Арт-директор Playrix о Цвете. Часть 3. Успеваем ли мы наращивать компетенции в работе с цветом?

Мы завершаем серию публикаций, посвященных феномену цвета и его восприятию. В первой статье мы разбирались, есть ли связь между эмоциями и цветом и как цвет влияет на человека, во второй — рассуждали, как менялось цветовосприятие с развитием технологий и общества. В заключительной части арт-директор Playrix Света Саблина проанализирует то, что сегодня происходит с компетенциями при работе с цветом: в теории и на практике.

Теория

В прошлых частях мы говорили о глобальных процессах, которые изменили наше представление о цвете. Но кто из современников исследовал цвет? На ум приходят работы выходцев немецкой школы Баухауса Иоханнеса Иттена (“Искусство цвета”) и Джозефа Альберса (“Взаимодействие цвета”). Кому-то больше нравится Иттен за погружение в теорию, кому-то — Альберс за его полезные практические упражнения. Но подавляющее большинство упускает из виду главный недостаток этих работ — оба автора пишут об отраженных цветах, о смешивании цветовых пигментов. А мы вот уже 15 лет работаем с аддитивной цветовой моделью, о которой авторы в свое время не имели ни малейшего представления. Но без теории невозможна практика, поэтому давайте разбираться, что же происходит с цветоведением сегодня.

Тест на комплементарные цвета

Для начала, предлагаю вам пройти тест на знание комплементарных цветов. Как мы помним, это любые цвета, которые в круге расположены друг напротив друга. Найдите две правильные пары, но будьте внимательны: тут есть подвох.

301.jpg

Когда я прошу пройти этот тест, большинство справедливо называют пары 1 и 4. Теперь усложним задачу.

Перед вами еще один тест — из уже упомянутой нами книги Джозефа Альберса — на остаточное изображение. Его условия просты: нужно сначала несколько секунд смотреть в центр красного круга, а потом перевести взгляд в центр белого круга. Я ожидала, что после красного увижу зеленый, но...

303.jpg

…я увидела это:

304.jpg

Мы привыкли думать, что комплементарные пары — это красный и зеленый. Но на деле выходит, что это совсем не так, и правильный ответ в предыдущем тесте — 2 и 4! Кстати, и в Photoshop комплементарными цветами тоже является именно эта пара, которую очень легко определить по сочетанию клавиш Ctrl+I.302.jpg

Но и это еще не все! Комплементарность цветов зависит от уровня их яркости и насыщенности. Это можно легко проверить в Photoshop все тем же сочетанием Ctrl+I.305.jpg

  • Если мы берем темный бордовый — то получаем очень светлый комплементарный голубой.
  • Если берем максимально яркий цвет — то при наложении друг на друга в режиме умножения получаем чисто черный.
  • Если цвета не максимально яркие и содержат в себе белый или черный — они теряют свои характеристики и при наложении друг на друга никогда не дадут черный.
  • Если берем ненасыщенный цвет — то комплементарный будет также в ненасыщенном диапазоне.
  • Если берем затемненный и максимально приближенный к спектральному цвет — то комплементарный будет так же близок к спектральному, но и в той же мере осветленным.
Понятие комплементарности становится не таким простым, каким мы привыкли о нем думать в привычном цветоведении. В связи с этим возникает закономерный вопрос: чему больше доверять? Методике, основанной на смешении пигментов? Или реакции организма? Современным графическим инструментам, в которых мы работаем, опирающимся на физико-математические данные цвета? Или нашей цветовой интуиции?


Мне захотелось проанализировать эту сложную схему комплементарных соотношений оттенков в работах классических художников.


306а.jpg

У Репина не было цветового круга Освальда, не было и клавиш Ctrl+I. Но только два цвета в картине “Арест пропагандиста” не имеют комплементарных пар — розовый сарафан девушки и красная рубаха парня. Эти два цвета просто кричат нам с полотна — молодые люди в сговоре! Все остальные оттенки имеют комплементарную пару.

Что это такое, как не интуитивное чувствование цвета?

Следующий пример — “Раскол” Жан-Жоржа Вибера.

306б.jpg

Если внимательно посмотреть на картину, то можно понять, что на самом деле никакого раскола и нет. Автор рисует сатиру: персонажи сидят симметрично относительно друг друга, а весь раскол заключается только в одежде. Присмотритесь, здесь нет такого противостояния, как у Репина! В плане экспрессивности у Вибера все очень спокойно и гармонично.

