Неистовый восторг и горящие глаза стажеров: интернатура VFX

Вырастить VFX-художников за три месяца? Влюбить в профессию и открыть волшебный мир визуальных эффектов? Стать путеводной звездой в дебрях теории и графических редакторов? Легко! Ну… почти.

Опыт создания интернатуры по VFX в краснодарской студии Plarium оказался непростым, но — спойлер! — удачным. О нем нам рассказали Lead of Technical Art Department Вадим Головков и Sub Lead VFX Artist Антон Грицай.

превью.jpg

Неуловимые VFX-художники, или Почему мы создали интернатуру
VFX — какая необычная аббревиатура. Интересно, чем занимаются VFX-художники? Наверное, рисуют или создают 3D-модели... А может, пишут музыку?

К сожалению, профессия мало популяризирована и немногие знают ее специфику. К тому же она довольно сложная, так как сочетает в себе и технические, и художественные составляющие. Спрос на VFX-художников достаточно велик, но рынок труда испытывает дефицит специалистов в этой области.

HR-менеджеры Plarium Krasnodar почти два года бороздили просторы Рунета в поисках соответствующего требованиям специалиста. Но кто ищет — тот не всегда находит. Когда нагрузка на VFX-команду возросла и появилась острая необходимость в ее расширении, выход был один: оставить всю Россию-матушку в покое и начать поиск студентов-энтузиастов в своем городе. Мы решили популяризировать VFX в краснодарских вузах и обучить специалистов самостоятельно.

Миссия: найти краснодарского VFX-художника
Фокус внимания мы направили на студентов местных вузов, которые в ближайшее время закончат учебу и смогут стать нашими сотрудниками. При выборе формата подготовки мы исключили онлайн-курсы, так как они не предполагают непосредственного присутствия, и остановились на лекциях и семинарах. Цель — сформировать команду краснодарских VFX-художников и отобрать лучших из лучших. Но обо всем по порядку.

1 этап. Сотрудничество с вузами и сбор резюме
Чтобы найти тех самых — перспективных и полных энтузиазма — Plarium Краснодар сотрудничал с тремя крупными вузами. Это Кубанский государственный университет, Кубанский государственный политехнический университет и Кубанский государственный аграрный университет. Работу в основном вели со студентами технических специальностей, так как у них больше необходимых базовых знаний (языки программирования и т. п.), но при этом ждали и проявления интереса к творческому направлению.

С деканами и заведующими кафедрами мы согласовали формат презентаций, на которых рассказали, что такое VFX, чем занимается художник по эффектам, как будет проходить стажировка и что в себя включает программа обучения. Также подготовили промо-материалы в виде флаеров.

Так как большая часть студентов даже не знала о существовании профессии VFX-художника, мы решили не предъявлять строгие требования к кандидатам. Попросили прислать портфолио с любыми работами, связанными с графикой, CG, программированием мини-игр и т. п. Буквально после первого общения со студентами мы стали получать огромное количество откликов.

Одни присылали работы технического плана, другие — художественного. Были даже те, кто вдохновились нашим выступлением в вузе и решили чуть глубже разобраться в теме VFX. Они попробовали создать свои первые визуальные эффекты, и это было очень круто!

Приятно удивили ребята, которые творчески подошли к составлению сопроводительных писем. Они рассказали о своем желании развиваться в геймдеве и VFX, о том, чем их заинтересовал наш курс и почему именно они должны пройти стажировку. В конечном счете мы рассмотрели 61 резюме и пригласили на собеседования 37 студентов.

IMG_0822.jpg

2 этап. Собеседования и отбор кандидатов
В собеседованиях от нашей компании принимали участие 4 человека: два профильных специалиста (Вадим Головков и Антон Грицай) и два HR-менеджера. При отборе кандидатов мы оценивали не только профессиональные знания и навыки, но и личностные характеристики кандидатов. Представьте группу скиллованных сотрудников, мастеров своего дела, которые не умеют находить общий язык, не воспринимают критику, не желают помогать друг другу. Очевидно, что такая команда не будет продуктивна. Мы обращали внимание на коммуникабельность, открытость, гибкость и другие важнейшие софт-скиллы. По результатам собеседований было отобрано 8 ребят.

3 этап. Организация обучения: план, инструментарий, домашние задания
У Вадима Головкова уже была готовая программа трехмесячного онлайн-курса (по ней он преподавал в онлайн-школе). Этот план Вадим скорректировал и адаптировал под наши потребности. Каждый вторник и четверг интерны проводили от трех до четырех часов на занятиях. Вечернее время не мешало учебе в университете и рабочим процессам в студии, а формат «лекция + практическое занятие» способствовал полному погружению в мир визуальных эффектов.

