Самообучение. Скульптинг 100 голов.
Всем привет! Меня зовут Владислав Шабанов и в этой статье я расскажу о процессе, подводных камнях и итогах большого челленджа по стадикам произведенного мной в этом году. Вкатываясь в скульптинг без бэкграунда в рисовании, цель которую я поставил себе - сделать 100 голов спидскульптом для изучения анатомии, развития полезных привычек и расширения визуальной базы помогающей мне в создании персонажей.
Хотелось разработать в себе навык понимания формы и объемов, а так-же прокачать скульптинг. Мне нравилось наблюдать потрясающие подборки стадиков из скетчбуков 2д артистов, где они тренируются путем множества зарисовок анатомии, животных и прочего. Захотелось пройти это самому в 3д.
Все началось в середине марта. Я решил поучаствовать в спидскульптбатле на тему нуарного персонажа. Увидев класный концепт стилизованной 2д девочки я подумал что сейчас сяду и за 5 часов как те крутые ребята на ускоренных записях ютуба сваяю симпотичный бюст...
И сваял...
Вот что получилось.
Моя первая голова :0 (проект не сохранялся, так что остался лишь зашакаленный скриншот)
Мягко говоря я разочаровался. Сейчас я не понимаю почему ожидал какой-то результат тогда, без знания базы и бэкграунда в 2д, по какой-то причине это просто казалось не сложной задачей об которую я споткнулся.
Дальнейшим моим действием было слепить ещё пару голов (а вдруг внезапно получится лучше!).
Не получилось.
Немного неандертальцев, кроманьонцев и прочего
Показав эти головы мне сказали что они похожи на неандертальцев, и они были правы. Я вспомнил что человека от неандертальца отличал череп (бинго!)
Жаль что в тот период мне не пришла идея спуститься до основы и начать его изучение, однако мой рефборд пополнился парой картинок. Начните изучать череп, костная структура это основа.
Спросив у классного 2д и 3д артиста (и единственного художника с которым я тогда был более-менее знаком) Виталия Слоновского, на что он смотрит когда скульптит я был удивлен, у него был реально огромный рефборд из десятков картинок тела, рук, голов, деталей лица, анатомии и целых персонажей.
Я попросил его скинуть этот рефборд мне, однако сейчас от него осталась в лучшем случае 1/5.
Почему так?
Первая полезная привычка - сбор рефов
Дело в невероятно полезной и необходимой всем новичкам привычке собирать референсы.
Невозможно воссоздать что-то когда ты не имеешь представления о том как оно выглядит в действительности!
Первый подводный камень в том что ты думаешь что знаешь, потому что видел и примерно представляешь себе как оно (На ютубе есть отличное видео под названием How to Improve Your 3D Sculpting Super Fast в котором описывается этот момент).
Мы видим головы, лица, людей каждый день на протяжении всей жизни, даже биологически наш мозг предрасположен видеть лица и различать их (парейдолия, если хотите почитать об этом побольше), однако когда ты пытаешься воссоздать это без знаний структуры... Остаётся лишь образ в твоей голове по которому ты строишь, не самая надежная опора для новичка не так ли, особенно когда твоя модель в 3D должна со всех сторон выглядеть правдоподобной.
И вот момент когда необходимы референсы, почти все опытные художники собирают себе реф-паки, не стоит думать что ты сейчас изобретёшь невероятно оригинальный и крутой концепт, на начальных этапах важнее выучить основы. Постоянный анализ картинок развивает и наполняет вашу визуальную библиотеку. Подобрать хорошие референсы сложно, на них зачастую должно быть правильное освещение если говорить о фотографиях, в качестве рефов рекомендую так же брать и работы 2д художников, с них можно почерпнуть интересную форму, линии и композицию поставленную автором, применить её к своей скульптуре.
Ближе к середине-концу челленджа я удалил подаренный мне рефборд. Используя некоторые его части я собрал свой собственный из кучи источников, особенно полезным оказался архив с рефернсами которым делилась Мария Панфилова под одним из стримов. Вычленив нужное, а самое главное пропустив каждый референс через себя и сгруппировав их я начал собирать свой рефборд.
Сейчас он вырос ещё больше, и часто пополняться чем-то новым. Скрины из уроков, работы других художников, фотографии реальных людей, сканы, страницы из книг и ещё много чего разного.
