Blender 2.81 - Быстрый старт. Интерфейс.
С момента выхода Blender 2.79 прошло больше года, настало время самого крупного релиза в истории Blender. Интерфейс преобразился, оставив узнаваемые черты. Горячие клавиши поменяли, изменили подход к разработке самого ПО. На смену Blender Render и Game Engine пришел новый реалтаймовый рендер – EEVEE. Первое что бросается в глаза при запуске – это интерфейс. Он переписан с нуля в угоду модульности кода, что позволяет обновлять часть кода, не затрагивая другие компоненты. Последняя версия на момент публикации статьи Blender 2.81a.
В блоге будут рассмотрены основные функции Blender, которыми вы будете пользоваться в 90% случаев.
Интерфейс Blender 2.79
Интерфейс Blender 2.81
Загрузка Blender.
Скачать Blender можно с официального сайта, Windows Store и Steam. Установка стандартная и проблем возникнуть не должно.
Системные требования указаны на официальном сайте.
Выбор версии Blender.
Первый запуск.
Интерфейс Blender 2.81a
Splash screen (Заставка).
Splash screen
При запуске программы вы увидите стартовую заставку (Splash screen), которая позволяет быстро настроить программу.
Quick Setup:
Shortcuts - Blender, Blender 27X или Industry Compatible. Выбор типа управления. По умолчанию стоит Blender. Если вы до этого не работали в Blender или других редакторах, лучше оставить как есть. Blender 27x делает управление как в предыдущих версиях. При этом пропадают дополнительные возможности навигации, доступные для 2.8x. Например, круговое меню (pie-меню) или выбор смены действия на пробел.
Если вы до этого работали в других 3D-редакторах и хотите более стандартизированного управления, то Industry Compatible для вас. За основу взяты наиболее популярные пакеты – Maya и Zbrush. Основная навигация при моделинге и анимации будет как в Maya, Рисование и Скульптинг – Zbrush.
Select With - Left, Right. Теперь выбор выделения глобально меняет управление в Blender. Во многих программах ЛКМ – выбор объекта, ПКМ – контекстное меню. Теперь эта возможность доступна и в Blender.
Что это меняет?
Left:
ЛКМ – выбор объекта.
ПКМ – контекстное меню (W).
W – смена режима Select Tools.
Right:
ЛКМ – перемещение 3D- курсора.
ПКМ – выбор объекта.
W- контекстное меню.
Spacebar (Пробел) - выбор варианта действия по нажатию на Пробел. Play – запускает анимацию, Tools – вызывает панель инструментов, Search – поиск.
Themes - выбор темы оформления интерфейса. В дальнейшем вы сможете создавать свои темы или загружать из Интернета.
Load 2.79 Settings – загружает настройки Blender 2.79, если у вас до этого стояла предыдущая версия, иначе будет кнопка Next.
Save New Settings – Сохранить новые настройки.
При нажатии на Next появится новое меню.
Основное меню Splash Screen
New File - выбор стартового шаблона проекта.
General - запускается по умолчанию.
2D Animation - 2D анимация.
Sculpting - скульптинг.
VFX - спецэффекты.
Video Editing - видеоредактор.
Open - открытие проекта.
Recover Last Session - восстанавливает последний открытый проект.
Getting Started - открывает ссылки на официальные ресурсы.
Manual - открывает официальную справку Blender.
Blender Website - открывает официальный веб-сайт Blender.
Credits - сайт со списком людей, которые внесли большой вклад в исправления багов. На данный момент не актуален.
После первого сохранения вашего первого проекта, данное меню заменится на Recent Files, где будут отображаться ваши сохраненные проекты. Чтобы убрать данное окно и перейти в программу нажмите любую кнопку мыши за ее пределами.
Интерфейс.
Интерфейс Blender
- Заголовок (Header).
- Настройки инструмента (Tools Settings).
- 3D-вьюпорт (3D-вьюпорт).
- Структура проекта (Outliner).
- Панель свойств (Properties).
- Временная шкала (Timeline).
- Статус Бар (Status Bar).
Меню Заголовка.
Меню Заголовка
Logo Blender:
Splash Screen - открывает начальную заставку.
Support Blender - сайты с материальной поддержкой Blender.
Blender Development Fund - фонд поддержки разработчиков Blender. На сайте можно посмотреть основных партнеров Blender.
Blender Store - магазин Blender, где можно приобрести различный мерч.
About - сайты, которые связанны непосредственно с Blender.
Install Application Template - установка шаблона проекта. Данный шаблон будет загружаться при каждом запуске программы.
File:
Меню File
New - открыть новый файл из шаблонов.
Open - открыть пользовательский проект.
Open Recent - открывает недавние файлы.
Revert - повторно открыть текущий сохраненный файл.
Recover:
Recover Last Session - открывает последний проект, который был автоматически сохранен.
Recover Auto Save - открывать файловый браузер, где можно выбрать автоматически сохраненный файл.
Save - сохранить файл.
Save As - сохранить текущий файл под другим именем и в другое место.
Save Copy - сохранить копию текущего файла.
Link - связывает данные проекта с другим blend-файлом. Изменение данных возможно только в оригинальном файле. Например, если линковать объект, то его нельзя будет отредактировать в текущем проекте.
Append - полностью копирует данные в проект. Данные будут независимы и их можно изменять. Например, объект можно редактировать, и он никак не связан с оригинальным файлом.
Data Previews - предварительный просмотр данных.
Import - импортировать объект в сцену.
Export - экспортировать объект в другие программы.
External Data:
Automatically Pack Into .blend - автоматически пакует внешние файлы при каждом сохранении в текущий blend-файл.
Pack All Into .blend - запаковать все данные в blend-файл.
Unpack Into Files - распаковать все запакованные данные в указанное место.
Make All Paths Relative - сделать все пути к внешним файлам относительными.
Make All Paths Absolute - сделать все пути к внешним файлам абсолютными.
Report Missing Files - сообщить о пропавших файлах. Служит для проверки. Если какой-то внешний файл будет не найден, то программа сообщит вам об этом.
Find Missing Files - найти пропавшие файлы. Здесь вы можете указать путь к файлам, которые программа не может найти. Полезно, если вы открыли старый проект, но используемые текстуры, hdr-карты переместили в другое место и вам нужно указать путь к ним.
