Вы не можете рисовать, вы делаете это неправильно.
Если вы хотите научиться рисовать, то прочитайте эту статью. До конца. Ну или можете как обычно, найти видео с процессом рисования какой-нибудь классной иллюстрации на Ютуб, затем попытаться его повторить, облажаться, начать смотреть какой-нибудь сериал и застрять в этом чёртовом болоте до конца своей жизни, потому что вы не понимаете, что такое рисование.
Если вы прочитали эту статью до конца, то дайте мне знать. Если у вас есть вопросы, то не стесняйтесь задать их мне. Если же вам кажется всё это глупым, как и мне 25 лет тому назад, то можете просто проигнорировать всё это и надеяться, что возникшие у вас вопросы исчезнут как-нибудь сами собой. И может быть через четверть века боли, страданий и поражений, вы сможете разобраться для себя в этом вопросе.
Эта статья не о том, как я рисую – она о том, как ВЫ СМОТРИТЕ на вещи, о том, как все мы интерпретируем трёхмерную реальность, изображённую на плоском листе.
В этой статье будет много букв и мало картинок. Никаких уроков, которые показывают, как надо рисовать. Все эти резкие слова нужны, чтобы избавить вас от неправильных представлений о том, чем является рисунок. Можете злиться на меня, если хотите. Мне всё равно, что вы там думаете обо мне – меня лишь заботит, что вы думаете о рисовании.
Вы думаете, что рисование это – взять и идеально передать форму носа модели в портрете или сделать невероятно мягкий «шейдинг», чтобы портрет выглядел классно. Но у вас ничего не получается, но вы пытаетесь повторить это снова и снова. Может это и выглядит классно, а может и нет. Но вы не сможете этого сказать, потому что не понимаете, что такое рисование.
Рисование, а именно то как я представляю это определение в данной статье, это мощный инструмент создания иллюзии формы и пространства в 2д арте. Изобразительные средства не имеют значения – если ваша картина обладает устойчивой формой, то только благодаря изначально крепкому рисунку. Если же у неё есть «проблемы с рисунком», то пострадает и иллюзия формы. Это то, что подразумевается под «рисунком» в плане технической стороны вопроса о рисовании.
Можете ли вы создавать великолепный, прекрасный арт без хорошего рисунка? Безусловно, ДА! Конечно вы можете сделать его, если захотите. Если не…
УРОК 1: ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЗАЗЕРКАЛЬЕ
Вы возможно захотите встать на свою голову ради этого…
В отличие от скульпторов, мы художники, не РАЗРАБАТЫВАЕМ форму, мы СОЗДАЁМ ИЛЛЮЗИЮ формы. Разница огромна: форма в картине не может появится из ниоткуда, она может возникнуть лишь из рисунка, что очевидно не так ли?Вы изображаете реальный трёхмерный объект, но рисунок сам по себе двумерный и зрители могут видеть лишь то, что нарисовали вы.
Рисунок, это не копия или ещё один вариант нашего мира – у рисунка есть своя собственная реальность - линия, направленная прямо в мозг зрителю, словно вы рисуете не на бумаге, а сразу в голове у зрителя. Если художнику удаётся это провернуть, то зрителю кажется, что все изображённые формы и объекты реальны. Вам нужно понимать этот парадокс!
В рисовании у нас есть такая замечательная абстрактная вещь как линия. Это самый простой способ создания формы. Само собой, этой форме недостаёт тона (света и тени) и цвета, и она всё ещё абстрактна. Так почему же мы воспринимаем геометрическую фигуру с 4 сторонами (например, прямоугольник) как форму? Что такое форма? Форма - это сугубо человеческое понятие. Почему она важна?
Да потому, что она отлично показывает, что 2д арт - это абстракция. Мастера лайн-арта способны создать иллюзию трёхмерной реальности одними лишь линиями. Это и показывает вам, чем является рисунок.
УРОК 2: РИСУНОК- ЭТО ЯЗЫК
Это не просто заумная метафора – это прямая аналогия. Рисование означает передачу идеи. Рисунок, это не копия реальности – это вполне реальный, итоговый продукт вашего воображения.
