Волшебная кнопка или история о том, как я создал плагин для Zbrush

Привет, меня зовут Влад. Мне очень нравится 3D графика в современных играх и особенно персонажи. В настоящее время являюсь начинающим 3D художником по персонажам. Кроме этого, я главный и единственный разработчик плагина Smart Modeling для программы Zbrush. И, как и большинство, я нигде не учился этому, не проходил никакие платные курсы, я лишь смотрел различные стримы на YouTube, общался с другими 3d'шниками, читал различные статьи, вот собственно и все обучение.

С чего все началось?

Разработкой плагина я занимаюсь уже около года и за это время он невероятно вырос и был значительно улучшен. Не хочу хвастаться, но мне действительно удалось создать отличный продукт, который экономит время 3D художников, что, в свою очередь, позволяет им создавать больше моделей без какого-либо труда и конечно же зарабатывать больше. Звучит как рекламный ролик, но это объективно так.

IMG_20221013_234006.jpg


Почему именно Zbrush?

Как и многие начинающие 3D артисты я перепробовал огромное количество программ, прежде чем определился с направлением в 3D и соответственно софтом, который будет удобен для меня. И слово "удобен", пожалуй, здесь ключевое. Мы часто слышим, что Zbrush это стандарт индустрии. И несмотря на то, что на сегодняшний день у этой программы множество конкурентов, она все равно остается лучшей для скульптинга. Но является ли она удобной. Ответ однозначный - нет!
Управление не такое же как в аналогичных программах, и даже в версиях 2022 года его по - прежнему невозможно изменить. Возможно, это фишка программы. А интерфейс... Вы видели что-нибудь ужаснее большого количества менюшек, огромного количества подменюшек и просто гигантского количества кнопок и ползунков? Функционал невероятно обширный, но интерфейс интуитивно совершенно непонятен для новичков. Вспоминается кабина пилота любого современного самолёта или космического корабля.

9969cf76744e1e67b5c6c77a35637350.jpg

А теперь самое интересное, включаем видеоролики различных трюков и фишек в Zbrush на YouTube, и получаем длинную цепочку действий, что-то вроде: "откройте это меню, а в нем вот это подменю, нажмите здесь кнопку, затем в другом подменю выставляем вот такие настройки, затем в третьем двигаем вот эти и вот эти полнузки" и так далее, и такое объяснение алгоритма действий и настроек обычно длится около 5-10 минут, а иногда и дольше, и это просто для того, чтобы получить какой-нибудь элементарный результат. Знакомо?
Создавая персонажей, я заметил одну особенность, алгоритм моих действий часто повторялся, при этом у меня уходило очень много времени на "путешествие" по менюшкам Zbrush и мне захотелось как-то автоматизировать этот процесс. Я узнал, что есть такой язык программирования или лучше наверное сказать скриптования - ZScript, на логике которого по сути и создан сам Zbrush.

IMG_20221014_002407.jpg

Я начал изучать его, хотя программистом я не являюсь. Вначале своего пути я рассуждал так, мне нужно как-то создать пару кнопок, в которые вложить скрипт действий и настроек. Изучение Zscript не было простым, ну во-первых потому, что в интернете не было уроков на русском языке, во-вторых мне не у кого было спросить, когда у меня что-то не получалось, а, учитывая, что я не программист, такое случалось постоянно.

IMG_20221014_003020.jpg

Zscript довольно капризный язык, пропустив всего одну запятую или скобку, Zbrush выдаст ошибку, и как правило, без объяснения причин или с объяснением, которое понимают видимо исключительно сами разработчики. А когда у вас около 5 - 7 тысяч строк кода вместе с комментариями конечно, то найти ошибку довольно проблематично. Плюс внесение любых изменений в код требует перезапуска Zbrush. Во время тестов и изменения кода, я перезапускал его сотни и сотни раз, это был тот ещё кошмар.

Итак, в самом начале я создал две свои умные, как я их называю, кнопки, вложил в них скрипты действий и настроек, и был горд собой. Тогда это были просто безликие кнопки без каких-либо иконок, и находились они в нижней части экрана. В процессе создания персонажей мы постоянно самообучаемся, ежедневно просматривая видеоуроки и стримы в YouTube. И мне пришла идея, раз я уже умею создавать такие вот умные кнопки, так почему бы не записывать скрипты действий всех этих трюков и фишек. В общем, я встал, так сказать, на путь программирования, ну или на небольшую его дорожку.

