«Люди Икс: Апокалипсис»

31.05.2016

«Люди Икс: Апокалипсис». Дьявол - шут, Фассбендер - польский сталевар.

Пока Мстители, чья «гражданская война» более похожа на товарищеский матч, щедро раздают друг другу поздравительные подножки и подзатыльники, а Бэтмен умиляется, услышав имя матери Супермена, Люди Икс в который раз подтверждают статус самой сплоченной супергероической команды.

Брайана Сингера по праву можно считать крестным отцом «Людей Икс». Иронично, что режиссер, который, по собственному признанию, никогда не был фанатом комиксов, изрядно «втянулся» в экранизации комиксов Marvel. Именно он в начале двухтысячных сделал две первые части франшизы («Люди Икс», «Люди Икс-2»), и после длительного перерыва снял «Люди Икс. Дни прошлого будущего». Поэтому, как и полагается всем крестным родителям, Сингеру есть чем порадовать вверенное ему чадо, эти и другие новинки кино 2016 года смотрите онлайн http://kino-goda.com/load/2016/32 в день премьеры.

Действие картины переносит нас в 1983 год, где, проснувшись после нескольких тысячелетий сна, самый древний мутант Эн Саба Нур (Оскар Айзек), решает устроить апокалиптическую дезинфекцию, в результате которой выживут только сильнейшие. На роль всадников Апокалипсиса он приглашает «заблудших овец» - Шторм, Ангела, Псайлок, ну и (кто бы сомневался) Магнетто (Майкл Фассбендер). И его любимый враг, профессор Ксавье (Джеймс МакЭвой), не бросает заклятого друга в беде, и вместе с Мистик (Дженнифер Лоуренс), Зверем (Николас Холт) и Мойры Мактаггерт (Роуз Бирн) собирают не менее мощную команду из новых учеников школы чрезвычайных людей.

Герой Майкла Фассбендера за время, прошедшее с момента событий предыдущего фильма, успел залечь на дно в коммунистической Польше, где оброс семьей и стал сталеваром. Одно удовольствие наблюдать, как сексуальный ирландец Голливуда после тяжелой смены незаметно выходит с завода, на отечественной копии которого мог работать твой собственный дед или отец! Благодаря пестрой мультикультурности, которая является одной из ведущих идей серии комиксов, среди персонажей узнаются представители различных этносов и религий, а Х-Меn остаются носителями важных месседжей расовой и религиозной терпимости и толерантного отношения к любым меньшинствам. Но не спешите умиляться - лучше вооружитесь цитатой из «Бэтмена против Супермена», согласно которой «любое действие в этом мире - это политика», и вернитесь в далекий 1963-й, когда Marvel через образы сверхлюдей предоставляет скорую помощь истории в период карибского кризиса.

Спасательное плацебо национального самосознания абсорбировало в себя реальную и альтернативную историю сполна, создавая фантазийное пространство, в котором легче пережить и искусственные взрывы ядерных бомб, и убийство самого обожаемого после Линкольна президента Америки, Кеннеди. Кстати, за последнее в «Днях прошлого будущего» отбывал заключение Магнетто, и почти со слезами на глазах рассказывал Ртути, что он не стрелял, а только пытался отклонить пулю, так как президент также был мутантом. Ироническая и изысканная деталь, если вспомнить, как пятью годами ранее, в фильме «Хранители» (видимо, лучшей ленте Зака Снайдера) этот злосчастный выстрел совершил Комедиант, созданный Аланом Муром для DC Comics, главных конкурентов Marvel.

«Люди Икс: Апокалипсис» сильно засыпанные пеплом Холодной войны, хотя срок давности не дает ему пылать по полной. Искры неугасимого пламени несколько раз все же успевают озарить для нас конфликты, актуальные и для нашего времени - пусть и в альтернативном пространстве комиксовых реалий. Вот Апокалипсис заставляет человечество вернуть ядерные ключи - но в кадре мелькают только лица советских подводников, а вот во время монолога о падении фальшивых богов среди коллажа мировых культур, камера двусмысленно задерживается на златоглавом православном священнике...

В «Киногиде извращенца» Славой Жижек сравнил идеологию с очками, которые на нас надевает массовая культура. Поэтому через диоптрии Marvel вы как раз прочитаете о бесспорной американской мировой гегемонии и увидите, как глава США после очередного спасения мира звонит в ООН, где ему отвечают: «Вашими молитвами, господин президент». Но самое интересное препарировать идеологическую линию Магнето. Этот противоречивый герой Икс-менов впервые проявил сверхспособности в Освенциме, где убили его мать, поэтому всегда представлял на экране проблемы и последствия антисемитизма. И в этой части, случайно променяв американское процветание на развитие польского социализма, страдает от последнего, преданный стукачами-коллегами. А так пафосно разрушенный ним Освенцим больше напоминает аттракцион, кружляние на горках которого выжмет даже с самого циничного зрителя крошку эмпатии. 

Как ни странно, ахиллесовой пятой ленты оказывается вроде эффектный антагонист. Апокалипсис и Ко больше напоминают пятерку косплееров, которые впервые готовятся к Comic-Con, а однообразные в своей патетичности реплики главного злодея превращают его взаимодействие с противниками в не слишком хорошо разыгранный перфоманс с заранее предусмотренным финалом. Апокалипсис с его множеством сверхспособностей, видимо, не наделен таким привычным для простых смертных эмоциональным интеллектом, поэтому часто превращается в неуместного бога из машины. Вряд ли сине-черная глыба грима слизала налет дарования с лица Оскара Айзека, зловещий магнетизм которого уже работал в «Ex Machina» на все сто, поэтому оставим этот грешок на совести сценариста Саймона Кинберга, который, казалось бы, уже должен был сделать какие-то выводы из последних «Звездных войн». А пока критика срыгивает огнем противоречивых рецензий, Брайан Сингер, в фильме которого преимуществ все же больше, чем недостатков, в эпизодической сцене среди обычных студенческих болтовни равнодушно отвечает устами Джин Грей: «Третий фильм всегда плохой».

RENDER.RU