Записки основателя RENDER.RU . Как управлять компанией в 100 человек.

Для начала попробуйте сработаться с 5-ю фрилансерами, потом с 10-ю. После 20 вы поймете, что необходимо, чтобы кто-то делил с вами обязанностями по взаимодействию с ними, поскольку времени на всех уже не хватает. А ведь нужно еще взаимодействовать с заказчикам и решать множество других вопросов.


Один из кабинетов разработчиков. Open space оказался удобней, чем разбитые группы по комнатушкам.

Я являлся одним из основателей компании, которая вначале работала в сфере разработки 3D графики для игр (с 3 человек, она разрослась до 40 постоянных сотрудников). В основном это была работа с известными европейскими и американскими компаниями и с архитектурными мастерскими.  В 2004 году мы перешли в более прибыльную сферу – разработка компьютерной графики для казино и игровых автоматов. Hi-poly стало преобладать. В пике работы компанию населяло около 100 постоянных сотрудников. Офис 750 кв.м. в Санкт-Петербурге работает и по сей день. (Сейчас, после продажи одному из крупнейших в мире игорных концернов, работает около 50 человек – пусть меня поправят, те кто работают).


Как же справляться со всеми процессами так, чтобы ничего не было упущено?



Во первых нужно понимать, какие функции вначале вы выполняете, их придется разбить на отдельные отделы и доверить сотрудникам отделов выполнение работы. Работу всех этих отделов при маленьком масштабе приходится выполнять даже одному фрилансеру.


Их нельзя выделить в какой-то приоритет, но попробую выстроить их по важности: Отдел продаж, отдел персонала, бухгалтерия, отдел производства, IT-отдел, отдел маркетинга и ПР, офис-менеджмент, юридический отдел, административно-хозяйственный отдел, столовая.


Да-да. Отдел производства (3D-художники, 2D-художники, аниматоры, композеры) стоит вовсе не на первом месте, как кажется многим сотрудникам. Если нечего продавать, что и производить ничего не нужно.


Скетч локации к игре. Красота!

Дилема


Для руководителя нужно, как можно меньше платить зарплату и как можно больше за это требовать, чтобы компания получала больше прибыли.


Задача же сотрудника, как можно дороже себя продать и при этом как можно меньше работать.


Конкуренция на рынке труда большая, поэтому хочется этого или нет, современным компаниям приходится находить баланс между желаемым и действительным.


Предполагая, что зарплаты будут подниматься, в далеком 2002 году мы выставили зарплаты самые большие на рынке, чтобы набрать быстро самых лучших специалистов в 3D (на тот момент это было $1000- $1200). После этого мы несколько лет не индексировали зарплаты, и они превратились сначала в обычные , а потом в низкие.  В итоге компания мгновенно получила специалистов в пересчете на несколько лет по выгодным для обеих сторон условиям.


Когда зарплаты стали уже не такими высокими мы стали вводить дополнительные мотивационные элементы. Появилась столовая, появилась добровольная медицинская страховка, квартальные выездные мероприятия.


Для чего? По доброте душевной этого ни одна компания не делает. Именно для того чтобы получить конкурентное преимущество перед другими компаниями, чтобы сплотить коллектив, да и просто из уютной компании никому не хочется увольняться.


Управление


Но как же управлять этой кучей народа?

На самом деле сейчас я понимаю что это равно легко как управлять и 10000 сотрудников, хотя на своем пути были собрано достаточное количество ошибок.


Все сотрудники были разбиты на рабочие группы по 7-9 человек. В каждой группе были так называемые менеджеры проектов. Менеджеры строили планы в Microsoft Project, пытались их выполнить, составляли технические задания для художников (часть заданий – это скетчи, либо получаемые от заказчиков либо разработанных внутри компании, другая часть – это технические требования от движков и т.п.), ни одна модель не выполнялась без скетчей.


Менеджеры проектов – это была ошибка!


У них не было достаточной мотивации, задачи задерживались, штрафы не помогали.