IMG_20221014_004428.jpg

Мне нравится слово пресеты. В музыке пресеты треков - это шаблоны, которые могут быть использованы для вновь создаваемых треков или существующих треков такого же типа. Я захотел создавать пресеты в 3D, которые будут экономить время и нервы любого пользователя. И со временем у меня накопилось достаточно большое количество таких пресетов.
Параллельно я покупал различные плагины для Zbrush, изучал что они делают и главное, как они это делают. Я запоминал алгоритм их действий и пытался воспроизвести, при этом я находил их недостатки, устранял их, улучшал их, делал по своему, и добавлял самые лучшие и интересные функции в свой плагин.

Итак, я выпустил первую версию - Smart Modeling v.1. Мне нужно было помимо функциональности кнопок, как-то выделить кнопки плагина на фоне других кнопок. Не знаю, возможно мне в тот момент захотелось съесть апельсинов, но я решил, что оранжевый цвет и крупные кнопки точно сделают своё дело. Забавно то, что они сделали. Первая версия прекрасно продавалась на различных площадках, но что я только не слышал в личных сообщениях на счёт огромных оранжевых кнопок. Самое смешное, что когда я выпустил вторую версию и полностью изменил дизайн плагина, первую версию продолжали покупать, моё предположение, это все оранжевые кнопки.


Что умеет делать плагин в его самой первой версии?

Это практически весь змоделлер:

  • я создал пресеты для кнопок для удобства,
  • умная авторетопология,
  • можно контролировать авторетопологию просто рисуя маской на поверхности модели,
  • пресеты для дайнамеша,
  • умный дивайд, сглаживает, но сохраняет форму,
  • умная детализация позволяет усилить детали всего одной кнопкой,
  • пресеты для симуляции одежды,
  • создание vdm кистей 1 кнопкой,
  • умное скрытие сабтулов, достаточно поставить кнопку на горячую клавишу и при наведении курсора на сабтул нажимать, он скрывается,
  • быстрая развёртка всего 1 кнопкой для нанесения шума или текстуры на юви,
  • ну и конечно умный экстракт, который позволяет делать очень хорошую сетку для моделирования,
  • умный динамический булеан, позволяет делать идеальные вырезы.

Над чем работал дальше?

После успеха первой версии, я поспешил улучшить плагин, переработал дизайн, хоть это конечно громко сказано, Zbrush сильно ограничивает в этом отношении разработчиков количеством допустимых пикселей, но главное дополнил многие функции и после первой версии я стал получать сообщения о том, что плагин классный, но очень сильно не хватает туториала. У меня не самый лучший английский, поэтому я решил использовать Google переводчик, в который напечатал текст и для озвучки использовал женский голос бота из Telegram, который был похож на настоящий, хотя моментами проскакивала роботизированная составляющая. Затем я записал видеоролик и наложил озвучку. В целом, получился более или менее понятный туториал.

Разработка на этом не прекращалась. У меня уже был по сути полноценный плагин. Нужно было лишь систематизировать все ещё больше и многие функции дополнить. Я выпустил 3 версию, быстро замоделил логотип и пользуюсь им до сих пор. Людям он уже как-то запомнился и я решил его больше не менять. Третья версия была просто ударной, потому что аналогов моему плагину не было в мире. Он так много всего умел и все эти функции были в одном плагине. Я чистил код снова и снова, тестировал умные кнопки сотни раз в различных проектах и они показывали себя превосходно.

Тем временем я все продолжал улучшать плагин, дополнять его и осознал, что нужен новый туториал. В этот раз я пошёл по тому же пути, но голос взял уже мужской, он не звучал как робот, поэтому выбор пал на него. Так вышла 4 версия.

По сути, 4 версия уже была близка к завершению моих идей, я пересматривал десятки разных плагинов, брал у них все самое лучшее, реализовывал эти функции в своём плагине.

Наткнувшись на один плагин, связанный с созданием low poly волос, тех что делаются плашками, я решил добавить и эту функцию, но на отдельную версию это не тянуло, поэтому я выпустил версию 4+. Выпустил новый ролик с описанием только этой добавленной функции.

Всего я создал 5 версий плагина, последнюю, 5 версию плагина выпустил совсем недавно. Она получилась действительно потрясающая, я создал мини Zbrush внутри самого Zbrush.

Ни одна из версий так сильно меня не радовала, как последняя. Мне удалось охватить практически все: скульптинг, полигональное моделирование, а также множество различных фишек Zbrush, таких как авторетопология, создание кривых где угодно и как угодно, пресеты для Zmodeller, скульптинг, полностью основанный на морфах, различные кисточки с морфами, работа с созданием игровых волос, пресеты для симуляции одежды, и работа со всеми сабтулами одновременно и множество других функций.

Больше не нужно тратить время на запоминание сотен алгоритмов действий и настроек, плагин делает всю техническую работу за художника, оставляя время на творчество. Нажал умную кнопку, получил результат после автоматически выполненных десятков действий и настроек и продолжаешь творить дальше.

