Дистанционное обучение и кому оно нужно? Без рекламы.
Если постараться максимально честно ответить на вопрос — "Нужно ли дистанционное обучение современному CG художнику?", то ответ будет звучать так: одним да, оно может значительно сэкономить время, для других это совершенно пустое занятие. Это не рекламная статья, поэтому мы будем говорить не о каких-то конкретных курсах, а о дистанционном обучении в целом. Постараемся пробежаться не только по плюсам и минусам такого обучения, но и развеять ряд устоявшихся мифов.
Что это такое, дистанционное обучение и зачем оно нужно?
Безусловно, дистанционное обучение это способ заработать деньги на художниках, но это совершенно нормальное явление, хорошее обучение дает честный обмен денег на знания, но самое главное, вы экономите время, иногда годы жизни. Да и в современном ритме оно достаточно удобно, не у всех есть возможность посещать очные курсы, работа, дом, семья, удаленность от крупных городов, где такие курсы есть и конечно же цены. В статье я вынужден буду опираться на опыт нашего центра обучения, но никаких ссылок или упоминания конкретных курсов не будет, это не рекламный материал. Также добавлю, что все нижеизложенное является только моим мнением и не претендует на истину.
Первый вопрос который встает перед здравомыслящим человеком — зачем платить деньги, когда интернет перенасыщен огромным количеством уроков, making-of, обучающих статей и т.д.? Мы можем точно также, в своем ритме не платя ни копейки получить любые знания. Все это так, если бы не несколько весомых НО:
1) Дистанционное обучение это не записанные видео уроки за деньги, не путайте. Обучение, это предоставляемый материал, который вы усваиваете под контролем преподавателя, всегда имея возможность задать вопрос и быть уверенными, что вам все разжуют, при необходимости голосом с демонстрацией экрана, это поэтапный контроль усвоенного материала, когда вы сдаете результат своей работы, его разбирает преподаватель, указывает на ошибки и только после прохождения проверки, вы получаете доступ к следующим материалам, это имитация реального проекта, которая дает прекрасный опыт, который вы сможете применить в будущем, а также документы о прохождении курса, желательно с номерными сертификатами, подтверждающими, что данное заведение является авторизованным учебным заведением. Вот это называется дистанционные курсы, все остальное видео-уроки за деньги и подмена понятий.
* Например при окончании курсов Render.ru вы получаете не только "бумажку" от рендера, но и номерной сертификат от Автодеска (если курс по их ПО). Кому-то это важно, кому-то нет, но является хорошим показателем, получить сертификат не просто. Поясню, что на нем сильно зацикливаться не стоит, это далеко не самое важное в обучении, в конце концов вы платите за здания, а не за бумажку.
2) Худший враг любого обучения, это бессистемное обучение, когда вы начинаете хватать куски знаний, пусть даже из одной области и пытаться их как-то усвоить. У любого качественного обучения есть определенная программа, с постепенным увеличением уровня сложности материалов, своей последовательностью и контролем преподавателя. Будучи новичком, сложно понять почему "система" так важна, но поверьте мне на слово, бессистемное обучение создаст огромное количество проблем в будущем, закрепит ошибки и вы будуте тащить их за собой в своих работах пока не наступит прозрение, а потом все равно придется начинать все с начала и переучиваться.
3) Контроль преподавателя также имеет большое значение, обучаясь по урокам в сети мы часто сталкиваемся с вопросами и проблемами с которыми потом не к кому обратиться, что-то пытаемся уточнить в комментариях, что-то у более опытных друзей художников, но это время и масса сил.
4) Не все обладают такой фантастической самодисциплиной, что бы взяться за изучение чего-то нового, составить план работ, подобрать материал и ежедневно усердно заниматься, осуществляя самостоятельный контроль над качеством результата собственного труда. Обычно художник перегорает в середине процесса, откладывает такое обучение, потом не раз возвращается к нему и если повезет завершает процесс спустя достаточно долгий период времени. Другое дело когда вы за это заплатили, у вас есть четкие сроки, контроль преподавателя и нет необходимости тратить время на подбор материалов, все свое усердие вы можете потратить на подготовленную для вас программу.
Таким образом, неправильный подход (а начинающий, как правило, не способен вот так вот с нуля разработать для себя план обучения), в лучшем случае затянет то, что можно было сделать за 6-10 мес., на пару лет, заставив вас вернутся и начинать с начала, а в худшем просто отобьет желание работать в этом направлении.
Возникает справедливый вопрос, а как же раньше все учились? Вот так и учились, тратя годы, переучиваясь, работая над своими ошибками, тратя в 10 раз больше сил и времени. Только сейчас время уже не то, нет его у наших с вами современников, нужно как можно скорее стать крепким художником и выйти на рынок, на нем уже и так не протолкнуться от художников всех мастей и расцветок.
Кому подходит дистанционное обучение, а кому нет?
Кому и зачем оно нужно мы в принципе разобрались, теперь давайте поговорим о тех, кому оно совершенно не нужно. Есть определенный ряд художников, у которых невероятная способность к самообучению и дисциплине, все у них схватывается на лету, все по наитию, таких и учить не нужно, но их не так много как нам кажется. Есть ряд художников имеющих в принципе крайне негативное отношение к дистанционке, причины тут не важны, кто-то получил высшее художественное, кто-то ничего не получал и просто его не любит, на что имеет полное право. У других ребят масса свободного времени и у них шаблон рвется от мысли, что кому-то нужно платить за то, что можно взять бесплатно, некоторые напротив обожают процесс изучения и самокопания, им важен не столько результат, сколько процесс. Если вы принадлежите к этим людям, то тут "сытый голодного не разумеет", с нуждающимися в обучении вы говорите на разных языках.
