Render.ru

Компьютер - интструмент или соавтор?

Наталья Карева

Пользователь сайта
Рейтинг
2
#1
Приветствую всех! Предлагаю поразмыслить на тему доли участия компьютера в творческом процессе современного художника, работающего в цифровой среде. Больше интересует создание работ художественного плана, а не чисто коммерческие заказы. Что родится в голове, а что "рождает" компьютер. Кто он - инструмент или соучастник?
 

Наталья Карева

Пользователь сайта
Рейтинг
2
#3
Очень рада первой проявленной смелости и искренности. Честно говоря, мне казалось - это не такой тяжелый вопрос, поэтому меня очень удивило, что многие читали тему, но никто не решался ответить. Сначала мне было это не совсем понятно, т. к. данный вопрос я задавала многим дизайнерам, правда, в личной переписке. Так, наверное, проще быть честными. Здесь ответы были развернутые и интересные. Приведу несколько цитат:
1. "С одной стороны, компьютер для меня – инструмент, такой же, как карандаш или кисть. Собственно, мы же не задумываемся насколько кисть участвует в процессе творчества...С другой стороны, он и соучастник. Хотя нет, скорее, помощник, так как рождается всё в моей голове. но помощник незаменимый :) Без него бы не было моего творчества. Так что как-то так, инструмент и помощник."
2. "Фантастика на тему "вкалывают роботы" осталась давно в прошлом. Какую роль в "творческом процессе" приготовления борща играет кастрюля? А мольберт в написании картины? Компьютер ничем не лучше."
3. "Если говорить о 3д графике то там многое делает за тебя компьютер и очень многое зависит как ты настроил программу, а мелочей там очень много.
Если говорить о 2д графике или компьютерной живописи то там, ты сам себе визуализатор и уже компьютер и фотошоп это всего лишь инструмент.
Автоматическое только использование фильтров но художники ими практически не пользуются."
2. "Компьютер – однозначный соучастник. Хотя бы потому, что технологии накладывают огромный отпечаток на процесс создания чего-либо... Программы комплексны настолько, что зачастую мастером можно стать лишь в какой-то их отдельной части, а значит быть все равно ограниченным в остальном. В итоге искусства в чистом виде в цифровой среде очень мало, гораздо больше демонстрации технологий и умений, которые отлично переносятся в коммерческие проекты и при этом не достаточно хороши для чего-то впечатляющего сверх этого."
Мне не хотелось озвучивать данные мнения до высказываний собственно 3D дизайнеров, но надеюсь, это все-таки стимулирует обсуждение данной темы здесь. Дело не в том, что признав программы соучастником мы умаляем свою роль как художников. Все равно идею создает только человек и для человека. Но речь идет о реализации. Она, мне кажется, уже не совсем нам подвластна, не совсем нами предсказуема, а может совсем непредсказуема? Как вы думаете?
 

VladimirZ

Знаток
Рейтинг
25
#4
А вы философ!
Мне кажется, большинство людей проигнорировали тему по той простой причине, что им в голову не могло прийти, что компьютер посягает на соавторство их произведений. :D Вот и я своему сейчас мораль прочитал на всякий случай: мол, не будешь слушаться - бери сам и делай, и чтобы к вечеру сценка была! :D

А вообще, Наталья, бывают ситуации, когда случай выручает, подсказывает неожиданные идеи. Особенно в рендере мне кажется, часто происходит это. Как там у них: задать число фотонов, настроить тритоны, то, сё, ещё указать тип теней, там, не знаю, число кратеров на источнике света. И молись..т.е. жди и смотри, что получится. Далеко не всегда всё предсказуемо, часто результат удивляет и может служить импульсом для новых задумок.
Да и в анимации такое случается! Сглаживаешь анимацию (имею в виду первый этап, когда доверяешь компу автоматическую интерполяцию), в блокинге всё казалось резким и чётким, а в сплайнах вон какие-то детали исчезли, косяки вылезли, движения плывут. Но в этой каше можно найти и новые идеи! Но ё-моё, если бы комп заикнулся, что это он специально так... :D
Но вообще я люблю и Мауа и компьютер!
 