Defaults - значение по умолчанию. В данном меню можно задать стартовый файл или вернуть настройки по умолчанию.
Save Startup File - сохраняет данный blend-файл как стартовый. Он будет загружаться при запуске программы.
Load Factory Settings - сбрасывает все пользовательские настройки и возвращает настройки по умолчанию.
Quit - закрывает программу и сохраняет под именем quit.blend. Данный файл сохраняется в C:\Users\Имя пользователя\AppData\Local\Temp\.
Edit:
Меню Edit
Undo - отмена последнего действия .
Redo - повторение последнего действия.
Undo History - показывает историю действий, до которых можно сделать откат. Если откатится на пару действий, то при внесении новых изменений история изменений усекается до этого действия.
Repeat Last - повторить последние действие.
Repeat History - показывает список повторенных действий. Работает по принципу “Undo History”.
Adjust Last Operation - показать параметры последнего выполненного действия. Например, после перемещения объекта, выбрав данный параметр можно более точно настроить размещение объекта. Данная опция появляется всегда в левом нижнем углу.
Operator Search - поиск функций, модификаторов и операций.
Rename Active Item - переименование активного объекта.
Batch Rename - пакетное переименование (добавление или замена имен) несколько объектов.
Lock Object Modes - блокировка режимов объекта.
Preferences - настройка элементов программы.
Render:
Меню Render
Render Image - визуализация активной сцене в текущем кадре.
Render Animation - визуализация активной сцены.
Render Audio - конвертация звукового файла сцены в звуковой файл.
View Render - просмотр Визуализации.
View Animation - просмотр Анимации.
Lock Interface - блокировка Интерфейса во время рендера для экономии памяти.
Window:
Меню Window
New Window - создать новое окно, скопировав текущее окно.
New Main Window - создать новое окно с собственным рабочим пространством и выбором сцены.
Toggle Window Fullscreen - развернуть программу на весь экран.
Next Workspace - переключить на следующую Рабочую область.
Previous Workspace - Переключить на предыдущую Рабочую область.
Show Status Bar - показать Статус Бар.
Save Screenshot - сохранить снимок активной области всего окна Blender.
Toggle System Console - показать/скрыть системную консоль.
Help:
Меню Help
Manual - Документация по Blender.
Tutorials - Сайт с уроками.
Support - Сайт Поддержки.
User Communities - Сайт сообщества.
Developer Community - Форум разработчиков.
Python API Reference - Документация по Python API.
Developer Documentation - Документация для разработчиков.
Operator Cheat Sheet - Создать список всех Операторов в текстовом блоке.
Report a Bug - Сообщить об ошибке.
Save System Info - Сохранить информацию о системе в текстовом файле.
Preferences (Настройки).
В меню Edit - Preferences находятся все настройки программы.
Interface:
Interface
Display:
Resolution Scale - масштаб интерфейса.
Line Width - толщина линий интерфейса.
Splash Screen - отображать заглавный экран.
Tooltips - подсказки.
Phyton Tooltips - отображать phyton-идентификаторы в подсказки.
Developer Extras - показывать опции для разработчиков.
Large Cursors - использовать большие курсоры.
Header Position - выбор позиции заголовка.
Factor Display Type - способ отображения коэффициента.
Factor - значение от 0 до 1.
Percentage - значение в процентах.
Temporary Windows - выбор отображения временных окон:
Render in - отображать рендер:
Keep User Interface - без изменений пользовательского интерфейса. Результат рендера отобразится после завершения.
Full Screen - отображать процесс рендера на полном экране.
Image Editor - отображать процесс рендера в окне стандартном окне.
New Window - отображать процесс рендера в новом окне.
Editors:
Region Overlap - отображать регионы с инструментами поверх всех окон. Убирает прозрачность некоторых панелей.
Corner Splitting - объединение окон путем перетаскивания за уголок
Navigation Controls - отображает кнопки навигации справа во вьюпорте.
Color Picker Type - выбор тип палитры при выборе цвета
File Browser - можно открыть на полный экран или в отдельном окне.
Translation:
Language - выбор языка интерфейса. Далее можно выбрать опции, которые будут переведены.
Tooltips - подсказки
Interface - интерфейс
New Data - новые данные
Text Rendering (Рендеринг текста):
Anti-aliasing - сглаживание текста
Hinting - настройка хинтинга шрифта
Interface Font - выбор стороннего шрифта для интерфейса
Mono-space Font - выбор моноширинного шрифта для интерфейса
Menus:
Open on Mouse Over - открывать при наведении мыши. Выберите этот параметр, чтобы открыть меню, поместив курсор мыши на него вместо того, чтобы нажимать клавишу мыши.
Top Level - время задержки верхнего меню в секундах
Sub Level - время задержки подменю.
Pie Menus:
Animation Timeout - время задержки меню до раскрытия
Tab Key Timeout - скрытие кругового после отпускания клавиши в секундах
Recenter Timeout - время сохранения положения курсора в центре кругового меню
Radius - размер кругового меню в пикселях
Threshold - расстояния от центра для совершения выбора
Confirm Threshold - пороговое расстояние, после которого осуществляется выбор. При удержании клавиши кругового меню появляется дополнительная белая полоса для подтверждения.
Результат Confirm Threshold
Themes:
Themes
Изменение цветовой схемы интерфейса Blender или настроить самому. Рассмотрим только самое основное.
В Presets выбор одну из представленных тем. При нажатии на + дублируется текущая тема, на - удаляется. Дубликаты можно модифицировать на свое усмотрение.
Кнопка Install - установка темы с диска. Reset - вернуть настройки по умолчанию.
User Interface:
Icon Colors - цвет иконок окна свойств.
Изменение цвета иконок
3D View - цвет элементов 3D-вьюпорта:
Grid - цвет сетки направляющих.
Wire - цвет сетки объекта.
Wire Edit - цвет сетки объектов в режиме редактирования.
Vertex - цвет вершин (вертексов).
Vertex Selected - цвет вершин (вертексов) при выделении.
Edge Selected - цвет ребер.
Face - цвет граней.
Face Selected - цвет выделенных граней.
Face Dot Selected - цвет точки граней в режиме каркаса.
Active Vert/Edge/Face - цвет активных (выделенных) вершин/ребер/ граней.
Grease Pencil Vertex Size - размер вершин (вертексов) в режиме Grease Pencil.
