Как оживают мультфильмы: интервью с Мариной Цукерман

Мультфильмы смотрят не только дети: любой взрослый не задумываясь назовет пару любимых анимационных сериалов или полнометражных лент. А вот о том, сколько труда требует создание анимированных кадров, мало кто знает. Мы расспросили Марину Цукерман, художника-постановщика студии «Союзмультфильм», о том, как делаются популярные детские мультпроекты, и как устроена современная российская анимационная индустрия.

2.png

Марина, расскажите немного о своей карьере. Как вы стали мультипликатором? Где учились? Как оказались на киностудии «Союзмультфильм»?

Подростком я попала в старинное здание художественного училища в Екатеринбурге, и мое сердце было украдено: потрясающие академические рисунки вокруг, живопись маслом, скульптуры. А при поступлении оказалось, что Сергей Айнутдинов, известный анимационный режиссер и карикатурист, ведет набор в мастерскую мультипликации. Благодаря ему я открыла для себя еще одну тему.

До этого как зритель я знала только советские мультфильмы и работы студии Disney, а в училище нам показали целый мир авторской анимации. Уже во время учебы мне удалось немного поработать на анимационных проектах и даже получить первую зарплату.

После училища я решила поступать во ВГИК. В тот год мастерскую набирал Сергей Алимов – художник-постановщик «Каникул Льва Бонифация», «Топтыжки», «Истории одного преступления» и других легендарных мультфильмов. Однако на студию «Союзмультфильм» я попала по наводке друзей — узнала от них о том, что ищут художника-постановщика на новый проект.

Над какими мультипликационными проектами вам приходилось работать? Какие запомнились больше всего?

Начинала я еще во время учебы — работала как художник по персонажам на анимационной студии «КиноАтис»: разрабатывала мимику, костюмы, рисовала скетчи и концепты для 3D-мультфильма «Лягушачий рай». Как художник-постановщик сделала две сказки для проекта «Гора Самоцветов» студии «Пилот»: «Рогатый Хан» и «По колено в золоте».
После института пыталась уйти на фриланс: делала ролики в After Effects, книжные иллюстрации и даже занималась дизайном сайтов. Самый запоминающийся проект этого периода — работа над документальным фильмом про Ленина для Первого канала. Туда меня позвал Сергей Рябов — прекрасный художник и режиссер авторских анимационных фильмов. Это была очень красивая графика, анимированная в After Effects: реальные текстуры, документы, старинные фото, летающая пыль, оживающие рисунки карандашом, которые создавались в четыре этапа, сканировались и собирались в видеоряд — очень эффектно! Вот тут-то и пригодилось мое академическое образование.

Потом был еще целый ряд необычных проектов, но, попробовав себя в разных областях, я все-таки вернулась в детскую анимацию, которая оказалась мне ближе. Сейчас меня целиком захватил сериальный проект «Оранжевая корова».

4.png

Что самое сложное в работе мультипликатора?

Тут важно уточнить смысл понятия «мультипликатор». В профессиональном мире это устаревшее название аниматора — человека, который оживляет персонажа, то есть довольно узкая специализация. В сериальном проекте «Оранжевая корова» анимацией занимаются художники по лейаутам, супервайзеры анимации и сами аниматоры.
Моя работа в основном сосредоточена на предпродакшене — подготовке материала, из которого в итоге будет состоять кадр. Здесь, в России, моя должность называется художник-постановщик. На западе в сериальных проектах обязанности художника-постановщика распределяют между собой Art Director, Concept Artist, Environment Designer, Character Designer, Production Designer, Art Production Manager и другие специалисты, в зависимости от масштаба проекта.

Сейчас в моей работе самое сложное — сочетать техническую и творческую составляющие: следить, чтобы не было ошибок у меня и у других художников, обновлять библиотеки, вносить правки, писать отчеты и одновременно придумывать и разрабатывать персонажей, локации и идеи для новых серий.

Как вы пережили мировую пандемию? Работали из дома? Был ли опыт работы на удаленке до этого? Где вам больше нравится творить — дома или в офисе?