Наталья Карева

Пользователь сайта
Рейтинг
2
#5
Бесценный комментарии. Огромное спасибо. Мысли о том, что компьютерная реализация превосходит воображение появилась у меня от соприкосновения с 3д программами. Но одно дело потрясать ожидания фрагментами (спецэффекты, 3д полеты в "пространстве" - это скорее игра, аттракцион, покатался и забыл), а другое - эстетическое потрясение всего твоего существа. Здесь, конечно, ключевая мысль закладывается, но затем возможно ли что-то глобально удивительное для самого автора после рендера?
 

VladimirZ

Знаток
Рейтинг
25
#6
Попроще, пожалуйста, я ничего не пойму! Какие ещё фрагменты ожидания-то потрясать? :(
Ну как превосходит... художник тоже ляпнет краской случайно на бумагу да авось что-то увидит в узоре.
 

Наталья Карева

Пользователь сайта
Рейтинг
2
#7
Извиняюсь за непонятность - просто хочется сказать короче и в одну фразу все запихнуть). "фрагменты ожидания" - имеется ввиду то, что мы, возможно, восхищаемся и наслаждаемся в искусстве в первую очередь тем, что нас "удивило", другими словами обмануло наши ожидания, и тем, что обрадовало, то есть к чему мы почувствовали расположение, что поняли как близкое нам. Но удивиться можно целому, а можно - куску, частности, фрагменту. Ведь когда что-то действительно очень крутое - трудно даже слово сказать, т.к. что-то особо выделить как-то даже не хочется. А когда хорош фрагмент (или техника, или фактура, или скорость исполнения и т.д.) мы говорим "отличная техника", "потрясающий свет"...
Но это все пояснения. Они закончились, а сам вопрос остался. Может быть компьютер и правда обычный инструмент. Человек всегда работает одинаково со своими инструментами. Сначала они его удивляют своими новыми возможностями. На этом этапе результат действительно совсем непредсказуем - можно и "по пальцу ударить, и вазу разбить, и ручку сломать, и гвоздь, наверное, забить". Потом хозяин инструмента терпеливо его осваивает, удивления все меньше, затем он становится мастером - владеет им виртуозно, полностью подчинив своей воле. Теперь наша ситуация. С открытием новых графических возможностей компьютерных программ появилось удивление, потом освоение, потом - мастерство. Но это было давно. А "инструмент" все непредсказуем. Он быстро меняется, перевоплощается, усложняется. Одна программа спешит вдогонку к другой, чтобы внедриться в нее, открыть еще варианты... Молоток трансформируется, в него встраивается телефон, душ, чайник и кровать. Теперь мастер (или художник) должен обязательно осваивать новые полезные усовершенствования, потому что функцию молотка можно получить только предварительно позвонив и приняв душ. После этих процедур привыкаешь пить чай и вообще забываешь чего, собственно, хотел. Получается что усложнение незаметно может изменить реализацию наших первичных желаний. Вот мне и интересно что сейчас происходит, если взять цифровое искусство. В частности, 3д как хорошо усложненное. Хочется узнать ощущения - насколько художник управляет конечным результатом в 3д работах. Насколько сохраняется первоначальный замысел, или он неузнаваемо преображается в процессе реализации. Но вполне допускаю, что все эти вещи мною надуманы, поэтому и хочу пообщаться и все прояснить.
 

VladimirZ

Знаток
Рейтинг
25
#8
Надуманы вами, да! Вот вы когда кушаете, что управляет ложкой - ваш аппетит или ваша физическая сила? Хочу сказать, что всё это очень абстрактные теоретические рассуждения.
 

Skif

Администратор 3D галереи
Команда форума
Рейтинг
579
#9
блин. люди. компьютер - это всего лишь инструмент (как и программы) все решает прокладка между стулом и монитором.
как пример. раньше делали мультики. на один мальт уходило до 1 года работы 20 человек. то есть это были осветители, операторы, режиссеры, скульпторы и тд и тп.. в итоге получался к примеру пластилиновый мультик.
что поменялось сейчас? а ничего, кроме инструмента.
все так же за компа сидят осветители, операторы и тд и тп..
да этот инструмент удобнее, да работать в нем можно быстрее. да сроки создания мульта уменьшились.. но для этого то и совершенствуется инструментарий.
сейчас для того чтоб поменять цвет света падающего на сцену, осветителям не надо писать заявку на разного цвета пленку (которая ставится перед лампой накаливания) и ждать 3 дня.
а насчет поиска.. так правильно сказано было. часто художники ищут образ в почеркушках.
 

