Прочитал я интервью с Ципциным на CGTALK.RU и возникли у меня невеселые мысли. Много расписывать нет времени, по одтельным циататам:
(Ципцин)"Могу добавить, что стиль подачи материала несколько отличается от традиционных западных учебников по программному обеспечению и сильно тяготеет к академическим учебникам российской высшей школы."
(мое Я бы сказал - очень смелое заявление. Академические учебники редко создаются одним автором. Хорошие учебники, с широким охватом темы, всегда создаются коллективом авторов, каждый из которых является специалистом в своей сфере. Ну не может быть один человек быть академически образован в различных областях науки и знания. В некоторых смежных может, но в корне и в общем различных, допустим, в физике, теории живописи, биологии, философии, искусствоведении, истории, и ещё в двух-трех, - не может. Жизни не хватит. Ведь в учебнике широкого охвата кроме полноты фактического материала, должны быть соблюдены хотя бы основы методологии преподавания, должна строго соблюдаться логическая структура подаваемого материала и ход его развертывания. Как сам материал, так и формализованные в структуре материала и его конкретных явлениях общие и частные моменты должны быть четко оформлены в понятиях логики. Говоря на уровне стол-табуретка: - в форме и содержании учебного материала должны быть четко видны логические формы развития : от конкретного к общему и наоборот.
Любой ХОРОШИЙ учебник широкого охвата темы, поэтому, должен быть написан не одним специалистом в фактическом материале предмета, и даже не вдесятером одного поля ягодами, а с участием специалистов смежных областей, связанных дисциплин, обязательно включая специалиста в логике, чтобы учебник с претензией на глобальное обобщение и полную логическую прозрачность, не превратился в их пародию. Ведь трехмерный редактор призван отобразить реальный мир, а потому чтобы изучить и понять его, нужно иметь базовую подготовку во всех естественных науках, изучающих реальный мир. А это начиная от логики, и заканчивая физикой элементарных частиц.
То есть, учебник с претензией на полное освещение темы трехмерного моделирования, должен включать не только практика пользования графическим трехмерным редактором, коим является Ципцин, но также и математика, физика (от физической механики до физики элементарных частиц), биолога, философа(с логическим уклоном), инженера, художника, наконец. И это всего лишь минимальный набор специалистов. И судя по запанибратскому подходу к большой и глубокой теме, вряд ли Ципцин совмещает в себе хотя бы минимум необходимых знаний.
(Ципцин)"эта блестящая программа отнюдь не является легкой для освоения, скорее, наоборот, требует от осваивающего некоторого упрямства."
(я)Если бы только упрямство, то гранит науки был бы разгрызен самым последним но упрямым глупцом. И тогда в рунете даже простая синтаксическая ошибка считалась бы преступлением
(Ципцин)"Самый главный термин в этом списке это Node. Это ключевое понятие в MAYA и по смыслу оно лучше всего переводится как "элемент"."
(я)Если бы практик Ципцин знал теорию, то имел бы представление о таких философских понятиях как "общее" и "конкретное". Нод полностью подходит под общее понятие "объект", с определенным уровнем общности. Испокон века "элемент" является термином понятия некой части более общего понятия, например, объекта, или явления, а потому нод, являясь основной структурной единицей программы, не может быть "элементом"; он может быть или "объектом" своего уровня обобщения, или "структурной единицей" в функциональной схеме редактора. В данном случае, перевод нода как "Узел", предполагающий некое содержание элементов более низкого уровня обобщения, более уместен, чем совершенно противоположный по смыслу "элемент".
(Ципцин)"По аналогии с нодами термин "констрейн" (Constrain) совсем обрусел и выражение "приконстрейнить" имеет вполне осязаемый смысл, не совсем отражаемый словом "прикрепить". "
(я)Трехмерный редактор, (хотя и неправильное определение, учитывая четвертое измерение - время), требует от пользователя достаточных знаний в тех областях, специалисты которых создавали редактор. Иначе его использование не продвинется дальше статичных двумерных картинок, а в лучшем случае - не дальше слабого применения в попытках анимирования. Увы, но для того, чтобы вникнуть, например, в логическую структуру изучаемого или преподаваемого предмета, надо уметь не только читать длинные предложения, но и связно выражать свои мысли оными, что литературными и научными редакторами современной учебной литературы пресекается на корню. Простая транслитерация терминов совершенно определенно показывает полное отсутствие каких-либо попыток вникнуть в общий смысл терминов, и показывает всего лишь начальный уровень развития, ограниченный практическим применением. И ссылка на какой-то устоявшийся терминологический арсенал пользователей, не может служить оправданием. Получается как в анекдоте, в котором автомобиль для русского слесаря состоит из двух частей - херни и хреновины. А универсальный термин "колбасить" - это уже точно анекдот. Правда печальный для сообщества майщиков, позиционирующих себя как элиту любителей и профессионалов 3D. Бедность языка определяет бедность всего остального. И это касается не только майщиков, зайдя на форум по любому трехмерному редактору увидишь то же самое. Общая картина говорит о том, что в мир трехмерных редакторов еще не пришло поколение образованных пользователей, а нынешние не желают повышать уровень своего образования.