Smart Modeling - это плагин, который помимо уникальных функций, придуманных лично мной, включает в себя также лучшие функции других плагинов, которые были изменены и доработаны. Конечно, я могу часами рассказывать о его достоинствах, но лучше один раз увидеть и попробовать, чем сто раз услышать. Я вложил душу в этот плагин и всегда очень рад любой поддержке.

Купить плагин и поддержать автора можно по этой ссылке.

580 0 850 6
10
2022-12-05
1.Вы удивитесь, но уже больше 10 лет, в zbrush есть возможность переделывать интерфейс под себя и создавай свои меню. А с 2017 года можно менять названия и иконки на кнопках. Без скриптов.
2. Интерфейс zbrush, сам по себе очень удобный, если его изучить. Просто вы привыкли к другому типу интерфейсов с другой логикой. Zbrush очень гибок и вы можете настроить его максимально под себя ( назначить хоткеи, сделать свои менюшки и т. п.)

А так, это всё равно что православный пришёл в мечеть и начал расставлять там иконы, убеждая мусульман что так удобней молиться.
2022-12-05
Сергей Поповичев (PS)1.Вы удивитесь, но уже больше 10 лет, в zbrush есть возможность переделывать интерфейс под себя и создавай свои меню. А с 2017 года можно менять названия и иконки на кнопках. Без скриптов.
2. Интерфейс zbrush, сам по себе очень удобный, если его изучить. Просто вы привыкли к другому типу интерфейсов с другой логикой. Zbrush очень гибок и вы можете настроить его максимально под себя ( назначить хоткеи, сделать свои менюшки и т. п.)

А так, это всё равно что православный пришёл в мечеть и начал расставлять там иконы, убеждая мусульман что так удобней молиться.

вы, кажется, не совсем понимаете что значит скрипт и для чего он нужен, или текст невнимательно прочитали, или все сразу ))))
2022-12-05
енто я
вы, кажется, не совсем понимаете что значит скрипт и для чего он нужен, или текст невнимательно прочитали, или все сразу ))))

Спасибо вам, я бы лучше не сформулировал)). Иногда трудно убедить людей, привыкших ездить на одном колесе, что на 2 или 4 колёсах удобнее, поэтому я даже время на это не трачу. Тот, кто понимает это, пустые комментарии не пишут, а покупают плагин и общаются со мной лично по существу.
2022-12-05
енто я
вы, кажется, не совсем понимаете что значит скрипт и для чего он нужен, или текст невнимательно прочитали, или все сразу ))))

есть скрипты, которые действительно позволяют делать то, чего не было в базовом инструментарии софта. Но этот скрипт к ним не относится.
2022-12-05
Влад СМ (Smart Modeling)
Спасибо вам, я бы лучше не сформулировал)). Иногда трудно убедить людей, привыкших ездить на одном колесе, что на 2 или 4 колёсах удобнее, поэтому я даже время на это не трачу. Тот, кто понимает это, пустые комментарии не пишут, а покупают плагин и общаются со мной лично по существу.

Скорее вы предлагаете приделать пятое колесо к полноценному автомобилю, вместо того чтобы научиться нормально на нем ездить.
Ваш пост начинается именно с того что в Zbrush всё неудобно и не так. и поэтому я решил сделать все так как привык видеть в других редакторах.
2022-12-05
Сергей Поповичев (PS)
Скорее вы предлагаете приделать пятое колесо к полноценному автомобилю, вместо того чтобы научиться нормально на нем ездить.
Ваш пост начинается именно с того что в Zbrush всё неудобно и не так. и поэтому я решил сделать все так как привык видеть в других редакторах.

Я никому ничего не навязываю! Если вам нравится работать долго и неудобно без плагинов и без скриптов, работайте, это ваше право! Считаете, что интерфейс Zbrush удобный, считайте, пожалуйста, я ни в коем случае не оспариваю ваше мнение. Но никогда не судите о книге по ее обложке! Вы не покупали мой плагин, ни разу не использовали его в своих проектах. Так о чем разговаривать тогда? Я потратил больше года, провёл сотни и сотни тестов, проделал просто колоссальную работу в одиночку, и считаю, что создал отличный продукт, так как он успешно продается. И это моё мнение, также как и моё мнение об интерфейсе Zbrush. Или иметь своё мнение и рассказывать о своей работе запрещено? И на ваш комментарий могу ответить следующее. Во первых, я очень хорошо знаю интерфейс и функции Zbrush, я блин буквально "жил" в Zbrush, в противном случае, я бы не смог ничего создать, поверьте мне это не так просто, но вам почему то это в голову не пришло. Во вторых, никакое "пятое" колесо я не изобретал и мой плагин, это лишь инструмент, в котором собрано все самое лучшее от Zbrush, плагин ускоряет работу в несколько раз, и в этом его главная цель, но он ни в коем случае, не претендует на звание отдельной программы или замены Zbrush, он часть его, дополнение, ускоритель. Сразу извиняюсь, если был немного резок).
2022-12-05
Слушайте, чего вы спорите? Интерфейс в ЗБраш это кошмар, со своей собственной логикой, он идет в разрез почти всему, что есть, если изучая по уроку вы еще способны что-то понять и изучить, то стоит отвлечься от него на неделю-другую, вы уже ничего не можете вспомнить. Причина одна, специфическая логика, кому-то она зашла, ради бога, кому-то не зашла (таких дофига и я среди них), для этих людей этот человек сделал плагин и спасибо ему.