Вы учитесь владеть языком, слушая других рассказчиков: анализируя их речь и изучая то, как язык работает. Вы общаетесь на языке, а не просто созерцаете реальность. Вы можете таращиться на дерево сутки напролёт и никогда так и не узнаете, как сказать «дерево» на суахили. Если же вы можете сказать «дерево» на суахили, то красивая девушка, говорящая на этом языке не подумает, что «Этот парень говорит на суахили», она подумает о дереве, потому что вы создадите внутри её головы образ дерева используя речь.
Если вы бегло говорите на каком-либо языке, то вы и думаете на нём. Бегло означает – естественно. Это конечно не значит, что вы выражаетесь как Шекспир. Это даже не значит, что у вас огромный словарный запас или вы интересный собеседник. Это просто-напросто значит, что вы даже не размышляете о том, как что-то сказать – вместо этого вы ДУМАЕТЕ на этом языке.
Даже если вы, поразмышляли минутку, чтобы понять, как вам лучше что то сказать, то это НЕ ЗНАЧИТ, что у вас проблемы с языком, вы ведь даже не задумываетесь о построении предложения или прочих лингвистических изысках. Для вас этот язык естественен.
Как только вы доходите до такого уровня, то вы смотрите и слышите мир (и/или ваших внутренних бесов) и используете язык, чтобы выражать своё личное мнение о разных событиях.
Но изучение нового языка, чертовски трудное дело. В начале вы не можете правильно выразиться на нём. У вас куча мыслей в голове, но они не могут выйти наружу. Это настолько вас смущает, что вы решаете запереться в уютной раковине своего родного языка, даже если это означает, что эта красивая девушка вас не поймёт. Вы будете думать, что, когда в первый раз пробовали говорить на суахили, то это было не так глупо, а сейчас вас бесит, что из-за своей сбивчивой речи она с трудом понимает вас. Звучит знакомо, не так ли?
Ладно, не расстраивайтесь, потому что…
УРОК 3: МЫ ВСЕ ПЛОХИ В РИСОВАНИИ
Люди связаны языками, на которых они говорят, но мы плохи в рисовании потому что, умеем лишь хорошо смотреть. Я же говорила вам, что мы в Зазеркалье.
Вот как это работает: визуальный аппарат нашего мозга целиком предназначен для интерпретации форм объектов, без какого-либо знания почему, как или даже ЧТО этот объект делает. Вы уверенны, что это вы сами видите формы, но на самом деле нет! Двумерная картинка с вашей сетчатки глаза переносится в мозг, а он её уже обрабатывает.
Вы знаете, как вы ходите? Вы знаете, как вы думаете? Да вы даже не знаете, как вы видите. Вы не знаете, как вы видите, потому что для вас это естественно. Проблема в том, что вы строите свои представления о том, как работает рисунок на своём непонимании того, как работает зрительный процесс.
А можем ли мы разобрать этот процесс на винтики? Ещё бы! Ведь мы им так хорошо владеем! Если вам кажется, что это противоречит, тому что я сказала ранее, то это потому что вы смотрите не туда…
УРОК 4: НЕ РИСУЙТЕ С НАТУРЫ
Перехватило дыхание от неслыханной ереси? Как такое вообще возможно? Да, рисование с натуры неотъемлемая часть любого хорошего художника. Но оно не учит тому, как рисовать. Есть разница, между тем как работает рисунок и между собственно самим рисованием каких-либо объектов.
Обучение рисованию в классе по рисованию с натуры, состоит из двух частей – сначала вы используете свои (мизерные) познания в рисовании, чтобы понимать форму человеческого тела, а затем, сама форма человеческого тела учит вас рисунку! Рисование с натуры/наблюдение сосредоточено на изучении одного определённого объекта, но оно не учит вас как рисовать.
