Программирование контроллеров Biped

Введение

В уроке рассматривается модель пловца, выполненная на базе Biped (двуногого). Модель реализована средствами языка MAXScript.
Урок, как и два предыдущих – "Параметрическая модель стула" и "Снеговик", предназначен лицам, использующим или планирующим использовать MAXScript и, вдобавок, проявляющим интерес к мультимедийным проектам.
Анимация Biped может быть выполнена интерактивно, например, в режиме Footstep или в результате задания ключей анимации, которые могут быть созданы для выбранного элемента Biped на вкладке Motion, в окне Workbench или Curve Editor.
Кнопочное (ручное) задание ключей анимации Biped, отражающей, например, упражнения Тай-Чи или иные нетривиальные движения, – это весьма трудоемкая задача. Однако, работая в 3ds Max, решение такой задачи можно автоматизировать, применяя MAXScript. На входе MAXScript-программы могут быть данные, полученные в результате захвата движений, либо импортированные из других приложений, либо рассчитанные с помощью соответствующей математической модели.
В настоящем уроке иллюстрируется последний подход формирования входных данных.
Интерактивные средства управления Biped в уроке не рассматриваются.

Запуск программы

Запуск программы выполняется в 3ds Max в следующем порядке:

  1. Открыть редактор кода (меню MAXScript – MAXScript Editor).
  2. Перейти в открывшийся диалог и при необходимости создать новую вкладку (Ctrl + N).
  3. Скопировать код, приведенный в уроке, в чистую вкладку редактора.
  4. Позиционироваться в любом месте скопированного кода и нажать Ctrl + E, либо воспользоваться меню редактора Tools – Evaluate All.

Несколько слов о контроллерах

Объекты 3ds Max имеют свойства, значения которых могут изменяться во времени. Например, можно изменять радиус сферы или ее позицию.
Зависимость изменения значения свойства во времени называется анимационной кривой.
На рис. 1 приведен пример анимационной кривой. Порядок ее формирования рассмотрен чуть ниже.

Рис. 1. Анимационная кривая радиуса сферы

Контроллер 3ds Max – это, как правило, объект, содержащий данные, используемые для построения анимационной кривой.
Классификация контроллеров 3ds Max – это отдельная тема, здесь же приведем вводные сведения, в определенной мере способствующие восприятию настоящего урока.
Контроллеры разделяются на преопределенные и назначаемые.
Предопределенными контроллерами объект обладает с момента его создания. Так, после создания сфера, а точнее ее свойство Position, обладает контроллером Position_XYZ. В этом можно убедиться, выполнив в MAXScript Editor нижеприводимый код и просмотрев результаты в MAXScript Listener:

delete $*
animationRange = interval 0f 100f
sph = sphere radius:30
cP = sph.Position.Controller  -- Controller:Position_XYZ
showProperties cP
--.X_Position : float
--.Y_Position : float
-- .Z_Position : float

В приведенном коде сфера создается конструктором Sphere.
Выражение sph.Position.Controller возвращает ссылку на контроллер свойства Position сферы.
Метод ShowProperties показывает свойства объекта, ссылка на который передана методу в качестве параметра (в данном случае – это ссылка cP). Метод вернет false, если ему подать неподходящий параметр.
Метод Delete $* очищает сцену; метод будет присутствовать практически в каждом примере кода.
В примерах этого раздела используется анимационный интервал длиной в 100 кадров, устанавливаемый путем задания значения системной глобальной переменной animationRange.
Свойство Radius после создания сферы контроллером не обладает, что подтверждает следующий код, печатающий для выражения sph.Radius.Controller значение undefined (не определен):

delete $*
sph = sphere radius:30
sph.Radius.Controller      -- undefined

Анимация свойства, не обладающего изначально контроллером, может быть выполнена методом Animate On, например:

delete $*
sph = sphere()
animate on (
 at time 0 sph.Radius = 30
 at time 50 sph.Radius = 50
 at time 100 sph.Radius = 30
)
sph.Radius.Controller  -- Controller:Bezier_Float
playAnimation()

Метод PlayAnimation воспроизводит анимацию сцены.
Отметим, что в результате выполнения метода Animate On свойству Radius сферы будет назначен контроллер Bezier_Float, на что в приведенном коде укажет выражение sph.Radius.Controller. Анимационная кривая радиуса показана на ранее приведенном рис. 1. Для ее наблюдения следует выполнить: меню Graph Editors – Track View – Curve Editor – ветвь Objects – Sphere01 – Object – Radius.
Анимацию свойства, имеющего предопределенный контроллер, также можно осуществить методом Animate On, например:

delete $*
sph = sphere radius:30
animate on (
 at time 0 sph.Pos = [0, 40, 0]
 at time 50 sph.Pos = [0, -50, 0]
 at time 100 sph.Pos = [0, 40, 0]
)
playAnimation()

Можно, однако, прибегнуть к явному заданию ключей анимации, например:

delete $*
sph = sphere radius:30
cP = sph.Position.Controller  -- Controller:Position_XYZ
cPY = cP.Y_Position.Controller
addNewKey cPY 0    -- #Bezier Float key(1 @ 0f)
addNewKey cPY 50    -- #Bezier Float key(2 @ 50f)
addNewKey cPY 100    -- #Bezier Float key(3 @ 100f)
ks = cPY.Keys      -- #keys(0f, 50f, 100f)
ks[1].Value = 40
ks[2].Value = -50
ks[3].Value = 40
playAnimation()

В коде учтена особенность контроллера Position_XYZ: он является составным и осуществляет раздельное управление своими компонентами X_Position, Y_Position и Z_Position посредством трех контроллеров Bezier_Float. Эти три контроллеры также являются предопределенными.
Имя контроллера указывает на вид формируемой по его данным анимационной кривой (сплайн Безье) и на тип возвращаемых им данных (Float, вещественные данные).
В приведенном коде для сокращения вводится ссылка cPY на контроллер sph.Position.Controller.Y_Position.Controller.
Далее методом addNewKey формируются 3 ключа анимации в точках 0, 50 и 100 временного интервала (время указывается в кадрах).
Свойство Keys принадлежит классу MAXKeyArray и содержит массив ключей контроллера.
Значение свойства Y_Position родительского контроллера Position_XYZ устанавливается путем изменения свойства Value соответствующего ключа.