Теоретики цветоведения, опирающегося на цветовой круг, призывают с осторожностью использовать комплементарные цвета. Но у Вибера везде комплементарные цвета!

Теперь посмотрим на всем хорошо знакомый цветовой круг Иттена.

307.jpg

Обратите внимание, как гармонично и поступательно светлые теплые цвета переходят в темные холодные. Создается устойчивое впечатление, что теплые цвета — яркие, а холодные — темные. Но на втором круге я выкрутила насыщенность цвета на максимум в круге Иттена. И мне открылась поразительная вещь — цвета обладают совершенно разными светлотными характеристиками, и холодные цвета могут быть светлыми. Конечно, сегодня мы все это знаем. Но в традиционной теории цвета этот момент словно ускользает от нас. Из-за этого у нас не нарабатывается практика работы с цветовой светлотностью.

Например, попробуйте взять желтый и голубой цвета и понять, какой из них светлее. Не теплее или холоднее, а именно светлее. Для двух серых тонов это простая задачка, а вот с разными цветами дело обстоит уже сложнее.

Давайте теперь сравним CMYK и RGB.

308.jpg

Здесь я вижу еще одну проблему: когда мы говорим о смешении двух цветов, мы всегда имеем в виду смешение пигментов. Но это субтрактивная цветовая система, по ней работает CMYK, а RGB работает по-другому. Судя по схеме, красный и зеленый лучи дают яркий желтый свет. А мы точно в этом уверены? Что получится, если соединить розовый луч и синий? У вас есть набор цветных фонариков, чтобы на практике освоить аддитивное смешение цветов?

Давайте еще обратимся к примерам.

309.jpg

Сегодня мы все чаще используем в графике наших игр яркие цвета, поэтому предлагаю посмотреть на них в цветовых моделях CMYK и RGB. На схеме выделены зоны CMYK и RGB. Как видите, они порой даже не пересекаются.

А что нам известно о самом понятии цвета?340.jpg

Как мы уже знаем, восприятие цвета зависит от многих факторов внешней среды. При разном освещении цвет может восприниматься совершенно по-разному! Но наш мозг обладает уникальным качеством — свойством константности восприятия — и всегда безошибочно определяет константный цвет, независимо от внешних факторов. И этот цвет — собственный цвет предмета, на который мы смотрим.

Физический цвет — с этим цветом мы научились работать на ура! Знаем, что рефлексы зависят от поверхности, на которой стоит предмет, помним про светоотражающие свойства разных материалов, источники света и т.п. Здесь вопросов у нас не возникает.

Остается самое сложное — перцептивный цвет. Это больше про чувствование цвета. Мы слушаем себя, а не физику или химию цвета. Подбираем цвета интуитивно. Но что в таком случае делать с субъективностью восприятия цвета? Как этот инструмент стандартизировать, чтобы его можно было успешно использовать? Где использовать?

Практика

А теперь посмотрим, как художники работают с перцептивными цветами на практике.

342.jpg

В этой работе мы видим достаточно сдержанные тона и только местами яркие, открытые, спектральные цветовые пятна. Обратите внимание на оранжевый оттенок — этот свет от красного кирпичного дома, он просто “горит”! Все эти приемы позволяют сделать картинку эмоционально отзывчивой для глаз.

341.jpg

Какие эмоции вызывает у вас эта работа? Самое точное описание моих чувств от этой работы — милота. Цветовой диапазон здесь весьма ограничен, но основная масса цвета весьма насыщенна. И все же цветовые акценты расставлены без напряжения, без вызова, как на примере выше. Смотреть на работу очень приятно.

Теперь хочу показать вам для сравнения свою работу.

343.jpg

Я попыталась построить плавный цветовой градиент на дальнем плане, переходящий на передний план от синего к желтому, и все предметы подчинила этому градиенту. Для контраста добавила градиент к оранжевому на тыквах. Но эта работа все еще не вызывает таких же эмоций, как предыдущие примеры или картины современных импрессионистов.

Так как же нам развивать перцептивное чувствование?

Перцептивное чувствование можно и нужно тренировать!

Я рекомендую использовать для этого спектральную шкалу, которая поможет подобрать интересные градиенты и вызвать эмоциональный отклик.

