Difficult clients \ Сложные клиенты

Как мне стало понятно из недавнего опроса на Devintart, тема "заработка в качестве фрилансера" очень актуальна. Хорошо! Это очень большая тема, но я начну с вот таких вот постов.

Сложные клиенты

Кто они? Вчера я получила сообщение от одного заказчика, которое вдохновило меня написать данный пост.

За все годы работы фрилансером мне встречались различные типы клиентов и есть среди них те, с которыми работать тяжело, а лучше не стоит. Заказчики также могут взять это на заметку.

Вот несколько типов таких клиентов (список может дополняться):


Тип 1: “Сделай мне бесплатно” – наверное, самый распространенный. Мне часто пишут подобные люди с предложением поработать на них бесплатно в различных проектах (в играх или в качестве художника для обложки книг). Многие обещают процентную оплату после реализации их проекта или, когда он станет популярен. Обычно, этого никогда не происходит. Также такие клиенты могут вас кинуть, пообещав оплату и в итоге, не заплатив, исчезнуть. У меня уже были такие случаи.

Как с ними быть?

Я не рекомендую связываться с данным типом клиентов. Только если проект вам оооочень интересен и вы осознаете возможные риски.

Тип 2: “Я хочу дешево и круто” – клиенты с очень ограниченным бюджетом. Часто у них нет и 100$ на хорошую иллюстрацию. Очень часто фрилансеры прогибаются под них, когда не имеют других заказчиков. Это можно делать только в том случае, если вам нечем платить за еду и налоги. На девиантарте в 90% случаев такие клиенты заказывают фанарт. Часто они хотят лучшее качество по самой низкой цене. Это не правильно. Работа художника не товар, чтобы продавать его задешево. 

Как с ними быть?


Если у вас туго с деньгами и совсем нет хороших клиентов, то Тип 2 может помочь вам немного заработать. Рекомендую с ними торговаться и выбивать максимальную цену.

Тип 3: “Я не знаю, что я хочу, но сделай мне как здесь” – будьте осторожны с такими клиентами. Если у них нет технического задания, они игнорируют ваши вопросы по заказу и просто говорят “сделай мне как здесь”, то лучше с такими не связываться. Это будет стоить вам времени и нервов. В большинстве случаев такие клиенты могут уйти от вас после того, как вы назовете им стоимость своей работы. Либо могут просить внести множество правок. Тут имеет смысл поставить клиента на счетчик.

Как с ними быть?

Среди Типа 3 встречаются хорошие, адекватные клиенты, которым иногда нужно просто помочь составить техническое задание. Это могут быть люди без опыта работы с художниками. Если они готовы вам заплатить по вашему тарифу, то имеет смысл с ними работать. Если же заказчик игнорирует ваши вопросы и отвечает короткими сообщениями, то не рекомендую тратить на него время. Скорее всего у него даже не будет денег, чтобы вам заплатить. 

Тип 4: “Клиент всегда прав” – знакомая фраза, не так ли? Это тип клиентов, которые ставят себя выше художника. Они считают, что их заказ должен быть приоритетнее других и что они могут бесплатно требовать вносить бесконечное количество правок. Как и Тип 3 они могут потрепать вам нервы. В моей практике встречались заказчики, считающие, что за небольшие деньги фрилансер обязан выдавать им шедевры. Они не хотят платить больше своих 100$ или 200$ и могут грозиться найти другого исполнителя. 

Как с ними быть?


Делайте для таких клиентов работу на сумму, которую они платят. Не перерабатывайте и не тратьте на них больше времени. Если вы один раз сделаете шедевр, который стоит 1000$, а клиент заплатил за него всего 100$, то он будет требовать с вас такого же уровня и в последующих заказах. Переработка плохо скажется на самом фрилансере, а также будет вызывать глубокое недовольство своей работой. Если клиент после шедевра получит обычную иллюстрацию, то он либо потребует переделать ее, либо уйдет. Так что уважайте себя, не перерабатывайте, если вам за это не платят.

Тип 5: “Скандалисты” – самые сложные клиенты в моей практике. Никогда не связывайтесь с такими. Обычно, это тролли, школьники или люди с очень сложным характером. Они могут быть жадными и нетерпеливыми. Такие могут заплатить вам 50$ и устроить скандал, если не увидят быстрый результат или, если он не оправдает их ожиданий. Скандалисты могут угрожать вам судом (обычно, это пустые фразы для запугивания), требовать деньги обратно, создавать черный пиар и привлекать друзей, чтобы спамить вашу страницу. 

Как с ними быть?