Контроллеры также можно поделить на контроллеры, обладающие ключами и контроллеры, не имеющие таковых.
Так, контроллер Bezier_Float функционирует на основе анимационных ключей, а рассмотренный в уроке "Параметрическая модель стула" контроллер Float_Expression формирует анимационную кривую по указанному в нем выражению. Это подтверждает следующий пример:

delete $*
animationRange = interval 0f 100f
sph = sphere()
fltX = float_expression()
fltX.SetExpression "if(F < 50, F, 100 - F)"
sph.Radius.Controller = fltX
fltX.Keys       -- #keys()
playAnimation()

В примере контроллер Float_Expression возвращает вещественно число, линейно зависящее от текущего времени. Радиус сферы устанавливается равным этому числу. Параметр F использованного выражения – это текущее, измеряемое в кадрах время анимации. Согласно выражению радиус сферы равен F, если время меньше половины длины анимационного интервала, в противном случае радиус равен 100 – F. Сформированная контроллером анимационная кривая радиуса показана на рис. 2.

Рис. 2. Анимационная кривая радиуса, сформированная контроллером Float_Expression

При формировании модели пловца используются только предопределенные, обладающие ключами контролеры.
В случае таких контроллеров их программирование заключается в создании ключей анимации и в определении значений свойств созданных ключей.

Структура Biped

Структура Biped, используемого в примерах урока, и отвечающей этой структуре двуногий приведены на рис. 3.

Рис. 3. Используемый Biped и его структура

Такой Biped создается следующим конструктором:

b2 = biped.CreateNew 100 -90.0 [0, 0, 0]

Первый параметр конструктора – это высота двуногого, второй – ориентации объекта (при нулевом значении этого параметра взгляд Biped устремлен в положительном направлении оси Х), а третий – позиция центра массы объекта. Угол поворота Biped и позиция центра массы задаются в мировой системе координат.
Компоненты двуногого, структура которого приведена на рис. 3, имеют номера и имена, используемые MAXScript для получения ссылки на компонент. Эти сведения приведены в следующей таблице:

 Индекс    Имя    Компонент Biped и подчиненные ему компоненты 
1 #larm L Clavicle L UpperArm L Forearm L Hand
2 #rarm R Clavicle R UpperArm R Forearm R Hand
5 #lleg L Thigh L Calf L Foot  
6 #rleg R Thigh R Calf R Foot  
9 #spine Spine Spine1 Spine2 Spine3
11 #head Head    
12 #pelvis Pelvis
17 #neck Neck      

Ссылку на компонент Biped вернет метод biped.GetNode:

nd = biped.GetNode <biped> <index> [link:<int_link>]

Первый параметр метода – это ссылка на Biped, второй – это номер корневого компонента рассматриваемой части тела (берется из столбца Индекс), третий, необязательный, – это номер дочернего компонента в иерархии рассматриваемой части тела.
Используя вышеприведенную таблицу, получим, например, ссылки на левую ладонь двуногого, его правую ступню и голову:

delete $*
b2 = biped.CreateNew 100 0.0 [0, 0, 0]
ndL = biped.GetNode b2 1 link:4  -- L Hand
ndFR = biped.GetNode b2 6 link:3 -- R Foot
ndH = biped.GetNode b2 11   -- Head

При этом свойство Parent (родитель) компонентов ndL и ndFR будут соответственно иметь значения L Forearm и R Calf:

ndL.Parent   -- L Forearm
ndFR.Parent  -- R Calf

Контроллеры Biped

Исчерпывающее описание контролеров Biped по понятным причинам не может быть дано в одном уроке. Поэтому приводятся сведения, необходимые для реализации разбираемой ниже модели пловца.
Biped, взятый как единое целое, управляется так называемым Body-контроллером, позволяющим изменять координаты тела двуногого в мировой системе координат. Контролер создается конструктором Transform.Controller или Controller, например:

b2 = biped.CreateNew 100 -90.0 [0, 0, 0]
bc = b2.Transform.Controller   -- bc = b2.Controller

В уроке используется короткая форма конструктора.
Body-контроллер принадлежит классу Vertical_Horizontal_Turn. Контролер обеспечивает доступ к компонентам Vertical, Horizontal и Turning класса SubAnim, посредством которых можно перемещать и вращать Biped. Эти операции выполняются средствами соответствующих контроллеров.
Пример. Анимировать перемещение Biped по оси Y на 100 единиц и его поворот вокруг оси X на 360°.

delete $*
animationRange = interval 0f 100f
b2 = biped.CreateNew 100 0.0 [0, 0, 0]
b2.Pivot = [0, 0, 0]
bc = b2.Controller
bcH = bc.Horizontal.Controller
bcT = bc.Turning.Controller
with redraw off (
 ks = biped.AddNewKey bcH 0
 ks.Y = 50
 ks = biped.AddNewKey bcH 100
 ks.Y = -50
 ks = biped.AddNewKey bcT 0
 ks.Rotation = eulerAngles 0 0 0 as quat
 ks = biped.AddNewKey bcT 50
 ks.Rotation = eulerAngles 180 0 0 as quat
 ks = biped.AddNewKey bcT 100
 ks.Rotation = eulerAngles 360 0 0 as quat
 sliderTime = 0f
)
playAnimation()

Два кадра анимации приведены на рис. 4.

Рис. 4. 35-й и 70-й кадры анимации Biped

В приведенном решении присваивание b2.Pivot = [0, 0, 0] вызывает перемещение базовой точки Biped в начало мировой системы координат. Наличие конструкции With Redraw с параметром off обеспечивает задание ключей анимации без перерисовки сцены.
Контроллер bcH = bc.Horizontal.Controller обеспечивает управление X и Y координатами Biped, а контроллер bcT = bc.Turning.Controller управляет поворотом двуногого.
Анимационные ключи создаются методом biped.AddNewKey. В случае контроллера bcH ключ имеет свойства X и Y, а в случае bcT – свойство Rotation. Единица измерения Rotation – кватернион.
Управление Z координатой двуногого выполняется посредством Vertical-контроллера, например код:

delete $*
b2 = biped.CreateNew 100 0.0 [0, 0, 0]
bc = b2.Controller
bcV = bc.Vertical.Controller
ks = biped.AddNewKey bcV 0
ks.Z = -25
ks = biped.AddNewKey bcV 100
ks.Z = 25
sliderTime = 0f
playAnimation()