Наталья Карева

Пользователь сайта
Рейтинг
2
#10
Как приятно встретить еще одного участника дискуссии! Очень прошу вас, Skif, ответить на один личный вопрос к вам, как администратору 3D галереи: кто, по вашему мнению, самый талантливый 3D художник из ее участников? Просто личное мнение. Не виртуозный исполнитель, а именно художник и именно 3D. Заранее благодарю. Теперь по теме. Очень верное замечание о том, что не надо все на "аппетит" и "физическую силу" раскладывать, а надо просто жить, делать что-нибудь стоящее и радоваться цельности всего вокруг. Но, честно говоря, мне лично иногда помогает попробовать разобраться и выделить то, что нужно и то, что уводит от "того что нужно". Разобрать на куски. Куски в данной теме следующие: человек с потребностью выразить нечто, и то, через что он реализует это "нечто". Глобально инструментом можно назвать все подряд. Если я, скажем, имею способности и желание выразить себя через управление государством, для меня инструмент - другие люди, которыми я умею манипулировать. Предлагаю, все-таки не обобщать, не брать так широко, и рассмотреть компьютер как интересного и самобытного участника нашей современной жизни, а не как мебель. Лично я провожу с ним времени больше, чем со всеми моими родственниками и знакомыми (само собой и в данную минуту мы с вами с ним полюбовно вместе). И это при том, что я-то как раз не особо большой его поклонник. Если завтра эти технические устройства перестанут существовать, расстроюсь конечно, но потом порадуюсь. Отрицать то, что компьютер оказывает на нас влияние, не обуславливает нашу жизнь сейчас, и, как частный случай для гостей render.ru, нашу профессиональную деятельность, считаю нечестным. Так что, думаю, все-таки есть что обсудить.
Теперь на счет "прокладки" между стулом и монитором. Мне и правда все чаще кажется, что в этой шутке присутствует все большая доля истины. Исхожу из собственного печального опыта. Компьютерное "быстрее" - не столь безобидно в художественном смысле. Быстрее: найти реф в гугле, а не искать вокруг себя, сделать автоанимацию, а не вдыхать жизнь в каждый кадр (сами знаете, как здорово вдыхается), не проникать в волшебство реальной светотени, а отрендерить, вставить готовый блик и еще пару эффектов из плагинов. Работа работой, а если говорить об искусстве , то оно может и обмельчать от "быстрее", "проще", "удобнее", как и от "многофункциональнее" (см. выше). Но, возможно, это мои проблемы дилетанта. Вот и на форуме затем, чтоб узнать мнение профессионалов.
На счет сравнения неожиданных подтеков краски, почеркушек и результата рендера - очень интересно. Наверное так и есть. Считаю, что это очень здорово для творчества - непредсказуемость процесса. Если это большой процент, что-же все-таки мешает назвать компьютер соучастником?
 

Skif

Администратор 3D галереи
Команда форума
Рейтинг
579
#11
Очень прошу вас, Skif, ответить на один личный вопрос к вам, как администратору 3D галереи: кто, по вашему мнению, самый талантливый 3D художник из ее участников?
вопрос очень не корректен. нет такого понятия как самый талантливый художник в галерее.. на каждого талантливого, найдется более талантливый. кроме того личные вкусы и предпочтения наложат свой отпечаток на выборе любимого автора. поэтому я могу сказать только вот что. есть огромное количество 3д художников которые мне очень нравятся, причем не у всех из них есть аварды. мало того, есть очень талантливые начинающие художники. и я их часто вижу в ВИПах. они талантливы но не хватает просто технических знаний, и именно поэтому я в випах стараюсь помочь в меру моих возможностей. это я ответил как пользователь ресурса
ну и как администратор галереи я не имею права кого бы то ни было выделять. поэтому я при отборе работ в галерею НИКОГДА не смотрю на автора. хотя и есть довольно большой список авторов - неадекватов. тоесть часто авторы начинают хамить. ругаться... конечно не приятно. но потом если этот пользователь прислал достойную работу. - она проходит в галерею.

