Галерея "2D Арт ": Основная → 

Портрет Ильина Василия Осиповича

Автор: Дата публикации:
В работе использовалось: Холст, масло Просмотров: 951
Рубрика: Портрет
Комментарий автора:

Голосование: 619
Голосов: 27 оценки

Другие работы автора в этой галерее:


Отзывы посетителей:

аватар
 
Никита Москалев 46 0

Спасибо, Роман. Буду рад увидеть работу в следующем выпуске!

аватар
 
Роман Цапик 2496 0
Главный редактор

Поздравляю, ваша работа отобрана для публикации в октябрьском выпуске журнала RENDER Magazine.

аватар
  vip
Artem2016 141 0

Очень хорошая работа.

аватар
 
Никита Москалев 46 0

Может кому будет интересна статья о портрете.

"Портрет моего деда Василия Осиповича Ильина"

Здравствуйте, хочу поделиться с вами историей написания одного портрета. Создание любого произведения начинается с замысла. В январе 2014 года у меня начал формироваться замысел новой работы – портрета моего деда Василия Осиповича Ильина. Неоднократно рисовал его еще будучи студентом, и позднее было несколько этюдов, но на большой серьезный портрет никак не хватало времени. Дедушка с готовностью согласился помочь, ведь он уже стал опытным натурщиком, да и пообщаться с внуком всегда в радость.

Первое, что я отчетливо себе представил, это тонально-пластическое решение работы: темная фигура на фоне зимнего снежного пейзажа. Начать работу решил с написания натурных этюдов, это часто используемый мной прием, потому что я отношусь к тем авторам, для которых отправной точкой в создании произведения являются увиденные события, явления окружающего мира. Для первого сеанса был выбран серый зимний день, когда солнце затянуто пеленой зимних облаков и свет, падающий на землю, рассеивается равномерно и мягко, без ярко-выраженных световых контрастов. Подготовив акварельный этюдник (часто использую его для небольших этюдов маслом), я встретился с дедушкой и мы отправились на поиски нужного места. Долго искать мы не могли (на тот момент Василию Осиповичу было 85 лет и его состояние здоровья накладывало ограничения на физические нагрузки), поэтому остановили свой выбор на скамейке, расположенной во дворе жилого дома. Пока дед усаживался, я, не теряя времени, готовил палитру для этюда: выдавливал необходимые краски, всматриваясь и сравнивая по тону фигуру и фон. Я наблюдал, чтобы увидеть характерное для дедушки положение. Василий Осипович уселся, уперев левую руку в поверхность скамейки и положив кисть правой руки на трость перед собой, что придало образу некоторую важность. Сделав фото (делать подготовительный рисунок с натуры не было возможности), я принялся писать этюд. Все внимание было сосредоточено на поиске цветовых отношений лица, черной куртки и светлого фона. Еще не была записана вся поверхность картона, а я уже чувствовал, что начинаю замерзать, и видел, что дедушка тоже. Приходилось писать быстро, игнорируя качество рисунка и делая упор на цвет. Работу закончили за 20 минут. Собирая этюдник, мысленно подводил итоги первого сеанса: главная задача поиска цветового решения больших пятен (лицо, одежда, фон) не была решена, а именно, мне не нравился цвет лица на работе – уж очень скучно, «заученной» смесью английской красной с охрой и белилами он был написан. Что же касается одежды и фона, то здесь ситуация была ясна: сильный тональный контраст между снегом на земле и черной курткой практически лишал предметы цветовой характеристики, хотя холодный сине-фиолетовый оттенок куртки на свету мне удалось, что называется «схватить». Вернувшись в квартиру к деду, мы согрелись горячим чаем и договорились еще об одном сеансе через пару дней, когда будут схожие погодные условия. На следующий день я просмотрел отснятые фотографии и свежий этюд с натуры. Окончательно определившись с позой фигуры, начал делать необходимые зарисовки. Прежде всего, это касалось фигуры в целом и складок одежды. Были сделаны подробные рисунки куртки, варежек, и, конечно же, портрета. Следующим этапом было определение содержания фона, потому что вид городского двора, панельной девятиэтажки и нескольких припаркованных машин меня не устраивал. При решении этой задачи я отталкивался от человека: мои дедушка родился и вырос в сельской местности, а главной его страстью была рыбалка. Чтобы обозначить связь с деревней, в карандашном эскизе я добавил на дальний план несколько сельских домиков и группу деревьев. Но чего-то еще не хватало, какой-то жизни или цвета, пятна… Пробовал нарисовать собаку – отвлекала, перетягивала на себя внимание. Птицы – тоже не то. В эскизе маслом появилась маленькая елочка слева от скамейки – на этом варианте и остановился, а пока пришло время второй попытки натурного этюда. Мы снова встретились с дедушкой, добрались до нашей скамейки и сразу приступили к делу. Я решил не начинать новый этюд, а переписать лицо на первом, не трогая куртку и фон. Стараясь изначально идти от более звонких, напряженных красочных комбинаций, нашел близкое к натуре сочетание тепла и холода, оттенков цвета на лице. Заканчивал этюд я с чувством удовлетворения –сеанс прошел не зря (мы снова стали замерзать, сказывалось отсутствие движения и небольшой ветер) и теперь мне было понятно, какие цветовые смеси взять за основу живописи самого портрета, а ведь написание лица станет самой сложной задачей и по цвету и по рисунку. Пришло время готовить холст. Размер работы вычислил так, чтобы портрет был натуральной величины. Заказал подрамник, холст подходящего размера нашелся в старых запасах, и началась обычная «кухня» - натяжка, проклейка, грунтовка. Пока холст подсыхал, я выполнил еще один портретный рисунок карандашом, чтобы точнее выявить для себя те черты, которые раскрывают образ в нужном ключе и понять графическую закономерность их передачи. Наконец-то холст готов и можно продолжать работу. Сначала был сделан подмалевок, а за ним прописывались небо и снег. Я старался написать все с первого раза, без необходимости дальнейшей доработки, тем более что дальний план не рассчитан на детализацию. Справившись с фоном, я перешел к работе над курткой, но до законченного состояния довести этот этап не удалось: не просто оказалось найти меру цвета в таком большом черном пятне, расположенном на фоне белого снега. Решив вернуться к этой части позднее, я приступил к самому сложному, а потому и самому интересному – к прописи лица. Портретное сходство, характер взгляда удалось найти сразу. Однако сомкнутость губ, мимика рта не устраивала, нужно было что-то менять. Дедушка пошутить любит и умеет, но на время позирования для этюда он принимал очень серьезное сосредоточенное выражение, уголки рта полностью опускались вниз и оттого образ становился холодным и отстраненным. Пришлось изменить линию рта, приподнять его уголки, но не доводя изображение до обычной улыбки. Что касается цветового качества живописи, то оно было не на высоте. Пришлось на время отступить и вернуться к прописи одежды. Теперь я более смело замешивал краску для рефлексов на куртке, стараясь не злоупотреблять черной краской как основой смеси. Этюд, выполненный с натуры, подсказывал в каком направлении вести работу, но степень завершенности разных участков портрета достигалась в ходе различных проб, попыток. Отдельный день был посвящен проработке перчаток, трости и написанию скамейки. Пришло время решать быть или не быть елке слева от скамейки. В эскизе маленькая ель «держалась», но, представив ее изображение в работе, я посчитал это лишним, так как появлялась своего рода театральность, надуманность. И вот весь холст «решен», прописан - пора возвращаться к живописи самого портрета. Почти сразу мне удалось найти нужный оттенок света, падающего на лицо – это была маленькая победа. К этому цвету «подтянулись» теневые участки и полутона. Пришлось повозиться с живописью носа, а точнее рисунком. Так как портретируемый находился в условиях серого зимнего освещения, то светотень заметна была очень слабо. Чтобы выстроить объем, форму лица, «вытащить» нос на передний план пришлось активно использовать цветовые контрасты, насыщенные красочные смеси. После нескольких недель работы портрет был почти готов и я оставил работу на несколько дней, чтобы потом свежим взглядом и последними исправлениями закончить портрет. Наконец, снова смотрю на холст - образ сформирован, однако отдельные места «режут» глаз качеством написания. Пришлось частично корректировать изображение куртки, переписать шарф и правую перчатку. Теперь, кажется все, работа закончена. Когда красочный слой просох, я показал портрет дедушке - он остался доволен и удивлен тем, как монументально он выглядит на холсте, сказал, что не зря сидели на морозе.