Мой небольшой рефборд, возможно в нём вы найдете и свою работу :)
Немного про тайм-менеджмент
Следующая полезная привычка которую я выработал - это стараться работать каждый день.
Всем давно известно что продуктивнее заниматься по 1 часу в день, чем по 5 часов раз в неделю, по многим причинам.
В 3д это время вполне легко может растянуться и на 8-12+ часов в день, при условии что у вас есть этот ресурс.
Тут я много распыляться не буду, главное это ваша мотивация, делайте то что вам приносит удовольствие чтобы не забросить и хотеть развиваться в этом направлении.
Проследите сколько свободного времени вы тратите на игры/соц.сети/сериалы в день.
Отдых необходим, но лучше когда он не пересекается с мыслью о впустую потраченном времени.
Когда вы забрасываете арт на долго вы теряете мотивацию (хотя я пока не знаю ни одного художника не сталкивающегося никогда с прокрастинацией, мы же не роботы). Был момент когда я не скульптил 2 недели, а потом сильно жалел об этом.
Лично я не использую сторонние программы по тайм-менеджменту, вроде помидоркового таймера или программ подсчитывающих ваши клики мыши и отрытые окна, если вы зациклены на том сколько часов вы проводите за делом это немного отвлекает, предпочитаю оставаться в гармонии с самим собой, просто исключая всякие раздражители (удалил все игры-сессионки и не жалею).
Когда хочется большего...
Подмечать правильные формы и простраивать их трудная задача даже когда у тебя есть референсы почти на все случаи. Но как продвинуться дальше обычного трейсинга?
Выучить структуру изнутри - вот для чего нужно изучать пластическую анатомию. Наше тело это строго определенные правила, его существование описывает то как оно функционирует и из чего состоит. Разумеется встречаются аномалии и особенности, но это отклонения от среднестатистической нормы, которые зачастую используются на концепт-артах в художественных целях. Их можно верно изобразить только когда ты знаешь какая норма вообще и что в какую сторону изменено (размеры, пропорции, баланс).
Избегайте простого копирования, и лепите\рисуйте то, структура чего вам уже известна.
Читайте и смотрите труды созданные 2д артистами, старыми мастерами... Книги существуют дольше гайдов на ютубе, и не раз доказывали свою пользу.
С такой доступностью интернета невероятно легко найти разнообразную информацию, главное понять что нужно искать в данный момент (например использование сканов и готовых 3д моделей которые можно вращать в качестве рефов).Понравившуюся обрубовку можно попытаться найти в качестве 3д-модели чтобы покрутить её во все стороны и рассмотреть, это гораздо удобнее чем интерпретировать её с бумаги.
Однако не стоит распыляться на все, сосредоточьтесь на том что вы хотите выучить в данный момент и собирайте информацию по теме.
Что в итоге ?
Что можно было сделать лучше?
Очевидно начать изучать анатомию более традиционным путем, с изучения всей структуры и базы, я ждал что набиванием руки и копированием получится улучшить свои работы, но позднее понял что мышечная память без обширной базы знаний и понимания формы это пустышка.
Практика исключительно стилизованных персонажей это тренировка взаимодействия форм между собой, в них разумеется присутствует та же анатомия что и в более реалистичных работах, её пропорции просто зачастую спилены или наоборот гипертрофированы, изучая базовую анатомию с реального мира можно быстрее научиться делать в том числе и более стилизованные работы.
Декабрь.
Подборка последнего десятка спидскульптов голов из сотни ошибок.
Каждая попытка это ошибка которую важно заметить и исправить в следующий раз, иногда можно что-то упустить, а чего-то вообще не знать ввиду того что вы только начали.
Некоторые объемы сложно правильно изобразить даже когда ты знаешь где они находятся и понимаешь структуру, нужно пройти это все своими руками, особенно мне в этом помогали отдельные стадики обрубовок, частей лица которые я делал параллельно.
Крайний спидскульпт
Здесь мне понравились её базовые формы, и я добавил шумных деталей и негативного пространства чтобы выделить их.
В сравнении с первыми работами я вижу рост, и это самое главное. В новом году буду продолжать делать стадики и спидскульпты, более масштабные в большинстве своем, выходить за зону комфорта летающих голов, изучать анатомию тела, также уделю больше времени долгосрочным работам для портфолио.
Спасибо за внимание!