Статьи партнеров: 7 ошибок UX дизайна и советы, как их избежать

09.03.2018

Прежде чем углубиться в разбор самых распространенных ошибок UX, хочется начать с небольшого введения.

Всем знакома ситуация с открыванием дверей в общественных местах. Бесполезно запоминать, в какую именно сторону они открываются. Всякий раз, толкая или оттягивая на себя дверь, каждый из нас ругает себя за неловкость, если не получилось с первого раза. Не стоит ругать себя. Просто вы столкнулись с так называемой «дверью Нормана».

Именно это понятие впервые привел в пример доктор Дон Норман, исследователь когнитивной науки, указав на взаимосвязь нашего поведения и внешнего вида предмета.

Здесь под «дверью Нормана» подразумевается что-либо, что посылает совершенно неправильные сигналы о том, как этим пользоваться. Сигналы настолько неверные, что для применения даже примитивной вещи нужна подробная инструкция. Как в примере с той же офисной дверью и надписью «На себя» или «От себя». Без подобных указаний человек чувствует растерянность и не знает, какое из действий нужно совершать. А ведь стоило всего лишь сделать грамотный дизайн, и тогда бы и надпись не понадобилась!

Иными словами, если дизайн не соответствует нашим ожиданиям, то это проблема дизайна!

Кто читает инструкцию?

Эту же мысль в своей книге «Не принуждайте меня думать» высказал известный американский веб-дизайнер Стив Круг. Он утверждает: все веб-ресурсы должны быть настолько простыми и очевидными, чтобы человеку не нужно было даже на секунду задумываться над своими действиями.

Поэтому все понятие идеального «пользовательского опыта» можно выразить простой фразой «Инструкции никто не читает». А значит, нужно научиться создавать такой UX дизайн, который не требует специальных разъяснения и инструкций.

Для чего нужен UX-дизайнер?

Главная задача UX-дизайнера заключается в том, чтобы сделать аудиторию счастливой. Иными словами, пользователь не желает тратить свое драгоценное время на то, чтобы долго разбираться во всех тонкостях навигации, сложностях программы. Ему должно быть все понятно, удобно и интересно с самого первого знакомства.

Поведение пользователей при посещении сайтов практически всегда аналогично. Уже при первом посещении, человек определяет, будет ли ему ресурс понятен и полезен. Именно UX-дизайнер должен оценить эффективность и полезность приложения с точки зрения пользователя.

В зависимости от формата проекта и его стадии, UX-дизайнер может выполнять различные функции:

  • исследование потребителя;

  • разработка дизайна;

  • тестирование;

  • реализация.

Большинство людей даже понятия не имеют, как работает то или иное приложение, сайт или бытовая техника. Им это не важно. Задачей UX-дизайнера является увидеть весь проект глазами простого обывателя и пройти его шагами по всем стадиям проекта, оценить и честно ответить самому себе, насколько все понятно с первого раза.

Такой подход универсален и применим и для мобильных версий сайта.

Давайте остановимся на 7 основных ошибках, которые допускают UX дизайнеры в своей работе.

7 ошибок UX дизайна или как делать не надо

Ошибка №1. Излишняя самоуверенность в концептуальности проекта

Конечно, хорошего дизайнера всегда отличает креативность и нестандартный подход к созданию проекта. Но не стоит слишком зацикливаться на концептуальности своего проекта, даже если с точки зрения дизайна он превосходен.

Главное – сделать так, чтобы всем было хорошо. В сознании пользователя есть определенная модель сайта или приложения, с которой ему удобно работать (ментальная модель).

Успех проекта заключается в гармоничности объединения этих двух составляющих.

В дизайне так же, как в написании текстов, важно ориентироваться на конечного потребителя, а не на себя. Сюда же можно отнести и ошибку с излишней креативностью, которой страдают многие дизайнеры. Для хорошей конверсии важна ясность, а уже потом креативность и привлекательность дизайна.

Давайте разберем на простом примере.

Допустим, вы очень занятой человек и ежедневно записываете десятки различных заметок на отдельных бумажках. Заметки разбросаны по всем комнатам, что значительно затрудняет организацию времени. И вдруг от знакомых вы узнаете о новом чудо-приложении Evernote, которое позволяет стать более организованным и работать эффективнее.

Еще до использования этого приложения, у вас в голове формируется определенная модель такого виртуального помощника, который бы полностью отвечал всем вашим запросам.

Скорее всего, при знакомстве с этим приложением, вас будет ждать некое разочарование, так как перед вами будет концептуальная модель дизайнера. Какой бы удобной и красивой она ни была, она должна походить на ту, которую вы себе представляли. Ведь только в этом случае она будет для вас полезна.

Почему так важно создавать продукт, следуя исключительно запросам пользователя? Вы должны понимать, что от каждого своего действия, человек ожидает определённый алгоритм. Например, нажимая на ссылку, он предполагает, что она его приведет на конкретную страницу. Нажимая на иконку, он уже заранее формирует образ того, куда перенаправит его ресурс.

