13.04.2017
В условиях экономической турбулентности и падения рынка управление продажами компании становится довольно непростой задачей. Продажи приносят основной доход организации, а также являются источником прогресса. Следовательно, политика управления отделом продаж должна быть эффективной, давать высокие результаты, а сбытовой процесс — разумно организованным. Однако во многих компаниях продажи все еще бессистемны, процессы непрозрачны, работа менеджеров не контролируется, а об эффективности деятельности департамента руководители судят по бумажной отчетности.
Как понять, что ваш отдел продаж нуждается в перезагрузке? Есть шесть основных симптомов, которые подскажут, что пора действовать:
Бизнес запущен, но оборот компании неудовлетворителен, а продажи — бессистемны
Менеджеры выкладываются по минимуму и активизируются только в конце планируемого периода
Огромные бюджеты тратятся на продвижение и рекламу, а клиенты все равно уходят к конкурентам
Чтобы стимулировать продажи вам постоянно приходится устраивать акции и давать скидки
Лучшие продавцы увольняются и уводят с собой клиентов
Продажи — сложный и многоуровневый процесс, который зависит от множества различных факторов и предполагает работу с огромными объемами информации, управление большим количеством людей и каналов сбыта. Из-за неэффективной организации работы департамента продаж сбыт становится неуправляемым, действия менеджеров хаотичными и нерезультативными. Руководителю сложно проконтролировать работу сотрудников, понять, где скрыты резервы их продуктивности, отследить всю воронку продаж, найти и устранить узкие места.
Между тем, при правильном подходе к организации работы департамента продаж, а также располагая знаниями базовых тенденций, можно даже на падающем рынке чувствовать себя комфортно.
Какие главные тренды управления отделом продаж в 2017 году, что меняется в системе управления продаж компании и как обеспечить эффективность сбытовой деятельности в кризис — далее в материале.
Автоматизация процесса продаж становится драйвером эффективности. Многие компании пришли к пониманию, что продажи — это не только искусная тактика ведения переговоров, но и операционное совершенство, поэтому индустрия автоматизируется все динамичней. Широкие возможности CRM-систем для автоматизации бизнес-процессов, включая интеллектуальные инструменты для работы с клиентской базой и управления омниканальными коммуникациями с клиентами, сделали их востребованными как для небольших компаний, так и для крупных корпораций и холдингов. И хотя вендоры постоянно совершенствуют свои продукты и расширяют функционал, универсальной системы, которая бы идеально соответствовала задачам любого бизнеса вне зависимости от отрасли все еще не существует. Чтобы внедрение CRM-системы было удачным и привело к повышению эффективности продаж, важно выбрать именно то решение, которое будет отвечать уникальным потребностям компании.
При выборе системы эксперты советуют обращать внимание на такие нюансы:
Программа должна быть соразмерной циклу продаж и типам клиентов.
Обеспечивать возможность равномерно распределять нагрузки между менеджерами по продажам.
Сегментировать клиентов и лиды таким образом, чтобы было максимально понятно, кому какие продукты предлагать и в какое время с ними оптимально взаимодействовать.
Предоставлять инструменты для анализа ключевых методов продаж в зависимости от поставленных перед сотрудниками департамента задач: коммуникации по телефону, e-mail, личные встречи и прочее.
Один из простых примеров эффективного управления продажами с помощью CRM-системы:
Работа CRM-системы построена на основе двух принципах. Первый заключается в том, что система присваивает рейтинг каждому сотруднику отдела продаж, базируясь на показателях его работы: количестве сделок, сумме среднего чека, объем телефонного траффика, проведенные встречи и так далее. Отталкиваясь от этого рейтинга, происходит автоматическое распределение готовых лидов лучшим продавцам отдела.
Кроме этого, система автоматически определяет приоритетность обработки контактов. Например, в первую очередь обработке подлежат новые клиенты (потенциальные), далее — клиенты, которым были выставлены счета и, наконец, существующие клиенты, которые уже совершали покупку.
В результате, вы сможете увеличить продажи, повысить пропускную способность департамента продаж. Работа менеджеров будет более организованной: они перестанут гадать, кому из клиентов звонить в первую очередь — решение им подскажет система.