Vertex Size - размер вертексов.
Face Dot Size - размер точек граней в режиме каркаса.
Outline Width - ширина контура выделенного объекта.
Object Origin Size - толщина точки центра объекта.
Theme Space - Gradient Color - параметры настройки цвета вьюпорта.
Node Editor - Noodle curving - кривизна линии при соединении нод в Node Editor.
Viewport:
Viewport
Display:
Object Info - информация об объекте.
View Name - имя вида.
Playback FPS - показывать fps при проигрывании анимации.
Gizmo Size - размер 3D-гизмо.
Look Dev Spheres Size - размер шаров в Look Dev (Material Preview).
3D Viewport Axis - тип осей навигации.
Interactive Navigation - интерактивная навигация. Можно взаимодействовать.
Simple Axis - Простые оси (как в 2.79).
Off - выключить.
Quality:
Viewport Anti-aliasing - сглаживание вьюпорта.
Multisampling - MSAA сглаживание.
Grease Pencil Multisampling - MSAA сглаживание для Grease Pencil.
Edit Mode Smooth Wire - включить сглаживание краев в режиме редактирования.
Textures:
Limit Size - ограничить размер текстур для сохранения графической памяти.
Anisotropic Filter - качество анизотропной фильтрации.
Clip Alpha - отбрасывать значения с альфа-каналом ниже заданного значения в текстурном режиме 3D-вида.
Image Display Method - метод отрисовки изображений на экране.
Selection:
OpenGL Depth Picking - использовать буфер глубины для 3D-вида.
Lights:
Viewport
Библиотека пользовательского света, маткапа и HDR-ок. Поддерживаются маткап из Zbrush в виде картинок.
Editing:
Editing
Objects:
New Objects Link Materials to - Переключить режим привязки материалов к Object Data (Блоку Объекта) или к Objects (Объектам)
Aligan to - Способ выравнивания к World (мировой системе координат) или к View (виду)
Duplicate Data - какие данные будут дублироваться вместе с объектом.
Enter Edit Mode - автоматически переключатся в режим редактирования при добавлении объекта.
3D Cursor:
Cursor Surface Projects - Проецировать курсор к поверхности
Cursor Lock Adjust - Расположить курсор в новом месте без “перепрыгивания” на него, если используется привязка к курсору.
Annotations:
Default Color - базовый цвет линий
Eraser Radius - радиус ластика в пикселях
Weight Paint - настройка градиента при рисовании весов
Grease Pencil:
Manhattan Distance - Смещение в пикселях по осям при рисовании мышью
Euclidean Distance - Минимальное смещение курсора принимаемое в качестве штриха
Miscellaneous:
Sculpt Overlay Color - цвет текстуры верхнего слоя
Node Auto-offset Margin - минимальное расстояние между нодами, которое обеспечивает функция авто-сдвига нодов.
Animation:
Animation
Timeline:
Allow Negative Frames - разрешить ручное задание отрицательного значения номеру текущего кадра
Minimum Grid Spacing - Минимальное количество пикселей между линиями сетки в 2D просмотра
TimeCode Style - Формат временных кадров, используемый в случае отсчета не кадрам
Zoom to Frame Type - Способ фокусировки вокруг кадра при приближении
Keyframes:
Visual Keying - Использовать автоматическую визуальную вставку кадров для объектов с ограничениями.
Only Insert Needed - вставлять ключевые кадры только при необходимости.
Auto-Keyframing:
Show Warning - Отображать предупреждающие индикаторы при преобразовании объектов и костей при включенном автосоздании ключевых кадров.
Only Insert Available - автоматически вставлять ключевые кадры для имеющихся F- кривых.
Enable in New Scence - Включить автоматическую вставку кадров для новых сценах.
F-Curves:
F-curve Visibility - Велечина, на которую невыделенные F-кривые отличаются от фона.
Default Smoothing Mode - режим автоматического сглаживания для новых f - кривых.
Default Interpolation - Режим интерполяции, используемый для первого кадра для добавляемых f-кривых.
Default Handles - Тип ручки для новых ключевых кадров.
XYZ to RGB - Цвет для добавляемой F-кривой трансформации, а также цвет, основанный на оси трансформации.
Add-ons:
Add-ons
Official - официальные аддоны, которые поддерживаются разработчиками.
Community - аддоны от сообщества.
Testing - тестовые аддоны.
Install - установка аддонов. Аддоны устанавливаются zip-архивом или py- скриптом.
Refresh - просканировать директорию аддонов для поиска.
Enabled Add-ons Only - показывать только включенные аддоны.
All - выбор категории для сортировки.
Значок Поиска - поиск аддонов по названию.
Input:
Input
Keyboard:
Emulate Numpad - основные цифровые клавиши работают как Numpad.
Default to Advanced Numeric Input - По умолчанию использовать продвинутый режим математических выражений при вводе чисел во время трансформации.
Mouse:
Emulate 3 Button Mouse - эмулировать среднюю кнопку мыши сочетанием Alt+ЛКМ.
Continuous Grub - позволяет перемещать курсор мыши за пределы окон во время трансформации.
Release Confirms - перемещение мышью подтверждается отпусканием кнопки.
Double Click Speed - задержка (в миллисекундах) для двойного клика.
Mouse Drag Threshold - количество пикселей, на которое нужно переместить мышь, чтобы произошло перетаскивание вместо клика.
Tablet Drag Threshold -количество пикселей, на которое нужно переместить перо планшета, чтобы произошло перетаскивание вместо клика.
Drag Threshold - количество пикселей, на которое нужно переместить указатель мыши, используя клавиатуру или другое устройство, чтобы произошло перетаскивание вместо клика.
Motion Threshold -количество пикселей, на которое нужно переместить указатель мыши, чтобы зафиксировать это как движение.
Tablet:
Tablet API - выбрать API планшета, чтобы использовать чувствительность нажатия.
Max Threshold - сила давления.
Softness - регулировать мягкость срабатывания.
NDOF - настройки для профессиональных устройств, например SpaceMouse от 3dconnexion.
Navigation:
Navigation
Orbit & Pan:
Orbit Method - метод вращения вьюпорта
Orbit Sensitivity - величина вращения на пиксель для управления скоростью вращения вьюпорта.
Orbit Around Selection - Использовать выделение в качестве центра трансформации.