Впоследствии была разработана система, аналогичная Agile Scrum (в текущей мной созданной компании программисты работают именно по Scrum методике, но о нынешней компании в другой заметке) и были уволены все менеджеры.


Все сотрудники были разбиты на классы и категории и получали зарплату в соответствии с этим. Разброс от нижнего до верхнего уровня был достататочно большим, поэтому был стимул учиться.


Каждая группа ежегодно выбирала себе ведущего художника, который работал наравне со всеми, но у него были дополнительные обязанности по утверждению технического задания. Он в свою очередь выбирал заместителя, который подменял во время болезней.


Каждый квартал назначалась премия группе за выполнение плана, а в году, если план был выполнен всеми группами, то каждая группа получала дополнительно по 1 млн. руб.


Оно заработало!


За счет крупной премии, сотрудники пытались сократить количество человек в группе, подтягивая слабых и оставляя только сильных. В конце года, чтобы всем получить премию, вместо отпуска передовые группы помогали отстающим! Вообщем удалось создать самоорганизованную систему. Всего один раз за более 7 лет премия не выплачивалась – самый первый раз. Дальше сотрудники поняли систему и всегда укладывались в сроки, и компания каждый раз платила премии – полностью белой зарплатой.


А как же если заказчику что-то не нравится,  и он сам виноват? На этот вопрос тоже был ответ. Группа сама вправе решать какие методы и уговоры, она применяет к заказчику. Им было разрешено ссылаться на Техническое задание, и уговаривать заказчика считать доработки дополнительной задачей не входящей в изначальные сроки. Ну а расширение сроков – это уже задача отдела продаж, договориться о стоимости. В крайнем случае можно применять такие низкие меры, как сообщать что из-за прихоти заказчика они лишаться премии. Срабатывало :) .


Управление компанией не связанное с производством

Моя работа больше состояла после налаживания работы в отделе производства, с настройкой работы в административном отделе. После годовой ротации 100% персонала, набралась команда, позволяющая выстроить все процессы до автоматизма. Особенно был отработан механизм приема-увольнения персонала (хотя ротация в производственном отделе стала минимальной). Набор новичков не прекращался ни на день.  Были отработаны методики работы с поставщиками. Поставщиков на самом деле достаточно много. Это доставка продуктов для столовой, бутылированной воды, канцелярии, услуг развозки персонала от метро до офиса, страховки, аренды (перед продлением договора, каждый год мы искали новый офис по более низкой цене с более лучшими условиями. За период существования компании с 1999 года было сменено порядка 8 офисов) и другие более мелкие услуги. Всех поставщиков ежегодно нужно было прожимать по ценам или менять поставщика.


Большая часть работы состояла в работе с персоналом. Сотрудники должны чувствовать заботу о каждом из них, несмотря на то что все директора козлы (ну я то конечно так не считаю :) ).


Выезды за границу, за город, на спортивные мероприятия (картинг, стрекльба из лука, боулинг и т.п.), в поход на систему озер Вуокса, премия сотрудник месяца,придавали желание работать в компании. Сотрудники уставали настолько от работы и совместного отдыха, что на халтуры времени хватало очень у немногих. Хотя свадьбы между сотрудниками проходили частенько :)


Лимузин отвозящий сотрудника месяца домой или на мероприятие - обязательный торжественный атрибут, а стоит всего 3500руб.

Разработанный 10 лет назад сайт компании конспектировал все события, и даже после ухода из компании, все внедренные методики прочно закрепились в политике компании после прихода нового руководства.


Имея планы на продажу компании нужно было выстроить полную автономность работы (не считая работы с ключевыми клиентами), и в итоге была достигнута стадия, что можно было раз в полгода заглядывать в компанию и убеждаться что всё идет по плану. Новая компания сейчас так же строиться по таким же принципам.