обеспечит анимацию перемещения Biped по оси Z.
Заметим, что ключи, создаваемые в приводимых примерах, имеют и иные свойства, знакомство с которыми выходит за границы настоящего урока.
Координаты компонента Biped могут быть изменены после ассоциирования компонента с подходящим контроллером, например Bezier_Position. Также можно употребить метод biped.SetTransform, выполняющий преобразование перемещения, поворота или масштабирования отдельного компонента Biped и при необходимости создающий ключ в текущей точке временного интервала. Например:

sliderTime = 20f
biped.SetTransform nd #pos [20, 30, 0] true

Первым параметром метода является ссылка на компонент Biped, вторым – вид преобразования #pos, #rotation или #scale, третьим – значение ключа, а четвертым – флаг создания ключа. Ключ будет создан, если этот флаг имеет значение true. В противном случае преобразование будет выполнено без создания ключа.
Пример. Приподнять правую руку Biped на 30 единиц по оси Z и удалить ее от плеча на 10 единиц по оси X.

delete $*
b2 = biped.CreateNew 100 0.0 [0, 0, 0]
ndR = biped.GetNode b2 2 link:4   -- R Hand
btp = biped.GetTransform ndR #pos
biped.SetTransform ndR #pos (btp + [10, 0, 30]) false
btp2 = biped.GetTransform ndR #pos

Координаты компонента Biped (в данном случае ладони правой руки) возвращаются методом biped.GetTransform. До преобразования они равны [0.0142776,-10.6849,-41.681], а после преобразования имеют значение [10.0143,-10.6849,-11.681]. Используется мировая система координат.
Если же попытаться приподнять ладонь на 300 единиц, то, несмотря на бессмысленность такой попытки (величина смещения существенно превосходит длину руки), преобразование все же будет выполнено, а результирующие координаты ладони окажутся равными [1.0656,-8.13174,15.8423].
Иными словами, плохие позиции буду восприняты методом, но нередко с непредсказуемым результатом.
Результаты описанных преобразований приведены на рис. 5.

Рис. 5. Преобразования позиции правой ладони Biped

Аналогичный результат можно получить, назначив компоненту R Hand контроллер Bezier_Position, например:

delete $*
b2 = biped.CreateNew 100 0.0 [0, 0, 0]
bc = b2.Controller
ndR = biped.GetNode b2 2 link:4   -- R Hand
bzP = bezier_position()
biped.CreatePosSubAnims bc bzP true
biped.SetPosSubAnim bc [0, 0, 0] ndR true
biped.SetPosSubAnim bc [10.0143,-10.6849,-11.681] ndR true

Рассмотрение назначаемых контроллеров Biped выходит за рамки настоящего урока. Далее будет употребляться только метод biped.SetTransform.
Чтобы не задавать бессмысленные значения координат, достаточно знать векторы масштабирования компонентов объекта. Эти значения для указанного элемента можно получить методом biped.GetTransform с параметром #scale.
Пример. Определяется вектор масштабирования левого предплечья двуногого, высота которого равна 100 единицам.

delete $*
b2 = biped.CreateNew 100 0.0 [0, 0, 0]
ndL = biped.GetNode b2 1 link:2   -- L UpperArm
bts = biped.GetTransform ndL #scale  -- [14.4578,14.4578,14.4578]

Изменение высоты объекта приведет к пропорциональному изменению векторов масштабирования его компонентов.

Модель пловца

В основном примере урока рассматривается модель пловца, использующего стиль плавания "Ми-8": быстрая работа рук подобна вращению лопастей вертолета.
Стиль напоминает кроль, не столь эффективен, но весьма выразителен (рис. 6).

Рис. 6. Стиль плавания Ми-8 (фрагмент)

Изначально пловец помещается в начало координат. Движение выполняется в отрицательном направлении оси Y.
Особенности стиля Ми-8:

  • траектория рук – это окружность, расположенная в плоскости XZ;
  • ступни также перемещаются по окружности этой же плоскости;
  • голова покачивается вверх-вниз;
  • совершаются небольшие повороты движения тела относительно нижнего позвонка.

Центр окружности, задающей траекторию движения ладони пловца, размещен в базовой точке соответствующего предплечья. Центр окружности, задающей траекторию движения ступни пловца, размещен в базовой точке соответствующего бедра.
Замеры Biped показывают, что базовая точка правого предплечья находится в позиции
[-0.0801 * H, 0, 0.30825 * H],
где H – высота Biped, а сам Biped помещен в начало координат. В позицию правого предплечья помещен центр окружности, задающей траекторию движения правой ладони. Центр окружности для ладони левой руки находится в позиции
[0.0801 * H, 0, 0.30825 * H].
Длина руки, вычисляемая как расстояние между базовыми точками предплечья и ладони Biped, равна
(0.30825 – 0.01988) * H = 0.28837 * H.
Это значение используется в качестве радиуса окружностей для ладоней пловца.
Позиция базовой точки правого бедра равна
[-0.04854 * H, 0, 0].
В эту позицию помещен центр окружности, задающей траекторию движения правой ступни. Центр окружности для ступни левой ноги находится в точке
[0.04854 * H, 0, 0].
Длина ноги, вычисляемая как расстояние между базовыми точками бедра и ступни Biped, равна
0.48301* H.
Это значение используется в качестве радиуса окружностей для ступней ног пловца.
Тогда имеем следующее уравнение окружности, задающей траекторию правой ладони:
y = 0.28837 * cosφ* H
z = (0.30825 + 0.28837 * sinφ) * H
φ ∈ [0, 360]
Уравнение окружности, определяющей траекторию правой ступни:
y = 0.48301 * cosφ * H
z = 0.48301 * sinφ * H
φ ∈ [-110, -60]
Очевидны уравнения и левых окружностей рассматриваемых частей тела Biped.
На рис. 7 показаны посредством сфер траектории движения рук и ног двуногого.

