Какой софт выбрать начинающему 2d-аниматору?
Разбираем 2 популярных программных обеспечения для 2D-анимации: TVPaint и Toon Boom Harmony.
Если вы решили заняться 2D-анимацией, у вас обязательно возникнет вопрос, какую программу выбрать. Пожалуй, самое востребованное ПО в индустрии сейчас — TVPaint и Toon Boom Harmony. Для новичка функционал этих продуктов может казаться неразличимым. Но все-таки разница существует, и одна программа может подойти для той или иной задачи лучше другой.
В этой статье мы рассмотрим различия этих ПО, чтобы разобраться, какое лучше подходит для работы новичка.
TV Paint
Вышел на рынок в 1991 году для работы с 2D и диджитал-анимацией. Французская компания TVPaint Developpement постарались сделать все, чтобы программа идеально подходила практически для любых целей.
Но все же TVPaint больше используют именно для покадровой анимации, нарисованной вручную. Лучше всего этот инструмент подходит для полнометражных и короткометражных анимационных фильмов в традиционных стилях. Вот лишь несколько примеров мультфильмов, созданных в TV Paint:
За что любят TVPaint
Главная особенность TVPaint — продвинутые функции для рисования в растре. В этой программе доступны практически любые инструменты, которые позволяют воспроизвести картинку, не хуже Photoshop или Procreate. Именно такую гибкость функционала и ценят любители ручной анимации.
Еще один плюс этого ПО — раскадровка. В пакете Professional Edition существует целый набор инструментов для детальной работы с каждым кадром. Например, вы можете рисовать отдельные фреймы и экспортировать их в PDF или анимировать кадры вместе со звуком, а потом добавить их в готовый видеоряд.
Почему не все аниматоры выбирают TVPaint
Многие пользователи считают, что интерфейс TVPaint сложно понять на интуитивном уровне. Новичку понадобится время и дополнительное руководство, чтобы разобраться в базовом рабочем процессе. Внешне софт значительно отличается от других популярных в этой сфере продуктов (от того же Adobe), но достаточно разобраться с основными инструментами рисования и кистями, чтобы чувствовать себя здесь свободно.
Еще стоит отметить, что в программе нет векторных инструментов рисования. Поэтому процесс финальной очистки анимации может потребовать бóльших временных затрат.
Цена и условия покупкиВ пункте цены есть хорошие новости и не очень. Хорошие новости в том, что купить программное обеспечение нужно только один раз, и существует всего две версии софта: стандартная и профессиональная. Профессиональный пакет выигрывает за счет нескольких полезных функций:
несколько автоматических инструментов и удобная раскадровка, о которой мы упоминали выше;
- ускоренный процесс окрашивания;
- возможность деформировать объекты вместо перерисовки новой позы;
- режимы наложения слоев.
Из новостей «не очень»: цена и сложность приобретения. На июнь 2020-го стандартная версия софта стоит — 500 €, профессиональная — 1250 €. При этом невозможно получить электронную копию из-за необходимости использовать USB-ключ безопасности. Если вы покупаете DVD-диск с копией программы на официальном сайте, стоит быть готовым заплатить еще 30 € за доставку в Россию. Правда, у студентов анимационных школ и вузов есть возможность приобрести студенческую версию TVPaint и заплатить 300 € вместо пятисот.
Toon Boom Harmony
Программа с широким набором функционала, которая появилась благодаря Канадским разработчикам в 1994 году. Софт пользуется популярностью в 130 странах мира, в том числе у крупнейших мультипликационных студий: Warner Bros. Entertainment и The Walt Disney Company. Toon Boom Harmony — это мощное ПО, которое используют в основном для создания сериалов, а еще коммерческой анимации, полнометражных лент и даже видео игр.
Чем Toon Boom Harmony заслужила доверие крупнейших студий
Векторные инструменты рисования — одно из самых заметных отличий Toon Boom Harmony от TVPaint. Они позволяют рисовать чистую линию без случайных артефактов или легко изменять ее на любом этапе работы. Что касается раскадровки и работы с каждой сценой отдельно, существенных отличий от TVPaint в этой программе нет. Здесь все зависит от ваших предпочтений и привычек.
