюджет – госорган – госкомпания – партнеры» – это уже исполнительный орган для решения данной задачи. И вот таким образом можно было бы наладить корректную схему взаимодействия между государством и бизнесом, для того чтобы реализовать этот амбициозный проект по производству более 500 проектов в течение ближайших семи лет.
Также не нужно забывать, что для этого нужно еще взаимодействовать с образовательными структурами – и которые работают в режиме дополнительного образования, и которые позволяют получать профильных специалистов с высшим образованием, – для того чтобы обеспечить все эти объемы контента необходимым количеством специалистов.
По сути, концепцию я обрисовал. Я обрисовал концепцию ГЧП, я обрисовал то, как работу ГЧП можно наладить. У нас есть многостраничное аналитическое письмо с аргументами и плюсами реализации данной схемы. Мы можем все эти документы предоставить ответственным профильным исполнителям. Мы можем предоставить эти документы заинтересованным лицам из креативных индустрий. Мы ищем себе партнеров для продвижения этого проекта на всех уровнях федеральной исполнительной и законодательной власти. Мы надеемся, что это будет не только ОНФ, но и другие партнеры.
Мы обладаем огромным количеством документации, которая не просто выдумана нами из головы. Здесь я сделаю пояснение: я и мои коллеги длительное время находились в Китае. Мы получили там бесценный опыт – тот, о котором говорил Роман, – как наши коллеги в КНР решали ровно аналогичные задачи. Они очень быстро организовали взаимодействие государства и представителей креативных индустрий, сделали это очень эффективно
– и буквально за годы решили все внутренние задачи. Сейчас они спокойно работают – все сегменты бизнеса довольны. То есть фактически государство выполнило свою миссию – дальше и арендодатели спокойны, и кинотеатры спокойно работают, и продюсеры спокойно работают.
Мы готовы поделиться этой информацией в большом объеме. Мы готовы принимать участие в любых профильных мероприятиях, для того чтобы еще раз донести нашу инициативу и расшифровать, в чем она состоит. Мы надеемся, что представители министерств и ведомств выделят экспертов, которые ознакомятся с нашим предложением более детально.
Михаил Чупов, эксперт в области интеллектуальной собственности, кандидат юридических наук
– Я расскажу о схеме организации, которая, возможно, подойдет для выполнения того, о чем мы разговариваем. Надо сказать, что у нас есть не только китайский опыт. У нас есть наш собственный опыт по работе государственно-частных партнерств, в котором в свое время принимал участие и Общероссийский народный фронт, – в том, что касалось программ ГЧП в рамках развития инфраструктуры: коммунального хозяйства, энергетики, воды и так далее. На этой почве уже сформирована – и, в принципе, мы можем взять это в качестве модели и использовать – готовая система цифровизации и информатизации всей этой истории, которая в течение очень короткого времени… Я попрошу обратить внимание на то, что в 2016 году был принят закон о государственно-частном партнерстве и практически за пять лет объем финансирования, который выделялся и коммерческими структурами, и из бюджетов всех уровней, который был использован в рамках этой системы, достиг весьма больших цифр. В этой системе есть конкретный опыт работы. В ней работают крупнейшие российские финансовые учреждения, всем здесь, наверное, знакомые. Эту систему мы тоже можем использовать.
Дмитрий Нартов, генеральный директор компании «Киномакс»
– Наша компания существует уже 25 лет. Мы прошли через все кризисы, которые сопровождали этот период, начиная с 1998 года, потом 2008, 2013, 2014 годы, пандемия 2020-2022, которая у нас до сих пор идет. За все это время мы научились выходить из сложных ситуаций самостоятельно, за исключением последних двух лет, в которые я в несвойственной себе манере хожу с протянутой рукой и каждый раз прошу помощи от государства. Мы умеем работать, мы умеем управлять нашими предприятиями, умеем выходить из кризисных ситуаций. Но бизнес построен таким образом, что он очень зависим от поставщика контента – от производителей кино. Кинотеатры сами не производят кино, мы только его показываем. И так сложилось, что в 2020 году мы остались без контента по понятным причинам – потому что была пандемия; а в 2022 году, уже подсев на голливудскую «иглу», мы остались без 80% контента.
Модель этого бизнеса не позволяет перестроиться мгновенно. На примере компании «Киномакс» скажу – мы развивались на протяжении последних лет, мы вложили колоссальные деньги в реструктуризацию отрасли, мы перешли со всеми вместе с пленки на «цифру» – это довольно серьезные инвестиции. Мы внедряем новые виды кинопоказа, связанные с улучшением звука, качества картинки. Компания «Киномакс» вложила более миллиарда рублей в развитие формата IMAX… И вот сейчас представьте, что нас просто отправили далеко, что называется. Мы остались без этих залов, они все закрыты. Миллиард инвестиций, который был вложен в эти залы, на сегодняшний день заморожен – ни контента в IMAX, ни возможности обслуживать IMAX сейчас нет. Не имея возможности показывать большое кино, мы потеряли значительную часть своего дохода. И не только дохода, но и оборотных средств.