Я работала удаленно около пяти лет — например, фильмы для «Горы самоцветов» мы с режиссером делали не на студии, а из дома. Но такой проект как «Оранжевая Корова» перевести на дистанционную работу было непросто: молодые художники не были к этому готовы. На студии мы работаем в постоянном контакте, а на удаленке немного растерялись. Мне пришлось тратить гораздо больше времени на коммуникацию, внесение правок и распределение задач. Но были и плюсы: многие вещи удалось упорядочить, я сделала более подробные гайды, записала видеотуториалы. Думаю, проекту это пошло на пользу.

Где больше нравится работать? Ну, на такой студии, как «Союзмультфильм», с нашей веселой и теплой командой мне, конечно, очень нравится работать офлайн. Но и удаленно тоже неплохо, хоть и скучаю по всем.

Расскажите о своем ноутбуке. Почему именно Concept D9? Почему ноутбук, а не десктоп? В чем его преимущества?

Главное преимущество ноутбука заключается в том, что его можно взять с собой, перенести с одного места на другое, закрыть, чтобы не пылился. К тому же он компактен и заменяет собой и компьютер, и интерактивный перьевой дисплей — например, громоздкий Wacom Cintiq. Кстати, цветопередача у сенсорного экрана Concept D9, на мой взгляд, значительно лучше, чем у Cintiq.

Привыкнуть к сенсорному экрану Concept D9 было несложно, хоть он и меньше, чем 27-дюймовый Cintiq. Для моей работы нужен дополнительный большой монитор, а то и два, так как мне необходимо одновременно держать открытыми много окон: аниматик, библиотеки, сервер Cerebro. Поэтому с Concept D9 мне вполне удобно.

20200702_131832.jpg

Приходится ли вам рисовать от руки? Если да, то что предпочитаете: старую добрую бумагу или цифру? Пользуетесь ли для рисования сенсорным экраном ноутбука?

Да, конечно! Я рисую и на бумаге, и на сенсорном экране — все зависит от поставленной задачи. Какие-то самые первые, беглые наброски иногда лучше делать на бумаге как на самом органичном для рисования материале. А для более точной прорисовки, компоновки на листе и цветового решения уже нужен компьютер. Сенсорный экран Concept D9 для этого хорошо подходит.
Для работы я использую Adobe Animate, Premier, Photoshop, Cerebro. В Photoshop делаю скетчи, цветовые разработки и концепты. Иногда пользуюсь им для внесения правок.
На Concept D9 очень комфортно работать: крепление экрана эргономично, обеспечен удобный доступ к клавиатуре. Для меня это важно, поскольку я постоянно пользуюсь горячими клавишами, а тут они всегда под рукой. Единственное, пришлось забыть про кнопку Delete — сложно дотянуться при наклоненном экране. Но для нее есть несколько вариантов замены.

Concept D9 — прекрасный инструмент для рисования. Он отлично подходит для создания скетчей, иллюстраций, персонажей, фонов, для рисованной анимации; идеален для режиссеров, которые рисуют аниматики от руки. Мощности ноутбуку хватит и для рендера, и для растровых графических файлов со множеством слоев.

Как построена работа над мультпроектом «Оранжевая корова»? Сколько времени занимает подготовка одной серии — от идеи до готового мультфильма? Каковы ваши задачи?

Если очень кратко, то процесс производства выглядит так: сценарист пишет сценарий, используя персонажей и локации из библии проекта, иногда вводит новые. Затем режиссер серии от руки рисует черно-белый аниматик — черновик фильма, основу будущей серии. В аниматике нет плавных движений и красивой картинки, но уже понятен сюжет, есть голоса актеров и музыка.
Когда аниматик принят, я разделяю его на задачи по фонам, пропсам (предметам), персонажам и назначаю исполнителей. Супервайзер анимации распределяет сцены между лейаутерами, которые из готовых фонов, персонажей и предметов собирают сцену — основу для анимации.
Когда анимация готова, музыканты и звукорежиссеры делают для серии уже чистовой звук, монтажер собирает все вместе и добавляет титры. На всех этапах мы с выпускающим режиссером и супервайзером отсматриваем серию и вносим правки.

