Зачем аниматорам актерское мастерство: Интервью с Эдом Хуксом

Эд Хукс - популярный спикер на крупных конференциях по компьютерной графике и анимации и автор уже третьего издания книги “Актерское мастерство для аниматоров”. В прошлом профессиональный актер и преподаватель актерского мастерства, Эд Хукс разработал уникальный метод, как применять сценические знания в анимации и, главное, как обучать этому создателей мультфильмов.
Какие ошибки чаще всего совершают аниматоры, включая Disney, как их избежать и почему будущее  за европейскими мультфильмами - обо всем этом Эд рассказал по телефону корреспонденту RENDER.RU.

RENDER.RU: Для начала расскажите, пожалуйста, для тех, кто не читал ваши книги и не был на курсах, как вы учите аниматоров актерскому мастерству и зачем им это?

Э.Х.: В 1996 году мне впервые представилась возможность учить аниматоров. До этого я много лет был профессиональным актером и преподавателем актерского мастерства. Но, когда я начал работать с аниматорами, я понял, что есть существенные отличия между ними и актерами. Аниматоры не собираются играть на Бродвее. Им не нужны упражнения на сенсорику, хотя они могут им нравиться. Им нужно понимание теории актерской игры, связи между эмоцией и физическим действием, структуры сцены, развития персонажа, сценария.
Большинство аниматоров - застенчивые люди. На занятиях они не поднимутся со своих мест и не будут делать упражнения. А если на них давить, многие просто перестанут появляться на занятиях. Так что я разработал свой метод их обучения.По всей видимости, до меня никто этим не занимался. Не было никакой литературы, ничего. Я написал первую книгу “Актерское мастерство для аниматоров” и отнес ее нескольким издателям. Никто не хотел ее печатать. Издатели говорили: “Эд, об актерском мастерстве уже написано много книг, и, если аниматоры решат этим заняться, они просто прочитают одну из них”. Я ответил: “Да нет же! Я их знаю! Аниматоры - не актеры и им нужна своя книга!” На что издатели говорили: “Если бы такая книга была им нужна, она уже была бы написана”. Я доказывал им, что не существует никакой литературы. Наконец, книга была напечатана. И была хорошо принята читателями, которые работали в этой индустрии.

RENDER.RU: Чем отличаются занятия с аниматорами от занятий для актеров?

Э.Х.: Если бы вы пришли на мои занятия для актеров, то я бы сидел на стуле, а вы, как актер, репетировали бы сцену из какой-нибудь известной пьесы. Я бы делал вам замечания. Если бы вы пришли на мои занятия для аниматоров, то все было бы наоборот. Аниматоры сидели бы на своих местах, а я стоял бы перед ними.
Мы обсуждаем базовые принципы актерской игры, которые я сократил до 6-7,  потом я показываю им отрывки из фильмов, иллюстрирующие эти принципы, и случаи, когда они не соблюдаются. Так что эти занятия очень разные.
Кроме того, говорят, что аниматор - это актер с карандашом в руке. Это не совсем так, потому что аниматор - это не актер. Актер - это персонаж, которого он рисует. И аниматор помогает своему персонажу быть хорошим актером.

RENDER.RU: Какие ошибки, по вашим наблюдениям, аниматоры делают чаще всего?

Э.Х.: На заре анимации была популярна идея о том, что мультипликационный персонаж должен быть милым. Это привело к тому, что персонажи двигаются немотивированно. Они милые просто для того, чтобы быть милыми.
Существует разница между театральной и повседневной реальностью. Повседневная реальность - это то, что вы видите в супермаркете. Но никто не будет платить деньги, чтобы на это смотреть. В театральной реальности время и пространство сжаты, у театральной реальности есть структура. В ней есть действие, цель и конфликт. Препятствие, которое нужно преодолеть. Так вот, отвечая на ваш вопрос о типичных ошибках: самая частая - это то, что персонаж двигается без цели. Он просто милый, и не более того. Еще Аристотель говорил, что всякое человеческое действие объясняется из своей цели. На занятиях я говорю аниматорам: “Смотрите, если вы остановите своего персонажа в любой момент времени и зададитесь вопросом, что он делает, должно быть ясно: вот цель, к которой он стремится, вот действие, которое он совершает, чтобы ее достичь, а вот конфликт или препятствие, которое он преодолевает”. Персонажу нужна цель, и это работа аниматора - задать ее.

