Render.ru

Про клиентов, решивших заняться творчеством

#1
Тема не новая, и я ее тут уже поднимала. Однако, в очередной раз нарвавшись на такого клиента, решила спросить еще раз - вдруг кто чего умного скажет? :)
Суть в том, что дают тебе заказ, скажем, сделать брошюру на n страниц за такую-то _четко фиксированную_ сумму. Дают материалы.
Верстаешь их материалы, делаешь дизайн. Их, вроде бы, все устраивает, но... тут начинаются ПЕРЕДЕЛКИ. И они могут длиться недели и месяцы. Чуть-чуть подправить здесь, там. За это время они успевают несколько раз переписать текст, переделать таблицы и поменять фотки... все это, естественно, верстаешь заново.
При этом клиенты из госструктуры, бюрократическая система - аванс взять невозможно. И так как сумма фиксированная, требовать больше тоже трудно...
Расскажите, как вы на подобных нарывались и что с этим делали.
 

Kum

Активный участник
Рейтинг
11
#2
если не хочешь потерять клиента, терпи. Но можно, за каждую переверстку брать деньги, тогда может думать начнут, что делают.
 
#3
Естественно. Я так несколько раз и делал - клиентам, за которыми наблидал такую непростительную нерешительность говорил что в сумму оплаты входят три варианта, за остальные же придется оплачивать. (правда о разработке дизайна, а не о верстке, но замороченной версткой я не занимаюсь...)

Правда как ни странно, когда я для них делал серию буклетов, плакатов, листовок и т.д, я вконце концов насчитал вариантов 12 =))) Звучит диковато, да я и сам в итоге охренел, но такие уж сомневающиеся клиенты и они естественно за все проплатили (о чем изначально было договорено), так что я делал не парясь - солдат спит, служба идет =)))

Так что это лучше оговорить заранее.
 
#4
Таких ситуаций не возникает, когда нарисованное производит впечатление есдинчтвенно возможного варианта. Чуть двинь какую-нибудь мелочь, и композиция разваливается, да так, что это очевидно даже самому тупому заказчику.
Но это приходит с опытом и временем. А заказчики не в меру «творческие» со временем уходят. Остаются только те (ну, не ТОЛЬКО, но преимущественно), которые чётко сознают, кто, кому, что и за что должен, и голову ни тебе, ни себе не морочат.

Ну а пока — терпи и работай над собой.
 
#5
Да, со Шляпой нельзя не согласиться... Ну а от себя добавлю, что желание "завалить заказчика вариантами" как прало является болезнью новичков...
Хотя, если правильно понял, Ника имеет ввиду несколько другое... Оказывался я несколько раз в ситуациях, когда заказчик, одобрив, согласовав и утвердив, скажем буклет, начинал переть в дурь... Менять тексты, менять картинки, потому что "вот эту модель они больше не поставляют" и ее надо заменить "вот на эту"... В данном случае выход мне представляется только один: определение нескольких этапов работы, с оплатой данного этапа по его окончании. Готов дизайн, определены ключевые моменты стиля, верстки и т.д. и т. п... То есть болванка готова, утверждена - плати. Ну а дальше, я хоть 153 раза с радостью поменяю картинки и прочую лабуду, но за дополнительную плату... При этом дизайн остается неизменным. А как же, ведь уже "уплочено" ))), а раз "уплочено", значит представляет ценность для заказчика... Меня тут в одной газете однажды упрекнули в том, что на Новый год поставил не обычный их логотип, а "оновогоженный"...))) Типа "нарушил фирменный стиль"... Кстати, изначально тот логотип для них разрабатывался именно мной... ))) О, как...
 
#6
>>> Типа "нарушил фирменный стиль"... Кстати, изначально тот логотип для
>>> них разрабатывался именно мной...
Кстати, недоразумение разрешилось, когда они узнали, что эта "новогодняя версия" есть как-бы бонус и денег они мне за него доплачивать не должны...
Так вот, год прошел примерно, как я с ними уже не сотрудничаю, а на этот Новый год они его опять откопали-таки и воткнули...
 