Возможность риггинга персонажей — еще одна функция, которая отделяет Toon Boom Harmony от своего оппонента. С помощью точек вращения и деформеров аниматор легко может изменять позу персонажа и придавать дополнительные эффекты при движении. Эта функция значительно ускоряет процесс работы, так как аниматору больше не нужно перерисовывать героя для каждого кадра — достаточно изменить его движение. Также программа позволяет работать с сотнями слоев, текстур, масок, что выдает качественный визуал.
Работа с композицией здесь выстроена гораздо мощнее, чем в TVPaint. В функционал заложена возможность настраивать сцену в многоуровневом трехмерном пространстве с виртуальной камерой, добавлять специальные визуальные эффекты и точно контролировать, как каждый элемент взаимодействует с остальной композицией. Кроме того, существует возможность создавать глубокие сцены за счет комбинации 3D-элементов с 2D-анимацией.
«Крупные студии выбирают работу с Toon Boom Harmony, потому что программа содержит в себе огромный потенциал для покадровой анимации. Возможности 3D-пространства, вид камеры, как в специализированных программах, способность совмещать линейные и объемные компоненты, X-Sheet и много других функций — это то, за что Harmony любят все аниматоры», — Ирина Голина-Сагателиан, в портфолио «Рик и Морти», «Кармен Сандиего» (Netflix) и множество других проектов, преподаватель курсов по Хармони в нашей школе.
«В Harmony классные инструменты для настройки персонажей. Работа с риггингом постоянно совершенствуется: в 17 версии мастер-контроллеры проработаны так, что добиться 3D-эффекта в движениях персонажа и при этом сохранить плавность анимации — дело пары секунд.
Еще у программы есть собственный обучающий портал, где каждый может пройти курс обучения программе с нулевого уровня и до адванседа (при знании английского) совершенно бесплатно», — Екатерина Максимова, в портфолио работа над мультфильмом «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», Captain Underpants (Netflix) и множество других проектов, преподаватель курса «2D-анимация на экспорт» в нашей школе.
Есть ли минусы?
Все эти расширенные возможности будут доступны только продвинутому пользователю. Сам интерфейс не сложный, но для каких-то глубоких манипуляций потребуется наработка определенных технических навыков. Поэтому новичку в начале работы с программой может быть сложно сориентироваться в многообразии инструментов.
Один из главных минусов этой программы — отсутствие хорошего функционала для рисования. Набор инструментов для вектора в Harmony ограничен, а создание растра в нем почти невозможно. Но программа открыта для переноса файлов из любых других софтов: растровые, векторные изображения, видео любых форматов, прокси файлы — все это возможно импортировать в Toon Boom для работы. При этом возможности покадровой анимации безграничны, что и делает софт таким востребованным.
Для детальной работы с раскадровкой в
Toon Boom инструментов не так много, как в TVPaint. Для этой части процесса разработчик предлагает пользоваться отдельным софтом — Toon Boom Storyboard Pro.
СтоимостьНа июнь 2020 года цена Toon Boom Harmony зависит от пакета, всего их три:
- Harmony Essentials — базовый пакет, включает векторные инструменты и раскадровку;
- Harmony Advanced — добавлена возможность растрового рисования и поддержка сканирования рисунков с бумаги;
- Harmony Premium — есть дополнительные возможности работы с композиции и риггинга персонажей.
Что лучше: TVPaint или Toon Boom Harmony?
Функционал Toon Boom Harmony и TVPaint очень похож, и во многих случаях их инструменты взаимозаменяют друг друга. Но при выборе того или иного программного обеспечения стоит учитывать, что TVPaint больше рассчитан на ручную покадровую анимацию в классических художественных стилях. В то время как Toon Boom Harmony более удобен для перекладной анимации.
Сильные стороны TVPaint:- широкие возможности рисования непосредственно в программе;
- раскадровка и детальная работа с каждым фреймом.
- функционал для векторного рисования;
- риггинг персонажей;
- продвинутые инструменты для работы с композицией.
И напоследок напутствие от Эдварда Курчевского, преподавателя курса по классической 2D анимации в нашей школе: