​Мультфильм «Девять»: история, интерпретации и загадки

Есть множество поджанров фантастики, производных от киберпанка: стимпанк, дизельпанк, даже биопанк. Редкий поджанр — ститчпанк зародился благодаря мультфильму «Девять» (2009). Ститчпанк показывает мир, где главными действующими лицами являются живые куклы. Элементы этого жанра встречаются в мультфильмах «Кошмар перед Рождеством», «Коралина в стране кошмаров» и многих других.

image6.png

Постер

Сюжет

По сюжету мультфильма, человек создал искусственный разум, но не смог дать механизму душу, и однажды творение подняло руку на своего создателя. В страшной войне человечество было уничтожено механическими монстрами. Перед тем как погибнуть, профессор, придумавший умные машины, сшил девять тряпичных кукол, вложив в них человеческие души при помощи таинственного артефакта. В мире, где не осталось ничего живого, куклы борются с роботами-монстрами и пытаются найти свое предназначение.

История создания


«Девять» был снят режиссером и аниматором Шейном Экером на основе короткометражки 2005 года, где герои не умели говорить и общались между собой жестами. На производство фильма ушло четыре с половиной года. Шейн Экер создавал его на своем домашнем компьютере в свободное от работы время.

image2.png
Кадр из короткометражки

Эта работа была номинирована на Оскар как «Лучший анимационный короткометражный фильм», и, хотя Экер не победил, ему предложили снять полный метр. Экер следовал основному сюжету, но добавил больше персонажей. Герои научились говорить, а причина разрушения мира объяснялась подробнее.

Проектом заинтересовались Тим Бертон и Тимур Бекмамбетов, став продюсерами. Некоторые фирменные черты Бертона можно увидеть в фильме: огромные глаза с вечно испуганным выражением, вертикальные полосы (повсюду), а также тема странных, непохожих на других людей, побеждающих невзгоды. Кроме того, композитором фильма стал Дэнни Эльфман, часто сотрудничающий с Бертоном.

Русской адаптацией занимался известный писатель Дмитрий Глуховский, автор серии книг «Метро 2033» (подробнее про это расскажем ниже).
________________________
Дата выхода фильма была назначена на 9 сентября 2009 года (09.09.09).

Визуальный стиль

Перед создателями фильма стояла задача: показать своё видение постапокалипсиса. Мир, в котором не осталось ничего живого — только руины. Используются приглушенные тона, множество оттенков серого и коричневого, но при этом фильм не кажется тусклым благодаря работе с освещением. Мы видим и розовый рассвет, и лучи солнца, которые преломляются в витражном окне собора, и зловещее зеленое мерцание завода, и рубиново-красный глаз Машины. Даже разрушенный дотла, мир может быть красив.


image7.png

Рассвет в мире постапокалипсиса

В фильме «Девять» все куклы имеют примерно одинаковые фигуры (за исключением, разве что, громилы Восьмого). Но создатели отразили в дизайне персонажей их характеры за счет деталей.

Среди персонажей есть учёный, врач, воительница, лидер-предводитель, сумасшедший художник, телохранитель, близнецы, похожие на детей... По внешнему виду персонажей можно без труда догадаться, кто из них кто. Пятого отличает кожаная заплата на месте глаза и заплечная сумка с иглами и прочими врачебными инструментами. У Шестого ключ на шее, вместо пальцев писчие перья, а сделан он из полосатой ткани, напоминающей тюремную робу или смирительную рубашку. У Второго на голове шляпа-цилиндр из огарка свечи, которую он использует как осветительный прибор — эта деталь отражает изобретательность героя. Близнецы Третий и Четвертый сшиты из синей ткани и прячут головы в капюшонах, что говорит об их стеснительности. Восьмой же крупнее остальных кукол, а его воротник и головной убор напоминают одеяние средневекового палача.

image8.png
Персонажи мультфильма

Седьмая — единственный женский персонаж мультфильма, и хотя куклы не имеют внешних половых признаков, дизайн Седьмой подсказывает, что она женщина. Изготовлена из белой ткани, менее грубой, чем остальные персонажи. Она чуть меньше остальных «взрослых» кукол. На голове она носит шлем из птичьего черепа с перьями и костяными подвесками, похожими на серьги — атрибут воительницы и одновременно украшение. В финале героиня снимает свой шлем, символически отказываясь от роли бойца.