От написания сценария до сдачи серии на канал проходит около четырех месяцев. Но на нашем проекте все этапы идут параллельно: обычно в производстве одновременно 3-4 эпизода. На художественную разработку одной серии выделяется примерно полторы недели. Но это стало возможно только на втором десятке, когда было нарисовано большинство локаций и персонажей. Сейчас, на 38-й серии, у нас уже есть большая библиотека предметов и фонов, поэтому новую серию мы можем собрать очень быстро.

6.png

Смотрите ли вы мультфильмы в нерабочее время? Что из российской/мировой анимации вас впечатлило? Какие любимые мультики?

В нерабочее время я смотрю авторскую анимацию, фестивальные новинки. Из сериальных — «Коня БоДжека» недавно всего посмотрела. Нравится, как сделан британский детский сериал Hey Duggee. Что касается «свежей» мировой анимации, то, конечно, больше всех впечатлил «Клаус», а до него «Зверополис» и ирландский мультфильм «Тайна Келлс».

Любимыми у меня пока остаются фильмы Дюдока Де Вита, Константина Бронзита, из детства — диснеевский «Король лев», «Винни-Пух» Федора Хитрука, «Жил-был пес» Эдуарда Назарова. Фильмы Хаяо Миядзаки тоже люблю. На самом деле список гораздо больше — это только то, что сразу вспомнилось.

Планируете ли вы дальнейшее развитие своей карьеры? О чем мечтаете в профессиональном плане? В каком проекте хотите принять участие?

Я бы хотела поработать с крупными западными студиями на сериале или полнометражном фильме как концепт-артист или художник по персонажам. Одновременно с этим задумываюсь о режиссерском образовании с прицелом на авторское кино.

Легко ли сейчас найти работу аниматору/художнику-мультипликатору? Есть ли спрос на подобных специалистов?

Спрос на хороших специалистов конечно же есть. Вот и для нашего проекта мы сейчас ищем художников: талантливых берем даже без опыта, на испытательный срок по итогам тестового задания. При определенных усилиях за год можно очень неплохо поднять уровень профессионализма, перенять множество полезных знаний и умений.

В каком направлении движется сейчас российская анимация? Развивается ли она? Отличается ли наш опыт от мирового?

Российская анимация активно развивается по всем направлениям. Наши авторские фильмы все чаще попадают на международные фестивали, их качество растет. Очень много также создается сериальных проектов, особенно для дошкольного и младшего школьного возраста, все больше становится полнометражных фильмов.

Конечно, если сравнивать с мировым опытом, я бы сказала, что мы отстаем на пару десятков лет в технологиях, организации производства, профессионализме. Но это не значит, что у нас нет талантливых ребят — напротив! Но на одном таланте далеко не уедешь — нужна структура, система, которая у нас только формируется. Я вот до «Оранжевой коровы», например, понятия не имела, как делаются сериалы, и никто меня этому не учил. Пришлось разрабатывать свою собственную систему, исходя из требований, сроков и ресурсов. Интересный опыт, безусловно.

Что бы вы посоветовали тем, кто хочет стать художником-мультипликатором?

Смотреть любимые мультфильмы более осмысленно, пытаться понять, почему нравятся именно эти картины, что откликается в душе. Читать титры, искать авторов: режиссеры, художники, аниматоры часто ведут блоги, дают мастер-классы. Если идти за этими именами, то они, как по ниточке, могут вывести вас в большой новый мир профессионалов.

Аналогичным образом можно узнать и о профессиональном образовании, познакомиться с начинающими специалистами. Это обычный путь в наше время. Хотя, конечно, такой подход требует высокой степени самоорганизации. Базовое профессиональное образование можно получить в лицее или колледже, потом пойти учиться во ВГИК. Все зависит от человека, от его стремлений.

1.png

C 30 июля по 30 августа в официальном интернет-магазине aceronline.ru по промокоду SMF можно получить скидку 10% на всю линейку ConceptD.
785 0 850 5
1
2020-08-03
Я так понимаю, что здесь, кроме интерьвью, ещё и реклама Acer Concept D9? Ноутбук очень даже впечатляет, но он конечно и стоит очень дорого.
RENDER.RU