Теперь на счет "прокладки" между стулом и монитором. Мне и правда все чаще кажется, что в этой шутке присутствует все большая доля истины. Исхожу из собственного печального опыта. Компьютерное "быстрее" - не столь безобидно в художественном смысле. Быстрее: найти реф в гугле, а не искать вокруг себя, сделать автоанимацию, а не вдыхать жизнь в каждый кадр (сами знаете, как здорово вдыхается), не проникать в волшебство реальной светотени, а отрендерить, вставить готовый блик и еще пару эффектов из плагинов. Работа работой, а если говорить об искусстве , то оно может и обмельчать от "быстрее", "проще", "удобнее", как и от "многофункциональнее" (см. выше). Но, возможно, это мои проблемы дилетанта. Вот и на форуме затем, чтоб узнать мнение профессионалов.
так.. стоп стоп стоп.. мы сейчас говорим про творчество или про ремесло? я говорил про первое. собрать сцену из уже готовых материалов, моделей и настроек - это ремесло. и считаю что творчества тут 0.

На счет сравнения неожиданных подтеков краски, почеркушек и результата рендера - очень интересно. Наверное так и есть. Считаю, что это очень здорово для творчества - непредсказуемость процесса. Если это большой процент, что-же все-таки мешает назвать компьютер соучастником?
ну что такое соучастник? по идее это личность которая по идее может быть и автором. разве комп может взять и сам без участия человека сделать что либо? ну и это все равно что назвать соавтором кисточку, краски а так же холст. поэтому выражаю им огромную благодарность за помощь в создании этого произведения. а так же растворителю и мольберту. я тут как бы почти не при чем.. так чтоли?
 

Наталья Карева

Пользователь сайта
Рейтинг
2
#12
Согласна, Skif, что вопрос о личных предпочтениях - не совсем для форума. Он, похоже, вообще какой-то болезненный, так что давайте и правда его не затрагивать. Не могу удержаться от одного ироничного комментария: интересен столь подробный анализ моих высказываний и интенсивный поиск в них противоречий. Это больше похоже не на обмен мнениями, а на экзамен по культуре речи:) Я, в принципе, не против, но за таким тщательным вниманием к речевым деталям моих небезупречных фраз, мне кажется, собеседник может не уловить собственно мысль, которую я пытаюсь передать. Складывается впечатление, что она вообще никого не интересует, а занимает больше возможность отыскать речевые неточности диалога. На этот случай есть хорошая китайская мудрость: "Красноречивый не добр, добрый не красноречив". Но может мне и показалось:)
Теперь вернусь к мысли о самостоятельности современного художника, к вопросу "творчество или ремесло". На сайте много making и там подробно рассказывается как кто сейчас работает - так что не будем идеализировать ситуацию. Интересно не то как мы представляем себе работу художника, а какова в действительности эта работа. Доля самокритики, на мой взгляд, дает возможность совершенствоваться. "Высокое искусство" родится из обычных вещей, а не категорически из поднебесного пространства божественной рукой. Признание для себя некоторых вещей может оказаться шагом вперед, а не назад. Думаю, Skif, вы просто понимаете меня слишком буквально. Речь идет не о тотальном копировании чужого, а о тенденции, которой неосознанно может поддаться каждый, и к этому располагает сегодняшняя ситуация - вот, собственно, что я пыталась сказать.
К вопросу о соучастнике. Да, конечно тут сложно подобрать корректное слово. Конечно, автор придумывает, автор пытается воплотить и отбирает из хаоса возможных вариантов тот, который подходит. Автор - это человек, конечно, больше никто. "Соучастник", в смысле тот, чьим действием ты не можешь до конца овладеть - вот что имелось ввиду. Живопись ни кистью, ни красками, ни на мольберте, а, скажем, вилами на воде. С большим процентом неожиданности и неподвластности. Но напоминаю, что это вопрос, а не постулат.
 