Цель обучения — познакомить интернов с базовым, по большей части нативным инструментарием и рассказать про основные принципы создания эффекта. Почему мы решили построить фундамент из ключевых знаний и навыков? Нам было важно, чтобы любой стажер смог в дальнейшем прокачивать свои профессиональные скиллы, независимо от того, останется он в компании или нет.

Большинство интернов изучало функционал инструментов практически с нуля. Конечно, огромным плюсом в профессиональную карму шли знания языков программирования и базовые художественные скиллы (умение работать в 2D- и 3D-редакторах, рисовать карандашом и акварелью и т. п.). Но все же перед нами стояла задача в равной степени познакомить каждого с основными инструментами: игровым движком Unity, системой частиц, анимацией, шейдерами, дополнительным софтом для создания текстур в виде 2D-редактора Adobe Photoshop и 3D-редактора 3ds Max.

Также Вадим и Антон хотели выявить интернов, способных подхватить наши технологии, разработанные под определенные проекты. Ребята должны были проанализировать эти технологии, освоить их, понять причинно-следственные связи между процессами, сгенерировать новые идеи и в конечном счете создать качественный VFX.

Одни интерны демонстрировали свои художественные навыки и охотно изучали графические пакеты, другие были сильны в программировании и модульном прототипировании. На подготовительном этапе наставники посоветовали ребятам мобилизовать силы и выложиться по максимуму, но что еще важнее — создать дружескую атмосферу. Ведь успешное освоение профессии невозможно без человечного отношения к коллегам и взаимопомощи. В итоге стажеры стали сплоченной командой, они поддерживали и дополняли друг друга, не разделялись на группки и не конфликтовали, хотя прекрасно понимали, что предложение о работе получат не все. Здорово было видеть, как до начала занятий они собирались у лифта, что-то бурно обсуждали и улыбались.

Наша студия приложила немало усилий для создания интернатуры, поэтому было бы грустно наблюдать проблемы с посещаемостью. В самом начале мы обозначили, что если интерн пропускает несколько занятий, то он, скорее всего, не сумеет наверстать упущенное и нам придется с ним попрощаться. Хотя занятия начались зимой, в сезон сессий и простуд, никто не жаловался на самочувствие или на завал в университете. Приходили в масках, здоровые и не очень — но приходили. Все прониклись идеей, вдохновились нашими играми, атмосферой в студии и усердно трудились. Было видно, что у ребят есть желание учиться и неустанно совершенствоваться.

Мы прекрасно понимали, что у наших интернов, помимо курса по VFX, есть еще масса работы по университетским предметам. Поэтому мы не стали использовать метод кнута, а дали ребятам небольшую поблажку: домашнее задание они могли показать не на следующем занятии, а через одно. Расписание построили таким образом, чтобы на выходных можно было доделать все начатое.

IMG_0837.jpg

4 этап. Выпускная работа и итоги обучения
Чтобы объективно оценить работы и уровень стажеров, мы дали всем одинаковые задания. В стенах учебной аудитории ребята должны были создать эффект слеша — взмах меча в руках у анимированного персонажа.

Конечно, мы оценивали не только последнее задание, но и все профессиональные успехи и личностные качества интерна на протяжении курса. Выпускная работа скорее подытоживала пройденное, и, если по поводу какого-то интерна оставались сомнения, она помогала сделать окончательный вывод.

Стажеры должны были применить полученные знания и выстроить пайплайн, который приведет к достижению результата, требуемого в ТЗ. Никто не стоял над душой у ребят, выкрикивая: «Не списываем! Это самостоятельная работа!» Все шло как нормальный рабочий процесс, когда коллеги обращаются друг к другу за советом и помощью.

В итоге взаимовыручка в сочетании с индивидуальным творческим подходом помогли всем создать правильный и красивый визуал. Но даже среди лучших есть лучшие, поэтому предложение о работе получили 3 интерна.

IMG_0850.jpg

Опыт наставников
«Высшее искусство, которым обладает учитель, — это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний», — писал Альберт Эйнштейн. И был прав.
Преподаватели курса по VFX не только пробудили радость от познания в интернах, но и сами получили море положительных эмоций и окунулись в теплые воспоминания о первых шагах в геймдеве. А также в очередной раз осознали важность и нужность знаний, которыми они делились со стажерами.