RENDER.RU: Вы учили аниматоров в больших студиях, например, Дисней? Они тоже допускают эти ошибки?

Э.Х.: Да, я несколько раз занимался с сотрудниками Дисней. И моим первым местом работы в качестве преподавателя актерского мастерства для аниматоров была  Dreamworks. Но я работал для многих других кинокомпаний по всему миру. Недавно пытался посчитать, сколько всего аниматоров я учил. Вышло более 200 000 - целое поколение!
Конечно, аниматоры Дисней тоже допускают ошибки! Возьмем, например, “Холодное сердце”. Мультфильм выиграл два “Оскара”, а сборы составили более миллиарда долларов. Но персонаж по имени Ханс (Принц Южных Островов, главный антагонист мультфильма  - прим. Render.ru) очень плохо проработан. Лишь за 15 минут до финальных титров он сообщает, что намеревался убить королеву и захватить трон. Я взял диск с фильмом и пересмотрел каждую сцену, где герой появляется в кадре, даже те, где он ничего не говорит. Там нет никаких предпосылок! Персонаж прописан ужасно. Если бы студент в университете кино написал сценарий “Холодного сердца”, он получил бы за него жалкую тройку.
Я обсуждал это со своими друзьями в Дисней и Пиксар. Они сказали: “Верно, Эд, но это же анимация”. Как  будто этот факт освобождает от необходимости писать хороший сценарий! Они рассказали, в анимационных проектах производство часто начинают еще до того, как сценарий полностью написан, и его дорабатывают уже на ходу.
Я им говорю: “Этот персонаж не проработан”. А они мне в ответ:  “Да, но мультфильм собрал миллиард долларов”. Это одна из причин, почему я покинул Голливуд и переехал в Лиссабон. Потому что вот такое мышление, о котором я только что рассказывал, типично для Голливуда. Я не знаю, о чем мне говорить с этими людьми. Как мне беседовать с ними о структуре, о сценарии, если они считают, что могут делать что хотят, если это приносит им миллиард прибыли. Куда мы придем с таким мышлением?
Интересно, что сейчас в Европе находятся в производстве 25 полнометражных анимационных фильмов. Их средний бюджет - лишь 10 миллионов долларов. Будут ли они успешны в прокате? Я не знаю. Некоторые, возможно, вернут потраченные деньги.
Один из моих любимых фильмов последних пары лет был создан в Бразилии. Он называется "Мальчик и мир". Этот мультфильм прекрасен. Его бюджет - 500 000 долларов. В команде было всего 15 аниматоров.
Я думаю, что сейчас мы наблюдаем изменения всей индустрии. Голливуд не планирует прекращать то, что он делает. По Аристотелю, каждое действие человека имеет цель, но единственная цель Голливуда - повысить стоимость акций и заработать. Им не интересно рассказывать истории и делать что-то для мира. Их интересуют только деньги. Поймите меня правильно, я не против того, чтобы люди зарабатывали. Нет ничего престижного в том, чтобы быть нищим художником. Художники должны зарабатывать. Суть в другом: когда ты рассказываешь историю, для чего ты ее рассказываешь? Живем ли мы только для того, чтобы зарабатывать деньги? Если это так, то мир в большой опасности.

RENDER.RU: Как вы относитесь к современным технологиям motion capture?