Ситуация такова, что по сравнению с 2019 годом – в период с 1 марта по текущую дату – мы имеем падение порядка 80%. А если брать начало года, то к «нормальному» 2019 году мы теряем порядка 53% выручки, включая выручку прочую, которая формировалась за счет рекламных доходов, и выручку от общепита».
Войцеховский Олег, Президент «Mapic RUSSIA», Управляющий директор Российского Совета Торговых Центров
– В предыдущие годы часть кинотеатров перешла собственников торговых центров. По самым разным причинам – ушел сетевой оператор, что-то еще произошло… Собственник видит, что это неплохо работающий бизнес: «Почему бы мне не создать некое ИП, на котором теперь уже будет кинотеатр?.. Я буду заниматься много чем – буду превращать это в киноцентр, который будет привлекать больше целевой аудитории торгового центра». Но здесь нужны довольно большие вложения – как правило, покупалось новое оборудование за очень серьезные деньги, переделывались помещения и так далее. Все эти инвестиции только сделаны, они еще не вернулись, и теперь принципиальная проблема с кинотеатрами имеется у многих владельцев торговых центров даже больше, чем у самих сетей кинотеатров. Есть еще один пример. Имеется проблема у тех торговых центров, которые были построены на месте старых кинотеатров. Как правило, это внутри кварталов, места не так много, то есть сам торговый центр получается небольшой – по нашей классификации это малый торговый центр. Но там сохраняется кино, там девелопер бережно сохранил атмосферу – и довольно большую часть площадей занимает зона кинотеатра. Здесь, конечно, провал в экономике торгового центра просто огромный. Эти объекты тоже только что построены, некоторые даже не запустились еще – и эта проблема интересует собственников таких торговых центров, я думаю, даже еще больше, чем сетевых операторов. Опять же это всё кредиты. Здесь встает вопрос с их возвратом, причем очень остро.
Ну и получается в результате, что торговые центры сейчас достаточно мало могут сделать для поддержки кинотеатров. Конечно, отношения между управляющими компаниями и кинотеатрами как арендаторами все время обсуждаются, что-то находится, что-то решается, но я бы сказал, что, похоже, у нас могут выпасть из обращения сотни тысяч квадратных метров площадей, причем срок неизвестен. Да, очень хорошо, что с октября по февраль, наверное, будет оживление. А что будет дальше? Девелопер все-таки думает не месяцами, а годами и даже, может быть, десятилетиями. И мы должны это понимать. Соответственно, мы здесь видим только те меры, которые уже обсуждались. Это господдержка кинотеатров. Первый вопрос – это, естественно, репертуар, контент. Второй – это, конечно, поддержка субсидиями, в том числе на аренду.
Ирина Пехова, Союз Торговых Центров, эксперт в международной торговой недвижимости
– Дополню Олега Викторовича. Начну со следующего, чтобы у коллег было понимание, – какова изначально была матрица торгового центра. Она выглядела примерно так: 80% – торговая галерея, ритейл; и 20% – развлечения, досуг и еда. Что происходит на сегодняшний момент. Буквально недавно в Нью-Джерси открылся торговый центр American Dream, который отвел под ритейл только 45%, а 50% – это развлечения, фудхоллы и досуг. То есть мы с вами сегодня видим эволюцию социально значимых объектов, которая поворачивается на 180 градусов. То же самое происходит с торговыми центрами в России – когда бо́льшую долю площадей начинает занимать сфера развлечений, досуга и еды. Это происходит в связи с тем, что ритейл потихонечку уходит в онлайн, оставляя на площадках шоурумы. И эта тенденция только растет в мировом масштабе. Что происходит на сегодняшний день с торговыми центрами? Олег Викторович уже упомянул тот момент, когда мы столкнулись с закрытыми площадками ритейла – порядка 30-40%. Это крупные торговые центры, концептуальные, качественные. Если мы говорим о кинотеатрах – это где-то порядка 10-15% площадей, которые они занимают в торговых центрах – что же у нас остается в сухом остатке на сегодняшний день? В лучшем случае 50%-ное заполнение крупного торгового центра. В такой модели он существовать просто не может. Мы понимаем, что кинотеатры – это одна из составляющих досуга для молодежи в социально значимых объектах. Для детей в торговом центре предусмотрены детские развлекательные центры – это возрастная категория от 3 до 11 лет, она задействована через детские комнаты, скалодромы, батуты и так далее, – досуг для взрослых закрывает фитнес, рестораны, тот же шопинг. У нас остается открытым вопрос с возрастной категорией от 13 до 21 года, которую нечем, получается, занять. Потому что именно эта категория шла в кинотеатры. На сегодняшний момент она остается неприкаянной, то есть на улице фактически. Поэтому я считаю, что кинотеатры выполняют своего рода миссию формирования культуры в индустрии шопинга, неся разумное, доброе, вечное. Я думаю, что на сегодняшний момент, если мы не услышим помощь государства в данной отрасли, которая напрямую взаимосвязана в том числе и с деятельностью торгово-развлекательных центров, мы с вами получим на выходе отчаянную гибель двух индустрий: киноиндустрии и индустрии торгово-развлекательных центров в России, потому что эти вещи взаимосвязаны.