Если приложение не отвечает запросам пользователя, то это провал!

Вот почему UX дизайнеру важно взаимодействовать с аудиторией и отслеживать все поведенческие факторы, пожелания, критику.

Это как со знаменитыми часами Apple Watch. Вопреки ожиданиям поклонников знаменитого американского бренда, в целом, они стали провальным проектом для компании Apple. А все дело в несоответствии двух моделей дизайна: концептуального и ментального. Несмотря на некоторые поправки, которые компания внесла в дизайн приложения, пользователи остались недовольны количеством иконок и сложностью интерфейса.

Вывод: одним из главных ключей к успеху на пути создания проекта является гармоничное сочетание концептуальной идеи дизайна и ментальной модели основного пользователя.

Ошибка №2. Зацикленность на ай-трекинговых данных

Новые технологии сегодня значительно упрощают работу по созданию привлекательного и полезного интерфейса, позволяя тестировать дизайн приложения на принципе Eye-Tracking.

Да, действительно, подобные программы дают некоторое представление и том, на что обращает пользователь в первую очередь, открыв сайт или приложение.

Специальный прибор отслеживает движение зрачка, определяя его направление и скольжение по экрану.

Однако не стоит слишком уж полагаться на подобные методы, отводя им главную роль в тестировании дизайна юзабилити.

Подобные сервисы всего лишь отслеживают концентрацию внимания на какой-то части экрана, однако не могут сказать, случайно ли взглянул пользователь на этот участок или действительно его что-то заинтересовало.

К тому, же Eye-Tracking сервисы, как правило, основывают свой учет данных на анализе центрального зрения, не беря во внимание периферическое, что есть ошибкой.

Не следует пренебрегать таким тестированием, как реальные опросы людей. Ведь, возможно, концентрация внимания на каком-то элементе была вынужденной из-за неправильно подобранного шрифта, цвета, графики.

Только реальное тестирование и объективный фидбек позволит грамотно оценить адекватность продукта запросам пользователей.

Вывод

  • Разрабатывая дизайн, нельзя полагаться только на данные ай-трекинговых приборов.

  • Корректируя существующий дизайн сайта или приложения, берите во внимание и другие методы.

Ошибка №3. Игнорирование характера Pop-Ups

Не секрет, что Pop-Ups являются одним из лучших инструментов по сбору лидов. Именно за это их так любят маркетологи, стараясь внедрить во все страницы приложений. Однако порой эти окна могут сыграть плохую шутку и значительно снизить рейтинг сайта в поисковике. Большое количество подобных окон, равно как и чрезмерное увлечение рекламой, значительно усложняет навигацию по сайту, создавая излишние проблемы.

Все это, в конечном счете, приводит к низкой конверсии сайта. Не случайно компания Google с января 2017 года начала серьезную охоту на сайты с так называемыми навязчивыми окнами.

Что относится к этой категории?

  1. Pop-Ups появляются сразу же, как только пользователь начал взаимодействие с сайтом. Они попросту закрывают основной контент, делая ресурс бесполезным.

  2. Часто возникающие промежуточные окна.

  3. Всплывающие окна не релевантны контенту, который сейчас просматривает пользователь.

Вот пример окна, где информация не имеет отношения к теме контента:

Такое окно будет только раздражать пользователя.

Как видите, основной показатель «хороших» и «плохих» окон отсылает нас к оценке полезности такого инструмента для пользователя. Допустим, зашел человек на сайт по СЕО-продвижению, читает полезную статью и вдруг появляется окно с предложением купить подборку ключевиков по акционной цене. Это может быть интересно пользователю, а значит, pop-ups не является в данном случае раздражающим фактором.

А вот если всплывет окно со знаменитым CallBackHunter, то никакой выгоды для пользователя оно не будет нести, а значит, будет раздражающим!

Поэтому, внедряя в дизайн pоp-ups, необходимо проверить их на соответствие трем основным критериям:

  • полезность;

  • лаконичность;

  • возможность закрыть.

Да-да. Кнопка «Закрыть» или «Х» должна быть на самом видном месте, иначе вы вызовете гнев пользователя, который сложно потом будет обратить на милость.

Зачастую оптимизаторы, ставя перед собой цель максимального повышения конверсии, начинают просто перегружать страницы подсказками, всплывающими окнами и промежуточными формами.

Есть и приятная новость!

Часть окон не попадает под поисковые радары Гугл:

  • если окно предупреждает о возрастном ограничении;

  • переход на платную версию приложения;

  • баннеры, которые не занимают много места и быстро отключаются.

Вывод: не увлекайтесь внедрением всплывающих окон и оценивайте их полезность для пользователя. Помните, что опытный юзер понимает, какие действия для него важны, поэтому не перегружайте его излишними предложениями и не давите на него.

Ошибка №4. Излишняя поспешность с фидбеком

Этой ошибкой «грешат» очень многие UX-дизайнеры, ошибочно полагая, что после запуска приложения сразу же важна обратная связь. Да, проделана большая работа, и вы находитесь в нетерпении, какой отклик она найдет в глазах новых пользователей!