#7
А я вот с Шляпой не соглашусь, и вот почему — Ника сообщила ключевую фразу про «…клиентов из госструктуры, бюрократическая система…». Раз уж пошло такое обсуждение приведу свежий пример:
Весь прошлый месяц я делал обложку к CиDюку. Просто одну обложку. Без развертки, без задней обложки, без торцевых загибов — просто квадратик 12х12. Месяц.
Заказчики сначала принесли коллективную фотку, потом сказали что фотки не нужно, а нужен «коллаж из лиц». Потом в этом коллаже стали менять лица. Каждый день. Причем лица становились всё хуже и хуже (в смысле качество фотографий всё поганее, а молодые и веселые заменялись на всё более зрелые и мрачные). Наконец я не выдержал и спросил к чему все эти нелепые рокировки? «Так это мы начальников обидеть не хотим» — был ответ. Когда (к концу третьей недели) они принесли уже не фотки, а вырезки из журналов и сказали сделать их покрупнее, а остальных поменьше (!), я совершенно серьезно предложил соорудить схему их служебной иерархии. И чтобы никого не обидеть, на самом верху расположить «большое начальство», и от него вывести стрелочки «вассальной зависимости». Причем самых нижних чиновников сделать самыми маленькими и желательно в нелепых позах. Бедные мои заказчики даже не обиделись (чессслово), им и самим было тошно. Когда наступил предельный срок (dead-line), мне позвонили по телефону, сказали убрать всех и поставить … букет цветов!
 
#8
потому как я в этой чертовой брошюре именно лица и меняю... уже 5ый
раз! :))))
Попутно объясняя клиентам, что нельзя печатать фотографии деталей в гифе 30х30 пикселей... эх беда.
 
#9
Шляпа, я могу это понять в отношении печатной продукции, бо работать над собой в этой области мне еще дооолго. Но... есть два "но".
Во-первых, в данном случае именно дизайн приняли сразу и нему никаких исправлений почти не было - правили "наполнение".
Во-вторых, вебом я занимаюсь с 94го года - а там ситуация точно такая же. Конечно, возможно предположить, что я бездарь (или просто таланта не хватает), но очевидно то, что далеко не всем людям дано чувствовать "хороший дизайн" - и примеров тому слишком много. Самые тупые и лишенные вкуса заказчики способны поуродовать самый лучший макет, и такое я наблюдала не раз и не только в отношении своих работ.
Мне кажется, проблема в том, что кто-то осознает, что _дизайнер лучше знает, как надо_, а кто-то уверен, что он.
 
#10
> в данном случае именно дизайн приняли сразу и нему никаких исправлений почти не было - правили "наполнение".

Тогда, как уже было предложено, нужно разбить работу (процесс) на технологические этапы, и после завершения очередного этапа (объявления этапа завершённым), внесение изменений, присущих данному этапу, объявить невозможным. Либо за дополнительную плату.

Делал я как-то брошюрку для одной госструктуры. Как-то само получилось, но оказалось потом, что очень правильно — всё, что приносили заказчики (в смысле, картинки-фотки) было объявлено негодным для печати (хотя, кое-что можно было бы и напечатать). Потому съёмки мы (я) произвели сами, и свобода выбора-перестановок у заказчика была только в рамках этого материала.

Сейчас ежемесячно делаю каталог товаров. Там тоже бывают варианты, когда зазказчик пытается в самый последний момент что-то поменят. Большая часть таких попыток (увы, не все), разбиваются о фразу типа «Макет, который вы видели и утвердили ушёл в печать», даже если это, мягко говоря, не совсем правда. Долгое время это говорил сам хозяин-директор издательства, теперь поручено девочке-менеджеру — именно в таком ключе она инструктирована.

> Мне кажется, проблема в том, что кто-то осознает, что _дизайнер лучше знает, как надо_, а кто-то уверен, что он.

Да, есть такое дело. Но у таких «увереных, что он» надо почаще спашивать «Что ж ты сам всё не сделал, а ко мне припёрся?».
 
#11
Ника, за 10 лет наверное должен накопиться определенный опыт работы с клиентами. И этот опыт изредка наверное подсказывает, что с определенными заказчиками лучше не иметь дела вообще. Формула "заказчик всегда прав"
здесь не работает -- это не магазин.
>>проблема в том, что кто-то осознает, что _дизайнер лучше знает, как надо_, >>а кто-то уверен, что он
а заказчиков можно хоть как делить: на тех кто знает, что хочет и не знает, на тех у кого есть деньги и нет, на тех у кого есть хороший вкус и полное отсутсвие последнего.
Плюс свое видение проблемы у руководства, как правило везде разное.
В итоге каждый решает для себя сам с кем и где ему работать.
 
