10 ЗАМЕТОК О…РИСОВАНИИ ПОРТРЕТОВ.

Manchess_Ripley-copy.jpg

15 апреля в партнерстве с Society of Illustrators на Art Out Loud Online я начал рисовать портрет с онлайн-трансляцией в Инстаграмм. Вместе со мной был мой класс SmArt School class. Окончательно я закончил портрет уже после онлайн-трансляции во время занятий со своим классом.

Во время трансляции, зрители задавали мне множество вопросов, к сожалению, я не мог одновременно рисовать и отвечать на них, так что надеюсь, что эта статья сможет ответить на некоторые из них.
Для демонстрации я решил выбрать знакомого зрителям человека, чтобы им было проще наблюдать процесс разработки портрета. Таким образом, они могли видеть получается ли живое сходство или нет.
Я решил выбрать Рипли из фильма Чужой в качестве модели. Как и многие, я большой фанат этого фильма и Сигурни Уивер в частности. В качестве референса я использовал кадр из фильма. Это был не просто кадр с лицом Рипли, а один из моментов, где проявлялся её характер.
Говорю, как художник – портреты дают нам огромное поле для изучения тона, формы, контраста, краёв, смешивания цвета, температуры цвета и работы с кистью. Рисуя портреты, вы сможете изучить все те приёмы, что применяются во всех остальных видах картин.Портрет - это проверка навыков художника, он объединяет в себе все основы рисования, чтобы в итоге получился чёткий и понятный образ.
Не будет преувеличением сказать, что рисовать хорошие портреты непросто, для этого нужно приложить немалые усилия. В индустрии искусства существует постоянный спрос на портреты, так что если они хорошо у вас получаются, то без работы вы не останетесь.

1. Похожесть и копия

Рисовать портрет -это не бездумное создание фоторепродукции. Смысл не в том, чтобы сделать у себя на холсте точную копию фотографии. Смысл фотографии в том, чтобы быть референсом, направляющим вас в создании образа похожего на тот, что представлен на фото.
Копирование – это процесс записи одного и того ж объекта, в нашем случае фотографии. Похожесть- это чтение фотографии, с целью понять, как устроено лицо персонажа, по которому мы будем рисовать портрет. Необходимо уметь читать фотографию, чтобы потом передать в портрете настроение и характер персонажа. Это ваша работа как художника, уметь прочесть и найти нужную информацию, чтобы затем на её основе нарисовать портрет.
К примеру, на фотографии с Рипли, форма её глаз немного скрыта падающими тенями. Я не стал перерисовывать все те тени, что были на фотографии. Вместо этого я обобщил форму её глаза взяв за основу 2 параметра: знание того как устроена форма глаза и подметив лёгкие изменения в их форме из-за выражения лица Рипли. В данном случае она шокирована тем, что поняла, что чужой находится вместе с ней в спасательной капсуле. Обратите внимание что белое пространство над зрачком гораздо больше обычного. Если бы я не обратил на это внимание, то её выражение лица было бы намного менее выразительным.

Manchess_eye-copy.jpg

Тон, форма и конечно же ритм – ключ ко всему.

Основываясь на тоне, который был в фотографии, я выбирал цвета. Каждому тону была назначена своя краска. Иными словами, тон с фотографии теперь должен совпадать с выбранной мной краской. Этот этап я сделал буквально на лету, достаточно лишь того, чтобы основные тона и набросок к тому моменту были готовы.
Именно поэтому, я учу своих учеников в SmArt School, что как только краска была нанесена на холст, то потом трогать её нельзя. Не надо после первого же мазка кисти, сразу начинать размышлять о том, правильно ли выбран цвет, а потом бросаться переделывать. Вы не можете судить о правильности нанесённого цвета до тех пор, пока у вас не появится больше цвета на холсте, чтобы можно было их сравнить друг с другом. Лишь после этого вы можете начать добавлять светлые и тёмные мазки, чтобы поправить тоновую структуру картины.

2. Краска добавляет характера

Качество краски, то, как она нанесена, её толщина, всё это помогает добиться похожести в портрете. Но все эти параметры целиком зависят от художника. Кто-то захочет использовать широкие мазки для создания портрета, кто-то небольшие мазки, угловатые или мягкие, кому-то по душе точный, кропотливый рендер, дугой же выберет толстые и мощные мазки мастихином.(лопаточка для маслянойкраски - «мастерок художника», ею можно при желании рисовать) Любой выбранный подход, не только придаёт портрету особое звучание, но и также усиливает впечатление и выражение от него.
В этом портрете я использовал свой мастихин крайне аккуратно. Я опасался того, что обычный грубоватый стиль работы мастихином плохо подойдёт для нежной, женской кожи. Однако я задумался о чертах характера персонажа. Жёсткий, твёрдый характер Рипли, привычка принимать решения сразу на ходу, наверное, помогут ей выдержать мои более острые мазки, которые я затем смягчу, размыв края. Это поможет добавить её образу женственности, а также передаст фактуру её кожи за прозрачным стеклом шлема.