Auto Perspective - Использовать автоматическую перспективу при переключении вида.
Auto Depth - Использовать глубину под курсором для улучшения панорамирования.
Smooth View - Длительность анимации вида.
Rotation Angle - Угол вращения при вращении во вьюпорте.
Zoom:
Zoom Method - Метод масштабирования во вьюпорте.
Zoom Axis - Ось перемещения мыши при увеличении/уменьшении.
Invert Mouse Zoom Direction - Инвертировать масштабирование колесика мыши.
Invert Wheel Zoom Direction - Инвертировать направления колесика мыши.
Zoom to Mouse Position - Увеличивать масштаб к курсору в 3D-виде, а не к центру 2D-окна.
Fly&Walk:
View Navigation - Метод, используемый для навигации во вьюпорте.
Camera Parent Lock - Если вид камеры зафиксирован, то во время полета производить трансформацию родительского объекта, а не самой камеры.
Keymap:
Keymap
В данном окне настраиваются клавиши управления.
Пресет Blender - это управление по умолчанию для 2.8, Blender 27x - старое управление, которое было в 2.7 при этом пропадают новые возможности навигации, Industry Compatible - управление, настроенное под Maya и Zbrush.
Name - поиск клавиши по названию.
Key-Binding - поиск клавиши по клавиатурному сокращению.
Preferences:
Select With - выбор клавиши выбора.
Activate Gizmo - активировать гизмо по нажатию(Press) или перемещению(Drag).
Select All Toggles - отмена выделения одним нажатием А.
Space Selection - Выбор действия при нажатии на Пробел.
Tab for Pie Menu – открывает Пай-меню выбора режима при нажатии Tab. По умолчанию Tab сразу переходит в режим редактирования меша.
Tab for Pie Menu
Pie Menu on Drag – активирует пай меню, при зажатии клавиши (Tab, Z,~) и перемещении мыши. По умолчанию при нажатии Z и ~ сразу активируется pie-menu, Tab переходит в режим редактирование меша, если не активирована галочка (Tab for Pie Menu).
Tilde Action - выбор действия для тильды (~).
Navigate – включает навигацию вида.
Navigate
Gizmos – включает управление гизмой (Show Gizmos - показ гизмы, All – все гизмы, Move – перемещение, Scale – масштаб, Rotate - вращение).
Extra Shaiding Pie Menu Items – включает дополнительное опции при нажатии на Z.
System:
System
Cycles Render Devices:
Выбор технологии для использования GPU-рендера.
None - не использовать.
CUDA - использовать технологию CUDA (Nvidia)
Для владельцев Nvidia RTX доступна дополнительная настройка. Дополнительную
информацию можно прочитать в официальном блоге разработчиков.
OpenGL - использовать OpenGL для рендера (AMD).
Undo Steps - количество шагов отмены. Максимально кол-во отмены 256.
Global Undo - глобальная отмена действий.
Save & Load:
Save&Load
Blend Files:
Relative Paths - Использовать по умолчанию относительные пути при выборе файлов.
Compress File - Включить сжатие при сохранении файлов .blend.
Load UI - Загружать настройки интерфейса при загрузке файлов .blend.
Save Preview - Автоматически сохранять файл предпросмотра в файл .blend.
Tabs as Spaces - Автоматически преобразовывать табуляцию в пробелы для новых загружаемых тестовых файлов.
Save Prompt - Запрашивать подтверждение при выходе с не сохраненными данными.
Save Versions - Число оставляемых старых версий в текущей папке при ручном сохранении.
Recent Files - Максимальная длина списка недавно открытых файлов.
Auto Save:
Auto Save Temporary Files - Автоматически сохранить временные файлы во временной директории с идентификатором процесса (данные режима скульптинга или редактирования не сохраняются!).
Timer (mins) - Интервал автоматического сохранения файла.
Auto Run Python Scripts - Разрешить автоматический запуск скриптов при открытии .blend - файлов.
File Browser:
Filter File Extensions - Отображать только файлы с расширениями в окне выбора изображения.
Hide Dot Files/Data-blocks - Скрыть файлы и дата-блоки, если их имена начинаются с точки (.*).
Hide Recent Locations - Скрыть недавно открытые папки в окне выбора файлов.
Hide System Bookmarks - Не отображать системные закладки в режиме выбора файлов.
File Paths.
File Paths
В File Path указываются пути, где программа будет искать данные для поиска. Путь // относится к папке текущего открытого файла
Data - Расположение данных по умолчанию для поиска.
Render:
Render Output - Путь для сохранения изображения или видео по умолчанию.
Render Cache - Место кеширования необработанных результатов рендера.
Applications:
Image Editor - Путь к внешнему редактору изображений.
Animation Player - Выбор плеера при проигрывании анимации.
Workspace (Рабочие Пространства).
Workspace
Рабочие пространства - это уже настроенные окна под конкретную задачу. По умолчанию в Blender открыто 10 рабочих областей.
+ - создать дополнительные рабочие пространства.
Нажав ПКМ на вкладке рабочей области, появится контекстное меню.
Duplicate - Создать копию рабочего пространства.
Delete - Удалить рабочее пространство.
Reorder to Front - Переместить рабочее пространство в начало списка.
Reorder to Back - Переместить рабочее пространство в конец списка.
Next Workspace - Переключиться на следующее Рабочее пространство.
Previous Workspace - Переключиться на предыдущее Рабочее пространство.
Рабочие пространства никак не зависимы от программы. Вы можете удалить все, работая только в одном рабочем пространстве Layout.
- Сцены - это организация работы. Каждый blend-файл может содержать несколько сцен.
- Слои рендера позволяет разбить сцену на несколько слоев. Настраивается в настройках слоя.
Работа с окнами.
В отличие от других программ, окна в Blender не привязаны к какой-либо области интерфейса, и в любой момент их можно скрыть или заменить другим окном.
Список всех окон в Blender
Окна в Blender разделены областями (Areas). Области обозначаются закругленными краями.
Область окна - закругленные края
Потянув за область окна можно изменить размер окна.
Изменение размера окна
Наведя курсор на край области, курсор изменится на крестик, потянув за который создаться дубликат окна.
Курсор области
При создании окна курсор поменяется, обозначающий, что окну можно изменять размер.
Иконка размера окна
Наведя на край области, и потянув в противоположную сторону, появиться стрелка обозначающая, что окно можно свернуть.
