Насчет пояснений. Иногда причиной разбитых стекол в очках являлось различное толкование дискутирующими сторонами основополагающих понятий -- это поняли еще древние греки (см., например, любой учебник геометрии -- там постулируются очевидные, казалось бы, вещи) -- это исторический факт и обижаться на этот счет не стоит.
Расширим «а, ты про это…»
Не только для этого.
Начиная с AI 9 каждый графический объект (родительский) может иметь, несколько обводок (контуров) и заливок -- дочерних объектов, связанных с родителем и при создании наследующих его свойства:
палитра Apperance > меню-сбоку Add new stroke (fill)
Так вот, фильтр накладывается на родительский объект и изменяет всех детей.
Effect же может быть наложен не только на всю семью, начиная с родителя, но и на каждого потомка в отдельности, причем может быть наложен, как говорят, стеком, т.е. последовательно друг на друга (как это сделано, например, в 3DS Max) -- надо только перед применением Subj в Apperance выбрать нужного дитятю.
Практически эта штука очень удобна при создании всякого рода двойных-тройных и т.д. рамок, отстоящих от края формата: создается рамка с размером формата, в Apperance выбирается Object и накладывается Effects->offset path. При этом сам объект будет размером с формат, а его заливка и обводка будут отстоять от края формата на нужное расстояние (фильтр уменьшил бы сам объект). Создавая в Appearance дополнительные обводки/заливки и применяя уже к ним всякие Effects, создаем целую вязанку объектов, форму которых можно менять, двигая один узел или сегмент родительского объекта, что есть очень удобно.
Особенно классно эта штука позволяет работать с текстом, особенно когда надо получить обводку текста под самим текстом (нечто похожее на Behind Outline в CorelDRAW) -- текст (буквы) и его заливка и обводка для AI разные вещи, с которыми можно работать отдельно
Причем схема наследования («состав семьи») может быть скопирована на любой другой объект -- достаточно в палитре Layers перетащить с Alt'ом шарик справа от имени объекта на другой.