Он и работает как настоящий источник света, только рассчитывается не как прямой свет, а алгоритмами непрямого освещения (соответственно, настройки на вкладке Indirect Illumination рендера).
По теням:
Боюсь, что для получения нормальных теней придется сильно задирать настройки Indirrect Illumination (Например, HSph subdivs, если речь идет об Irradiance Map). Особенно, если объект небольшой, или имеет сложную форму. Так что, просчитываться все будет долго... (Может есть способ ускорить - но я не знаю)
По яркости:
Числовой параметр в настройках VrayLightMtl соответствует параметру multiplier источников света. (То есть, если сделать VrayLight, и Plane с VrayLightMtl одинаковых размеров, и назначить им одинаковые значения - они будут светить одинаково ярко). Так что, настраивайте параметр у VrayLightMtl также, как и Multiplier у источников света.