Да все есть..
В кино, в театре и в КГ давно есть определенные схемы освещения. Т.е. ключевой, контровой, заполняющий и т.п. источники света расставляются не на обум, а по определенной схеме, определяющейся как типом освещения: дневной, ночной и т.п. так и степенью драматизма кадра. Конечно от того, наколько хорошо человек овладевает искусством расстановки света и передачи необходимого настроения - зависит и окончательный её вид, но это не значит что нет каких-то принципов и схем от которых можно отталкиваться при расстановке света. Ведь законы физики остаються прежними.
Неплохо про свет написано в книге "Компьютерная кинематоргафия". Там как раз изложены базовые принципы освещения. Очень просто, но для начала хватит.
Появление современных GI рендеров - намного упрощает реализацию таких физических явлений как дифузное отражение, преломление и т.д. Например ребята с 3dcenter.ru - уже выработали определенную схему освещения интерьеров с помощью рендера Vray и фотонов. В большинстве своём она дает очень неплохие результаты при интерьерном освещении.
Пр .http://www.as90.com/temp/img.jpg
Для экстерьеров такая схема естественно не годиться..