Технологии изготовления каменных памятников

23.06.2016

Технологии изготовления каменных памятников

Надгробные памятники делаются из различного камня. Одни из природного, другие – из искусственного. При этом применяются совсем не одинаковые технологии, так как эти типы материалов по своим характеристикам принципиально различны. Натуральный камень вначале добывается, потом делится на части и определенным образом обрабатывается. Искусственный производится путем синтеза различных компонентов, а памятники из него отливают и формуют.

Гранит, мрамор и прочие натуральные породы

Добывают в карьерах преимущественно 3-мя способами: путем взрыва, с помощью воздушной подушки и методом камнереза. Первые два проще и несколько дешевле. Но в результате их применения в камне появляется много видимых и (что еще хуже) невидимых дефектов: сколов, трещин, в том числе микроскопических, которые впоследствии приводят к быстрому разрушению материала. Поэтому в последнее время все чаще выбирают камнерез, так как эта методика почти не дает подобного брака.

Потом закупленные блоки (так называют куски добытого камня) отвозят с месторождения туда, где будет происходить их дальнейшая обработка. Вначале на специальных станках – фрезах – блоки разрезаются на плиты меньшего размера. Эти слябы получаются неровными по бокам. Такие края называются «рваными» и обрабатываются на другом станке – окантовочном. Заодно их подгоняют под нужные размеры. В обоих случаях для роспуска и окантовки будущих заготовок используют дисковые пилы с алмазными насадками. После окантовочных работ вначале огромные куски минералов превращаются в заготовки, поступающие на полировку.

Полировка бывает станочная и ручная. Для ручной работы очень важен человеческий фактор: мастер должен быть сильным, терпеливым, с твердой рукой, иначе в итоге полировка выйдет неровной, недостаточно блестящей и с разводами. Начинается такая обработка со шлифовки и лощения. Для шлифовки берут кварцевый песок, специальный порошок и шлифовальные круги и бруски. Лощение же – простое и тонкое – производится с помощью эластичного покрытия, надетого на кожаные шлифовальники. Результат этих длительных операций – гладкий камень без царапин, но с выявленным природным рисунком. После этого поверхность изделия полируется суспензией, смесью специального порошка с водой. Процесс этот требует терпения и тщательности. В наше время этот старинный и долгий способ заменяют на станочный. Станок оснащается алмазными кругами, дающими разное качество обработки. Кругам присваиваются номера, и в процессе работы эти номерные диски сменяют друг друга. Чем больше замен, тем лучше итоговое качество полировки. Для относительно неплохого результата необходимо не менее 6 таких замен. Но лучшей считается десятикратная полировка: тогда каменная поверхность начинает по-настоящему сверкать.

После этих операций получаются почти законченные детали памятника. Это могут быть прямоугольные или арочные стелы, основания под них, надгробные плиты, брус для цветника. Если же клиент заказал памятник более сложной формы, то к делу приступают резчики по камню. Их труд совершенно ручной. Вырезая нужные фигуры, они пользуются болгарками со специальными отрезными кругами. Особенно дорогое и прочное оборудование нужно для гранита, так как этот камень очень твердый. В любом случае, чем сложнее предполагаемая форма стелы, плиты или оградки, тем дороже будет готовый продукт. Ведь в этом случае работы у мастера (в том числе филигранной) будет очень много, а дополнительные силы и время уйдут на полировку обрезанных краев.

Практически готовые стелы отдаются граверам, которые наносят на них изображения и надписи. Добросовестно сделанный, такой каменный памятник прослужит многие десятилетия, практически не теряя своего эффектного внешнего вида.

Надгробья из искусственного камня

Изготавливаются из бетона, смеси бетона и каменной крошки (гранитной или мраморной), а также из мраморной крошки и полимера. В эти композиты добавляют разные красители, которые позволяют получить на выходе памятники самых разных цветов. Когда та или иная смесь готова, ее заливают в специальные формы, где она и затвердевает. Формы предопределяют внешний вид будущих памятников: их конфигурацию, имитацию резьбы, лепнины, барельефных изображений. Надгробья из крошки и полимера (иначе – литьевого мрамора) сверху для красоты и надежности покрывают так называемым гелькоутом. После этого стелы приобретают особенную внешнюю фактуру и даже вблизи почти неотличимы от тех, которые сделаны из настоящего мрамора.

Искусственный камень дешевле натурального, поэтому ритуальные изделия из него клиенты покупают довольно охотно. Но нужно помнить и то, что такие памятники через 2-3 десятилетия (а иногда и раньше) начинают приходить в негодность, и их приходится менять.

Из какого бы камня ни были произведены мемориалы, значением, определяющим их красоту и качество, является, в первую очередь, человеческий фактор. Неумелый и недобросовестный производитель способен испортить самый хороший гранит. А талантливый мастер даже из простого бетона создаст шедевр, который будет украшать могилу многие годы. 

Подробнее можно посмотреть здесь.

RENDER.RU