Женщины в CG: Почему их меньше?

Разговоры о правах женщин и равенстве полов сейчас в моде. “А почему бы и нет!” - подумали мы в редакции и решили тоже написать статью на эту непростую тему. Тем более, что она, как выяснилось, вызывает много вопросов и споров среди наших читателей.

“CG художник - профессия исключительно для мужчин?” Мы задали этот вопрос на странице Render.ru в ВКонтакте. Большинство наших читателей высказались против гендерных стереотипов и согласились, что главное - это талант и упорство. Но тех, кто считает компьютерную графику мужским занятием, тоже оказалось не так мало: 9 процентов на момент публикации. Среди аргументов приводились, например, такие: девушки хорошо выполняют монотонные задачи, но если нужен креатив - то только мужчины; работодатели боятся брать девушек, потому что они могут уйти в декрет. А одна читательница поделилась такой историей:

“Прихожу я три года назад устраиваться на работу графическим дизайнером. Кстати, в первый и последний раз. Все понравилось: и портфолио, и подход к работе. Пол не понравился. Мол, вот Лебедев - он мужик, а я вот нет, и, значит, высот не достигну никаких. Я даже не нашлась, что сказать в ответ”.

Статистика учебных заведений, где учат аниматоров и специалистов по компьютерной графике, показывает, что интерес к индустрии у девушек огромный: на занятиях их гораздо больше, чем мужчин. Вот какие цифры приводит издание Los Angeles Times: среди студентов-магистров, изучающих анимацию в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса, 68 процентов - женщины. Похожая ситуация в Колледже искусств и дизайна Ringling во Флориде: на курсе “Компьютерная анимация” девушки тоже в большинстве - 70 процентов.

Но куда они исчезают после окончания учебы? Приведем еще немного цифр и процентов, на этот раз - от организации Animation Guild. В нее входят аниматоры, который работают в студиях в районе Лос-Анджелеса, и женщин среди них - всего 23 процента. Кстати, на сайте организации можно посмотреть данные о гендерном соотношении в каждой студии отдельно, везде ситуация выглядит практически одинаково.

“Они приходят из художественных школ, но не находят работу в творческой индустрии”, - объясняет в статье Los-Angeles Times Мардж Дин (Marge Dean), со-президент некоммерческой правозащитной организации Women in Animation. - В конце концов они устраиваются продакшн ассистентами или администраторами - кем-то, кто организует творческий процесс, но не творит сам”.

Чтобы разобраться в этом вопросе, мы поговорили с двумя девушками, которые работают в “мужских” направлениях CG на разных сторонах планеты: в Европе и Австралии.

Джессика Соммервиль, аниматор в Animal Logic, Австралия

RENDER.RU: Джессика, расскажите немного о вашей карьере в CG

Джессика: Мне повезло: мой путь в индустрию компьютерной графики был более-менее легким. Я устроилась на свою первую работу в небольшую рекламную студию еще во время учебы по направлению Digital Media. Почти сразу после окончания университета я получила работу в Animal Logic. Эта студия прекрасна и уникальна тем, что она занимается и анимацией, и визуальными эффектами. И в этих стенах были созданы “Лего. Фильм”, “Лего Фильм: Бэтмен” и “Делай ноги”.
Сейчас я уже два года работаю в Animal Logic. Полтора из них я была в отделе моделлинга, но в последний год начала работать моделлером в арт отделе. Мне это очень нравится, потому что, с одной стороны, я все еще могу пересекаться по работе с моими коллегами в команде моделлинга, создавать реквизит, декорации и персонажей, но с другой стороны, я чувствую, у меня теперь гораздо больше возможностей для творчества.

RENDER.RU: Вы когда-нибудь сталкивались с мнением, что компьютерная графика - это занятие только для мужчин.

