Секреты композиции: 12 простых правил выгодного размещения объектов

Разместить на холсте даже один объект — уже непростая задача. Сделать его крупнее или мельче? Сдвинуть влево или вправо? Если объектов много, сложность возрастает в разы. Художники и фотографы столетиями экспериментировали и учились друг у друга, чтобы открыть большие правила и маленькие хитрости композиции. Здесь мы собрали те из них, которые, с одной стороны, легки в исполнении, а с другой — эффективно работают на результат.

1. Ведущие линии

Если вам нужно увести взгляд зрителя в глубь холста, используйте естественные линии объектов, которые уходят далеко в перспективу. Это могут быть берега рек, дороги, мосты, поезда, изгороди, лестницы. Такие линии называются ведущими. Очень часто они ведут взгляд зрителя к каким-то важным фрагментам полотна.

image2.jpg

Ведущие линии сходятся на фигуре человека. Стив Маккарри

Ведущие линии не обязательно должны быть прямыми:

image21.jpg

Изогнутая линия дороги ведёт к дереву и дальше в туман

2. Симметрия

Художники обычно стремятся избегать симметричных построений, особенно если рисуют естественные объекты. Считается невыгодным и размещение объектов в центре холста. Но иногда эти приемы можно использовать очень удачно — например, когда вы хотите изобразить архитектурный ансамбль.

image18.jpg

В изображении моста используется симметричное построение. Барри О’Кэррол

3. Диагонали

Помните, что диагональные линии и треугольники привносят в композицию динамическое напряжение. Дело в том, что вертикальные и горизонтальные линии стабильны: если человек стоит на горизонтальной плоскости, он не прилагает к этому усилий, и ему незачем куда-то идти. Но поместите его на наклонную плоскость, и стабильность исчезнет — даже для того, чтобы остаться на месте, ему придётся приложить усилие. Так в композиции появляется динамическое напряжение.

image15.jpg

Диагональные линии создают эффект движения идущих людей. Стив Маккарри.

Диагонали и треугольники придают динамическое напряжение даже совершенно неподвижным объектам вроде зданий. Разместите здание под углом — так, как мы редко видим его в повседневной жизни. От этого само положение наблюдателя будет казаться неустойчивым, и в картине сразу почувствуется динамика.

image14.jpg

Показанное под углом здание выглядит более динамично. Барри О’Кэррол.

4. Рама в раме

Используйте в композиции естественные рамы — окна, двери, арки, свисающие ветви деревьев. Это эффективный прием, чтобы придать изображению глубину. Рам на картине может быть несколько:

image5.jpg

Окна — это естественные рамы. Стив Маккарри

Излюбленный прием живописи Ренессанса — использование арки в качестве естественного обрамления:

image19.jpg

Площадь в обрамлении арки. Барри О’Кэррол

Естественное обрамление может быть разомкнутым или неполным:

image3.jpgИспользование ветви дерева в качестве рамы

5. Форма и фон

Создайте контраст между объектом и фоном, на котором он расположен — это придаст композиции глубину. Такой контраст можно создать с помощью глубокой тени:

image10.jpg
Фигура балерины на темном фоне. Стив Маккарри

6. Заполнение холста

Чтобы привлечь внимание к объекту, разместите его на переднем плане, ближе к зрителю.

image13.jpg

Фигура человека размещена на переднем плане. Стив Маккарри

Если человек на переднем плане смотрит на зрителя, поместите его доминантный глаз в центр холста. Доминантным называется глаз, который всегда смотрит прямо. При этом второй обычно расположен под небольшим углом. Если доминантный глаз будет в центре полотна, у зрителя возникнет ощущение, что взгляд человека на картине следует за ним.

image11.jpg

Размещенный по центру глаз всегда смотрит на зрителя. Стив Маккарри

7. Уравновешенные объекты

Основной объект композиции часто сдвигают к краю полотна. Если он при этом выдвинут на первый план, может возникнуть ощущение дисбаланса. Уравновесьте его другим объектом, менее важным или меньшим по размеру, который отвлечет на себя часть внимания.

image8.jpg

Эйфелева башня «уравновешивает» фонарь. Барри О’Кэррол

Конечно, в реальности башня гораздо больше по размеру, чем фонарь. Если в работе получается наоборот, это придает ей глубину, позволяет подчеркнуть планы.

8. Негативное пространство

Оставляйте на холсте побольше негативного пространства — так называют «пустое» (не заполненное образами) пространство вокруг объекта. Оно может быть и заполнено, но чем-нибудь нейтральным, например, небом. Это придаст композиции выгодную простоту и направит взгляд зрителя к основному объекту.

image6.jpg

Обилие негативного пространства фокусирует внимание на статуе. Барри О’Кэррол

9. Достаточное пространство

Если на полотне есть движущийся объект — корабль, автомобиль, пешеход — позаботьтесь о том, чтобы впереди у него было достаточно пространства для дальнейшего движения. Например, если лодка идёт слева направо, разместите её в левой части холста, а в правой покажите гладь реки, по которой ей предстоит пройти.

image20.jpg

У лодки впереди достаточно пространства для дальнейшего движения. Барри О’Кэррол

Это же правило стоит соблюдать, если на холсте изображён человек, взгляд которого направлен в мир кадра или картины (а не в сторону зрителя). Перед его глазами должно быть достаточно пространства, которое он обозревает. Например, сидящий в левой части кадра человек должен смотреть вправо.

image1.jpg

Музыкант на левой части кадра развернут направо. Барри О’Кэррол

10. Узоры, текстуры и повторения

Не забывайте, что узоры и повторения эстетически приятны для человеческого глаза — они навевают ощущение гармонии. Узор можно составить из естественных объектов, таких как лепестки цветов или головы людей в толпе. Но самое лучшее — когда повторение неожиданно прерывается.

image16.jpg

Зелёная фигура прерывает повторение красных тюрбанов. Стив Маккарри.