346.jpg

Можно вдохновляться природой — искать вокруг необычные цветовые переходы.

346а.jpg

Приведу еще два примера, как работать с градиентами.
Будем подбирать их по ощущениям.

350.jpg

Слева работа художницы Юлии Птицыной. Здесь я попробовала повысить цветовую насыщенность зелени на дальнем плане — яркое зеленое пятно направила на персонажа. На первой картинке мы видим активный средовой эффект свечения травы, который переходит на девушку, но задний план совершенно лишен цвета. По ожиданиям, в такой солнечный день и листва должна быть яркой и сочной, но она довольно бледная. Поэтому я высветлила зелень до яркой степени и увидела смысловой контраст — вокруг все яркое и солнечное, а фигура девушки совершенно ахроматична. Это помогает нам почувствовать внутренний конфликт и историю, которую хотел рассказать художник.
Второй пример — изумительный зимний домик, утопающий в солнечном свете, от художницы Лизы Лебедевой. Я сразу вспомнила работу Николая Крымова и решила добавить синевы на снегу в тени. Получилась очень эмоциональная картинка.

351.jpg


В 2017 году появился новый тренд в веб-дизайне — градиенты.

Дизайнеры создают как приглушенные и мягкие тона, делая сайты “отдыхом для глаз”, так и насыщенные оттенки, давая пользователю насладиться буйством красок. С помощью цветовых переходов можно вызывать определенные эмоции и создавать нужную атмосферу и настроение, динамику. Оставаясь абстрактной зоной, дизайн приобретает образность и обогащает перцептивное восприятие.

360.jpg

Теперь небольшой пример из игр.

Перед вами match-3 collapse, разработка из проекта Farmscapes.

370.jpg

В левом варианте четко читается сетка между фишками, и мы с легкостью зрительно отделяем фишки друг от друга. На среднем варианте фишки не локализованы, плотно прижаты к друг другу, и цвета начинают взаимодействовать между собой, из-за чего мозгу сложнее вычленить каждый цвет отдельно. В силу особенностей геймплея match-3 collapse ни тот, ни другой вариант не подошел. И был найден компромиссный вариант — справа.
Этот небольшой пример из разработки раскрывает особенности восприятия цветовых пятен. Наш мозг совершенно удивителен — он воспринимает рядом стоящие цвета по-разному в зависимости от разных факторов. Цветовое пятно может вибрировать, отделяться от фона, создавать тени вокруг себя. В зависимости от наличия обводки/фона/размытия мы будем получать совершенно разные впечатления. И здесь остается единственно важным один момент — четкое понимание, какое впечатление мы хотим получить в итоге. Это означает одно: чутко прислушиваться к своим ощущениям и эмоциям.

370а.jpg

Еще один пример “впечатления”.

Я часто рассказываю коллегам о влиянии тональности и линии на восприятие пространственности.

372.jpg

Посмотрите на эти три пары сфер и кубов. Каждая пара в разной степени детализации передачи объема. И чем меньше прорисован объем, чем более он условен, тем сильнее фигура выступает на передний план. То есть чем больше пространственных характеристик, показывающих объем, тем больше предметы начинают уходить вглубь картинного пространства.

Этот феномен восприятия нами очень активно используется, например, в создании интерфейсов, мультипликации.

Нечто подобное происходит и в цвете. Чем проще цветовая схема, тем больше объект выходит на передний план, и наоборот.

373.jpg

И напоследок хочу рассказать про эксперимент,

который проводился со студентами МАРХИ в 2018 году. Студентам было предложено нарисовать копии “Квадратов” Кандинского, находясь в помещениях с разным цветным освещением.

400.jpg

  • В первом случае студенты находились в нормально освещенном помещении, а картина была освещена цветным светом.
  • Во втором — студенты и картина находились в одной комнате с цветным светом.
  • В третьем — студенты находились в комнате с цветным освещением, а картина была под нормальным светом.

401.jpg

Исследователи ставили разные гипотезы, но вот что из этого получилось.

402.jpg

В первом случае гипотеза “цвета и тон на копии будут максимально приближены к фотоснимку” не подтвердилась. И цвет, и тон разительно отличаются от фотографии. В работах студентов наблюдается следующая тенденция: общий колорит соответствует цветности в камере, в которой находились репродукции. В отличие от практически монохромных фотографических материалов, работы художников-респондентов насыщены цветом. Они используют противоположные цвета для более мощного звучания общего колорита: рядом с синим и маджентой художники добавляют медово-оранжевые тона; для красной гаммы — открытый зеленый и лимонно-желтый.