Джессика: Еще когда я училась, я слышала, что CG часто воспринимают как “мужской клуб”. Но соотношение молодых людей и девушек в моем классе было почти равным, и к студентам обоих полов относились одинаково. Я особенно не обращала внимания на это определение “мужской клуб” до тех пор, пока не начала работать в индустрии. Тогда дисбаланс стал очевидным. Хотя у меня лично никогда не возникало ощущения, что со мной обращаются по-особенному или что из-за моего пола у меня меньше возможностей, чем у коллег-мужчин. На самом деле, все коллеги меня очень поддерживали и помогали развиваться.

RENDER.RU: Поделитесь, пожалуйста, вашими наблюдениями и мнением о гендерном дисбалансе в индустрии.

Джессика: Когда я только начала работать в Animal Logic, меня удивило, что я была единственной женщиной в отделе моделлинга. Многие говорили мне, что они никогда раньше не встречали там девушек. К сожалению, мужчин среди CG художников и в технических сферах гораздо больше, чем женщин. И это доказывает статистика, которую мне предоставил HR отдел Animal Logic в июле 2016. Всего в студии 70 процентов сотрудников - мужчины и 30 - женщины. Чтобы показать вам картину распределения - в отделе анимации женщин 15 процентов, специалистов по свету - 13 %, при этом в отделе production management - 75 процентов. После беседы с другими людьми стало понятно, что подобный дисбаланс характерен для всей индустрии. Надеюсь, со временем ситуация изменится.
Этот дисбаланс часто ведет к искаженному восприятию. Я заметила, что на конференции SIGGRAPH в Анахайме большинство людей думали, что я была координатором или рекрутером, или что я работаю в HR. Это немного обескураживало, но я ни на кого не в обиде. Очень легко ошибиться, ведь эти должности чаще всего занимают женщины. Причем эта работу никак нельзя назвать легкой. Я лично вижу это каждый день: стресс и переработки, которые сопровождают работу продюсеров и координаторов. Они выполняют роль клея, на котором держится все производство, и работают сразу со всеми отделами.

RENDER.RU: Мы получили комментарии на эту тему от наших читателей в России - некоторые написали, что, по их мнению, мужчины больше подходят для творческих задач, а женщины лучше выполняют монотонную работу.

Джессика: Я не могу с этим согласиться. В арт отделе, где я работаю, я окружена талантливыми женщинами, которые полноценно участвуют в творческом процессе. Я вижу, что они принимают важные креативные решения каждый день. Решения, которые влияют на то, как фильм выглядит, и даже на его сюжет. У нас есть женщины, которые стоят у руля в текущих проектах “Лего Фильм: Бэтмен” и “Лего Фильм: Ниндзяго”, арт-директоры обоих проектов - женщины - Вивьен Ту и Фелисити Коонан.

Диана Арейано (Diana Arellano), научный сотрудник и разработчик ПО в институте анимации Filmakademie Baden-Württemberg, Германия. Руководитель комитета международных ресурсов ACM SIGGRAPH http://www.siggraph.org

RENDER.RU: Диана, как вы думаете, почему девушек в CG индустрии так мало?

Диана: Здесь целый комплекс факторов. Нам нужно понять, где женщин действительно не берут на работу и где их просто не хватает. Большинство девушек становятся хорошими продюсерами или устраиваются на должности, где нужно выполнять организационные задачи. Но когда речь идет о творческих или технических позициях, где надо принимать решения, девушек, действительно, очень мало.
Я могу смело утверждать, что сейчас женщин-аниматоров больше, чем несколько лет назад. И это может быть прямым следствием того, что все больше девушек поступают на обучающие программы. Все больше студий, таких как Pixar и Disney, стремятся к гендерному балансу. Хорошим знаком можно считать тот факт, что многие из ведущих профессионалов этих студий (правда, многие из них - продюсеры или специалисты по охране здоровья и безопасности труда), участвуют в группах вроде Women in Animation (WIA) или в дискуссиях, посвященных женщинам в индустрии CG.
Но что происходит с должностями, где требуется больше технических навыков? Возьмем для примера Technical Directing. Эта работа совмещает креатив, художественные и технические задачи. Кажется, вот неплохой старт для женщин, но это не так! Возникает вопрос: неужели девушки боятся, что в этой области все еще доминируют мужчины? Считают ли они эту работу привлекательной? По моему опыту, я вижу, что большинство женщин, которые изучают Technical Directing, выбирают риггинг! Не тяжелые специальности, такие, как освещение, визуальные эффекты или моделирование. Я не утверждаю, что риггинг - это легко. Но оно идет рука об руку с анимацией, которая, я думаю, больше привлекает девушек. Так что я осмелюсь сказать: женщины с опаской относятся к кодированию и созданию скриптов: в общем и целом, они им не интересны.