Артур Гулюмян, член Правления Гильдии продюсеров России, генеральный директор Продюсерского центра "Парадиз", член Экспертного совета по игровому авторскому и экспериментальному кино Минкультуры России
– Я хотел бы затронуть тему геополитики. За эти почти три месяца мне пришлось поездить по странам СНГ, нашим ближайшим соседям. Даже не называя эти страны – это бывшие республики Советского Союза, – я почувствовал состояние, что я не совсем у себя дома. В Средней Азии в частности. Потому что население перестало относиться к русскому языку как к своему родному, культурообразующему – в нем есть что-то чужое для них. А еще лет 10-15 назад этого ощущения не было. Люди перестали смотреть в сторону России, связывать свой бизнес и интересы с Россией. Они всё больше смотрят в сторону Турции, Арабских Эмиратов и так далее. Для нас это, мне кажется, большая проблема, потому что в ситуации – это, конечно, вопрос политики и геополитики, – когда мы окружены большим количеством вражески настроенных государств и народов, терять своих партнеров, своих товарищей, братьев очень опасно. Потому что если в какой-то ключевой момент те или иные территории определятся против интересов России, это может привести к достаточно тяжелым последствиям как для них, так и для нас. И здесь я кино рассматриваю как некий инструмент геополитики в том числе. Потому что если мы не снимаем фильмы о каких-то общих интересах, общих проблемах, не поднимаем и не затрагиваем их, то у будущих поколений не будет взаимосвязи с теми же самыми бывшими республиками. Я говорю как о российской молодежи, так и о молодежи других стран. У них сейчас нет никакой связи друг с другом – ни тем, ни фильмов, ни героев. Герои сейчас совершенно другие и они напрямую, на мой взгляд, чужды им, хотя им виднее… Во всяком случае, это герои, которые боролись, так скажем, даже с нашей страной. Этот взгляд в будущее – на 5-10 лет вперед – очень важен. И кино как воспитательный, объединяющий народы элемент очень важен. Про него, конечно, забывать нельзя.
Роман Ганган, режиссёр, сценарист и продюсер документального кино, победитель «ТЭФИ»-регион, победитель Международного кинофестиваля «TRAVEL FILM по-русски» в номинации «Лучший полнометражный документальный фильм».
– Я как раз представляю тех людей, которые только входят в кинобизнес – я имею в виду игровое кино, мы долгое время занимались документальным. Помимо того что я являюсь режиссером, также являюсь и продюсером, к сожалению… Почему к сожалению – потому что вижу наши реалии и понимаю, что очень тяжело выйти в целом на рынок. Потому что та схема, которая сейчас существует, вполне себе эффективна, но недостаточна. Я имею в виду схему с выделением средств Министерством культуры посредством Фонда кино. Я знаком с концепцией, которую предложил Андрей Викторович. На мой взгляд, это очень интересная история, потому что она позволит по простой схеме от количества перейти к качеству. Потому что это достаточно старая история – в пример можно привести ту же самую музыкальную индустрию, когда в свое время через всякие «Фабрики звезд» из ниоткуда появилось достаточное количество довольно качественных певцов, исполнителей, композиторов и так далее. От количества к качеству. На мой взгляд, это предложение о ГЧП максимально эффективное из того, что я видел – во всяком случае зная, что существует на сегодняшний день.