До недавнего времени в управлении коммерческим департаментом анализу подвергались от пяти до десяти показателей — общие объемы продаж, личные планы и индивидуальные зачеты менеджеров по продажам, размер среднего чека, количество осуществленных звонков или личных встреч с клиентами, количество закрытых сделок и выставленных счетов прочее. Сейчас же на продажи влияют от 100 до 500 различных метрик. Современная конкурентная среда заставляет бизнес учитывать все показатели продаж — от объема телефонного трафика продавца и количества электронных писем до среднего времени отклика на обращение клиента и других активностей менеджера в процессе взаимодействия с клиентом.
Статистика для сравнения:
Средний показатель конверсии звонка в результативный разговор — 9%
Звонок клиенту спустя 3 минуты после проявления им интереса к вашему продукту способен повысить конверсию на 98%
Контроль и анализ показателей важен на каждом этапе продаж — от привлечения до заключения контракта и дальнейшего обслуживания. Анализируя каждую стадию воронки продаж, вы сможете определить наиболее проблемную стадию, понять причины оттока клиентов и найти способы улучшить работу менеджеров по продажам.
Ключевыми также являются показатели Customer Lifetime Value (CLV) и Net Promoter Score (NPS). Первый определяет прибыль, которую получит ваша компания в течение всего времени сотрудничества с клиентом, второй характеризует готовность ваших клиентов рекомендовать ваши продукты другим.
Команды продаж и маркетинга разделены в компании, но они сосредоточены на одной задаче — генерация целевых лидов и рост объема продаж. Часто между этими подразделениями существует коммуникационный разрыв, что отрицательно сказывается на качестве сделок и количестве обработанных лидов. Работая сообща, они способны не только улучшить эффективность вашего бизнеса, но и повысить рентабельность инвестиций в маркетинг и продуктивность продаж.
Задача маркетинга — привлечь и сгенерировать как можно больше лидов, ненавязчиво подогреть их интерес к продукту и передать в продажи максимально «теплый» контакт. Менеджеру по продажам останется только удачно провести переговоры и заключить сделку, выстроенную на идеальном механизме взращивания вашего покупателя.
Чтобы удержать позиции в современном высокотехнологичном мире, команды коммерческих департаментов должны научиться использовать интеллектуальные технологии в своей работе. Программы для менеджера по продажам (например, bpm'online sales, https://www.terrasoft.ru/sales) сегодня обладают развитым функционалом и содержат множество умных инструментов, способных существенно улучшить результаты продаж.
Например, в CRM-системе bpm’online sales менеджеру по продажам доступны:
Как правило, информация о клиентах исчисляется миллионами записей, которые хранятся в разных ИТ-приложениях. Система позволяет не только аккумулировать все данные в одном месте, но и служит инструментом для построения целевых клиентских сегментов, а также выявления актуальных потребностей заказчиков.
Благодаря возможностям расширенной фильтрации данных, менеджер может отобрать компании по любому набору критериев: как фирмографическим (например, региону или размеру предприятия), так и поведенческим (например, истории приобретения услуг или частоте коммуникаций, регулярности заказов или своевременности оплаты). Точная сегментация и анализ профиля клиентов позволяет подобрать для каждой целевой группы наиболее интересное предложение.
Огромная часть рабочего времени менеджера по продажам уходит на выполнение повседневных операционных задач. В системе реализована возможность интеллектуального обогащения информации о клиентах данными из открытых источников: социальных сетей, email и так далее. Программа автоматически осуществляет поиск и добавление необходимых сведений в профиль клиента.
Эта функция системы позволяет менеджеру находить нужную в работе информацию не задумываясь. Таким образом, использование глобального поиска позволит продавцу не только сократить время при поиске данных, но и добавит удобства в работе с большим количеством записей. Поиск осуществляется по всей системе, включая разделы, детали и их описание.
Многие компании все еще зацикленный на маркетинге и красивой упаковке товара или услуги, ориентируясь на то, что реклама и удачные визуальные образы занимают в голове у потребителя 95%, а реальная ценность и качество товара — не больше 5%. При таком подходе стоит понимать, что рано или поздно клиент разочаруется в продукте и просто перестанет его покупать. Поэтому, помимо качества товара важно также качество предоставляемого сервиса.
Исключительный уровень обслуживания — не только конкурентное преимущество, но и способ долгосрочного повышения объема продаж. Перестраивая систему продаж в компании, подумайте над введением контроля качества. Следите за уровнем коммуникации с покупателями, оценивайте профессионализм продавцов и следите за соблюдением установленных регламентов и корпоративных стандартов.