Стрелка закрытия окна
Количество созданных окон не ограничено. Окно можно закрыть только в том случае, если оно совпадает по ширине высоте с родительским окном. Если на месте созданного окна создано еще одно, то закрыть тем же путем будет нельзя. Появится соответствующая иконка .
Если подобным способам создавать окно неудобно, существует альтернативный способ.
Нажав на границу области, появится настройки области.
Настройки области
Vertical Split - вертикальное разделение окна.
Horizontal Split - горизонтальное разделение окна.
Swap Areas - поменять местами окна.
Viewport (Вьюпорт).
Вьюпорт Blender
Заголовок.
Заголовок окна без Tool Settings
Заголовок - это небольшая горизонтальная полоса, которая расположена сверху или снизу области. Все редакторы (Editors) имеют заголовок. Меню и кнопки будут меняться в зависимости от типа редактора, объекта или режима. В Blender 2.81 и в последующих версиях по умолчанию включен Tool Settings.
Editor Type.
Edit Type
В данном меню расположены все редакторы доступные в Blender.
Object Modes
Object Modes
В Blender существует несколько режимов работы. Меню и кнопки меняются в зависимости от режима. Некоторые режимы доступны только для определенных типов объектов. По умолчанию всегда включен Object Mode. Рассмотрим каждый из них.
Object Mode - Режим доступен по умолчанию для всех типов объектов.
Edit Mode - Доступен для визуализируемых объектов. В данном режиме объект становится редактируемым. Появляется возможность работы с вершинами, ребрами и гранями.
Sculpt Mode - Режим Скульптинга в Blender.
Vertex Paint - Режим раскрашивания вершин.
Weight Paint - Режим раскрашивания весов.
Texture Paint - Режим рисования текстур на объекте. Для работы режима на объекте должна быть UV-развертка.
Particle Edit Mode - Режим доступен только для системы частиц (Particle System).
Pose Mode - Режим доступен только для Арматуры (Armature). Служит для создания поз.
Draw Mode - Режим только для Grease Pencil.
View:
View
Toolbar - Показывать/скрывать панель инструментов.
Sidebar - Показывать/скрывать боковую панель.
Tool Settings - Показывать/скрывать панель настройки инструментов.
Adjust Last Operation - Показывать/ скрывать панель последнего действия.
Frame Selected - Переместить область просмотра к центру выделенных объектов.
Frame All - Показать все объекты в сцене.
Perspective/Orthographic -Переключение между Перспективой и Ортогональной проекции.
Local View:
Toggle Local View - Переключить выделенный объект в локальный (изолированный) вид. В данном режиме будут видны только выделенные объекты.
Remove from Local View - Удалить объект из локального вида.
Cameras:
Set Active Object as Camera - Установить активный объект в качестве камеры.
Active Camera - Переключится на активную камеру.
Viewport - управление видами вьюпорта:
Основные:
Front - переключение на вид спереди Numpad 1.
Rights - Переключение на вид справа Numpad 3.
Top - Переключение на вид справа Numpad 7.
Camera - Переключится на активную камеру Numpad 0.
Дополнительные:
Back- переключение на вид сзади Ctrl+Numpad 1.
Left - Переключение на вид справа Ctrl+Numpad 3.
Bottom - Переключение на вид справа Ctrl+Numpad 7.
Navigation - меню навигации во вьюпорте. Numpad 2,4,6,8 отвечают за поворот вьюпорта.
Shift+Numpad 4,6 позволяет наклонить камеру влево или вправо.
Align View:
Align View to Active - выровнять вид к активному.
Align Active Camera to View - Установить камеру в текущую точку просмотра.
Align Active Camera to Selected - Установить камеру так, чтобы выделенные элементы попали в кадр.
Center Cursor and View All - Показать все объекты в сцене.
Center View to Cursor - Центрировать вид так, чтобы курсор оказался в центре вида.
View Lock to Active - Фиксировать вид на активном объекте или кости.
View Lock Clear - Очистить все блокировки вида.
View Region:
Clipping Region - Установить область отсечения вьюпорта.
Render Region - Установить границы рендера и включить рендер части изображения.
Clear Render Region - Очистить границы рендера и отключить рендер части изображения.
Play Animation - Проигрывание анимации.
Viewport Render Image - Рендер изображения активного вьюпорта.
Viewport Render Animation - Рендер анимации активного вьюпорта.
Area:
Toggle Quad View -разделить активный вьюпорт на 4 вида (сверху, спереди, сбоку, перспектива).
Horizontal Split - Горизонтальное разделение окна.
Vertical Split - Вертикальное разделение окна.
Duplicate Area into New Windows - Дублировать активную область в новое окно.
Toggle Maximize Area - Максимизировать активную область.
Toggle Fullscreen Area - Развернуть активную область на весь экран программы.
Select:
Меню Select
Способы выделения объектов. Меню изменяется в зависимости от режима и типа выделения (Вершин/Ребер/Граней).
All - Выделить все.
None - Снять выделение.
Invert - Инвертировать выделение.
Box Select - Выделить Прямоугольником.
Circle Select - Круговое выделение.
Select All by Type - Выделить все по типу.
Select Active Camera - Выделить Активную Камеру.
Mirror Selection - Выделить объекты, симметричные текущим выделенным объектам.
Select Random - Выделить случайные видимые объекты.
Select More/Less - Выделить Больше/Меньше.
Select Grouped - Выделить по группе.
Select Linked - Выделить связанные объекты.
Select Pattern - Выделить объект по шаблону имени.
Add:
Меню Add
В меню Add список всех объектов, которые можно добавить в сцену. При подключении аддонов список может увеличиться.
Mesh - Меш-объекты.
Curve - Кривые.
Surface - NURBS-поверхности.
Metaball - мета-объекты, это неявные поверхности, которые генерируется математической формулой.
Text - Текст.
Grease Pencil - Карандаш.
Armature - Кости для построения скелета.
Lattice - Сетка деформации Lattice.
Empty - Пустышка.
Image:
Reference - добавить изображение в качестве референса.
Background - добавить изображение в качестве фона.
Light - Источники света.
Light Probe - вспомогательные объекты, служат для запекания освещения.
Camera - Камера.
Speaker - Источник звука.
Force Field - Силовое поле.
Collection Instance - Экземпляр коллекции.