Коллектив разработчиков любой программы имеет более высокий уровень образования, чем начинающие пользователи. (Что касается Майи, то в написании её мануала, судя по структуре и логике, совершенно не видно участие научного редактора, а потому он в такой же мере трудно воспринимаем как и сама програма.) И Ципцын, покрутившись в среде новичков, пришедших на обучение, фактически, в среде начального уровня образования, пусть даже и преподавателем, замахнулся на учебник академического уровня. Мне представляется маловероятным, что он может написать адекватный учебник. Для академического уровня нужна академическая практика, когда бы он, к примеру, повращался в преподавании на курсах повышения квалификации опытных пользователей. А так получается, что преподаватель начальных курсов берется написать академический учебник. Смелость похвальна, но уровень сообщества пользователей Майи видится при этом в стагнации настоящего уровня, без видимых тенденций какого-либо прогресса. А потому сообщество будет и далее обособленной группой пользователей, в которой свой особый язык общения, основанный на транслитерации англоязычных терминов без какой-либо попытки адаптировать его для взаимодействия с остальным сообществом любителей и профессионалов 3D, сохранит отчужденность непонимания и неприятия. Так что будущая книга никоим образом не станет эпохальной вехой в развитии теории и практики применения и пользования Майей.
Только не надо воспринимать мои слова как обвинительный приговор кому-либо, это всего лишь мои мысли, и если кто-то их принял на свой счет, то это, как говорится, не моя вина, а его беда.
(Ципцин)"Могу добавить, что стиль подачи материала несколько отличается от традиционных западных учебников по программному обеспечению и сильно тяготеет к академическим учебникам российской высшей школы."
(мое Я бы сказал - очень смелое заявление. Академические учебники редко создаются одним автором. Хорошие учебники, с широким охватом темы, всегда создаются коллективом авторов, каждый из которых является специалистом в своей сфере. Ну не может быть один человек быть академически образован в различных областях науки и знания. В некоторых смежных может, но в корне и в общем различных, допустим, в физике, теории живописи, биологии, философии, искусствоведении, истории, и ещё в двух-трех, - не может. Жизни не хватит. Ведь в учебнике широкого охвата кроме полноты фактического материала, должны быть соблюдены хотя бы основы методологии преподавания, должна строго соблюдаться логическая структура подаваемого материала и ход его развертывания. Как сам материал, так и формализованные в структуре материала и его конкретных явлениях общие и частные моменты должны быть четко оформлены в понятиях логики. Говоря на уровне стол-табуретка: - в форме и содержании учебного материала должны быть четко видны логические формы развития : от конкретного к общему и наоборот.
Любой ХОРОШИЙ учебник широкого охвата темы, поэтому, должен быть написан не одним специалистом в фактическом материале предмета, и даже не вдесятером одного поля ягодами, а с участием специалистов смежных областей, связанных дисциплин, обязательно включая специалиста в логике, чтобы учебник с претензией на глобальное обобщение и полную логическую прозрачность, не превратился в их пародию. Ведь трехмерный редактор призван отобразить реальный мир, а потому чтобы изучить и понять его, нужно иметь базовую подготовку во всех естественных науках, изучающих реальный мир. А это начиная от логики, и заканчивая физикой элементарных частиц.
То есть, учебник с претензией на полное освещение темы трехмерного моделирования, должен включать не только практика пользования графическим трехмерным редактором, коим является Ципцин, но также и математика, физика (от физической механики до физики элементарных частиц), биолога, философа(с логическим уклоном), инженера, художника, наконец. И это всего лишь минимальный набор специалистов. И судя по запанибратскому подходу к большой и глубокой теме, вряд ли Ципцин совмещает в себе хотя бы минимум необходимых знаний.