403.jpg

Во втором случае гипотеза “цвета копии будут максимально соответствовать цветам исходного образца, т.к. зрительно искажены в одинаковой мере” подтвердилась не полностью. Определить с уверенностью, при каком цвете света была выполнена та или иная копия, не представляется возможным. В работах снова появились яркие краски, которые никто не ожидал увидеть.

404.jpg

И в последнем случае для копий, сделанных при синем и зеленом цветах света, можно выделить преобладающий колорит. Однако он не соответствует цвету света камеры. “Синей камере” соответствует зеленый колорит картины, “зеленой” — желто-красный. Определить, при каком цвете света была выполнена та или иная копия, также не представляется возможным. Наличие здесь общего колорита, отличного от цвета камеры, может быть связано с явлением последовательного образа (комплементарные цвета). Интересно, что этот эффект наблюдался только у художников, занимавших позицию №3.

Что все это для нас значит? Выводы, которые сделали художники-респонденты:
  1. Единственный цвет, который мы знаем, — черный.
  2. Но нам мало одного лишь черного — мы всегда ищем цвет, где бы мы ни находились. Художники интуитивно вводят в изображение противоположные цвета для создания более сочного звучания общего колорита.
  3. Мы ищем цвет везде и не терпим цветовой монотонности. Доказано, что в течение 45 минут в монотонной среде наступает ощущение усталости и раздраженности.

Вместо заключения

Наверное, читая статьи о цвете, мы все ищем что-то простое и доступное, что можно сходу использовать в своей работе. И, возможно, сейчас вы немного разочарованы тем, что после прочтения трех статей у вас осталось больше вопросов, чем ответов.

Но правильная постановка вопроса — это уже половина ответа. Можно найти массу информации о физике цвета, о цветовых матрицах в современных гаджетах, о физиологии восприятия цвета. Но слишком мало материала о том, что такое перцептивный цвет — цвет, который чувствует наш мозг. Не как он видит, а как нарисовать, чтобы получить нужный уровень эмоционального отклика. Не на уровне символики. Это слишком просто и не всегда уместно.

Описанный эксперимент в конце статьи не подтвердил ни одной гипотезы. Но показал стремление и желание мозга видеть цвет, которого даже нет. Это базовая потребность нашего организма. Поэтому мы должны быть грамотными в понимании не только физики света, но и физиологии. По этой причине я начала свое исследование с базовых эмоциональных систем животных.

Стремление нашей цивилизации к увеличению цветовой нагрузки, расширению цветовой палитры также отражает этот базовый механизм, заложенный природой. И тут нам только и остается, что не отставать от технического прогресса, своевременно реагировать и не полагаться полностью только на теорию столетней выдержки.

И в заключение, помимо анатомии, перспективы и много чего еще, художнику необходимо неустанно тренировать свой мозг на цветовое чувствование.
После появления импрессионизма просто рисовать физический свет уже недостаточно. Нужно учиться наблюдать за своими эмоциями, которые вызваны цветом. Ищите примеры в природе, работах других художников, фильмах. Пытайтесь привнести эту эмоциональность в свои работы. Делитесь этим опытом.
Давайте накапливать эту базу все вместе, пытаться структурировать полученную информацию, анализировать, чтобы глубже понять, что есть цвет для нас.

Всем всего самого наилучшего! До встречи!

625 0 850 11
1
2021-11-01
Всегда забавляет, как современные художники пытаются приписать гениям живописи "случайность" и "интуитивность", апеллируя к тому, что "сейчас только-только начали изучать" или ещё смешнее "мне только открылось". Совершенно забывая, что работа с цветом (особенно у русской школы середины-конца 19 века) была чуть ли не основным в живописи. Уже тогда была настолько серьёзная теория, которая намного фундаментальнее сегодняшних классификаторов (круги и прочие треугольники). То, что современные цифровики для себя только открывают тогда было базой. Никогда не считайте, что "давно" жили "дикари" а "сейчас" - "авангард" (знаний). Чаще всего оказывается, что сегодняшним днём живут те, кто через деградацию знаний пытается зацепить хоть десятую долю того, что знали ранее.
RENDER.RU