"Непомерно долго" - это сколько?
Приведи ссылку на какую-нибудь сценку и скажи, за сколько она у тебя просчиталась.
И что именно тормозит, просчет геометрии, GI, каустики или что-то еще?
В принципе, P4 2,6 ГГц - это не такой уж и быстрый комп по современным меркам
Чтобы быстро считалось, нужно правильно настроить Vray и саму сценку.
Возможные места, из-за которых тормозит сцена:
1) Неправильные настройки QMC sampler (слишком снижены оба множителя, либо установлен слишком маленький порог)
2) Слишком сильно накручены сабдивы у источников света (>10). Обращаю внимание: не множители, а САБДИВЫ (внизу свитка свойств у источника света)!
3) Много материалов с "глосси" (или бамп/дисплейс) эффектом (значение глосси меньше 1), у которых накручено большое количество сабдивов (по умолчанию стоит 50, хотя для большинства картинок достаточно и 7-10)
4) Неправильные настройки GI: слишком большое значение depth (больше 3) на вторичке, слишком большие значения HSp & samples (больше 50), слишком маленькие значения трех порогов (thresh... меньше 0,2) Рекомендую на первых порах вообще пользоваться пресетами для GI (low или medium).
Да много есть мест, из-за которых тормозится рендер при неправильной настройке. Всего и не упомнишь.
Поэтому, лучше всего создай какую-нибудь сценку, настрой ее так, как ты думаешь, что будет оптимально, покажи нам сценку и время рендера.
Тогда и будем помогать по существу. А пока что слишком много вариантов, где ты мог напортачить и выбрать из них какой-то один не представляется возможным в виду недостатка информации
Памяти Max & Vray будут забирать под свои нужды ровно столько, сколько надо. Если им нужно 100 метров, они возьмут именно 100 метров и наплевать, что у тебя 2 Гига стоит. Количество используемой памяти зависит от сложности сцены, от объема текстур, от того, включен ли просчет GI/каустики, какой именно алгоритм используется и т.д.