Э.Х.: Захват движения, захват движения лица - это все инструменты. Они хороши в работе над животными или другими существами. Их часто используют в создании видеоигр. Но в большинстве случаев люди не понимают принципов актерской игры, а только какие данные им надо получить. И снова получается “движение без цели”.
Кроме того, есть такой термин, как эффект “зловещей долины” (англ. “uncanny valley” — гипотеза, по которой робот или другой объект, выглядящий или действующий примерно как человек, но не точно так, как настоящий, вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей - прим.  Render.ru) Чем больше персонаж похож на человека, тем более скептичным будет зритель. Причина в том, что любой пятилетний ребенок отличает настоящего человека от ненастоящего. Мы еще не достигли такого уровня, когда можем обмануть пятилетнего ребенка. Что-нибудь всегда будет не так. Например, моргание. Это та вещь, которую часто делают неправильно. Когда я учу создателей видеоигр, я уделяю этому большое внимание.
Во время motion capture сессий актеры играют в специальном костюме, они больше заняты движением и не думают, как их персонаж, не думают о взаимоотношениях с партнером, и забывают о моргании. Моргание связано с мыслительным процессом. Иногда персонаж совершает какие-то действия, но его моргание не вполне соотносится с ними. Как следствие, возникает эффект “зловещей долины”.
Думаю, в некотором роде, аниматоры сегодня находятся в том же положении, что и Уолт Дисней в 30-х годах прошлого века. Потому что он был первым, кто начал делать полнометражную сюжетную анимацию. И ему приходилось изобретать все самому. Современные аниматоры в похожей ситуации: Голливуд отказался от искусства анимации. Он использует ее, чтобы зарабатывать деньги.
По моим ощущениям, индустрия меняется на глазах. Ее центр уходит из Голливуда. 90 процентов анимационных полнометражек производится в Америке. Но крупные компаний, вроде Дисней, занимается не мультфильмами, а мерчендайзингом. Они создают тематические парки, продают игрушки.
Так что я думаю, у аниматоров всего остального мира включая Россию, сейчас есть возможность преуспеть за счет хорошего сценария. Думаю, мы наблюдаем интересный период эволюции в анимационной индустрии.

RENDER.RU: Какие еще перемены мы увидим?

Э.Х.: Больше фильмов будут создавать за меньшие деньги. И они будут нацелены на более узкую аудиторию. Иными словами, сейчас большинство мультфильмов делают для детей или “семейного просмотра”. Лишь немногие из них адресованы взрослым. Но, думаю, таких мультфильмов будет больше.
Кроме того, сейчас фильмы смотрят дома. Люди не хотят ходить в кинотеатр. И эта тенденция будет развиваться. Ведь в кинотеатр приходят не ради хорошей истории, а ради спецэффектов и мощного звука, это как покататься на “американских горках”.
И потом, сейчас есть домашние кинотеатры. Мы с женой недавно купили телевизор с экраном в 49 дюймов и звуковой системой. Моя работа связана с киноиндустрией, но я редко хожу в кинотеатры. Я смотрю фильмы на ТВ экране или компьютере, иногда на планшете. И это очень распространено.

RENDER.RU: Но поход в кино - это один из способов встретиться с друзьями, провести время вместе. Неужели вы думаете, что такой способ коммуникации уйдет в прошлое?

Э.Х.: Да, я думаю, так и будет. Я считаю, что люди будут больше общаться через интернет, вот как мы с вами сейчас. Конечно, живое общение не исчезнет полностью. Но нет никаких сомнений в том, что такие перемены происходят и бизнес модель кинотеатров уже меняется.
То же и с видеоиграми: размер девайсов, на которых играют люди, становится все меньше, поэтому заставки в видеоиграх просто не работают, и они уходят из игрового мира.
В играх, фильмах, телевидении - технологии становятся все сложнее и люди могут получать информацию через девайсы, которые все меньше и меньше по размеру. Они хотят получать ее интенсивными и короткими дозами. Сейчас все в индустрии ориентируются на эти изменения.

RENDER.RU: Подводя итог, какие практические советы вы бы дали читателям-аниматорам?

Э.Х.: Главный практический совет - старайтесь, чтобы персонаж в кадре все время что-то делал. Как я сказал раньше, должна быть возможность остановить его в любой момент и спросить: “Что ты делаешь”? Недостаточно просто передать эмоцию персонажа - эмоция должна вести к действию. Сама по себе эмоция не сценична. Вы не можете сыграть просто счастье или грусть. Если вы изображаете страх, то вы должны что-то делать в связи с этим - убегать или сражаться с тем, что вас пугает. Игра означает действие. Пожалуй, это самая важное, что я хотел бы донести до читателей.

RENDER.RU: Эд, не могу не спросить напоследок - знакомы ли вы с российской анимацией и что вы о ней думаете.

Э.Х.: О, да! Со старыми мультфильмами. Я помню один, “Ежик в тумане” - он великолепен! Многие из работ, что я видел, очень красиво сделаны. Хотелось бы увидеть больше анимационных фильмов из России, у вас так много талантливых людей!

Если вам интересно то, о чем рассказывает Эд Хукс, то на его сайте, вот здесь, можно найти архив с его заметками, практическими советами и разборами фильмов за много лет и подписаться на новые материалы.

375 850 4
1
2018-04-20
Спасибо за интервью!
RENDER.RU