Наверно многие сотрудники меня не любили за требовательность,  можно об этом на этих страницах послушать их самих, хотя может я и ошибаюсь, откровенно со мной вряд ли стали бы говорить, но здесь можно :) Но все при расставании благодарили, что прошли эту тяжелую школу, за то что получили гигантский опыт в работе, особенно это было с секретаршами, которые не выдерживали работать в моем подчинении, хотя это было следствие, что от их нерасторопности не выдерживал я. Жена у меня уже не удивлялась, что приходя в компанию каждый раз видела новую секретаршу.


Я далеко не все аспекты управления раскрыл в этой небольшой заметке, пишите, задавайте вопросы. Буду рад ответить.


781 0 850 15
15
2014-07-03
На одном из моих проектов было задействовано примерно 10 человек фрилансеров. Было весьма сложно организовать их работу, особенно тех, кто работал удаленно. Большая часть рабочего времени уходило на орг. вопросы. Было очень много организационных сложностей, но в итоге все получилось. Я понял, что способен управлять группой людей. Для меня и моих близких это было открытие. Однако самым сложным оказалось совмещение работы менеджера и исполнителя, так как я лично осуществлял сборку больших сцен. К сожалению именно из-за нехватки времени на поиск новых заказчиков пришлось приостановить работу в таком режиме. Опыт получил очень большой. В процессе работы понял, что уже как минимум в середине выполнения одного заказа уже нужно искать новый заказ, иначе будет простой, а следовательно минуса. Если был бы толковый менеджер по поиску заказов со знанием английского языка, то дела бы пошли. Но я не знал кому можно доверить такую ответственную работу.
2014-07-03
Проще найти исполнителя, чем менеджера по поиску заказов (продажника).  Главное контакты заказчика оставлять в своих руках, и не передавать исполнителю. 10-15 человек одновременно - предел (просто все время будет уходить на обработку данных, пересылку и переписку с заказчиком, при этом как правило до заказчика дойдет после 3 замечаний фрилансеру от вас). Но дальше путь - это нанять технического менеджера, который будет взаимодействовать с фрилансерами и останется время на поиск новых заказов. Я бы сказал, что этот менеджер должен быть один из доверенных фрилансеров, которому больше доплачивать за контроль, тоже на фрилансе. Как то так.
2014-07-03
Это не просто интересная информация, тут бесценный опыт который нужно брать на вооружение. Я надеюсь будут еще записи в блоге из серии "управление производственными процессами".
2014-07-03
Про технического менеджера полностью согласен. Но был ряд проблем. К сожалению я не смог делегировать сборку больших сцен. Причин было несколько. 1 - ответственность 2 - отсутствие опыта у фрилансеров по сборке больших сцен. 3 Бюджетные ограничения связывали руки в наборе дополнительных сотрудников. Об одном подобном проекте я писал в своей статье Думаю если бы было дополнительное финансирование со стороны, то дела бы пошли в гору.
2014-07-03
Очень интересно было почитать. Спасибо.
2014-07-04
Нашему бы директору почитать...
2014-07-08
[quote=Hardcore] Нашему бы директору почитать... [/quote]
Так можно просто предложить ему почитать :) Но если это касается улучшения уровня для сотрудников за счет прочтения, то процесс далеко не простой и зависит от успеха продаж. 
Сейчас конкуренция очень острая, получить заказы не так просто и далеко не все компании могут позволить предоставить сотрудникам хорошие условия, даже если хотят. Именно поэтому наша компания в 2006 году полностью ушла с рынка игровых проектов (PC, PS3, Xbox), несмотря на хорошие отношения с крупными заказчиками. Контракты подписывались на большой ряд моделей и анимации к игре, а на каждый игровой проект это от полугода до года постоянного дохода. Но при этом стоимость каждой модели, чтобы получить контракт была практически равна, а то и дешевле стоимости работы фрилансера. Поэтому сроки на производство стояли очень сжатые, и только квалифицированные сотрудники выдерживали такую гонку. Ошибки и переделки производились только во вне рабочее время, так что хороший уровень условий, подразумевает и очень ответственный подход сотрудников. Не все могли работать в таком высоком темпе. В итоге набор нового персонала сводился к поиску традиционных художников и обучению их работе на компьютере, в 3D программах. 
