АНАТОМИЯ ФИГУРАТИВНОЙ АРМАТУРЫ

header-image.jpg

Верите вы или нет, но в рисовании фигуры человека цель состоит в том, чтобы вы могли получить знания для дальнейшего создания картин, без наличия под рукой референса. Рисование фигуры человека также даст вам возможность в своём роде «препарировать» референс и видеть скрытые части. А в качестве дополнительного бонуса, все эти знания просто сделают вас более образованным и разовьют ваш вкус в выборе поз для ваших картин, а также помогут в решении вопроса, что нужно использовать, а что можно выбросить из картины, когда дело касается позы в иллюстрации.
Арматура - это термин, который я часто использую, я сравниваю его с проволочным каркасом скульптуры, или с сеткой используемой для создания матричных картин. Арматура состоит из 8 частей, которые вместе составляют целую позу. Эти части примененные вместе, позволяют создать необходимую позу. Они не более чем простые движения, которые позволят вдохнуть жизнь в вашу идею.
Мы все время от времени рисуем подобные «арматуры» без осознания того, что у нас в руках мощный инструмент, который даёт ясное понимание пространства (перекрытия), веса и гравитации, намерения, движения или механики позы, динамической анатомии, перспективных сокращений.
Я собираюсь разложить механику арматуры на части, так чтобы вам было более понятно, что я вижу, когда использую арматуру. Этот инструмент самый действенный во всём фигуративном искусстве, поэтому неудивительно, что к нему прибегали такие известные мастера как Бугро, Муха, Рубенс, Типоло и т.д.

7de4c3fbd92e661de7e3f81ed5bd88b9-william-adolphe-bouguereau-sketches.jpg

Композиция Бугро

mucha.jpg

Композиции Альфонса Мухи из его книги

hb_52.214.3.jpg

Набросок Рубенса

images.jpg

Набросок Дена Корнуэлла

142804v_0001.jpg

Набросок Типоло

Арматуру можно использовать, в упрощенном виде или в более сложной форме, когда художнику необходимо яснее увидеть все сложные ритмы и абстракции во время наброска живой модели. Она также помогает в нахождении больших простых форм, которые могут служить вдохновением для новой позы.
Основа позы - это форма подушки. Такое представление облегчает работу с торсом, в эту форму уже включены грудная клетка, таз, позвоночник, ключицы и лопатки и всё это укладывается в 5-6 линий. Форма №1 это подушка она позволяет нам найти объём грудной клетки, что составляет верхнюю половину высоты подушки. Нижняя же половина включает в себя таз, он заполняет 2/3 пространства по высоте. Обе половины подушки равноудалены от друг друга в независимости от сжатия или наклона позы. ПОДУШКА ПОМОЖЕТ НАЙТИ ВАШИ КОСТИ, мышцы же искажают и скрадывают их. Иногда из-за этого вам будет казаться, что изгиб торса происходит выше низа фигуры (как в данной позе) или ниже под грудной клеткой как в этой позе. НО ПОВТОРЮСЬ, если вы ищете кости, то не мышцы будут вашими первыми линиями на наброске.

243563.jpg

243564.jpg


Следующие 2 формы голова и шея, формы № 2 и 3 в арматуре. Шея представляет собой прямолинейный цилиндр, немного более вертикальный сзади, чем спереди. У ШЕИ НЕ ФОРМА СТВОЛА ДЕРЕВА. Это мышечная структура вокруг шеи обманывает нас и заставляет так думать.


243565.jpg

Форма головы - это яйцо, овальное спереди и удлинённый сглаженный треугольник в профиль, или немного продолговатый овал, если вам так удобнее. Вид в профиль шире чем в фас. Ширина в фас занимает где-то 2/3 ширины профиля. Ширина подбородка больше чем затылочная часть черепа, при виде сзади на шею мы можем увидеть объем челюсти. Линия подбородка находится выше основания шеи, так же как и в виде в ¾ край шеи не совпадает с краем подбородка. У начинающих же художников выходит всё наоборот - связано это с неправильным пониманием формы шеи или обычной невнимательностью.
Затем у нас идут две руки, формы № 4 и 5 в арматуре, которые включают в себя лопатку и кисть как часть общей формы. Мы определяем каждый из этих 8 базовых элементов арматуры по их двигательной функции. Поэтому мы не убираем кисти с рук, так же как не убираем стопы с ног. Лопатка имеет вид треугольника, и нам нужно по крайней мере две из трёх линий этого треугольника, чтобы отобразить её на фоне всей позы.

243566.jpg

Упрощённо кисть руки, сжатую в кулак можно представить в форме бриллианта. Упрощённая формы кисти без пальцев, очень похожа на губку для мытья посуды, твёрдую с одной стороны и мягкую с противоположной. Упрощенная форма пальцев заканчивается на конце кончиков пальцев, это помогает найти базовые формы для всех пальцев, а также передать механику и движение самой кисти.
Последние две формы - это ноги, в которые как я уже и говорил, я обязательно включаю стопы, колени на раннем этапе можно не изображать, только если они не являются центральной частью вашего наброска. Точка поворота стоп находится в лодыжках и сами стопы очень похожи на клинья. Отобразить плоскость пола тоже может быть нелишним, если вы хотите придать рисунку ощущение глубины. Как только ваша фигура уверено поставлена на ноги, тогда и с перспективой для остальной части позы будет проще разобраться.
Когда вы работаете с руками, то у вас есть 2 линии длины рук, где каждая линия будет показывать свою часть. Линия 1 – это линия действия, она показывает, что делает часть тела. Она может быть длинной и плавной или разделённой на сегменты, главное описать действие. Линия 2 – это линия характера, она описывает вес фигуры, толщину или худобу.

