Для общения с заказчиком составляется таблица под названием "смета",
в которой как можно подробнее расписываются все необходимые работы и расходы, начиная с обмеров помещений и заканчивая моделированием, текстурированием каждой детали и рендером каждой видовой точки. В табличке должны быть графы "Наименование", "Единицы измерения", "Количество", "Рабочее время", есссссно: "Сумма" и возможно "Примечания". Обязательно включаются транспортные расходы и стоимость распечаток для промежуточных согласований, а также расходы по эксплуатации компьютерной техники. В смете важно разграничить разработку собственно дизайна и работ по его подаче (вычерчивание, визуализация, анимация и т. д.) Заполнив такую таблицу, многие удивляются, как неверно они оценивали сроки и сумму "на глазок".
При обсуждении общей суммы с заказчиком надо предложить ему вычеркнуть те пункты сметы, которые он считает ненужными. После этого как можно внятнее объяснить ему что будет представлять собой конечный продукт после такого сокращения. Обязательно оставить у себя подписанный заказчиком экземпляр утвержденной сметы. При сдаче работы пригодится для разрешения спорных вопросов.
Очень полезно включить в смету пункт "Непредвиденные расходы" в пределах некоторого разумного процента от общей суммы проекта. Нормальные заказчики это воспринимают нормально при условии, что по окончании работы будет предоставлен отчет о фактических расходах. Если они превысят первоначально заложенную сумму - эту разницу заказчик оплачивать не обязан.
А на пальцах (особенно растопыренных) трудно не только убедительно объяснить что-либо, но и самому внятно представить себе объем и время работы.
При таком подходе либо отпадут претензии типа "сделайте мне несколько вариантов, а я посмотрю", либо эти варианты реально оплачиваются.
Ну и самое главное не забывать, что спрос и предложение формируют друг друга. Поэтому не нужно хвататься за любую работу на любых условиях. Иногда выгоднее отдохнуть и набраться сил.
Есть такая странная закономерность. ДорогОй заказчик может найти дешевого исполнителя. Но дешевый исполнитель никогда не получит от него дорогого заказа.