Скорость внедрения нового сотрудника в рабочий процесс и достижения достаточно сильного уровня достигал 6-8 месяцев. Но это давало свои результаты и компания получала сотрудника замотивированного работать не перебегая из компании в компанию. Для многих это было просто первое стабильное место работы и позволяло поддерживать не высокие зарплаты в совокупности с высокими премиями и уровнями мероприятий. При этом к этому времени все "гении" 3D перешли работать в другие компании, и в итоге компания получила может и не самых лучших художников-гениев, но стабильных сотрудников среднего и выше среднего уровня не чурающихся никакой, даже нудной и кропотливой не творческой работы (то чего не любят гении и профессионалы). И в этом так же я считаю был успех.
2014-07-08
На сколько я понял в компании присутствовали постоянные неоплачиваемые переработки, при этом люди получали 1000-1200$ даже когда средняя зарплата по индустрии стала выше. Самые скромные и любящие работу оставались, а более менее верящие в себя уходили при первой возможности, поэтому в компании были постоянные ротации.  Оставшиеся. Те, кому не все равно на проект, над которым работают, чтобы хоть как-то сводить концы с концами, начинали брать на себя ответственность за проект, отмазываться перед заказчиками, обучать новый персонал. За это им даже перепадало 10тыс. руб. в конце года (1млн/100) Я все правильно понимаю? Не знаю как сейчас, раньше в архивизерской среде процветали такие компании - набирали людей и пользуясь любовью людей к профессии, нежелание бросать проект и сладкими речами, выжимали из людей максимум. А когда те понимали, что их тут пользуют, то сразу же сваливали. Таким образом в компаниях образовывалась постоянная ротация кадров. Плюсом для компании было конечно то, что пока кадр понимал что к чему он успевал сделать много работы. А при увольнении ему еще не выплачивали задержанную ЗП. Это одна из этих историй? Судя по описанию очень похоже. И еще мне интересно что сотрудник говорил дома жене. "Дорогая, я так много и хорошо работал в этом месяце, не приходил домой ночами. Зато сегодня меня прокатили на лимузине!". И ребенку своему наверное тоже рассказывал как хорошо он провел время на корпоративе, вместо того, чтобы заработать больше в другой компании и купить отпуск для всей семьи.
2014-07-08
[quote=Ellon] На сколько я понял в компании присутствовали постоянные неоплачиваемые переработки, при этом люди получали 1000-1200$ даже когда средняя зарплата по индустрии стала выше. Самые скромные и любящие работу оставались, а более менее верящие в себя уходили при первой возможности, поэтому в компании были постоянные ротации.  Оставшиеся. Те, кому не все равно на проект, над которым работают, чтобы хоть как-то сводить концы с концами, начинали брать на себя ответственность за проект, отмазываться перед заказчиками, обучать новый персонал. За это им даже перепадало 10тыс. руб. в конце года (1млн/100) Я все правильно понимаю? [/quote] Вы невнимательно и со скепсисом завидующего человека это написали... 7-9 человек команда, 1 млн на команду в конце года... + премии по кварталам - отличные мотиваторы!
2014-07-08
Да уж, есть чему завидовать. Работа мечты просто ))
2014-07-10
[quote=FASt] Задача же сотрудника, как можно дороже себя продать и при этом как можно меньше работать.[/quote] Фактически, немного перефразировав, вы думаете, что сотрудники вашей компании старались бездельничать, получая за это как можно больше денег? Бггг Не за требовательность вас не любили, ох не за требовательность. Вы уж извините за завистливый скепсис!
2014-07-11