243567.jpg

Когда все формы найдены, они объединяются в ритм посредством двух факторов: кости влияют на руки и ноги, а общее положение тела влияет на абстрактное изображение всей позы.
Линии действия рук и ног, также называют линиями сгиба. Линия сгиба более вогнута, чем линия растяжения, тем самым давая место для мышц, которые сжимаются вместе, когда конечность сгибается. Эти линии могут идти от верха до низа, если конечность выпрямлена, но они всё равно будут влиять на остальные части рук и ног, когда конечности изогнуты.

pose-3-4.jpg

Вся поза плавно движется в пространстве и нам нужен инструмент под названием абстракция или набор ритмов, который соединит разрозненные части тела вместе используя анатомию, как линию воздействия. Эти абстрактные линии не хаотичны, их можно найти, когда рассматриваешь отдельные части тела.
Оба набора линий, если они использованы осознанно, вдохнут жизнь в позу, ещё до того, как к рисунку добавятся детали и позволят избавиться от ощущения скованности. Используйте эти знания в своей арматуре, и вы получите огромный материал для работы, что позволит усилить выразительность ваших поз.
Последний набор линий №8 с которым мы будем работать, это линии перспективы. Эллипсы обрисованы вокруг цилиндров, чтобы передать ощущение объёма фигуры, её пространственности и показать определённые точки в рисунке, где анатомия соединяется, для более точного расположения частей, даже при сильных перспективных искажениях. Я использую эти линии вместе с анатомическими ключевыми точками, чтобы помочь себе с перспективой, сжатием и наклоном фигуры, с вопросами выравнивания частей по отношению друг к другу и чтобы в итоге выстроить более убедительную начальную форму. Я использую 4 эллипса для каждого элемента рук и ног и 3 эллипса внутри торса.

243570.jpg


4 эллипса в руках делят руки на участки по 1/3, каждая треть, это отдельная масса в части тела: объемная масса, сужающаяся масса и сухожильная масса. Как верхние, так и нижние сегменты рук и ног выстроены схожим образом, но руки имеют дополнительный набор мышц – мышцы гребня, они изменяют силуэт рук по отношению к ногам. Эту сложную проблему можно решить на этапе арматуры, но сначала необходимо разобраться с положением рук, до того, как вникать в такие нюансы.
Вы можете закончить рисунок обозначив перекрестие на лице. Вертикальная линия перекрестия, помогает обозначать конец лица, его поворот, наклон черепа, тогда как горизонтальная линия обозначает отношения между симметричными элементами лица. Эти линии не используют для поиска положения головы в позе. Положение головы зависит от шеи.

pose-2.jpg

Ещё раз, если у вас есть некоторое понимание анатомии, тогда у вас не возникнет проблем с тем, чтобы провести дополнительную работу линией (отобразить эллипсы на наброске), что может помочь с экстремальными позами, активными позами, позами накачанных персонажей и с общим дизайном вашего рисунка. Используйте эти линии лишь как второй набор линий, поверх линий начальной арматуры. Если вы аниматор, то анимируйте, игнорируя эти понятия при начальном поиске позы, поскольку вы работаете с совершенно другими ограничениями.

IMG_0010.jpg

ParkourFISEChengdu.jpg

Если арматуру использовать с умом, то этот подход становится очень удобным, особенно при рисовании набросков длительностью от 30 секунд до 1 минуты на улице или в классе. Когда арматура выполнена хорошо, всего несколько простых линий уже смогут передать действие и возбудить ваш ум. ВСЕГДА ВКЛЮЧАЙТЕ КИСТИ РУК И СТОПЫ В АРМАТУРЫ, ПЕРЕСТАНЬТЕ ИХ БОЯТЬСЯ, КАК БУДТО ЭТО ЧТО-ТО НЕВЕРОЯТНО СЛОЖНОЕ! Это не так, и когда они есть в рисунке, то они лишь добавляют жизни позам, не говоря уже о помощи с пропорциями частей тела.

pose-7.jpg

Рисуйте их так часто, как только можете, пока не наберёте 10 000 рисунков, это сделает вас раскованным и поможет вам увидеть качество позы безо всякого ненужного хаоса. Арматура довольно полезный инструмент, и очень приятно осознавать, что мне не нужно искать референсы для своей идеальной позы.

657 0 850 18
5
2019-04-22
Больше таких постов!)
2019-04-24
местами автор весьма фигурально выражается, тем самым давая место когнитивному диссонансу в моей душе) но все равно круто, спасибо!!!
2019-04-24
Хорошая статья!
2019-05-05
Все очень смутно и малопонятно. Подушки какие то.
2019-05-08
Полезно, для практики самое то👍..
RENDER.RU