Узор может вести взгляд зрителя к определенному объекту, становясь ведущий линией:

image12.jpg

Узор ведет взгляд зрителя к храму Барри О’Кэррол.

Текстуры нравятся фотографам и художникам потому, что на их выпуклостях выразительно играют свет и тени:

image4.jpg

Игра света и тени на текстуре камня также направляет взгляд зрителя. Барри О’Кэррол.

11. Нечётное число объектов

Если вы планируете разместить на полотне несколько похожих объектов, пусть их количество будет нечётным — оно считается более естественным и легким для восприятия — в то время как чётное количество объектов рассеивает внимание зрителя и не дает ему сконцентрироваться на каком-то одном.

image17.jpg

Нечётное количество арок и людей кажется более естественным. Барри О’Кэррол.

Это правило можно и нужно нарушать, в зависимости от темы работы. Например, вы можете изобразить двоих людей за беседой. Внимание зрителя будет постоянно переключаться с одного на другого, отражая таким образом ход воображаемого разговора.

image9.jpg
Двое мужчин за беседой Барри О’Кэррол

12. Правила существуют для того, чтобы их нарушать

Не бойтесь экспериментировать и нарушать правила, создавая композиции по собственным схемам. Иначе из ваших работ исчезнет индивидуальность. У выдающегося экспериментатора — Карлсона, который живёт на крыше — была одна-единственная картина. Она называлась «Очень одинокий петух» и отличалась нестандартной композицией: «На большом, совершенно чистом листе в нижнем углу был нарисован крохотный красный петушок». Выглядело это, в лучшем случае, так:

image7.jpg

Вариация на тему картины «Очень одинокий петух» Карлсона

Благодаря этому гениальному композиционному ходу её знает весь мир.

708 0 850 11
12
2020-05-27
Кстати о композиции. Как вызвать определённые эмоции - страх, тоску, ощущение холода или, наоборот, жары и т.п.? Пока что все материалы по композиции, что мне попадались - это "общая часть" (правило третей, главный объект и т.п.). Есть ли видео/статьи/книги из "особенной" части? Подойдёт на русском и английском.
2020-05-27
Искусство иллюстрации Эндрю Лумиса можно глянуть
2020-05-27
Выглядит интересно. Почитаю на досуге. Но там, кажется, нет (судя по оглавлению) озвученных мной вопросов.
2020-05-27
Я её сам только пролистывал, просто помню что по композиции много толкового и очень развернуто
2020-05-27
Denis, это надо в свет и цвет ещё залазить, помимо ракурса.
2020-05-28
Денис, есть вариант проще. Ищешь рефы с нужным откликом, анализируешь. https://stihi.ru/pics/2015/10/03/10580.jpg вот тебе холод https://today.tj/uploads/posts/2018-07/samyy-zharkiy-den-za-leto-stolbik-termometra-podnyalsya-do-43_1.jpg вот жара ) https://vogazeta.ru/uploads/full_size_1574851449-75cf6f5e2d1c0a4cf08258d143a96440.jpg страх-тревога. и вот грусть неплохая https://w-dog.ru/wallpapers/14/14/449707159424226.jpg
2020-05-28
Способ известный и используемый, но всё-таки хотелось бы знать общие принципы, не копировать отдельные элементы с других работ, а иметь список всех возможных элементов.
2020-05-28
Книга Frame and Ink, Marcos Mateu-Mestre
И есть неплохие книги по фото-композиции Стива Маккарти
2020-05-28
Денис, это уже к композиции не относится, это вопросы цветового решения. На ютубе есть разборы фильмов - аля "почему тут атмосфера уныния" и тд. Например зелёный и жёлтый свет в кинематографе используется для задания меланхоличного, депрессивного настроения и тд.
2020-05-28
Не думаю, что дело в одном цвете. Как быть, например, со светом и тенью? По поводу цвета. Я пробовал на своих рендерах добиваться ощущения холода, добавляя снег и холодные цвета, но ощущения пронизывающего холода как-то не возникло. Возможно, стоит показать ещё и ветер, но это уже выходит далеко за рамки цвета. С цветом тоже всё неясно. Вот первые два ролика на ютубе по соответствующему запросу. Первый доверия не вызывает - это что, мне собираются ВСЁ про цвет рассказать за каких-то 18 минут? Второй уже интереснее, но - "ОСНОВЫ". Кстати, оба ролика я смотрел. Та самая "общая часть".
2020-05-28
Денис, это разные вещи. Эти видео про основу работы с цветом - разбор по глубине тонов, спектру, комплементарности и тд. Ищите что-то типо "роль цвета в искусстве" и тд. Например, банальный перенос фотографии в ч/б добавляет драматизма. Так же есть статьи по разборам картин знаменитых художников - почему они выбрали именно эти оттенки красок и что ими хотели сказать. Я такие вещи не сохраняла, потому ссылками, к сожалению, поделиться не могу.
2020-05-28
Денис, хорошо понимать применение выразительных средств помогает изучение истории искусств, когда есть примеры, в которых разбираются приемы используемые художником для передачи выразительности и самое главное соотношение этих приемов с культурным и историческим контекстом произведения. Еще могу посоветовать хорошую книгу "Рудольф Арнхейм. Искусство и визуальное восприятие".
RENDER.RU