УРОК 5: КАК (УЧИМСЯ, ТОМУ КАК) РИСОВАТЬ
Не сводите глаз с рисунка.Когда мы смотрим на свои или чужие рисунки, то мы учимся языку рисования. И любой плохой и неудачный рисунок (к счастью этого добра у каждого из нас навалом) будет в этом деле настолько же полезен, как и любой хороший.
Рисование на 100% изучаемый навык. Некоторые люди от природы более предрасположены к рисованию, но скорее всего они просто интуитивно развивали свои навыки в течении жизни. Если же вам не повезло попасть в их число, не беспокойтесь, есть второй путь – такой же какой прошла я и тысячи других художников (и да, я знаю, как рисовать).
Так что, карандаш в зубы, рефы в сторону и вперёд рисовать формы. Представьте форму и затем нарисуйте её, или наоборот сначала нарисуйте форму, а потом посмотрите есть ли у неё хотя бы намёк на объём. Если есть, то постарайтесь понять почему, а затем УСИЛЬТЕ это её свойство. Если что-то работает против объёма, то УБЕРИТЕ это. С опытом, вы станете очень чувствительны к тому, что работает на благо формы, а что нет.
Это отличается от того, что вы делаете сейчас: вы пытаетесь рисовать определённые ОБЪЕКТЫ. Когда ваш рисунок не работает, то вы думаете, что вам надо внимательнее посмотреть на изображённые в нём объекты, чтобы изобразить их более правдоподобными. Вместо этого вам надо убрать всю эту мишуру деталей и посмотреть на голый язык. Имеет ли предложение грамматическую структуру: подлежащее-глагол-дополнение, независимо от конкретных объектов и действий? Если вы знаете язык, то да.
Не рисуйте цилиндры, сферы и т.д. – потому что они одновременно и правильны, и ошибочны. Вам нужно быть «аккуратными» с ними и это одна из ошибок художников. Вы думаете, что если вы нарисуете цилиндр с идеальной перспективой и безупречными эллипсами, то это определённо создаст форму. Более того вы берёте и рисуете безупречный цилиндр! ЭТО НЕПРАВДА. Вы думаете, что он обладает формой, потому что вы понимали это ещё до того, как нарисовали «безупречный цилиндр». Но вы не смотрели на форму. Почувствуйте разницу!
Нарисуйте какую-нибудь невероятную бесформенную массу. Кучу состоящую из непонятных куч. И тут вы поймёте, что ранее вы полагались на узнаваемость, чтобы избавиться от слабой иллюзии формы.
Посмотрите не обманываете ли вы сами себя. Эта форма точно находится гораздо глубже в пространстве чем та (или нет, и если нет, то почему)? Это трёхмерная масса, а не плоская форма. Это пустое место на бумаге ближе ко мне чем, то другое пустое место.
Учиться как рисовать значит учиться смотреть на свои рисунки и видеть, что они вам говорят. Это потребует от вас беспощадной честности. Даже больше, храбрости. Вы должны избегать этого обширного и опасного заблуждения, где вы получаете вроде бы приемлемый результат, потому что формы все ясные и простые – как результат, вы перестаёте чувствовать форму.
Рисование узнаваемых вещей, это ловушка, которая подрывает вашу возможность понимать то, как рисунок работает на самом деле. Очень легко нарисовать рисунок, который будет выглядеть хорошо. Самое сложное, это нарисовать бессмысленную абстрактную форму, которую зритель сможет однозначно понять и она будет ощущаться так объёмно, словно она вылеплена из глины или сделана в Zbrush.
ВЫГОДА
Из-за того, что вы ранее не тренировали свои мозги подобным образом, то перед вами широко распахнутся двери новых возможностей.
Вы удивитесь своей способности понимать сложные органические формы.
Вы будете развивать свой собственный словарь форм.Как только вы потратите достаточное количество времени на работу с абстрактными формами, то обнаружите, что вы словно парите, окруженные любовью к рисованию. Без какого-либо принуждения эти формы будут врываться в ваши рисунки прямо из вашего воображения и из опыта наблюдений.Это самым естественным путём приведёт вас к вашему уникальному стилю. Любой ваш рисунок будет иметь силу, цельность, достоверность и уникальность.