Object:
Меню Object
Данное меню показывает все возможные операции с объектом. Рассмотрим только самые основные.
Set Origin - переместить центральную точку (центр объекта) в указанную часть.
Apply - Применить трансформацию объекта.
Duplicate Objects - Создать независимую копию объекта.
Duplicate Linked - Создать связанную копию объекта.
Join - Объединить выделенный объект с активным объектом.
Copy Objects - Копировать объект.
Paste Objects - Вставить объект.
Shade Smooth - Применить Сглаживание к выделенного объекта.
Shade Flat - Отменить сглаживание. Отображать плоские грани.
Quick Effect - Применить Эффект к объекту с уже настроенными базовыми параметрами.
Convert to:
Curve from Mesh/Text - Меш/Текст в Кривую.
Mesh from Curve/Meta/Surf/Text - Кривую, Мета-объект, Поверхность, Текст в Меш.
Grease Pencil from Curve - Кривую в Grease Pencil.
Show/Hide:
Show Hidden Objects - Показать Скрытые объекты.
Hide Selected - Скрыть выделенные объекты.
Hide Unselected - Скрыть не выделенные объекты.
Deleted - Удалить выделенный объект.
Deleted Global - Удалить выделенный объект из всех сцен.
Transform Orientations (Трансформация Ориентации):
Transform Orientations
Global - Выравнивание оси по Мировым координатам.
Local - Выравнивание оси Локальному виду объекта.
Normal - Выравнивание оси по Нормалям.
Gimbal - Выравнивание оси по оси вращения Эйлера.
View - Выравнивание оси по Виду.
Cursor - Выравнивание оси по 3D-Курсору.
+ - создание пользовательской оси.
Transform Pivot Points.
Transform Pivot Points
При вращении, масштабировании объекта или группы вершин,ребер и граней вы можете сместить точку опоры (Pivot Points).
Bounding Box Center - Невидимый ограничительный прямоугольник обернут вокруг выделения и его центром будет ограничительная рамка.
3D Cursor - Поворот и масштабирование будет происходит относительно 3D-курсору.
Individual Origins - Каждый объект будет вращаться или масштабироваться относительно своего центра (Origin).
Median Point - Поворот и масштабирование относительно средней точки выделенных объектов.
Active Element - Поворот и масштабирование относительно активного элемента.
Snap to (Привязать к).
- Включено.
Snap to
Increment - Привязать к делениям сетки.
Vertex - Привязать к Вершине.
Edge - Привязать к Ребрам.
Face - Привязать к Грани.
Volume - Привязать к Объему.
Edge Center - Привязать к середине ребра.
Edge Perpendicular - Привязать к ближайшим точкам на ребре.
Absolute Grid Snap - Абсолютное расположение сетки во время перемещения. Привязка к сетке, вместо привязки с шагом относительно текущего местоположения.
Affect - Ограничивать тип привязки по Перемещению/ Вращению или Масштабированию.
Зажав Shift можно выбрать несколько типов привязок.
Выбор нескольких привязок
Project Onto Self - Привязатся к самому себе (Доступно в Edit Mode).
Align Rotation to Target - Повернуть объект по цели привязки.
Project Individual Elements - Проецировать отдельные элементы на поверхности других объектов.
Snap Peel Object - Рассматривать объекты как единое целое при нахождении центра объема.
Множественная привязка.
Множественная привязка.
Привязав выделение к определенному вы можете отменить привязку не отпуская кнопку мыши, нажав А. Теперь можно выбрать несколько точек привязок. Выделение будет привязано к среднему значению всех выделенных точек. Отметив точку более одного раза придаст ей большей вес в усреднении.
Proportional Edit ( Пропорциональное Редактирование).
- Включено с режимом Connect Only.
- Включено с режимом Project from View.
Дополнительные настройки:
Пропорциональное Редактирование
Пропорциональное Редактирование - это редактирование затрагивает соседние вершины/ребра грани. Сдвинув выделенную вершину/ребро/грань появится круговой радиус, изменять который можно при движении выделения.
Круговой радиус пропорционального редактирования
В Объектном режиме (Object Mode) Пропорциональное Редактирование работает с целым объектом, а не с компонентами сетки (вершина, ребро, грань).
Connect Only - Пропорциональный спад будет зависеть от геометрии объекта. Например, вы можете пропорционально изменять только часть объекта, не затрагивая лишнее.
Project from View -Проецирование по виду. Проецирование в 2D-режиме.
Проецирование по виду.
Ниже указаны типы Пропорционального редактирования. Они не требуют детального разбора.
Options в Object Mode.
Меню Options
Origins - включает возможность перемещение Origin. При включении отображает оси объекта.
Оси Origin
При включении данной опции преобразует объектные данные, что может привести к непредсказуемым результатам.
Origin - это центр объекта (оранжевая точка.)
Origin
Local - Изменяет цент вращения объекта.
Пример вращения в центре включен, справа выключен.
Пример масштабирования в центре включен, справа выключен.
Parents - При перемещении родительского объекта дочерний объект не изменяет своего положения.
Mirror и Auto Merge в Edit Mode.
Mirror (в Edit Mode) Если объект симметричный, то можно включить симметричное редактирование по X, Y,Z.
Topology Mirror - Использовать симметрию, основанную на топологии.
Auto Merge - включить автоматическое объединение выделения. Работает только с привязкой.
Split Edges & Faces - Данная опция позволяет автоматически ребра с гранями.
Teshhold - Пороговое расстояние автообъединения.
Object Type Visibility ().
Object Type Visibility
Во вкладке Видимость Типов объекта можно включить/отключить видимость или выбор объекта во вьюпорте.
Viewport Gizmos (Гизмы Вьюпорта):
- Включено.
- Отключено.
Дополнительные настройки:
Viewport Gizmos
Navigate - Манипуляторы навигации во вьюпорте.
Active Tools - Манипуляторы активного инструмента.
Active Object - Контекстные манипуляторы для активного элемента.
Objects Gizmos (Гизмо Объекта):
Default (Global, Local, Normal, Gimbal, View, Cursor) - Выбор ориентации для гизмо.
Move - Перемещение.
Rotate - Вращение.
Scale - Масштабирование.
Empty (Пустышка):
Image - Показывать Гизмо для изменения размера изображения.
Force Field - Показывать Гизмо, что бы настроить Силовое Поле.