[quote=Ellon] На сколько я понял в компании присутствовали постоянные неоплачиваемые переработки, при этом люди получали 1000-1200$ даже когда средняя зарплата по индустрии стала выше. Самые скромные и любящие работу оставались, а более менее верящие в себя уходили при первой возможности, поэтому в компании были постоянные ротации.  Оставшиеся. Те, кому не все равно на проект, над которым работают, чтобы хоть как-то сводить концы с концами, начинали брать на себя ответственность за проект, отмазываться перед заказчиками, обучать новый персонал. За это им даже перепадало 10тыс. руб. в конце года (1млн/100) Я все правильно понимаю? [/quote] Нет, 1млн на группу, т.е на 7-10 человек.  Сотрудники просто выполняют работу для зарабатывания денег, а не из-за любви к проектам заказчика. Любовь к проектам в компании специально не прививалась. Это не являлось мотивацией. Более того, проекты вполне могли быть совсем не интересными. [quote] Не знаю как сейчас, раньше в архивизерской среде процветали такие компании - набирали людей и пользуясь любовью людей к профессии, нежелание бросать проект и сладкими речами, выжимали из людей максимум. А когда те понимали, что их тут пользуют, то сразу же сваливали. Таким образом в компаниях образовывалась постоянная ротация кадров. Плюсом для компании было конечно то, что пока кадр понимал что к чему он успевал сделать много работы. А при увольнении ему еще не выплачивали задержанную ЗП. Это одна из этих историй? Судя по описанию очень похоже.   [/quote] Ни разу за более 10 лет не было не выплат зарплат по причине увольнения. При этом до сих пор есть художники работающие более 10 лет в компании. При этом об обмане в других компаниях рассказывали сотрудники, которых как раз этими сказками и сманивали от нас. Обещали и большие роялти при выпусках проекта и вообще сулили миллионы долларов после выхода проекта на окупаемость! Конечно ничего этого не случалось, даже на больших проектах. Люди готовы были быть обманутыми, несмотря, что перед увольнением мы об этом многих предупреждали. Даже сейчас одного из сотрудников уже не в этой компанией сманили предложением о квартире через 2 года работы. Вот сейчас устраивается обратно, опять обман... Работа напряженная и конечно были те кто не укладывался в нормативы, и они либо получали меньше, либо уходили. Именно поэтому на текущий момент, в компании работают только очень сильные и эмоционально устойчивые художники и 3D-шники.  Так же никто не может обвинить в том, что я когда-нибудь нарушал данное мной слово, включая установленную зарплату. Я ценю свою репутацию. Но за 100% зарплаты, естественно требовалось выполнять 100% работы согласно нормативам и это нелегкая работа, которая должна уложиться в 8 часовой рабочий день. Если в 8 часовой день сотрудник не укладывается, то значит он получает зарплату по более низкому классу. Таким образом при повышении квалификации, зарплата увеличивалась по заранее установленной квалификационной сетке.  Все сетки специально разрабатывались под проекты разрабатываемые в компании. [quote]     И еще мне интересно что сотрудник говорил дома жене. "Дорогая, я так много и хорошо работал в этом месяце, не приходил домой ночами. Зато сегодня меня прокатили на лимузине!". И ребенку своему наверное тоже рассказывал как хорошо он провел время на корпоративе, вместо того, чтобы заработать больше в другой компании и купить отпуск для всей семьи. [/quote]
Вряд ли кто-то рассказывает ребенку о корпоративе...
Самое интересное - действительно один раз сотрудник оставался ночью, чтобы сдать задачу, которая была запорота по причине неопытности. Это было в 2003 году. Сотрудник работает до сих пор и доволен местом, и конечно зарплата с тех лет давно проиндексирована. В принципе зарплата индексируется, для того чтобы сотрудники не стали искать другое место работы.