Никита Москалев

аватар
 
Никита Москалев 46 0

Размер 100 х 75 см. Натурные  цвета всегда сложные и чистые смеси редко идут в ход, это обусловлено и собственным видением автора и климатической зоной - в средней полосе у художников доминируют серые, зеленые, коричневые тона. Для сравнения художники-южане пишут звонкими, близкими к чистым смесями. В данном портрете многое написано с использованием черного марса, именно в небо добавлялась серая смесь, но не на черной холодной краске, а на теплой умбре натуральной. Я всегда использую черную и коричневую краски для точного попадания в оттенок. Как известно у цвета три параметра, важных для живописца: цветовой тон (красный, зеленый, синий и т.д.), светлота (темный-светлый) и насыщенность (степень выраженности цветового тона). Цветовой тон определить не трудно, светлоту тоже, если с рисунком все в порядке, а насыщенность как раз и регулируется добавлением в смесь серой краски, просто в одних случаях идет серая теплая, в других серая холодная. Поэтому черная краска важна, не зря какой-то классик (не помню имени) называл ее Королевой живописи, а белую-смертью живописи. Черным цветом надо уметь пользоваться, хотя можно и без него всю жизнь писать и писать здорово, все зависит от автора, его опыта, умения и знаний. 

аватар
 
Анатолий Б. 258 0

отличный портрет

хотелось бы видеть еще размеры холста в описании. это дает дополнительную информацию

у меня такой вот вопрос. для приглушения синевы, добавляете ли вы черную краску, например в небо. или пользуетесь разбелом и дополнительными цветами. это извечный вопрос черной краски

Зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий.
619
27 6
↑ -
Эту страницу просмотрели: 951 уникальных посетителей