#12
> Shlyapa: "Таких ситуаций не возникает, когда нарисованное производит впечатление есдинчтвенно возможного варианта. "

А я и не рассказывал об этом как о конкретной практике. Естественно это дичь, я и сам охренел, когда подсчитал варианты - просто именно этот заказчик всегда на очень больших сомнениях.
 
#13
> именно этот заказчик всегда

Нет, не индеец ты. Только бледнолицый дважды наступает на одни и те же грабли.
А уж более двух раз…
 
#14
Ну а насчет количества вариантов...
Мне понравилось вот это ))) - http://www.konkurs.ru/konkurs98/016/
Как вы думаете, заказчик сможет что-то... Э-э-э... Я даже не говорю выбрать, а хотя бы увидеть?..
 
#15
>>> http://www.konkurs.ru/konkurs98/016/
Причем, ребят, это не весь конкурс... ))) Это работы одного лишь индивидума...
 
#16
Большое количество различных вариантов - это есть плюс!
Один вариант каким бы он небыл хорошим очень часто неприемлим по многим причинам, перечислять все места нехватит.
Но не все дизайны должны до заказчика доходить, вот для этого и есть арт-директор или кто то, кто выполняет его функцию.
 
#17
> Большое количество различных вариантов - это есть плюс!

БОЛЬШОЕ количество — это всё равно, что ничего.
Рабочих вариантов должно быть НЕСКОЛЬКО, т.е. считанные единицы.

Показывать закозчику более одного варианта единовременно — плохо. Как правило заказчик не в состоянии выбрать и тычет пальцем в первый попавшийся.

Если представляешь один вариант, то можно подробно обосновать а аргументировать, почему нарисовано именно так, а не иначе. Если это заказчика не убеждает, то можно ИЗОБРАЗИТЬ творчесский поиск в его присутвии, типа, «ну можно это двинуть сюда, это сюда, это убрать, и вместо него нарисовать вот это», но на самом деле ты делаешь набросок ЗАРАНЕЕ ЗАГОТОВЛЕННОГО тобой варианта, оставшего за кадром. А раз этот вариант заранее заготовлен, то и ему есть обоснование и аргументация.

Приведённым по сылке вариантам, хотя бы 10% из них, есть обоснование и аргументация? Сомневаюсь. Просто поток сознания какой-то.
 
#18
>>>Нет, не индеец ты. Только бледнолицый дважды наступает на одни и те же грабли.
А уж более двух раз…

Какой ты Шляпа весь из себя однозначный прям и конкретный... что ни на есть последняя инстанция....просто диву даюсь... Хорошо, мой белый господин, как скажете мой белый господин, я не индеец, мой белый господин.........

Да, я работаю время от времени с этим клиентом и ничего плохого в этом не вижу - чем бы дитя не тешилось - лишь бы деньги за это платило. А они за это деньги платят. И, как я уже говорил, за каждый вариант из того немыслимого количества, которое в итоге получилось, они проплатили. Так чем плохо?

Дядя Шляпа, а дядя шляпа, а спой песенку "о профессионализме"...

(без обид - просто ты (Вы) иногда бываешь черезчур категоричен)
 
#19
> (без обид - просто ты (Вы) иногда бываешь черезчур категоричен)

Я-то не обижаюсь.

А ты не прошёл тест на распознавание шуток, не помеченных смайликом. Впрочем, не ты один. Тенденция…
 
#20
>>БОЛЬШОЕ количество — это всё равно, что ничего.
>>Рабочих вариантов должно быть НЕСКОЛЬКО, т.е. считанные единицы.
Так и я о том же, практически.
В начале большое к-во, потом рабочие варианты выбираются, доводятся до ума. И показывается заказчику 3 принципиально разных варианта, не более.
И в 3 вариантах можно все обосновать и изображать творческий поиск не придется, ибо все и так видно.
А предоставлять один вариант - это неуважение к заказчику прежде всего. Он денюжки платит и имеет право выбора.
 
Сверху