Важный совет: никогда не спорьте с такими клиентами, не устраивайте публичных разборок. Всё, что вы скажете, будет использовано против вас самих, даже если вы блестяще выполнили свою работу. Если вам не повезло повстречать такого заказчика, то рекомендую сразу вернуть деньги и больше с таким не связываться. Это сохранит ваше время и нервы.

Тип 6: “Бумеранг”
– клиенты, которые поначалу уходят довольными, а позже (к примеру, через день), присылают очень негативный отзыв о вашей работе. Тип 6 попадался у одной из моих коллег. Я благодарю ее за предоставленную информацию. Итак, “бумеранги”, как и тип 5, могут быть очень проблемными заказчиками. Они могут вести себя как обычные, нормальные клиенты и вовремя делать оплату. Главная проблема в их изменчивом характере. Они могут передумать и вернуться к вам на следующий день с просьбой сделать поправки в уже одобренном заказе. Но это в лучшем случае. В худшем вы найдете на просторах Интернета нелицеприятный комментарий о вашей работе. Сложно сказать, почему такие клиенты это делают. Возможно из плохого настроения или под влиянием чужого мнения. Они могут промолчать чисто из вежливости, сказав, что их всё устраивает.

Как с ними быть?

Работайте по договору, сохраняйте переписки. Ни в коем случае не грубите клиенту. Будьте дружелюбны. Ваши рабочие отношения закончены с момента принятия клиентом работы. Если он имеет к ней претензии спустя несколько дней, то любые правки должны вноситься за дополнительную плату. Конечно, если вы все-таки уличили вашего клиента в написании гадостей у вас за спиной, то с таким связываться не стоит. 

А какие сложные клиенты были у вас? Расскажите о них в комментариях. Мой список не полный и может пополняться новыми типами.

Оглавление:
Difficult clients \ Сложные клиенты
Why I'm not working with Russian Clients \ Почему я не работаю с Русскими Клиентами
10 причин не работать на клиента
“Желаю вам всего плохого” (с) - Часть I
Адский фриланс
Читерите! Коды и Трюки.
Сколько стоит труд художника? Как устанавливать цены?