Виктория Макарская, продюсер, певица и актриса, Лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады имени Утесова, победитель телевизионного конкурса «Звезды XXI века» на канале РТР
– Я предлагаю консолидировать команду «бесхозных» людей. И я сейчас имею в виду не только молодежь, которую мы своими силами собирали. Мы вообще снимаем кино за свои деньги, причем очень хорошее кино. Можем показать. У нас очень хорошие проекты. Например, документальный проект «Святыни России» мы снимали, фактически покупая сами себе кофе, – практически в ноль. И скорее всего, в минус. Есть талантливейшие люди. И не только молодые. Еще жив Эдуард Артемьев, Алексей Рыбников, Юрий Ряшенцев в прекрасной форме – в 90 лет он играет в теннис и пишет потрясающие стихи. Он написал все тексты мюзикла «Метро». Меня поражало, как он в 70-летнем возрасте находит удивительно подходящие молодежи слова. Я думаю, что необходимо создать ответственный орган, который будет заинтересован в том, чтобы все выделенные бюджеты доходили только не до профессионалов. Константин Арсеньев, потрясающий автор. Два года назад, когда началась пандемия, он сказал: «Ты знаешь, если я дальше буду смотреть на то, что у нас происходит, я просто умру». Кстати, мы собрали талантливейшую молодежь в Сергиевом Посаде – опять-таки сами. У нас живут все дома. Мы перевезли киностудию к себе домой. Мы ничего не просим ни у кого, чтобы вы понимали. Я не говорю сейчас: «Дайте нам деньги». Мы сами заработаем, сами произведем.
Ольга Будина, актриса, продюсер, общественный деятель, лауреат Государственной Премии РФ в области литературы и искусства, эксперт Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства, отцовства и детства, Член-корреспондент Российской Академии кинематографических наук и искусств
– Благодарю Андрея Викторовича за возможность выступать сегодня здесь. Я считаю, что мы с вами сегодня обсуждаем крайне важную тему. И тот повод, по которому я сегодня здесь, я бы назвала все-таки важнейшей социальной функцией государства – это создание социально значимого кино, семейного кино и детских фильмов. Я впервые нахожусь в помещении Общероссийского народного фронта, и поэтому тем более я вам благодарна за возможность сегодня здесь выступить. Большое спасибо. Я изучила проект «Галактика» по тем материалам, которые мне предоставил Андрей Викторович. Это действительно совершенно удивительные статистические данные. В связи с этим изучением и в свете того, что сказала Ирина Анатольевна, и в продолжение того, о чем сказал Артур Борисович, я хотела бы в своем выступлении обратиться к некоторым пунктам новой стратегии национальной безопасности, которая была учреждена практически год назад, 7 июля 2021 года.
Коль уж мы говорим о социальной значимости фильмов, которые должны производить именно российские производители, и о замещении нашей кинопродукции непосредственно в кинотеатрах, – именно этот документ позволит нам сегодня наиболее точно и фокусно сосредоточиться на том, что же мы должны делать в сфере производства общественно значимых фильмов. Новая стратегия национальной безопасности является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Реализация настоящей стратегии будет способствовать сбережению народа России, развитию человеческого потенциала и повышению качества жизни. Народ является носителем суверенитета Российской Федерации и ее главным достоянием. Российские духовно-нравственные идеалы и культурно-исторические ценности, талант народа лежат в основе государственности и являются фундаментом для дальнейшего развития страны.
Искандер Хакимов, продюсер, журналист, телеведущий, член Академии Российского телевидения, преподаватель ВГИК, генеральный директор компании «КМ медиа»
– Есть программа. И эта программа может начать работать. Она может начать работать даже не на каком-то долгом горизонте, а на среднем и коротком горизонте. Нужно только услышать нас и дать нам возможность это сделать. Вот еще одно хорошее – самое хорошее на сегодняшний день. Я шел сюда и думал: я ведь иду по улице Мосфильмовской, а машину я поставил на улице Пудовкина, а до этого, когда я смотрел, где поставить машину, я заехал на улицу Довженко. Значит, у нас все не так плохо, друзья мои. Значит, мы на самом деле все равно будем делать кино. И я больше чем уверен, что государство нас поддержит.
Любовь Солдаткина, модератор, Член Комиссии Госсовета Российской Федерации по направлению «Культура», руководитель проекта ОНФ «Россия здесь»
– Спасибо вам большое за то, что вы пришли. Как только будет обратная связь, мы проинформируем вас о том, на каком этапе мы находимся и куда мы будем дальше двигаться. О первоочередных мерах мы услышали – это, конечно, поддержка кинотеатров и торговых центров до октября.
Вопрос это достаточно экстренный. Правительство Москвы нашло варианты и разработало программу поддержки – ряд регионов мог бы воспользоваться этим механизмом и запустить у себя аналогичные меры. Здесь тоже можно подумать и, как вариант, направить в регионы какое-то разъяснение, рекомендательные письма о том, как можно это на региональном уровне сделать.
Огромное спасибо за проведенное мероприятие модератору совещания Любови Солдаткиной, Члену Комиссии Госсовета Российской Федерации по направлению «Культура», руководителю проекта ОНФ «Россия здесь» и Арсению Беленькому, заместителю руководителя Исполкома Общероссийского народного фронта по экспертно-аналитической работе.