Рис. 7. Стиль Ми-8: траектории движения ладоней и ступней

Для формирования рис. 7 использован следующий код (для наглядности несколько увеличена длина траектории ступней ног):

delete $*
h = 100
b2 = biped.CreateNew h -90.0 [0, 0, 0]
b2.Pivot = [0, 0, 0]
d = 36
ng = -d
x = -0.1 * h
for k = 1 to 10 do (
 ng += d
 y = 0.28837 * cos ng * h
 z = (0.30825 + 0.28837 * sin ng) * h
 sphere radius:3 pos:[x, y, z] wireColor:[135, 110, 8]
)
d = 16
ng = -150
x = -0.04854 * h
for k = 1 to 6 do (
 ng += d
 y = 0.48301 * cos ng * h
 z = 0.48301 * sin ng * h
 sphere radius:2.5 pos:[x, y, z] wireColor:[6, 135, 113]
)

Программирование контроллеров Biped

Движение пловца показывается на интервале из 216 кадров. За это время руки выполняют 3 оборота по 360°. Угловая скорость ног в 3 раза превышает угловую скорость рук, поэтому каждая нога выполняет по 9 циклических движений. Угловые движения головы и позвоночника выполняются с одинаковой периодичностью.
Обсудим теперь программу, позволяющую Biped плыть стилем Ми-8. В программе функции Hand, Foot, Head и Spine отвечают за движение отдельных частей тела пловца. Функция MvLL управляет пловцом, как единым целым. Используемые в расчетных формулах коэффициенты округлены до 2-го десятичного знака, что не влияет на качество анимации.
Функция Hand вызывается дважды. При первом обращении она создает ключи анимации элемента L Hand, а при втором – R Hand.

fn hand nd d ngs x dt ni nj h = (
 tm = -dt
 sc = 0.29; z0 = 0.31
 for j = 1 to nj do (
  ng = ngs - d
  for k = 1 to ni do (
   ng += d
   y = sc * cos ng * h
   z = (z0 + sc * sin ng) * h
   tm += dt
   sliderTime = tm
   biped.SetTransform nd #pos [x, y, z] true
  )
 )
)

Функция Foot создает ключи анимации элементов L Foot и R Foot.

fn foot b2 x dt ni nj kj h = (
 d = 8
 tm = -dt
 sc = 0.48
 ng = -118
 ng2 = -68
 ni2 = 0.5 * ni + 1
 ndFL = biped.GetNode b2 5 link:3  -- L Foot
 ndFR = biped.GetNode b2 6 link:3  -- R Foot
 for j = 1 to (nj * kj) do (
  for k = 1 to ni do (
   d2 = if k < ni2 then d else -d
   ng += d2
   ng2 -= d2
   y = sc * cos ng * h
   z = sc * sin ng * h
   y2 = sc * cos ng2 * h
   z2 = sc * sin ng2 * h
   tm += dt
   sliderTime = tm
   biped.SetTransform ndFL #pos [x, y, z] true
   biped.SetTransform ndFR #pos [-x, y2, z2] true
  )
 )
)

Функция Head отвечает за покачивание головой (элемент Head, рис. 8).

Рис. 8. Предельные положения головы пловца

fn head b2 tSp nj = (
 dt = (2.0 / 3.0) * tSp
 tm = -dt
 ndH = biped.GetNode b2 11  -- Head
 arrBtr = #(eulerAngles -90 -70 -90, eulerAngles 90 -60 90)
 for j = 1 to nj do
  for k = 1 to 2 do (
    tm += dt
    sliderTime = tm
    biped.SetTransform ndH #rotation (arrBtr[k] as quat) true
  )
)

Функция Spine, воздействуя на одноименный элемент Spine, управляет угловыми движениями тела вокруг вектора скорости (рис. 9).

Рис. 9. Предельные повороты корпуса пловца (вид сверху)

fn spine b2 ngS tSp nj = (
 dt = (2.0 / 3.0) * tSp
 tm = -dt
 dNg = 2 * (-90 - ngS)
 ndSpn = biped.GetNode b2 9 link:1  -- Spine
 for j = 1 to nj do (
  ng = ngS
  for k = 1 to 2 do (
    tm += dt
    sliderTime = tm
    btr = eulerAngles -90 -90 ng as quat
    biped.SetTransform ndSpn #rotation btr true
    ng += dNg
  )
 )
)

Функция MvLL ориентирует Biped вдоль оси Y и организует его перемещение в отрицательном направлении этой оси.

fn mvLL bc aRng = (
 bcT = bc.Turning.Controller
 ks = biped.AddNewKey bcT 0f
 ks.Rotation = quat -0.5 -0.5 0.5 0.5
 ks = biped.AddNewKey bcT aRng
 ks.Rotation = quat -0.5 -0.5 0.5 0.5
 --
 bcH = bc.Horizontal.Controller
 ks = biped.AddNewKey bcH 0f
 ks.Y = 70
 ks = biped.AddNewKey bcH aRng
 ks.Y = -70
)

Вспомогательная функция Prps выполняет подготовку сцены.
Ниже приводится вся программа, которую можно скопировать и исполнить в MAXScript Editor, а далее следуют несколько кадров анимации (рис. 10).