Manchess_cheek-copy.jpg

Перекрывающие друг друга тона, мазки (…а вы думали я не упомяну «перекрывание» в этом посте)

3. Искажение и реализм

В каждой картине присутствует естественное искажение. Лишь очень немногие картины точны настолько, что неотличимы от фотографии. Я снова повторюсь – задача художника, создать образ, а не копию. Картина — это выражение. Выражение же выходит за рамки точности.
Мы снисходительны к неточностям в картине по двум причинам. Первая причина – мы знаем, что это не техническая репродукция; вторая, мы понимаем, что посредством образа в картине, художник что-то нам сообщает. Однако то, что вы пишете картину не может быть оправданием для плохой композиции кадра.
Когда художник хочет сделать полную копию фотографии, со всеми нюансами и деталями, так словно от всего этого зависит итоговое качество работы, то с этого момента мы должны понимать, что это всего лишь слепое копирование. В этом нет ничего дурного, если вы делаете по фотографии и штудии или пытаетесь разобраться как вам правильно работать с референсами. Иногда различные дефекты и аномалии с фотоснимка могут дать очень необычный эффект. Лично я придерживаюсь мнения, что художник должен усиливать выразительность в своих работах и своих студентов я учу что нужно не слепо копировать, а достигать определённых целей.

Ripley_alien.jpg

4. Репетиция картины

Практикуйтесь усердно, ещё усерднее. Обучение требует от вас уметь интенсивно сосредотачиваться. Попробуйте представить себе то, как вы рисуете картину. Видите ли, вы себя смешивающим краску и затем то, как вы наносите её на холст? Попробуйте, это каждому по силам. В этом и есть весь смысл репетиции, видеть то как все слои краски и мазки вместе складываются в законченную картину.
Такжеважноуметьпредставлятьсебезаконченнуюкартину. Что вы хотите передать своей картиной? Что вам хочется нарисовать в первую очередь? Представьте самого себя рисующего всё это. Планируйте свои действия, планируйте смешивание цвета, планируйте края. Сначала создайте всё это ментально и затем переходите к физическим действиям.
Всё верно, здесь есть целая куча возможностей для экспериментов и ошибок (поверьте мне на слово) и целых картин из потока нашего сознания. Но не надо применять эту технику, когда вы только учитесь. Это ещё будет ждать вас впереди, когда у вас уже будет определённый опыт: чем больше вы тренируетесь, чем дольше вы сосредоточенно рисуете, тем быстрее вы начинаете понимать, как работает краска и как вы можете использовать её, чтобы выразить свои эмоции.

5. Голос и стиль

Мне задавали этот вопрос уже миллион раз во время обучения рисованию: «Мне говорят, что я должен иметь стиль, но как мне его получить?» Этот вопрос сбивал меня с толку на протяжении многих лет, несмотря на многие мои эксперименты и попытки найти стиль. Но где-то внутри меня, какой-то древний инстинкт говорит мне, что стиль, это то, как мне нравится смотреть на картины, что меня в них привлекает, то что из них я беру для своих картин. Но честно говоря, это совсем не помогает в поиске стиля. Так как же я должен его найти?
Я уже 11 лет профессионально занимаюсь живописью и у меня до сих пор нет чёткого ответа на этот вопрос. Мне приходилось делать картины без какого-либо участия арт-директора, целиком отданные на откуп моему видению как художника. Я рисовал и вымучивал их до тех пор, пока у меня не получалось то, что я хотел видеть в них. Наверное, стиль так и рождается – медленно, картина за картиной.
Но затем я осознал, что стиль невозможно найти, он находит вас сам. Другими словами, у вас уже есть свой стиль. Его лишь нужно приручить и натренировать. Причина, по которой он пока незаметен, потому что вы не знаете какой голос вам слушать.
То, что вы ищете это ваш собственный уникальный голос. Хорошая новость – у вас он уже есть. Он спрятан среди хора голосов, каждый из которых спорит с другими за ваше внимание. Как художники мы пробуем различные изобразительные средства – акварель и гуашь, масло и акрил, мы можем заниматься лепкой, анимацией или фотографией. Попробуйте их все. Вы должны научиться заглушать спорящие голоса, чтобы услышать ваш собственный. Как только вы его услышите, то сможете узнать, чему он принадлежит и сможете следовать ему.
Позже, вы возможно захотите обратно смешать его со всеми остальными голосами, чтобы позволить вашему собственному голосу расти и развиваться. Но эта тема уже для другой статьи.
Проще говоря – обращайте внимание на тот арт, что привлекателен вам. Он отображает ваше внутреннее стремление.

6. Сообщение

Это то, что мы делаем как художники. Передаём. Или вы думали, что художники всегда делают что-то новое и отличное от созданного ранее? Ради чего? Ради удивления от Искусства? Создаём работы, которые по своей сути всего лишь эксперименты художника с формой и цветом? Тезис о том, что для настоящего Искусства важно отрицать всё то, что было создано до него ранее, чтобы художник смог поразить мир чем-то новым?
Мы передатчики. Наши усилия - это разговор с аудиторией, которой являемся мы сами. Именно это делали в древности пещерные художники. Мы говорим и создаём, показываем и соединяем, ведём и поддерживаем, сочувствуем вместе с наблюдателем. В своём искусстве мы отражаем то, что зрители уже знают глубоко внутри себя, но возможно, всего лишь возможно, не могут выразить сами. Зрители поймут это, когда увидят работу художника.И когда вы как художник прикоснётесь к ним, то сможете буквально перепрыгнуть через эоны времени и тысячелетия существования человека.
Портрет, это не простая запись. Портрет, это не копия. В конце концов, портрет, это отблеск личности из прошлого. Портрет, это отражение известного каждому из нас образа. Празднование связи с прошлым.
——-
Если есть вопросы, то жду их в комментариях!

Manchess_closeup-copy.jpg

48bc1-gregory-manchess.jpg

GREGORY MANCHESS

768 0 850 9
3
2021-02-16
Очень крута получилось
2021-02-16
А это случайно не из фильма чужой?
2021-02-16
Антон ЧернышевА это случайно не из фильма чужой?
Из чужого, сержант Рипли. Портрет по кадру из фильма.
RENDER.RU