Вадим Головков: Мне, как преподавателю курса, полученный опыт позволил в большей степени раскрыть навыки менторства. Общение с молодыми ребятами, только начинающими свой путь, дружеская обстановка на занятиях, желание постигать новое — все это не могло не заряжать энергией. Смотря на горящие глаза стажеров, я невольно вспоминал свои эмоции, когда впервые оказался в геймдеве. Помню, как и меня поразила необыкновенная атмосфера, которая царила в студии. Помню тот драйв, ту любознательность, то стремление создать свою собственную игру. Ребята еще раз дали мне возможность пережить это чувство.

Антон Грицай: Когда делишься знаниями с молодыми ребятами, видишь, какой неистовый восторг зажигается в них. Это очень вдохновляет. Я уверен, что первый эмоциональный опыт, который они получили здесь, сохранится у них на всю жизнь. И когда они созреют как более крутые специалисты, еще сто раз подумают, стоит ли им бросать эту обитель, где их лелеяли, оберегали, делали из них профессионалов.
Как видите, первый блин оказался не комом. Наши надежды полностью оправданы, и с интернами, перешедшими в статус сотрудников Plarium, очень приятно работать. Ребята адекватно воспринимают обратную связь, выкладываются на 100, даже на 200%! Они отзывчивые, ответственные, верные своему делу — чувствуется, с какой любовью и даже трепетом они подходят к выполнению задач.

Надеемся, наш опыт создания интернатуры по VFX пригодится компаниям, которые хотят обучать сотрудников с нуля, и вдохновит новичков, мечтающих попасть в геймдев.



496 0 850 3
39
2019-07-29
Ммм....стажёры... бесплатная рабочая сила, мечта российского бизнеса.
2019-07-29
[club8938191|Render.ru — компьютерная графика CG и анимация], бред, зачем вообще тогда что то развивать, если новичку невозможно что то найти?) Человечество в край ****лось.
2019-07-29
Ой ну прямо проблема, нет ничего плохого, чтобы поработать стажёром, когда ты совсем зеленый, это дает возможность понять надо оно тебе или нет, набить руку, толковый художник быстро перейдет из стажёра в работника.
2019-07-29
Анатолий, тут скорее другое, не бесплатная рабочая сила, а бесплатное обучение на базе компании. Просто vfx артисты - это редкая рыба, а хорошие vfx артисты с опытом просто так ещё и не пойдут в первую попавшуюся компанию, поэтому выгодно выучить их прямо на месте за свои деньги и время, а потом уже платить им зп. Всё честно. Выучиться на курсе по vfx несколько месяцев и от 60т.р.
2019-07-29
[club8938191|Render.ru — компьютерная графика CG и анимация], я уже сомневаюсь идти в профессию ибо дурдом какой то, а если уж до 30-и то уже поезд ушёл.
2019-07-29
Екатерина, тоже вариант.
2019-07-29
[club8938191|Render.ru — компьютерная графика CG и анимация], во всем мире за подобную стажировку платят, это не волонтерская работа.
2019-07-29
Александр, но у России свой путь! Главное рекомендации, а деньги уже наживное...(логика работодателя)
2019-07-29
Анатолий БартошевичАлександр, но у России свой путь! Главное рекомендации, а деньги уже наживное...(логика работодателя)