fn prps = (
 delete $*
 units.DisplayType = #Generic
 units.SystemType = #Inches
 viewport.SetLayout #layout_4
 viewport.ActiveViewport = 4
 max vpt persp user
 viewport.SetGridVisibility 4 false
)
fn hand nd d ngs x dt ni nj h = (
 tm = -dt
 sc = 0.29; z0 = 0.31
 for j = 1 to nj do (
  ng = ngs - d
  for k = 1 to ni do (
   ng += d
   y = sc * cos ng * h
   z = (z0 + sc * sin ng) * h
   tm += dt
   sliderTime = tm
   biped.SetTransform nd #pos [x, y, z] true
  )
 )
)
fn foot b2 x dt ni nj kj h = (
 d = 8
 tm = -dt
 sc = 0.48
 ng = -118
 ng2 = -68
 ni2 = 0.5 * ni + 1
 ndFL = biped.GetNode b2 5 link:3  -- L Foot
 ndFR = biped.GetNode b2 6 link:3  -- R Foot
 for j = 1 to (nj * kj) do (
  for k = 1 to ni do (
   d2 = if k < ni2 then d else -d
   ng += d2
   ng2 -= d2
   y = sc * cos ng * h
   z = sc * sin ng * h
   y2 = sc * cos ng2 * h
   z2 = sc * sin ng2 * h
   tm += dt
   sliderTime = tm
   biped.SetTransform ndFL #pos [x, y, z] true
   biped.SetTransform ndFR #pos [-x, y2, z2] true
  )
 )
)
fn head b2 tSp nj = (
 dt = (2.0 / 3.0) * tSp
 tm = -dt
 ndH = biped.GetNode b2 11  -- Head
 arrBtr = #(eulerAngles -90 -70 -90, eulerAngles 90 -60 90)
 for j = 1 to nj do
  for k = 1 to 2 do (
    tm += dt
    sliderTime = tm
    biped.SetTransform ndH #rotation (arrBtr[k] as quat) true
  )
)
fn spine b2 ngS tSp nj = (
 dt = (2.0 / 3.0) * tSp
 tm = -dt
 dNg = 2 * (-90 - ngS)
 ndSpn = biped.GetNode b2 9 link:1  -- Spine
 for j = 1 to nj do (
  ng = ngS
  for k = 1 to 2 do (
    tm += dt
    sliderTime = tm
    btr = eulerAngles -90 -90 ng as quat
    biped.SetTransform ndSpn #rotation btr true
    ng += dNg
  )
 )
)
fn mvLL bc aRng = (
 bcT = bc.Turning.Controller
 ks = biped.AddNewKey bcT 0f
 ks.Rotation = quat -0.5 -0.5 0.5 0.5
 ks = biped.AddNewKey bcT aRng
 ks.Rotation = quat -0.5 -0.5 0.5 0.5
 --
 bcH = bc.Horizontal.Controller
 ks = biped.AddNewKey bcH 0f
 ks.Y = 70
 ks = biped.AddNewKey bcH aRng
 ks.Y = -70
)
prps()
ni = 12
nj = 3
-- Time space
tSp = 72.0
aRng = nj * tSp
animationRange = interval 0f aRng
with redraw off (
 h = 100.0
 b2 = biped.CreateNew h -90.0 [0, 0, 0]
 bc = b2.Controller
 bc.BodyType = 3   -- Classic
 b2.Pivot = [0, 0, 0]
 d = 30
 x = 0.08 * h
 dt = tSp / ni
 ndL = biped.GetNode b2 1 link:4  -- L Hand
 ndR = biped.GetNode b2 2 link:4  -- R Hand
 -- Hands
 hand ndL d 0 x dt ni nj h
 hand ndR d 180 -x dt ni nj h
 x2 = 0.05 * h
 kj = 3
 dt2 = dt / kj
 -- Foot
 foot b2 x2 dt2 ni nj kj h
 -- Head
 head b2 tSp nj
 -- Spine
 spine b2 -110 tSp nj
 -- Move
 mvLL bc aRng
 sliderTime = 0f
)
playAnimation()

Рис. 10. Ми-8 на Render.ru

Заключение

Используя описанные средства, можно реализовать модели различных регулярных движений, выполняемых, например, лыжниками или конькобежцами. Нерегулярные движения с большим числом оттенков, скажем, движения балерины, также можно представить в виде Biped-моделей, но с привлечением иных методов, основанных, например, на захвате движений.