Skif

Администратор 3D галереи
Команда форума
Рейтинг
579
#13
Не могу удержаться от одного ироничного комментария: интересен столь подробный анализ моих высказываний и интенсивный поиск в них противоречий. Это больше похоже не на обмен мнениями, а на экзамен по культуре речи:) Я, в принципе, не против, но за таким тщательным вниманием к речевым деталям моих небезупречных фраз, мне кажется, собеседник может не уловить собственно мысль, которую я пытаюсь передать. Складывается впечатление, что она вообще никого не интересует, а занимает больше возможность отыскать речевые неточности диалога. На этот случай есть хорошая китайская мудрость: "Красноречивый не добр, добрый не красноречив". Но может мне и показалось:)
а все просто. годы общения на форумах, приучили меня писать так, чтоб как можно точнее передать мысль, и при этом общаться на нормальном языке.. и кроме того обдумывать каждое слово и понимать как его могут трактовать (неоконченное юр образование дает о себе знать.) поэтому и привык читая, пытаться понять что хотел сказать собеседник. если обидело - сорри.

ну а насчет инструмент или нет... я свою точку зрения обозначил.
 

Наталья Карева

Пользователь сайта
Рейтинг
2
#14
Спасибо большое Wiellarifayeretielliy v и Skif за ваше активное и искреннее участие в обсуждение темы. Не знаю как у 57 гостей форума, но у меня очень хорошо прояснились мысли, благодаря нашему совместному обсуждению вопроса. Очень призываю всех желающих присоединяться, опровергать уже высказанные мнения (включая четыре цитаты третьей реплики форума) или добавить свое собственное. Пусть даже одной строчкой, а лучше - с пояснениями, собственными творческими впечатлениями и наблюдениями.
 
Рейтинг
54
#15
Складывается впечатление, что она вообще никого не интересует
+, это вот Японцы большие любители одушевлять машины.
да ни какая, он в головах происходит.
 

Наталья Карева

Пользователь сайта
Рейтинг
2
#16
Спасибо. Еще повторю уточняющие вопросы: насколько художник управляет конечным результатом в 3д работах? Насколько сохраняется первоначальный замысел, или он неузнаваемо преображается в процессе реализации?
 

Swordlord

Преподаватель курсов RENDER.RU
Команда форума
Рейтинг
1 727
#18
Насколько сохраняется первоначальный замысел, или он неузнаваемо преображается в процессе реализации?
Тот же вопрос можете задать представителям любой другой формы творчества. В живописи, скульптуре и музыке тоже не всегда полученное соответствует задуманному на 100%, но компьютеры там не при чем.
Я конечно могу быть ограничен различными факторами (например сроком заказа), поэтому иногда приходится использовать готовые фотографии или модели, и тогда результат будет зависеть не только от моих идей, но и от материалов, которые у меня есть в наличии. Но, если я работаю в свое удовольствие, то никто не мешает мне потратить больше времени и получить именно то, что я хочу.

Странная тема, если честно. Она мне малость напоминает современный подход в отечественном высшем образовании и науке, когда, обсуждая простые и очевидные вещи, люди вдаются в жуткие дебри философствования. )))
 

Наталья Карева

Пользователь сайта
Рейтинг
2
#19
Хорошо, хорошо, вы правы. Вопросов больше нет - все предельно ясно. Обычный молоток. Тема надумана - вы почти меня убедили. Цифровая среда, ее сверхскорости, сверхинформативность, изначально предполагаемая тиражированность, а значит неизбежная ориентация на бесчисленную публику, мультифункциональность программ никак не влияет на сознание современного художника, не предлагает ему упростить и ускорить свой творческий поиск, не открывает ему неограниченное поле для комбинирования медиа и интерактивных техник, предполагающих преимущественное ориентирование на ответ аудитории, не вынуждает его погрузиться из реального мира в захватывающий мир своей сложности и непредсказуемости, не ограничивает его (неявно, конечно) в возможности самоуглубиться, отыскать свой индивидуальный! художественный язык, почувствовать вибрацию окружающей реальности. Прошу прощения, что отняла ваше время.
 

Наталья Карева

Пользователь сайта
Рейтинг
2
#20
P.S. Влад, у вас замечательные работы! Можно там посмотреть те, которые были "в свое удовольствие"? Просто полюбоваться, если вы конечно не против )
 
Сверху