Как только вы станете высококлассным виртуозом в рисовании, то обнаружите что когда вы к примеру, хотите нарисовать фигуру человека, то такие вещи как пропорции, точность практически ничего не значат в общем замысле картины. Реальную значимость имеет то, как формы соединяются друг с другом – потому что, нет «правильных» человеческих пропорций, особенно в искусстве.
Когда вы поймёте, что форма никак не связана с точностью, то вы сразу получите бездонный колодец вдохновения и воображения для своего арта. Вы сможете, просто взглянув на нос человека, нарисовать по нему миллион разных других носов, у которых будет одна базовая форма в основе, но каждый из них при этом будет отражать ваш собственный стиль.
Когда вы посмотрите на модель или на референс, то вы будете стараться понять их форму, а не пытаться нарисовать все детали. Вы станете смотреть на жизнь как на рисунок, а не как раньше, когда вы смотрели на свои рисунки как на неправильную версию реальности.
Вам нужно понять это, потому что эти принципы руководят вашим 2д артом, неважно, осознаёте вы это или нет. Даже если ваш рисунок, не шедевр масляной живописи, эти принципы работают, потому что люди всегда стараются увидеть форму во всём. Даже в такой маловажной вещи как линии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И СОВЕТЫ
Вы думаете, что всё что я сделала, это просто сказала, что вам нужно разобраться со всем этим самостоятельно. Но это не всё.
Я говорила вам – попробуйте обмануть себя.
Я говорила вам – не рисовать конкретные вещи.
Я говорила вам – не смотреть ни на что, кроме рисунка.
Если же вам нужно чуть больше наставлений, то вот, держите. Их немного. Если вы сразу решили прочитать заключение этой статьи, то вы будете разочарованы. Если вы смогли дочитать до этой части, то вы всё равно будете разочарованы и может даже немного злы на меня, потому что потратили своё время впустую. Но я уже говорила вам - мне глубоко фиолетово, что вы думаете лично обо мне. На самом деле, я хочу, чтобы вы перестали тратить своё время впустую, пытаясь нарисовать конкретные вещи определённым образом. Вместо этого вам сначала нужно понять, как рисование работает:
Оно не про линейную перспективу.
Оно не про толщину линии.
Оно не про рендер.
Оно не про освещение.
Оно не про атмосферную перспективу.
Оно про формы.
Вам нужно понимать, как формы работают! Они являются словами языка рисования. Повторю ещё раз: рисование заключается не в точном копирование форм – а в понимании того, как формы работают. Когда вы делает свои собственные формы, это в тысячу раз лучше копирования и зрители будут видеть в них «точность».
Если говорить ещё более точнее, то рисование – это ВЗАИМООТНОШЕНИЯ между формами, или формоотношения - суть в том, что вам нужно понимать, что ВСЁ что угодно может создавать формы. Вам кажется, что иллюзия формы возникает благодаря свету, падающему на предмет. Нет. В реальном мире, свет создаёт формы. В ваших рисунках вы сами создаёте формы – вы можете сделать их лучше, более конкретными и всего лишь несколько из них, приведут ваш рисунок к утончённости и экономии в вашем арте.
Вот простой способ чтобы увидеть это: из-за чего одна форма выглядит так словно она перекрывает другую?Из-за чего вы знаете, что вы видите одну форму поверх второй, тогда как на самом это просто 2 или три отдельных формы на плоской поверхности листа? Это начало зрительного процесса, который поможет вам увидеть грамматику языка рисования. Если вы попробуете этот подход, то у вас случится этот момент «Ага!», когда вы увидите, чем является рисунок. Это и есть «учимся с умом, а не через силу», как бывает, когда пытаешься нарисовать обнажённую модель или занимаешься лепкой в классе. Это настоящее приключение полное исследований и открытий!
(Поклон, аплодисменты)
А теперь вперёд, к новым формам!
Больше работ Chris Beatrice’s по ссылкам:
www.instagram.com/chrisbeatriceart
www.facebook.com/chris.beatrice.14
www.chrisbeatrice.com