Источники

  1. Autodesk® 3ds Max® 2009 MAXScript Reference.
  2. Бартеньев О. В. Программирование модификаторов 3ds Max. Учебно-справочное пособие. – М.:Физматкнига, 2009. – 341 с.
  3. http://100byte.ru/
503 0 850 23
36
2010-12-23
Давно уже пора переходить на видеоуроки.
2010-12-23
Уважаемый автор, во первых - если результат вашего урока анимация, то в конце нужно показывать видео а не картиночки. Во вторых то , что вы так усердно скриптуете анимируется за 35 секунд вручную. А писать скрипт для дергания ножками и вращения ручек это равносильно лечению кариеса через анальное отверстие.
2010-12-23
Уважаемый, Frenzy07. неужели Вы не понимаете, насколько нелепы Ваши суждения? Если это так, то это беда.
2010-12-23
[b]KhanS [/b] я бы сказал по-другому, для таких целей ,которые упорно скриптует автор, пора переходить с [s]говномакса[/s] архвизесркого софта на предназначенные для этого пакеты - софтимейдж и гудини, где можно тоже самое описывать нодами(ну или же в разы более удобными скриптами, если функциональность нод не устраивает), как будто собирая материал, или иными словами, визуально программировать [b]Frenzy07[/b] просто пример не слишком уждачный, а так на эт контроллеры можно повесить куда более мощную систему, включая рэгдолл, скажем на симуляции верле, свою кастомную процедруную ходьбу\бег и прочие виды циклящейся анимации, при этом смешивая их с традиционными шагами получать быстрее и нагляднее циклы, модулируемые пользователем посредством этих шагов, ну и да, пакет для этого ну прямо самый неудачный я бы сказал, имхо
2010-12-23
ах да, ну и 5\5 за проталкивание подобных идей, а то запарили стопиццотным шлаком про врей и архитектурку
2010-12-23
[b]Mr.Core [/b] сбавь обороты... каждому своё... макс, гудини майка: старый не нужный треп! если кому интересно вот ссыль на Felix Joleanes, который с успехом мучаеться с максом :) http://joleanes.com/tutorials/ikfk_pivot/ikfk_pivot.php
2010-12-23
catBurdger , батенька, это не суждения, это утверждения человека который зарабатывает 3д графикой уже 12 лет. Если суть моего комментария до вас не доходит, то я могу привести другой пример - в фотошопе удобней рисовать кисточкой чем программировать её движение. В ворде удобней просто писать тексты чем программировать макрос который будет имитировать нажатие клавиш. Но это даже не так важно как то что в любой деятельности важен результат, а не процесс. Вот по вашему способу результат будет плачевный. Так что по всем пунктам ваши труды - это потерянное время. Удобства - ноль. Результат нулевой. Применение в реальной работе ноль. С точки зрения учебного пособия тоже ноль. Mr.Core да , можно было бы написать параметрическую анимацию на макс скрипте и повесить регдол и все такое но автор же не в силах это сделать.
2010-12-24
Уважаемы Frenzy07, на потолке тоже неудобно спать - одеяло спадает!
2010-12-24
catBurdger вы подтверждаете мою догадку, что адекватность по жизни равняется адекватности в профессиональном отношении.
2010-12-24
Во многих случаях maxscript незаменим, и аниматор, владеющий минимильными навыками, может здорово облегчить себе жизнь. Уроки по скриптам редки, потому всегда интересны. Однако три шедевра подряд от автора, вызывают недоумение экстравагантностью приложения усилий. Ну хочется параметрический стул, сделайте Scripted SimpleObject Plug-in. С PF чуть получше, но не снеговиков-же фабриковать. Возможно, автору стоит пересмотреть вектор приложения энергии пытливого ума, в сторону чего-то более универсального и практичного.
2010-12-25
[quote=Frenzy07] catBurdger , батенька, это не суждения, это утверждения человека который зарабатывает 3д графикой уже 12 лет. Если суть моего комментария до вас не доходит, то я могу привести другой пример - в фотошопе удобней рисовать кисточкой чем программировать её движение. В ворде удобней просто писать тексты чем программировать макрос который будет имитировать нажатие клавиш. Но это даже не так важно как то что в любой деятельности важен результат, а не процесс. Вот по вашему способу результат будет плачевный. Так что по всем пунктам ваши труды - это потерянное время. Удобства - ноль. Результат нулевой. Применение в реальной работе ноль. С точки зрения учебного пособия тоже ноль. Mr.Core да , можно было бы написать параметрическую анимацию на макс скрипте и повесить регдол и все такое но автор же не в силах это сделать. [/quote] Прошу прощения, что перебиваю, но в какой сфере вы работаете 12 лет, а то 3д графика обширна...можно и залипухи делать 12 лет сидя в монтажке, а можно нормальный человеческий fx делать, который не стыдно показать людям....Просто есть такие люди, которым западло тратить по 35 секунд на создание ручной анимации каждый раз, когда возникает задача - они пишут скрипт, потратив некоторое время, но потом это приносит ааааафигенную выгоду - выделил, что нужно заанимачить, клацнул кнопку и все и делай так хоть стопицот тыщь раз. Скриптование очень универсально - не обязательно махать руками, тот же скрипт можно применить и к механическим каким-то вещам, абстрактым, к любым, где хватило фантазии и в сотой и сотый раз делать это руками - крайне глупо. Если есть макрос написания фразы в ворде "Ололо пыщь пыщь", который активируется по нажатию хоткея - это очень быстро, не тратится время на шлепание по клавишам. В фотошопе существует Save actions, чтобы каждый раз как обезьяна не сидеть и не повторять рутинные операции - это тупо скрипт, который машина пишет сама вслед за юзером. Мне крайне не ясно, как можно проработать 12 лет в трехмере и не понимать всей прелести скриптования...неужели Frenzy07 не пользовался ни разу скриптами чужими, которые делали за него все то, что пришлось бы делать руками!?..не говорю уже про свои собственные скрипты....и вцелом рассуждения человека и тем более примеры про фотошоп и ворд меня сразили наповал и я не смог удержаться от комментирования... Автору урока уважуха за то, что рассказывает, как работает МАКС СКРИПТ, а не как АНИМАЧИТЬ руки крутящиеся и тот, кто вкурит тему, сможет сделать свой инструмент под себя, экономя свое рабочее время и просто радуясь жизни, нежели сидеть и руками подкручивать что-то....как это звучит...слово есть такое сложное....процедурализм....работая 12 лет в трехмере это слово должно быть как "отче наш"... В завершении могу добавить одно: макс не совсем удобен в плане процедурности, она как бы есть, макс скрипт и все дела, но уж больно через одно место и все же слегка ограниченно...чего стоит только задача создания своей уникальной глобальной переменной, которую можно юзать из проекта в проект, подставляя нужные крутилки....Короче говоря если: та же гудини или майка более гибкие системы, но это не значит, что макс полное говно - кому как удобнее и кому что нужно...дело каждого ))
2010-12-26