Нужна ли дистанционка профессионалам?
Хороший вопрос, мое мнение, если профессионал нуждается в изучении нового для себя направления, а свободного времени у него нет (что вполне нормально для профессионалов), то почему бы и нет? Зачем упускать время за которое он сможет заработать деньги, лучше потратить 3-4 недели и окупить потраченные на обучение деньги в первом же проекте.
Все ли вопросы решает дистанционное обучение?
Нет, конечно же не все, но это дает быстрый, а главное правильный старт, плавно вводя вас в новое для вас направление, открывая возможность для дальнейшего роста и самообучения, но теперь это уже не годы с неясной перспективой, а вполне обозримые месяцы. Опираясь на опыт нашего центра обучения, могу сказать, что ряд курсов позволяет художникам после окончания идти и работать, пока на фрилансе, нарабатывать портфолио, конечно же тут как и везде есть ряд НО! Как правило, обучение на таких курсах занимает 2-3 месяца, требует от художника большой отдачи и какого-то начального уровня.Но здесь много своей специфики, например никакие курсы не сделают из вас хорошего концепт-художника за 1-2 месяца, если вы пришли туда зеленым новичком, но если это курсы скажем по интерьерной визуализации и у вас уже был некоторый положительный опыт, то вы выйдете из них достаточно толковым визуализатором, способным отбить эти курсы на фрилансе за пару недель.
Плюсы и минусы дистанционного обучения?
Плюсы: Это достаточно дешево, удобно из-за гибкого графика и возможности выполнять задачи "по месту жительства", это позволит вам либо быстро вырасти, либо понять, что это не ваше, в обоих случаях сэкономив массу времени и сил.
Минусы: Дистанционка это всегда риск, обучаясь непонятно где можно потратить время и деньги в пустую, сами знаете как много сейчас школ однодневок пытающихся заработать на обучении, в ВК зайти не возможно, все забито их рекламой, тем более никакая дистанционка не заменит вам очного обучения.
Поговорим о ценах.
Цены это всегда сложно, мы, поколение выросшее на ломаной винде и туторах с торрента в принципе не способны без сердечного скрипа отдавать деньги за обучение. Но нужно отдавать себе отчет в том, что за 4000 руб. за 5 дневный курс вас ничему не научат, чтобы вам не обещали в рекламных проспектах. Качественное обучение как стоило относительно дорого, так и будет стоить. Сейчас время демпинга, достаточно гнилого, когда люди клепают курсы за копейки и пытаются низкой ценой отбить вложенные деньги, очень часто за курсами прячутся серии видео-уроков. Есть масса "бесплатных курсов", на их рекламу без проблем можно наткнутся в сети, но все мы понимаем, что ничего бесплатного не бывает, скорее всего это замануха, где вам впарят рекламу платных курсов в виде "бесплатного курса".
Чем хорошие курсы отличаются от плохих?
Выбирая площадку для обучения, внимательно изучите, что это за ребята, почитайте отзывы (желательно не на их сайте), хорошо если это не никому не известный "бренд", а школа которая продержалась на рынке как минимум 2-3 года, имеет внятный сайт, а не рекламный лединг, какой-то наработанный контент из своих уроков, статей, канал на ютюбе, ведет активную деятельность в сети, под деятельностью я понимаю не рекламу, а полезную активность. Хорошо если вам не обещают сделать из вас специалиста экстра класса за несколько дней, даже если ваш опыт равен нулю. У любой школы должна быть какая-то история, я бы доверился специалистам которые уже давно на рынке обучения и у нас действительно не мало достойных школ по всем направлениям, найти их не составит труда.
* Лендинг (от англ. Landing page), также называемый «посадочная страница» или «страница захвата лидов», — это одностраничный сайт, который идеально подходит, чтобы донести четко обозначенную мысль до аудитории.
Где учиться?
Вот тут я никаких ссылок давать не могу, где учиться, стоит ли вообще учиться должны решать только вы, в этой статье достаточно информации, чтобы помочь вам принять решение.
Пошел бы учиться лично я?
Если бы я по-прежнему работал техническим специалистом, то да, но это сейчас, раньше никогда, рубля бы не потратил. Время на тот момент, по непонятным причинам, казалось не особо значимым ресурсом, понимание пришло с годами, когда я обнаружил безумное количество каких-то уроков, туторов, статей которых копил достаточно долгий срок, вместо того, чтобы заниматься их изучением (подобным накопительством занимается каждый второй художник). Со временем понимаешь, что лучше выбрать свой, пусть и достаточно узкий вектор, но стать в нем настоящим профессионалом, потом при необходимости изучать другие направления, но не пытаться проглотить кусок который вам не по силам. Оглядываясь назад, я уверен, что правильный, системный подход к обучению, помог бы сохранить массу времени, сил, нервов и заработать денег. Каждый должен сам принять это решение, как и когда ему учиться, принять придется не только решение, но и последствие своего выбора.