Вот цитата, сами знаете откуда.
Современное кино, мультипликация, компьютерные игры, реклама - что их объединяет? Безусловно, можно составить достаточно обширный список особенностей, присущих всем этим продуктам, но мы хотели бы вычленить, пожалуй, самую главную из них - плотновошедшие в эти отрасли и широко применяемые технологии трёхмерной компьютерной графики - 3D.
Сегодня 3D - это практически все спецэффекты в кино, это большая часть мировой мультипликации, это компьютерные игры, немыслимые без трёхмерных моделей и персонажей и, наконец, реклама, в которой 3D начали использовать уже довольно давно.
По сути, технологии 3D начинают выделяться в самостоятельную индустрию. Эта мировая тенденция не обошла стороной и Россию. Подтверждение тому - нашумевшие недавно «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Спецэффекты для этих фильмов создавались не киностудиями «Таббак» и «Базелевс Продакшн» (производителями этих фильмов), а независимыми компаниями, специализирующимися Ha 3D-графике.
Как показывает практика, российские ЗD-профессионалы вполне конкурентоспособны и могут выполнять проекты на самом высоком мировом уровне. Это подтверждают и западные компании, которые все чаще размещают заказы по созданию 3D-графики в российских студиях.
Однако последние столкнулись с неожиданной проблемой. Оказалось, что они просто не в состоянии обработать то количество заказов, которое буквально обрушилось на них в последнее время. Виной тому катастрофическая нехватка квалифицированных кадров. Можно только предполагать, какие возможности при этом упускает Россия, ведь по оценкам зарубежных экспертов ежегодный оборот на мировом рынке компьютерной графики и ЗD-анимации составляет 250 млрд долларов.
Крупнейшая исследовательская корпорация IDC сообщает, что с 1995 года в 28 охваченных исследованием странах и регионах создано свыше 20 тысяч компаний, работающих в области 3D.
Российский рынок компьютерной графики никто даже не пытался оценивать, но очевидно, что именно дефицит кадров и отсутствие институтов обучения профессиям, связанным с компьютерной графикой и 3D, замедляют рост отечественного анимационного рынка. Многие студии вынуждены отклонять предложения заказчиков, потому что у них не хватает специалистов-трёхмерщиков для выполнения проектов.
Так почему же этот вопрос никому не интересен? Почему все попытки достучаться до тех, кто говорит о необходимости развития высокотехнологичных отраслей в России, оканчиваются неудачей?
Так, например, 3 октября 2005 года редакцией онлайн-журнала «Render.ru» было опубликовано открытое письмо президенту РФ, в котором журналисты издания остро поднимали вопрос о нехватке профессионалов в сфере 3D. Обращение это так и осталось без ответа. Между тем проблема носит глобальный характер, ведь в России этим специалистам просто неоткуда взяться. Ни одно учебное заведение, ни один вуз не готовят профессионалов по требующимся специальностям. Более того, как выяснилось, российским трудовым законодательством (а именно Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21.08.98. - Прим. ред.) даже не предусмотрены соответствующие профессии - моделлер, текстурщик, визуализатор, композер, аниматор. Поэтому российские студии вынуждены записывать в трудовые книжки специалистов нового поколения названия специальностей прошлого века, когда о таком понятии, как 3D-графика, люди даже не подозревали. Таким образом, моделлеры становятся «художниками-конструкторами», визуализаторы - «художниками-постановщиками», аниматоры -«художниками-мультипликаторами». А ведь ЗD-анимация очень далека от классической мультипликации.
На сегодняшний день руководители и ЗD-специалисты анимационных студий убеждены, что решением проблемы может стать только создание и развитие полноценной системы обучения профессиям 3D-цикла. Но этот вопрос настолько сложен экономически и методически, что для его решения требуется объединение усилий бизнес-структур, специалистов-практиков и высшей школы.
Тем не менее, ситуация вынуждает к немедленному действию. Именно поэтому студия «Render.ru», входящая в холдинг «ALS Group», и одноименный онлайн-журнал первыми решили самостоятельно предпринять конкретные шаги в этом направлении.
Именно их усилиями в Петербурге стахановскими темпами создается Информационно-учебный центр компьютерной графики «Render.ru». Приоритетными задачами Центра являются подготовка специалистов по работе с 3D-графикой и популяризация трёхмерных технологий в России. Центр «Render.ru» планируется официально открыть для посетителей 15 сентября 2006 года.
В настоящее время Render.ru Center уже фактически действует, набраны первые группы учеников, ежедневно ведутся консультации по процессу обучения и ближайшим открытым мероприятиям. Центр расположен непосредственно при студии, что даёт великолепную возможность создать уникальную систему обучения, основанную и ориентированную на «живое» производство. Отрасли нужны не просто хорошо подкованные теоретики, а практики, готовые с первых же дней работы выполнять сложнейшие задачи.
Теперь очень важно донести информацию до тех, кто в первую очередь в ней заинтересован. Как выяснилось, большинство выпускников российских вузов, в том числе и художественных (а именно они являются наиболее вероятными кандидатами для обучения ЗD-графике), даже не подозревают, что есть такие специальности, как моделлер или визуализатор. Немногие знают, что существуют студии, где предлагают не просто высокооплачиваемую, но еще и очень интересную работу, позволяющую реализовать весь потенциал молодых, талантливых художников, а нередко даже помочь им приобрести мировую известность.
Олег ПУНЦЕЛЕВ