756 0 850 17
11
2017-05-06
Четвертый тип. Почти всегда.
2017-05-06
Тип 3: “Я не знаю, что я хочу, но сделай мне как здесь”. По-моему, самый распространенный тип. Есть такой пример. Делал я с двумя ребятами дизайн группы сайтов: там некий главный сайт - сайт головной организации, плюс сайты двух резидентов этой организации; еще задача - выработать общий стиль, чтобы было легко к нему подключать новых резидентов. Глубина небольшая, типовых страниц - штуки четыре-пять (головная, заглавная резидентов, и тематических пару штук для каждого сайта). Выглядело несложно. Я заподозрил неладное, когда заказчик не захотел подписывать ТЗ с четко приписанными параметрами (по шрифтам, предпочитаемым цветовым решениям и прочему). Мотивировал он это тем, что мы якобы привяжемся к жестким параметрам и получится негибкая схема. Формулировал грамотно, обтекаемо. Как и следовало ожидать, отсутствие четкого ТЗ, которое я предлагал изначально, привело к тому, что заказчик постоянно просил вносить изменения, мотивируя то это тем, то этим. С большим трудом сдали работу. Получили гроши (точно не помню уже, но вся работа была оценена примерно тыс. в 25). Мотивировал он это тем, что ему якобы нужны только итоговые варианты, а все остальные - "промежуточные", ему они не нужны. Вот такой опыт. Очень грамотно все излагал... Мне лично деньги в этом проекте были совсем не нужны, так как работал я не за них, а вот перед ребятами было очень неудобно. В итоге пришлось компенсировать их трудозатраты за счет разработчика. Мой вывод - если заказчик уходит от подписывания четких параметров в ТЗ (т. е. он точно не знает, чего хочет), работать с ним нельзя. Он будет использовать вас как генератор идей, но заплатит в итоге только за конечную идею и результат, который ему понравится. А все остальное будет для него бесплатно.
2017-05-06
Вообще третий и четвертый тип рука об руку идут, они рекурсивно завязаны друг на друга: третий опирается на четвертый, четвертый оправдывает третий. И это большинство заказчиков, пожалуй.
2017-05-06
Полезно, спасибо.
2017-05-06
заказчиков можно условно разделить на четыре группы: 1. бедные дилетанты. 2. богатые дилетанты. 3.бедные профи. 4. богатые профи. дилетанты это те организации и фирмы, которые обращаются к услугам художников крайне редко (может даже раз в жизни). они не могут сформировать тз,  не в курсе расценок. у бедных дилетантов бюджет ограничен поэтому они всегда платят мало. работать с ними может быть легко и приятно, а может трудно и нервозно. такой тип заказчиков это абсолютное большинство, поэтому всегда можно найти заказ у них даже неопытному художнику. богатые дилетанты могут заплатить за работу неадекватно мало, или неадекватно много. тут все зависит от стереотипов  хозяина фирмы и умения фрилансера торговаться. если вы не только художник но и хороший торговец, то такой тип заказчика для вас лучший вариант. профи работают с художниками постоянно, поэтому они знают чего хотят и сколько это стоит. у бедных профи бюджет ограничен поэтому им приходится соглашаться на низкое качество работы. работают с ними в основном начинающие художники, чтобы набраться опыта и попытаться взять заказ у четвертого типа клиентов. про четвертый тип все и так знают  - они требуют самого высокого качества и могут за него заплатить. торговаться с ними бесполезно, так как стоимость всех работ уже заранее прописана в бюджете. желающих с ними работать ОЧЕНЬ много, поэтому получить заказ проблематично. это самый лучший вариант для тех кто хочет работать художником всерьез и надолго.
2017-05-06
Самое интересное, такие клиенты встречаются абсолютно везде, не только у художников. Спасибо за историю и комментарии! [quote=Gazer] Вообще третий и четвертый тип рука об руку идут, они рекурсивно завязаны друг на друга: третий опирается на четвертый, четвертый оправдывает третий. И это большинство заказчиков, пожалуй. [/quote]
2017-05-06
Спасибо за ваш пост! У меня перечислены далеко не все типы и готовятся еще 2 статьи. Тема очень обширная. [quote=Xenslave] заказчиков можно условно разделить на четыре группы: 1. бедные дилетанты. 2. богатые дилетанты. 3.бедные профи. 4. богатые профи. дилетанты это те организации и фирмы, которые обращаются к услугам художников крайне редко (может даже раз в жизни). они не могут сформировать тз,  не в курсе расценок. у бедных дилетантов бюджет ограничен поэтому они всегда платят мало. работать с ними может быть легко и приятно, а может трудно и нервозно. такой тип заказчиков это абсолютное большинство, поэтому всегда можно найти заказ у них даже неопытному художнику. богатые дилетанты могут заплатить за работу неадекватно мало, или неадекватно много. тут все зависит от стереотипов  хозяина фирмы и умения фрилансера торговаться. если вы не только художник но и хороший торговец, то такой тип заказчика для вас лучший вариант. профи работают с художниками постоянно, поэтому они знают чего хотят и сколько это стоит. у бедных профи бюджет ограничен поэтому им приходится соглашаться на низкое качество работы. работают с ними в основном начинающие художники, чтобы набраться опыта и попытаться взять заказ у четвертого типа клиентов. про четвертый тип все и так знают  - они требуют самого высокого качества и могут за него заплатить. торговаться с ними бесполезно, так как стоимость всех работ уже заранее прописана в бюджете. желающих с ними работать ОЧЕНЬ много, поэтому получить заказ проблематично. это самый лучший вариант для тех кто хочет работать художником всерьез и надолго. [/quote]
2017-05-06
И вам спасибо, особенно за комментарий![quote=Роман Цапик]

Полезно, спасибо. [/quote]Если у вас есть какие-нибудь интересные истории, связанные с 4-ым типом, то смело делитесь))[quote=Орхан]

Четвертый тип. Почти всегда. [/quote]
2017-05-10
Спасибо! [quote=Андрей Кривуля] Хорошая тема =) Все правильно написала =) [/quote]
2017-05-11
Здравствуйте, Вы очень надменно и инфантильно описали рыночные отношения.  Я не художник и с русскими заказчиками не работал, но мне кажется заказчик вправе требовать определенного к себе отношения, за свои деньги. а все что Вы описали выше, такое возникает при отсутсвии договоренности. Это для Вас всего-лишь $100, а для заказчика это деньги, "аж $100". Он может просто не знать расценок и деталей. тут на него обижаться глупо.  И конечно же Вы, в своем праве браться или не браться за работу. Странно потом говорить "а что Вы хотите за такие деньги?".  Я побывал по обе стороны, был исполнителем и заказчиком. И могу сказать, заказчик всегда ищит самое выгодное предложение. И если не было договоренностей с самого начала, будет выжимать все соки по возможности. Это рынок. Хотя то что Вы написали есть конечно.
2017-06-04
В тему разговора: Сложные клиенты https://www.youtube.com/watch?v=5PPFy_6wNWU
RENDER.RU