В компании никто не удерживал сотрудников. И им до сих пор нравится работать в компании. На рынке есть конкуренция, и конечно сотрудники уходили, в частности как раз чтобы работать с более интересными проектами, с большинством сотрудников по прежнему есть хорошие отношения, несмотря на то что они не работают в компании, они по прежнему приходят в гости в компанию и общаются с бывшими сотрудниками, встречаются вне стен компании. В общем все хорошо.
2014-07-11
[quote=Agvinor]
Цитирую FASt: Задача же сотрудника, как можно дороже себя продать и при этом как можно меньше работать.
Фактически, немного перефразировав, вы думаете, что сотрудники вашей компании старались бездельничать, получая за это как можно больше денег? Бггг Не за требовательность вас не любили, ох не за требовательность. Вы уж извините за завистливый скепсис! [/quote]
Эта фраза относится к любой работе. Это аксиома. Если кто-то хочет работать бесплатно (достаточное кол-во таких людей было, которые хотели устроится на работу), то они делают это для того чтобы наработать опыт, портфолио и т.п., а в итоге, конечно сводится к тому, чтобы за меньшее количество усилий заработать как можно больше. Особенно это проявляется с возрастом. Это относится и к руководящему составу и к бухгалтерам, к любым профессиям. Но это вовсе не значит, что люди не готовы работать! Конечно готовы.   
Но спросите себя: 
В одном месте очень интересный проект. Например настоящие Звездные войны, ILM. Вам предлагают $3000/мес. И Вы знаете, что на этой вакансии это потолок, поскольку очень крупная компания, и достичь более высокоплачиваемого места достаточно сложно.   
И другая компания, где 3D-шнику предлагают $15000/мес. А нужно делать - макеты алмазов. (т.е. полный примитив, не требующий квалификации). Алмазодобывающая компания, и вы единственный 3D-шник.   
Только честно. Что выберет здравомыслящий человек? Вот эту мысль я пытался донести.
2017-05-03
[quote=Сваричевский Станислав] В одном месте очень интересный проект. Например настоящие Звездные войны, ILM. Вам предлагают $3000/мес.  И другая компания, где 3D-шнику предлагают $15000/мес. А нужно делать - макеты алмазов. Только честно. Что выберет здравомыслящий человек? Вот эту мысль я пытался донести. [/quote]Все очень интересно и ценно. Но в этом моменте не могу с Вами согласиться. Полагаю, Вы так срослись с функцией менеджера, что не видите приоритеты, которые ставит перед собой исполнитель. Не все вещи монетизируются. И если монетизируются то не так просто, как в Вашем примере. В алмазодобывающей компании ты будешь высокооплачиваемым никем, пустышкой. В проекте Лукаса ты будешь причастен к великому, эпохальному событию, познакомишься с прекрасной командой, получишь бесценный опыт, откроешь новые пути для творчества и, да, для заработка. Но заработка интереснейшего. Для художника важно признание. В конечном же итоге, признание тоже приносит деньги. Но еще оно приносит признание. Алмазодобвыающая компания не принесет художнику признания. Он очень скоро деградирует до среднестатистического унылого потребителя больших зарплат, станет хуже работать и... Произойдет ротация. Любой нормальный художник в Вашем примере выберет проект Лукаса. Если ему предложат...
2018-09-28
Сергей Хозяинов (Gazer)Любой нормальный художник в Вашем примере выберет проект Лукаса. Если ему предложат...
О как тема возобновилась. Я с Вами полностью согласен насчет молодых художников, но не профессионалов, которые уже добились признания и им всё равно над чем работать. Идя к Лукасу, для художников это не самоцель, а ступенька к работе над большими проектами и соответственно рассчитывая получить не деньги, а большой новый опыт работы. Ну и после устройства на такую работу с профессионалами конечно не хочется уходить из команды, где есть куда стремится внутри компании и если на жизнь уже хватает денег. Но если долгое время работать даже в такой известной компании, а потом получить предложение получать в 5 раз больше за то же время, в устойчивую и богатую компанию (это важно, поскольку в неизвестную маленькую компанию не перейдут даже на большую зарплату - опасен риск того, что она не так долго проживет), то человек перейдет.
RENDER.RU