Первый, как и Седьмая, на протяжении фильма постепенно лишается своих атрибутов: сначала он теряет плащ, а потом и высокий колпак — символы власти — демонстрируя раскаяние.

Дизайн Девятого самый непримечательный. Внимание привлекает только молния вдоль его тела. Возможно, это связано с тем, что главный герой не помнит о себе ничего, он белый лист, только в финале осознающий, что из себя представляет.

image5.png
Девятый, Первый, Седьмая

Мягким тряпичным куклам (хотя в их дизайне и есть металлические детали) противопоставлена Машина и прочие механические чудовища. Визуальный контраст подчеркивает, что у роботов нет души и они олицетворяют абсолютное зло. Устрашающий вид им придают острые элементы, щупальца или длинные ноги, красные глаза-прожекторы. Некоторые роботы зооморфны: к «голове» одного из них присоединен кошачий череп, создающий образ смертоносного существа.

image3.png
Машина


image1.png

Концепт-арт Котозверя

Интерпретации смысла

Знали ли вы, что русская и американская версии фильма различаются? Дмитрий Глуховский, переводивший и адаптировавший фильм, внес свои изменения, частично заменив диалоги и добавив закадровый текст.
_________________________
Дмитрий Глуховский так проникся этой историей, что даже написал повесть-приквел «Дневник учёного. Предыстория к мультфильму „Девять“».

По словам писателя, в его задачу входило создание более стройной и понятной российскому зрителю историю, при этом уложив ее в существующий видеоряд. «Меня они (режиссеры) привлекли, наверное, потому что Бекмамбетов читал «Метро 2033». И еще потому, что я сейчас у нас в стране, получается, главный по Апокалипсису», - высказал свое предположение Глуховский в одном из интервью.

Глуховский предложил свою трактовку того, кем являются куклы. Ученый, нашедший способ переносить душу в предмет, вложил в тряпичных кукол души важных для него людей: семьи, друзей и врагов (жена и дети-близнецы, друзья — изобретатель и доктор, враги — канцлер и его телохранитель). В Девятого Ученый вложил собственную душу. В оригинале эта идея не звучала.

Другие отличия исходной версии от адаптированной:
* Учёный не занимался алхимией в оригинале.
* «Древний артефакт», о котором говорится в авторизованной версии, на самом деле «Устройство», созданное Учёным. В английской версии это устройство называется «Талисман»
* В русской версии «Талисман» находился на корпусе машины и Учёному удалось его вырвать. В английской версии «Талисман» никогда не покидал учёного.
* Учёный предлагал Девятому с помощью «Устройства» уничтожить Машину, а не сохранить души.

Если не следовать интерпретации Глуховского, можно предположить, что, девять кукол — это частички души самого Учёного. Тогда каждый из персонажей отражает какую-то черту его личности, положительную или отрицательную, а Девятый — последняя частичка души Ученого.

image4.png
Кадр из фильма

Загадки и «темные места» мультфильма
«Девять» оставляет множество вопросов, ответы на которые зритель должен найти сам. Что такое душа? Может ли машина обрести душу? Отчего некоторые люди стремятся к власти?

Но есть и загадки фактического и сюжетного плана. Почему именно девять кукол? Вряд ли это было выбрано случайно, число девять — сакральное во многих культурах.
Также неизвестно, что за таинственный артефакт оказался в руках у ученого. Кто и когда его создал?
В финальных кадрах мы видим, что вместе с дождем приходит надежда на появление новой жизни. Есть ли у человечества шанс на возрождение или новый мир будет без людей?

А как бы вы ответили на эти вопросы? Согласны ли вы с интерпретацией Глуховского или можете предложить свою версию? Делитесь в комментариях!

Автор статьи: Мария Гринкевич
Редактор: Дима Шрамко

Источник


781 0 850 7
1
2020-12-22
один из любимых CG мультов
RENDER.RU