[quote=Василий Пономарев] Автору урока уважуха за то, что рассказывает, как работает МАКС СКРИПТ, а не как АНИМАЧИТЬ руки крутящиеся и тот, кто вкурит тему, сможет сделать свой инструмент под себя, экономя свое рабочее время и просто радуясь жизни, нежели сидеть и руками подкручивать что-то....как это звучит...слово есть такое сложное....процедурализм....работая 12 лет в трехмере это слово должно быть как "отче наш"... [/quote] Для того что бы "вкурить" максскрипт нужно читать хелп и смотреть примеры . Все примеры и туторы из максовского хелпа можно применить в реальной работе, то есть их придумывали на основе реальных запросов, такого абсурда как кручение ручек бипеда там нет. То есть урок должен показывать еще и РАЗУМНОЕ и ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ применение инструментов. А после вот таких уроков на рынке труда ходят толпы непонятных неофитов которые не в силах просто примитивную но ПРАВИЛЬНУЮ модель сделать, зато знают про гудини и про то что 3дмакс бяка. На счет процедурности. Я думаю что вы не вполне понимаете смысл этого слова. Вот люди делают софт для процедурной анимации персонажей http://www.naturalmotion.com/ а то что нам продемонстрировал катбургер - это макрос для кручения ручками и ножками. Две огромные разницы.
2010-12-28
Согласен с Frenzy07! Хорошо говорит и по делу. Урок читать не стал (кода слишком много :) ). Автор молодец, работы много проделал, НО: [quote] Кнопочное (ручное) задание ключей анимации Biped, отражающей, например, упражнения Тай-Чи или иные нетривиальные движения, – это весьма трудоемкая задача. Однако, работая в 3ds Max, решение такой задачи можно автоматизировать, применяя MAXScript. [/quote] Анимация - да,трудоемкая задача. Только написал бы лучше не о том, что можно гораздо лучше сделать вручную, а о том, как применять скрипты там, где руками труднее и дольше. Управление толпой например (?). А футстепы или тем более махскрипт в самой анимации - плохая идея (если это не какое-ниб. дрожание). Аниматор сделает лучше, чем машина.Всегда.
2010-12-28
Да и кстати...чем больше опыт, как мне кажется, тем больше доверия именно ручной работе.
2010-12-28
[b]Wiellarifayeretielliy v [/b] я всегда подозревал, что лучше сделает таки машина, оцифровав движение человека (мокап называется) ну и если отбросить шутку про мокап, есть такая шняга как эндорфин, он конечно довольно специфичен, но направление развития правильное, и если заставить комп симулировать все человеческие мышцы, любой аниматор будет курить в стороне
2010-12-29
[quote=Mr.Core] что лучше сделает таки машина, оцифровав движение человека (мокап называется) [/quote] Аниматор делает анимацию не ради механического движения, он делает анимируемый обьект живым, передающим эмоции и чувства. Простой кубик можно просто двигать, а можно наделить его характером и эмоциями и даже половой пренадлежностью. Эндорфин.....ему далеко до совершенства, а результаты вышлядят если честно - убого, для игр сойдет, но не для мультфильмов или кино. Эндорфин хорош в симуляции свалки тел в фильмах про катастрофы, например Титаник, там эта хрень использовалась. И еще про мокап. С изобретением такой штуки как фотоаппарат, говорили о том, что художники нафиг не нужны, но вы с радостью повесите картину на стену, а не фото. То же с мокапом, он сильно упрощает жизнь, но мокап очень ограничен, то, что может сделать человек руками не под силу электронным датчикам. И вообще все время ценились вещи, сделанные РУКАМИ, именно потому существует такой ресурс, как Render.ru, потому что ЛЮДИ творят своими РУКАМИ, а не машины....машины лишь инструмент. Мокап сосет XDDDD http://www.youtube.com/watch?v=OBk3ynRbtsw
2010-12-29
Рлик я видел, но я подразумеваю что речь идет о фоториале,какие тут чувства и эмоции? мокап сосет? может кэмерону и вачовским это скажешь? я бы посмотрел. на картуны мне нарсать, я имею ввиду кинопроизводство, а не мульты\геймдев, и то уг которое человек делает руками "сосет", как вы выражаетесь, по полной программе у мокапа
2010-12-29
Спросить у Кэмерона? А ты не хочешь у него спросить как они анимацию животных делали, а?
2010-12-29
Кстати, в фильме ТРОН большинство акробатических сцен сделано руками аниматоров, мокап не использовался. Интересно почему?
2010-12-29
что ты сразу на животных увиливаешь, я тебе про людей и голубых гуманоидов говорю ,как про самое сложное :) не хочешь спросить, почему же на них мокап использовали? почему же мимика лица такая реалистичная? ведь именно лицом передается большинство эмоций, ай-яй-яй, господа аниматоры видно не в состоянии такое сделать я согласен что мокап не везде можно использовать, но там, где его таки можно применить, ему равных нету
2010-12-29
Ну на гуманоидах - тут решают несколько факторов. 1. Скорость. 2. Работа с реальными актерами. А вот насчет "самого сложного", тут я не согласен, лично для меня анимация животных сложная задача, гуманоида я каждый день в зеркале вижу и на улице)) Мое мнение - мокап скучен. Все движения, что может сделать актер, я вижу каждый день, всю мою жизнь, это приелось, а вот добавь персонажу чуток мультяшности - сразу интереснее смотреть. Ах да, еще это своего рода "понты" для пипла)) Согласись, эти две фразы звучат по-разному. "Фильм создан с использованием новейших технологий moution capture и моделировании биомеханики и моторной нервной системы в режиме реального времени." "Фильм создан силами нашей команды аниматоров, скажем им спасибо" А вообще, о чем мы спорим? Главное - это результат, так? Используя этот урок с Макс Скриптом, что мы получаем на выходе? Офигенную анимацию? Все наверное видели замечательные ролики от Blizzard, глаз радуется. В роликах по Варкрафту от и до - ручная анимация. Можно ли добиться лучшего качества используя мокап?
2010-12-29
про урок не будем, но все же ролики от близарда не блещат реализмом, точнее на персах там его вообще нету, а для кинематографа это критично, взять тех же аборигенов из аватара, там мультяшность вообще ни к селу ни к городу, ведь какая цель преследуется? подделать реальность, без доп. эмоций, просто и тупо повторить то, что происходит\должно происходит ьв реальности, и мокап тут и должен быть скучным, холодным, и простым и точным повторением движений актеров
2010-12-30
Mr.Core. Сразу видно, что вы не очень разбираетесь в анимации и никогда её не создавали. 1) Уж не знаю, что вы понимаете под мультяшностью, но если вы имеете в виду принципы анимации и гиперболизацию движения, то в Аватаре это есть. Просто для мультиков все движения делаются в более утрированной форме, чем для кино. 3) Не большинство, а все эмоции передаются, в первую очередь, позой. При приближении к другому человеку, зритель начинает различать черты лица, и они приплюсовываются к тому, что передаёт поза. А потом, когда начинает различать глаза, то и они делают свой вклад в передаваемую эмоцию. 4) В ЛЮБОМ экранном искусстве, где есть актеры, главное пантомима. Эту игру создаёт актёр, а уж как он создаёт: рисуя, играя перед камерой или записывая с себя (или кого-то ещё) мокап это уже не важно. 5) В Аватаре есть и ручная анимация и MOCAP. MOCAP использовали там, где можно было сэкономить на работе аниматора. Если бы вы сделали, хотя бы одну секунду анимации, то знали бы, что это такое и понимали, что такого качества как в Аватаре достигнуть (ручным трудом) очень не просто и очень ДОРОГО. И без MOCAP этого фильма вообще бы не было на наших экранах. Но это не значит, что он круче анимации, так как всё, что выходит за рамки человеческих возможностей, делалось руками аниматоров. MOCAP всё равно потом обрабатывается человеком (аниматором или оператором мокапа - это как кому больше по душе), для создания акцентов в движении и чистки ошибок считывания информации. 6) В создании движения на экране, главное правдоподобность, а не реалистичность - надеюсь вы понимаете разницу между этими словами? ________________________________________ Автору статьи: Молоток, единственно хочу сказать, что, к сожалению, именно эти примеры не особо найдут своего применения в жизни. Хотя бы потому, что быстрее и проще подобные движения, можно будет сделать методом "эклера" (то бишь ротоскопии, только вместо обводки линией можно выставлять позы модели). Но если применять эту информацию для других целей, каких-то своих, здесь не описанных, то ваша статья очень поможет. Но, ещё раз повторюсь, вы молодец и, на мой субъективный взгляд, очень хороший программист. Желаю удачи.