(Ципцин)"эта блестящая программа отнюдь не является легкой для освоения, скорее, наоборот, требует от осваивающего некоторого упрямства."
(я)Если бы только упрямство, то гранит науки был бы разгрызен самым последним но упрямым глупцом. И тогда в рунете даже простая синтаксическая ошибка считалась бы преступлением
(Ципцин)"Самый главный термин в этом списке это Node. Это ключевое понятие в MAYA и по смыслу оно лучше всего переводится как "элемент"."
(я)Если бы практик Ципцин знал теорию, то имел бы представление о таких философских понятиях как "общее" и "конкретное". Нод полностью подходит под общее понятие "объект", с определенным уровнем общности. Испокон века "элемент" является термином понятия некой части более общего понятия, например, объекта, или явления, а потому нод, являясь основной структурной единицей программы, не может быть "элементом"; он может быть или "объектом" своего уровня обобщения, или "структурной единицей" в функциональной схеме редактора. В данном случае, перевод нода как "Узел", предполагающий некое содержание элементов более низкого уровня обобщения, более уместен, чем совершенно противоположный по смыслу "элемент".
(Ципцин)"По аналогии с нодами термин "констрейн" (Constrain) совсем обрусел и выражение "приконстрейнить" имеет вполне осязаемый смысл, не совсем отражаемый словом "прикрепить". "
(я)Трехмерный редактор, (хотя и неправильное определение, учитывая четвертое измерение - время), требует от пользователя достаточных знаний в тех областях, специалисты которых создавали редактор. Иначе его использование не продвинется дальше статичных двумерных картинок, а в лучшем случае - не дальше слабого применения в попытках анимирования. Увы, но для того, чтобы вникнуть, например, в логическую структуру изучаемого или преподаваемого предмета, надо уметь не только читать длинные предложения, но и связно выражать свои мысли оными, что литературными и научными редакторами современной учебной литературы пресекается на корню. Простая транслитерация терминов совершенно определенно показывает полное отсутствие каких-либо попыток вникнуть в общий смысл терминов, и показывает всего лишь начальный уровень развития, ограниченный практическим применением. И ссылка на какой-то устоявшийся терминологический арсенал пользователей, не может служить оправданием. Получается как в анекдоте, в котором автомобиль для русского слесаря состоит из двух частей - херни и хреновины. А универсальный термин "колбасить" - это уже точно анекдот. Правда печальный для сообщества майщиков, позиционирующих себя как элиту любителей и профессионалов 3D. Бедность языка определяет бедность всего остального. И это касается не только майщиков, зайдя на форум по любому трехмерному редактору увидишь то же самое. Общая картина говорит о том, что в мир трехмерных редакторов еще не пришло поколение образованных пользователей, а нынешние не желают повышать уровень своего образования.
Коллектив разработчиков любой программы имеет более высокий уровень образования, чем начинающие пользователи. (Что касается Майи, то в написании её мануала, судя по структуре и логике, совершенно не видно участие научного редактора, а потому он в такой же мере трудно воспринимаем как и сама програма.) И Ципцын, покрутившись в среде новичков, пришедших на обучение, фактически, в среде начального уровня образования, пусть даже и преподавателем, замахнулся на учебник академического уровня. Мне представляется маловероятным, что он может написать адекватный учебник. Для академического уровня нужна академическая практика, когда бы он, к примеру, повращался в преподавании на курсах повышения квалификации опытных пользователей. А так получается, что преподаватель начальных курсов берется написать академический учебник. Смелость похвальна, но уровень сообщества пользователей Майи видится при этом в стагнации настоящего уровня, без видимых тенденций какого-либо прогресса. А потому сообщество будет и далее обособленной группой пользователей, в которой свой особый язык общения, основанный на транслитерации англоязычных терминов без какой-либо попытки адаптировать его для взаимодействия с остальным сообществом любителей и профессионалов 3D, сохранит отчужденность непонимания и неприятия. Так что будущая книга никоим образом не станет эпохальной вехой в развитии теории и практики применения и пользования Майей.
Только не надо воспринимать мои слова как обвинительный приговор кому-либо, это всего лишь мои мысли, и если кто-то их принял на свой счет, то это, как говорится, не моя вина, а его беда.