Но не торопитесь с фидбеком. Иначе это грозит тем, что вы соберете только негативные отзывы, которые будут субъективны и не помогут вам улучшить и доработать приложение. Дайте пользователю немного времени разобраться в новом приложении, оценить его полезность и привыкнуть к интерфейсу.

Объективный реальный фидбек должен проводиться не ранее, чем через 2-3 дня после запуска проекта.

В целом, уделяйте сбору и анализу обратной связи большое внимание. Это позволит сэкономить время и деньги на качественную доработку продукта.

Вывод: если вам реально нужна обратная связь для того, чтобы становиться лучше – дайте время пользователю изучить продукт.

Ошибка №5. Думать, что для тестирования подходят только идеальные пользователи

Все мы понимаем, что идеальный пользователь – это целевая аудитория. Однако не стоит тестировать приложения только на узкой группе людей, так как это не отражает объективной картины и частично ограничивает потенциал проекта.

Лишь в некоторых случаях круг тестирования можно сводить к узкой целевой аудитории. Если продукт, например, создается конкретно под женщин или у пользователя должен быть уникальный интерес к определенному продукту. В этом случае нужно ориентироваться на них.

Вывод: максимальная простота и ясность – верный друг UX-дизайна. Тестируя проект, думайте, что по ту сторону экрана может сидеть пенсионерка, старший научный работник или простая домохозяйка. Не нужно много времени и сил тратить на подбор опытных пользователей. Если человек по каким-то критериям уже вписывается в вашу целевую аудиторию, значит он вам подходит.

Ошибка №6. Увлечение излишне длинными формами

Опять возвращаясь к простоте и ясности интерфейса, важно адекватно оценивать длину формы на сайте.

Как правило, они слишком «утяжеляют» дизайн, делают его непривлекательным в глазах пользователя.

Длинная форма хороша только в некоторых случаях. В узкоспециализированной тематике (страхование, юриспруденция), с целью отсечения некачественных или «легкомысленных» лидов.

Во всех остальных случаях, никто не захочет тратить свое драгоценное время на заполнение излишне длинных регистрационных форм. Добавьте ровно столько полей, чтобы получить важную информацию о потребителе.

Это же касается и самого текстового контента.

Во всех остальных случаях следует делать форму как можно короче. Разбить и упростить форму сайта позволит метод чанкинга (chunking). Такой подход помогает разбить информацию на правильные фрагменты, которые доступны и понятны обычному пользователю.

При разработке дизайна помните, что основной пользователь не читает, а всего лишь просматривает страницу. А значит он будет только выхватывать те данные, которые для него важны сейчас.

Фрагментации должен подвергаться не только основной текст, но и нужные выноски, таблицы, обобщающие параграфы и т.д. Оценивайте дизайн страницы с точки зрения того, насколько удобно пользовательскому глазу скользить по странице.

О правильной структуре сайта, наполнении его контентом полезно прочитать эту статью.

Вывод:

Ставьте себя на место пользователя, создавая дизайн приложения или сайта. Длинная форма хороша только для отбора узкой целевой аудитории.

Ошибка №7. Излишнее вовлечение

Использование различных визуальных «крючков», картинок и видео, безусловно, удерживают внимание пользователя, заставляя его задержаться на сайте. Но чаще всего такой подход дает обратный эффект.

Большинство UX-дизайнеров настолько увлекаются процессом вовлеченности пользователя, что полностью забывают о производительности сайта. А это далеко не последняя вещь, о которой должен думать хороший UX-дизайнер. Ведь, в конечном счете, от этого зависит конверсия сайта.

О том, как повысить конверсию я ранее писал в своем блоге - seoquick.com.ua.

Вывод: никогда не игнорируйте производительность приложения. Думая о вовлеченности пользователя, дайте ему ровно то количество информации, которое необходимо в данный момент. Если информации много – разбивайте ее на различные фрагменты, страницы и т.д.

Это едва ли не важнейший аспект в пользовательском опыте, от которого зависит успешность проекта.

Заключение

Изучение и анализ основных ошибок в UX-дизайне позволит сохранить деньги, время и, что самое главное, пользователей.

Не стоит недооценивать и, уж тем более, игнорировать пользовательский опыт. Не давите на пользователя предложениями, подсказками. Не перегружайте страницу излишней креативностью в ущерб ясности и максимально упрощайте навигацию.

Создавая свой продукт, ставьте себя, в первую очередь, на место пользователя. Тогда продукт будет ему понятен, интересен и полезен.

Правильный эффективный UX-дизайн является одной из составляющих на пути к хорошей конверсии. Есть много и других не менее важных аспектов, которые необходимо учитывать при создании веб-ресурса, чтобы потом его эффективно продвигать. Предлагаем к просмотру видео о том, как увеличить трафик сайта.     

              

                      

Эту страницу просмотрели: 139 уникальных посетителей