Можешь пользоваться, пользуйся, не можешь, вот тебе костыль которой делает логику человеческой (хотя бы частично), чтобы земляне тоже могли комфортно пользоваться этим софтом, не у всех рептильный мозг.

Автору респект, а то я смотрю народ который смог адаптироваться к этому логическому кошмару называемому Збраш, начинает пытаться доминировать над людьми с человеческим мозгом :-) Расслабьтесь народ!
2022-12-05
Влад СМ (Smart Modeling)
Я никому ничего не навязываю! Если вам нравится работать долго и неудобно без плагинов и без скриптов, работайте, это ваше право! Считаете, что интерфейс Zbrush удобный, считайте, пожалуйста, я ни в коем случае не оспариваю ваше мнение. Но никогда не судите о книге по ее обложке! Вы не покупали мой плагин, ни разу не использовали его в своих проектах. Так о чем разговаривать тогда? Я потратил больше года, провёл сотни и сотни тестов, проделал просто колоссальную работу в одиночку, и считаю, что создал отличный продукт, так как он успешно продается. И это моё мнение, также как и моё мнение об интерфейсе Zbrush. Или иметь своё мнение и рассказывать о своей работе запрещено? И на ваш комментарий могу ответить следующее. Во первых, я очень хорошо знаю интерфейс и функции Zbrush, я блин буквально "жил" в Zbrush, в противном случае, я бы не смог ничего создать, поверьте мне это не так просто, но вам почему то это в голову не пришло. Во вторых, никакое "пятое" колесо я не изобретал и мой плагин, это лишь инструмент, в котором собрано все самое лучшее от Zbrush, плагин ускоряет работу в несколько раз, и в этом его главная цель, но он ни в коем случае, не претендует на звание отдельной программы или замены Zbrush, он часть его, дополнение, ускоритель. Сразу извиняюсь, если был немного резок).

Вы же выложили свою статью на всеобщее обозрение, я увидел и захотел написать то что я думаю об этом. Или иметь свое мнение запрещено, а? Я стригерил на негатив с которого вы начали по поводу интерфейса Zbrush. Это выглядит так что было говно а я сделал лучше. Но на мой взгляд было и есть все хорошо. И без скриптов я работаю довольно быстро в нем. Если ваш пост только с рекламной целью, надо было обозначить это). я бы не писал ничего. Можно было просто сказать что скрипт это альтернативное меню, не хуже и не лучше стандартного интерфейса.
2022-12-05
Сергей Поповичев (PS)
Вы же выложили свою статью на всеобщее обозрение, я увидел и захотел написать то что я думаю об этом. Или иметь свое мнение запрещено, а? Я стригерил на негатив с которого вы начали по поводу интерфейса Zbrush. Это выглядит так что было говно а я сделал лучше. Но на мой взгляд было и есть все хорошо. И без скриптов я работаю довольно быстро в нем. Если ваш пост только с рекламной целью, надо было обозначить это). я бы не писал ничего. Можно было просто сказать что скрипт это альтернативное меню, не хуже и не лучше стандартного интерфейса.

Скрипт это набор действий и настроек, заложенный в кнопку. В моих кнопках десятки заложенных действий и настроек. Плагин невероятно ускоряет процесс работы. Это не просто альтернативная менюшка, это именно скрипты и их там много, и они классно работают. И если вам интересно, я лично для вас, могу провести небольшую презентацию, если вам действительно интересна моя работа).
2022-12-13
Мне кажется огромная работа проделана! Зимоделлеру визуальной составляющей действительно не хватает.

Возможно для демонстрации стоит пригласить художника чтобы вам презентацию дооформили.
То есть показать что с помощью этих "кнопок" художник может сделать что то сложное и красивое.

PS. Это просто мысли в слух.

PSS. Просто подумал, а что бы меня мотивировало на покупку такого скрипта. Скорее всего это было бы что то более точное и относительно сложное.
RENDER.RU