RENDER.RU: Почему, по вашему мнению, мы реже видим девушек на руководящих должностях в анимации?

Диана: Это прямое следствие небольшого числа женщин в индустрии в последние 10-20 лет. Очевидная причина - баланс “семья-работа”, который в этой профессии отсутствует в принципе. Но, как я уже сказала, многие студии сейчас начали принимать эту проблему во внимание, для сотрудников и женского, и мужского пола, и это прекрасно! Но еще пять лет назад никто не поднимал эту тему: если вы хотели построить семью, это означало попрощаться с карьерой в GG. Так что женщины, которые в будущем могли дорасти до руководящих должностей, просто не могли заниматься карьерой.
Кроме того, не секрет, что индустрия компьютерной графики всегда была “мужским клубом”. Посмотрите что происходит на конференции SIGGRAPH: да, там много девушек, но там, где речь идет о технических документах и курсах, их очень и очень мало (даже я чувствовала себя неловко). Моя коллега однажды была на конференции DIGIPRO, и она была там единственной женщиной!

RENDER.RU: Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию?

Диана: Прежде всего, нужно повысить осознанность. Речь не о мужском сексизме (хотя я знаю, что среди них бывают настоящие шовинисты), но о том, что они, то есть мужчины и некоторые женщины, не считают нехватку девушек в CG индустрии проблемой. С помощью дискуссий, мероприятий, нейтральных и непредвзятых статей, которые предлагают позитивные решения, мы можем продвинуться вперед. На мой взгляд, собрания феминисток “только для женщин” остались в прошлом, мужчины - не враги. Нам надо работать вместе.
Образование - это очень мощный инструмент, но, как заметил один из участников недавней SIGGRAPH Asia, “нельзя недооценивать силу скрытых предубеждений”. Чему мы учим наших девочек и мальчиков дома и в обществе, в котором живем? Куклы - для девочек, машинки - для мальчиков. Розовый - для девочек, голубой - для мальчиков. Девочкам нельзя ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри, а мальчикам - можно, потому что это развивает любознательность. Если мы преодолеем эти стереотипы, рабочая среда будет более сбалансированной.
Также необходимо менять политику на уровне компаний и государства! Сегодня я как раз прочитала статью о проблеме женских пенсий в Швейцарии, которые вызваны тем, что женщины не работают несколько лет, когда рожают и воспитывают детей. Да, проблема существует, но она не должна решаться по принципу “Женщина должна как можно скорее вернуться на работу”. А как же семья? А как насчет физического состояния женщины после родов? У большинства они не проходят гладко, и женщинам нужны месяцы, чтобы восстановиться. Одним словом, нам нужна система, которая поддерживает и мужчин, и женщин, которая признает ценность семьи. Тогда мы достигнем успеха!

От себя добавим: наверняка, не все согласятся с мнениями девушек в этой статье. Они уже вызвали бурные дискуссии в редакции, еще на стадии подготовки материала. Поэтому, если вам есть, что сказать по данному вопросу, будем рады услышать ваше аргументированное мнение в комментариях.