Light (Свет):
Size - Показать Гизмо для изменения размера.
Look At - Показать Гизмо, чтобы отрегулировать направление света.
Camera (Камера):
Lens - Показывать Гизмо, чтобы отрегулировать объектив и ортогональный размер.
Force Distance - Показывать Гизмо, чтобы отрегулировать фокусное расстояние.
Viewport Overlays:
Дополнительные настройки:
Viewport Overlays в Object Mode (Наложения вьюпорта в Объектном Режиме)
Viewport Overlays
Guides (Направляющие):
Grid - Показывать сетку в орфографическом режиме.
Floor - Отображать сетку плоскости пола.
Axes X,Y,Z -Отображать оси X,Y,Z.
Scale - Расстояние между линиями сетки в 3D-пространстве.
Subdivisions - Количество подразделений между линиями сетки. Для Активации в Свойствах Сцены во вкладке Units выбрать None.
Text Info - Показывать текстовую информацию.
Annotations - Показывать Аннотации.
3D Cursor - Показывать 3D Курсор.
Objects:
Extras -Детали объектов, такие как пустая сетка, камеры и другие визуальные элементы.
Relationship Lines -Отображать пунктирные линии, указывающие на отношения родства или ограничителей.
Outline Selected - Показывать обводку вокруг выделенных объектов.
Bones - Отображать кости.
Motion Paths - Показывать наложение путей движения.
Origin -Показывать центры объектов.
Origin (All) - Показывать центры всех объектов.
Geometry:
Wireframe - Включить сетку и настроить количество отображаемых линий.
Face Orientation - Показывать ориентацию граней.
Motion Tracking - Отобразить данные реконструкции из активного видеофрагмента.
Viewport Overlays в Object Mode (Наложения вьюпорта в Режиме Редактирования):
Viewport Overlays
Mesh Edit Mode (Меш в Режиме Редактирования):
Edge - Подсвечивать Ребра
Face - Подсвечивать Грани
Center - Показать центры граней.
Crease, Sharp, Bevel, Seams - Отображать Crease, Sharp, Bevel (веса), Seams
Shading (Шейдинг):
Hidden Wire - Показывать только сетку от редактируемых объектов.
Vertex Group Weights - Показывать веса в режиме редактирования.
Mesh Analysis - Показывать статическую информацию о меше.
Measurement:
Edge Length, Angl - Отобразить Длину, Угол выделенных ребер.
Face Area, Angle - Отобразить Площадь, Угол выделенных ребер.
Normals:
Vertex, Edge, Face - Отображать направление нормалей Вершин, Ребер, Граней.
Size - Длина Нормалей.
FreeStyle:
Edge Marks - Отображать метки ребер FreeStyle, используемые в системе рендеринга Freestyle.
Face Marks - Отображать метки граней FreeStyle, используемые в системе рендеринга Freestyle.
- Режим Рентгена. Просвечивает Модель насквозь.
Viewport Shading (Шейдинг Вьюпорта).
Viewport Shading
1. Wireframe - Сетка.
2. Solid - Сплошной.
3. Material Preview - Предпросмотр Материалов.
4. Rendered - Рендер.
Дополнительные настройки:
Дополнительные настройки Viewport Shading
Lighting (Освещение):
Studio - Студийное.
MatCap - МатКап.
Flat - Плоское.
Выбор типа освещения
- Настройка освещения, установка пользовательского освещения.
- Фиксированное освещение (в режиме Studio)
Color (Цвет):
Material - Настраивается в Панели Свойств Материала - Viewport Display.
Object - Настраивается в Панели Свойств Объекта - Viewport Display.
Vertex - Отображение цвета зависит от раскраски вершин. Настраивается в режиме Vertex Paint.
Single - Выбор одного цвета для всех материалов.
Random - Рандомное распределение цветов.
Texture - Отображает текстуру.
Background (Фон):
Theme - Фон зависит от Темы
World - Фон зависит от цвета Мира. Настраивается в свойствах Мира.
Viewport - Выбор цвета для вьюпорта.
Options (Опции):
Backface Culling - Использовать отсечение задней поверхности для скрытия граней, находящихся на задней стороне.
X-Ray - Включить режим рентгена. Настроить уровень прозрачности.
Shadows - Включить тень. Настройка прозрачности тени.
Cavity - Показывать неровности объекта. Настройка резкости.
Depth of Field - Включить глубину резкости с параметрами активной камеры.
Outline - Показывать обводку объектов.
Specular Lighting - Показывать блики освещения.
- 3D Viewport Axis.
-View Name, Object Info, Playback FPS.
Toolbar (Панель инструментов).
Toolbar в Object Mode:
Маленький треугольник означает, что у инструмента есть дополнительные функции. Долгое нажатие на инструмент открывает дополнительные инструменты.
Select Tool (Инструменты Выделения):
Tweak - Перемещение объектов.
Select Box - Выделение Прямоугольником.
Select Circle - Выделение Окружностью.
Select Lasso - Выделение Лоссом.
Move, Rotate, Scale, Transform:
Манипуляторы (Гизмо) - Перемещение, Вращение, Масштабирование. Включение всех манипуляторов.
Манипуляторы (Гизмо)
Annotate (Аннотации):
Annotate - Рисование аннотаций в произвольной форме.
Annotate Line - Рисование аннотаций линиями.
Annotate Polygon - Рисование аннотаций ломаными линиями.
Annotate Eraser - Удалить аннотацию.
Measure (Измерить):
Инструмент Линейка позволяет измерять расстояния и углы с помощью перетаскивание линий.
ЛКМ - создать линейку.
Ctrl+ЛКМ - привязать линейку к объекту.
Shift при перетаскивании - изменение положения линейки на поверхности.
X или Delete - удаление линейки.
Toolbar в Edit Mode:
Extrude (Выдавливание):
Extrude Region - Свободно экструдировать по осям.
Extrude Along Normals - Экструдировать выделенную область целиком, но переместить вдоль отдельных нормалей.
Extrude Individual - Экструдировать каждую грань индивидуально и переместить каждую вдоль своей нормали.
Extrude to Cursor - Экструдировать к Курсору.
Inset Faces - Выдавить новые грани внутрь выделенных граней.
Bevel - Срезать у выделенных элементов часть угла, чтобы создать скругление или фаску.