Как-то однобоко вы мыслите, лучше получить шанс такого "бесплатного обучения" с возможным последующим трудоустройством, чем не получить вообще. Так что лично я за, это своего рода "лифт" для художников, которым просто некуда предкнутся, так как 80% никому не нужны, а на остальные проценты такой спрос, что у них просто нет времени.
2019-07-29
Анатолий, ах да, и правда.
2019-07-29
Александр, я реально удивляюсь почему у нас до сих пор стажерство бесплатно и ещё говорят что это хорошо.
2019-07-29
Анатолий, потому что Россия любит когда работают много, а платить надо мало.
2019-07-29
Александр, наебизнес по-русски.
2019-07-29
А как тебе новость о том что джуниор это от года до трех рабочего опыта ?
2019-07-29
Амиран, и как в итоге быть?)
2019-07-29
а вот никак, с этим жить. поменять систему невозможно
2019-07-29
Амиран, т.е. можно учиться, сделать деморил хороший и потом сосать?)
2019-07-29
вообще запросто. в этой индустрии(наверно в целом везде), решает удача. слепая, несправедливая удача. можешь вообще ничего не делать, никаких шоурилов, никаких набросков и тебя пригласят по знакомству или просто встретишь кого то, кто тебя устроит. а можешь рвать сиделище, не спать по ночам и работать над своими навыками и тебя будут футболить как пиньяту
2019-07-29
Амиран, ну в общем как всегда и везде) Бардак)
2019-07-29
Anatoly, тебя обучают одной из самых востребованных профессий в индустрии где наглухо отсутствует конкуренция, 3 месяца. Я бы и сам платил за такие "курсы", да вот только в РФ полтора человека этим занимается. Да, всё это же время твоё, но комон, тебя учат на VFX artist'а и всё что ты там делаешь не используют потом, ты сможешь это пихнуть в портфолио, а потом ещё и на работу возьмут - это просто офигительно, а вы тут ещё бухтите о чем-то. Ну здрасте
2019-07-29
Дима, ну при таком раскладе круто, сам бы попробовал но кто б взял.
2019-07-30
Анатолий, ващет подобных стажеров компаниии в последствии берут к себе на работу. Так что профит огромный.
2019-07-30
молодцы. глядишь в ILM пойдут. лучше быть Ваней из Лондона или Лос-Анджелеса, чем Ваней из Саратова. и тогда РФ как доп. заработок становится.
2019-07-30
Анатолий, мечта любого капиталиста :)
2019-07-30
Anton, Эм...ок.
2019-07-30
Да здесь это реально как курсы. Набирали в основном студентов, давали им возможность совмещать с учёбой/работой. В Sperasoft, например, стажировка на технического артиста длится почти полгода, график 5/2 с 12 до 20. Возникает вопрос, на что жить всё это время, тк с таким графиком ни учёбу не продолжить, ни подработку не найти.
2019-07-30
Дима БогатовAnatoly, тебя обучают одной из самых востребованных профессий в индустрии где наглухо отсутствует конкуренция, 3 месяца. Я бы и сам платил за такие "курсы", да вот только в РФ полтора человека этим занимается. Да, всё это же время твоё, но комон, тебя учат на VFX artist'а и всё что ты там делаешь не используют потом, ты сможешь это пихнуть в портфолио, а потом ещё и на работу возьмут - это просто офигительно, а вы тут ещё бухтите о чем-то. Ну здрасте

Сама наивность. Никто со стажерами возиться и объяснять че-то не будет, ничего сложного и интересного тебе там не дадут, стажеру. Будешь выполнять самую тупую, черную работу за бесплатно.
2019-07-30
Никита Дубенский
Сама наивность. Никто со стажерами возиться и объяснять че-то не будет, ничего сложного и интересного тебе там не дадут, стажеру. Будешь выполнять самую тупую, черную работу за бесплатно.

И что вас смущает в том, чтобы поработать за бесплатно, набраться опыта и получить шанс трудоустроиться, если вы все равно не можете устроиться в другую студию или заработать на фрилансе? Особо вариантов нет, те кто нормально работают на фрилансе и так не пойдут, те кто могут устроиться на ставку в студию тем более. В чем проблема?
2019-07-30
[club36513893|Plarium], это прекрасно читать)
2019-07-30
Ммм....стажёры... бесплатная рабочая сила, мечта российского бизнеса.

Здравствуйте!

В период прохождения обучающих курсов ребята получали новые знания, то есть они не являлись сотрудниками компании и не работали над нашими проектами.

После прохождения курса трое ребят были официально трудоустроены на должность интернов в нашу студию и сейчас они получают зарплату согласно трудовому договору. В нашей компании невозможна ситуация, когда труд сотрудника не оплачивается.
2019-07-30
Я так и знал, что они красавчики и все делают по уму! ;-)
2019-07-30
[club36513893|Plarium], а на постоянной основе обучение не планируете?
2019-07-31
[club36513893|Plarium], были трудоустроены трое из скольки человек, проходивших курсы?
2019-07-31
Andrey, да откуда вы лезете) Почему у тебя цель в жизни найти поводок послаще?)
2019-08-01
[club36513893|Plarium], хорошо, спасибо.
2019-08-01
Plarium, а на постоянной основе обучение не планируете?
На данный момент в компании не планируется проведение обучающих курсов. Хотя в будущем мы не исключаем такой возможности.
2019-08-01
Plarium, были трудоустроены трое из скольки человек, проходивших курсы?
Всего курсы проходило 8 человек. Более подробную информацию о принципах, которыми мы руководствовались при отборе интернов, вы найдете в самой статье.
2019-08-01
Нифига себе какое тут активное обсуждение образовалось, пока меня не было. Плариум, расскажите пожалуйста немного об офисе, на чем работают (софт, железки), допустим Плейджендари все на маках, читал тут их пост, у вас кажется на винде, как устроены рабочая зона, есть ли зоны отдыха, хотим заглянуть за кулисы ))
2019-08-22
Вот я, допустим, из восьми миллиардов человек отобрал себя и своего кота, так что вашей компании пока ещё есть к чему стремиться.
RENDER.RU