Loop Cut:
Loop Cut - Резать маш петлей и сдвинуть ее.
Offset Edge Loop Cut - Сдвинуть смещенную петлю ребер.
Knife:
Knife - Вырезать новую топологи.
Bisect - Разрезать геометрию плоскостью.
Poly Build - Постройка полигонов. Инструмент ретопологии.
Spin:
Spin, Spin Duplicates - Экструдировать выделенные вершины по кругу возле курсора во вьюпорте.
Smooth:
Smooth - Сгладить выделенные элементы.
Randomize - Рандомизировать вершины.
Slide:
Edge Slide - Сдвинуть петлю ребер вдоль меша.
Vertex Slide - Сдвинуть вершины вдоль меша.
Shrink/Fatten:
Shrink/Fatten - Сжать/разжать выделенные вершины вдоль ребер.
Push/Pull - Толкать/тянуть выделенные элементы
Shear:
Shear - Скосить выделенные элементы вдоль горизонтальной оси экрана.
To Sphere - Переместить выделенные вершины наружу до сферической формы вокруг центра меша.
Rip:
Rip Region - Разорвать многоугольники и переместить результат.
Rip Edge - Продлить вершины и переместить результат.
Vertex/ Edge/ Faces (Вершины, Ребра, Грани):
Вершины, Ребра, Грани
Выделить с Shift - выбрать несколько режимов. Для сужения выбора нажмите Ctrl.
Sidebar (Боковая панель).
Sidebar
Боковая панель с настройками объектов. Вызывается клавишей N.
Item - Вкладка трансформации объекта. В Edit Mode настройка весов для Bevel и Crease.
Tool - дублирование панели Tool Settings.
View - настройка вьюпорта.
Также в панели содержатся вкладки настроек аддонов.
Outliner (Структура проекта).
Outliner - иерархическое представление структуры проекта.
Схематическое представление структуры проекта.
Display Mode (Режим отображения).
Scenes - Показывает сцены и их слои визуализации, коллекции и объекты
View Layer - Показывает коллекции и слои в текущем слое визуализации.
Sequence - Показывает лист дата-блоков, используемых в Sequencer (Video Editing).
Blender File - Отображает данные текущего blend - файла и связанных библиотек.
Data API - Показывает низкоуровневые данные Blender и их свойства.
Orphan Data - Показывает дата-блоки, которые не используются и/или будут потеряны при перезагрузке файла.
Filter (Строка фильтрации):
Фильтр
Restriction Toggles (Переключатели ограничителей) - Выбор показ ограничителей.
- Исключить из слоя визуализации.
- Доступна для выделения.
- Временно скрыть во вьюпорте.
- Глобально убрать объект во вьюпортах.
- Глобально отключить на рендере.
- Маска .
- Только отражения.
Sort Alphabetically - Сортировка по алфавиту.
Sync Selection - Синхронизировать выделение.
Search (Поиск):
Exact Match - Точное совпадение.
Case Sensitive - С учетом регистра.
Filter:
Collections - Коллекции.
Objects - Объекты.
Object Contents - Содержимое объектов.
Object Children - Потомки объектов.
Mesh - Меши.
Light - Освещение.
Cameras - Камеры.
Empties - Пустышки.
Data-Blocks (Блок данных):
Список блоков-данных
Блоки данных - это обобщенное представления различных типов данных в Blender. Дата блоками являются сетки, объекты, материалы, текстуры, деревья узлов, сцены, тексты, кисти и даже рабочие пространства. Не все данные являются блокам данных, например, кости, секвенции или группы вершин относятся к арматуре, сцене и к сетке.
Collections (Коллекции).
В Blender объекты не являются частью сцены. Вместо этого все они хранятся в основной базе данных. Когда объекты хранятся в сцене они являются частью коллекции. Коллекции могут быть вложенными и отсортированы по усмотрению пользователя.
Схематическое представление коллекции.
Для создания Коллекции можно воспользоваться кнопкой в Оутлайнере, либо горячей клавишей M. Так же через хоткей можно переместить объект в другую Коллекцию.
Properties (Панель свойств).
Панель Свойств.
Вкладки содержат различные настройки. Основной функционал Blender.
Вкладки:
- Показывает активный инструмент. Дублирует Tool Settings.
- Настройка рендера.
- Настройка вывода файлов.
- Настройки слоя визуализации.
- Настройки сцены.
- Настройки мира.
- Настройки объекта.
- Настройки модификаторов
- Настройки частиц.
- Настройки физики.
- Настройка ограничителей объекта.
- Настройки данных объекта.
- Настройка материалов.
- Настройка текстур.
Переключение между вкладками осуществляется ЛКМ. Если зажать ЛКМ на вкладке и тянуть вниз произойдет плавный скроллинг между вкладками.
Ctrl+Tab и Ctrl+Shift+Tab на панели свойств - переключение между вкладками.
ЛКМ на заголовке панели сворачивает и разворачивает его. Клавиша A так же сворачивает панель заголовка.
Сtrl + ЛКМ по определенно панели свернет все открытые, оставив одну эту единственной открытой.
Нажав на пунктир , справа от названия панели даст возможность его перетащить.
Ctrl+ зажатая СКМ - изменения масштаба. Numpad - и Numpad + также изменяет масштаб панели. Home - сброс всего масштаба.
Modifiers (Модификаторы).
Список модификаторов
Модификаторы - это автоматические операции, которые влияют на объект, изменяя его способ отображение, а не геометрию.
Существует четыре типа модификаторов:
Modify - Эти модификаторы не влияют напрямую на геометрию.
Generate - Это конструктивные / деструктивные модификаторы, которые влияют на всю топологию сетки. Они могут изменить общий вид объекта или добавить новую геометрию к нему.
Deform - модификаторы генерируют форму объекта, не изменяя топологию объекта.
Simulate - модификаторы симуляции.
Status Bar (Строка состояния).
Status Bar
В строке состояния отображается информация дополнительная информация. С левой стороны - клавиатурные подсказки, область в середине строки состояния отображает информацию о текущих выполняемых задачах и инструментах. Область справа от строки состояния отображает информацию о текущем blend-файле: активная коллекция, активный объектах, количество вершин, ребер, граней, количество выбранных объектов, потребление памяти и версия Blender.
На этом обзор интерфейса подошел к концу. Список уроков по Blender вы можете найти на форуме.