2011-01-01
[b]Анимон[/b] да, я не персонажник, вы правы, все кончилось на экспериментах (неудачных) с байпедом, после чего я забросил персонажку и макс в частности Хочу сказать, что выводы сделаны в основном на том, что ручная анимация смотрится абсолютно негодно по сравнению с результатами мокапа, а больше мне ничего и не надо знать, если не сложно, приведите пример того, где ручная анимация не выдает своей рукотворности По поводу "правдоподобность, а не реалистичность" - в данном случае нет, не различаю, может быть вы имели ввиду физическую корректность и правдоподобность для глаза? так как правдоподобность идет от "правде подобно", т.е. как оно в реальности
2011-01-01
[quote] Хочу сказать, что выводы сделаны в основном на том, что ручная анимация смотрится абсолютно негодно по сравнению с результатами мокапа, а больше мне ничего и не надо знать, если не сложно, приведите пример того, где ручная анимация не выдает своей рукотворности [/quote] Простите, но наверное я не очень внятно выразился, так как в предыдущем посте постарался вам объяснить, что и MOCAP, и ручная анимация не хуже и не лучше один другого. Это два разных способа достижения одной и той же цели - движение персонажа по экрану. И тот, и другой способ имеет своё право на существование. А главное: [quote]4) В ЛЮБОМ экранном искусстве, где есть актеры, главное пантомима. Эту игру создаёт актёр, а уж как он создаёт: рисуя, играя перед камерой или записывая с себя (или кого-то ещё) мокап это уже не важно. [/quote] И ещё мне очень хотелось вам объяснить, что главное всё же человек, а не технология. Поверьте, когда я начинал заниматься 3D графикой у меня были точно такие же заблуждения. Но изрыв хелп к основным программам вдоль и поперёк я пришёл к выводу, что главное это не инструменты (то есть технологии), а то, что происходит внутри вас, какие мысли способна зародить ваша голова и насколько они будут оригинальны и насколько сильно вы готовы трудится, чтобы реализовать ваши мысли. Правдоподобность - это когда вы смотрите на что-либо (например какую-нибудь секвенцию движения) и вы верите, что это может быть (пусть даже с физической точки зрения это может быть не корректно). Реалистичность - это то насколько сильно происходящее на экране повторяет эту самую реальность. Например железный человек летает по небу в кино - это правдоподобность. А движения людей в "Помутнении" (рисованный фильм, где движения снимались с таких актёров как Кеану Ривз и Роберт Дауни младший) или "Биофульф" (не с Кристофером Ламбертом) это реалистичность. Основная составляющая любого искусства это условность, а компьютер предлагает настолько широкий диапазон инструментов, что начинающий специалист (а нередко и опытный, но ленивый) стремиться скопировать эту реальность, что является чем угодно, но только не творчеством. То есть он старается быть [u]реалистичным.[/u] Изобретение же своего стиля требует гораздо большей работы мозгов и рук. Над чем, на мой субъективный взгляд, и должен стремится работать каждый специалист, который хочет быть специалистом экстра класса. Это есть [u]правдоподобность[/u] - сделать что-либо своё на основе предлагаемой ему реальности. Надеюсь теперь вы меня понимаете.
2011-01-02
[quote=Mr.Core] ручная анимация смотрится абсолютно негодно по сравнению с результатами мокапа [/quote] Эээээ...кхм...пардон что? о_О Что значит "абсолютно негодно"? Тут либо нравится либо нет, что мокап, что кейфрейм анимация дают один и тот же результат. Например Вам понравился фильм Трансформеры? Ручками делалось, тут к гадалке не ходи. Человек Паук - полюбому акробат кренделя выписывал с головы до ног в датчиках, ага)))))))) Поймите, я даже сторонник МОКАПа, он освобождает аниматора от рутины, давая возможность и время на создание качественной работы с которой мокап не в состоянии справиться. Но это меня убило - "смотрится абсолютно негодно по сравнению с результатами мокапа".
2011-01-02
[b]Анимон[/b] Примерно ясно, буду разбираться :) [b]Daiver_Intercon [/b] [quote]Эээээ...кхм...пардон что? о_О Что значит "абсолютно негодно"? Тут либо нравится либо нет, что мокап, что кейфрейм анимация дают один и тот же результат. [/quote] не понял что тут непонятного, есть не только критерии понравилось\ не понравилось, а ещё правдоподобно\неправдоподобно трансформеров я не видел и не увижу в жизни, следовательно там есть простор для творчества, а вот ты анимацию лица человека обычного сделаешь на 100% правдоподобной без мокапа? сильно сомневаюсь а по челопуку оно и видно, что руками делали
2011-01-02
[quote=Mr.Core] ы анимацию лица человека обычного сделаешь на 100% правдоподобной без мокапа? [/quote] Ну я пока не гений анимации, но адекватную мимику могу сделать и без мокапа. Это не так сложно, как кажется, а результат тот же. В Гарри Поттере бегает маленькое чудовище - домовой, Вы хотите сказать, что у него плохо мимика сделана? Ручками, все ручками))))) А уж о цене вопроса я вообще молчу. Намного дешевле нанять пару аниматоров на проект, чем арендовать МОКАП студию + тех же аниматоров. Или Вы думаете, что мокап сразу выдает такой хороший результат? Его потом правят и чистят те же аниматоры, как тут уже писалось ниже.
2011-01-13
лично я наоборот мокап не очень люблю, конечно вещь полезная, но ручная анимация мне кажется как то приятнее)
2011-01-22
Глупость полная, никогда ручная анимация не выйдет лучше мокапа, кто бы что ни говорил тут про человека паука и трансформеров, тоже чушь, вы что думаете, сидели аниматоры вручную ключики прописывали? Пффф... А анимация лиц, что с мокапом, что без него всё равно отстой пока что, никакими приблудами не передашь все движения лицевых мышц правильно. Вот только недавно появилось сканирование в реальном времени, вот там мимика, да.
2011-01-25
Ручная анимация - базовые знания! Без знания [b]MAXScript[/b] высокого уровня не достигнуть!
2011-01-26
[b] Mr.Core[/b], [b]IDo[/b], вы технари 100пудово, что вы понимаете в творческом процессе. Еще скажите художник никогда не нарисует лучше фотоаппарата. Ни один палароид не в способен передать эмоциональное состояние.
2011-02-08
WARlam (2D Work) дада, СПГСник нашелся, что мы тут понимаем сиди дальше делай гумно руками, кэмерону заодно посоветуй,а то аватар он чот запорол, мог бы в 10 раз лучше, если бы вас послушал
2011-02-08
Причем тут ваще фотоаппарат к рисунку, давай уже сравни пластилиновую анимацию с писксель-артом, чегоуж там это разные жанры, и сравнивать их это явно признак "творца-художника", не способного думать логически хоть иногда
2011-02-14
[b] Mr.Core[/b], для тупиц, я привел пример ручной работы и автомата. С художественной точки зрения, ценность скрипта = 0, именно художественность ценится в кинематографе а не правдоподобность. Скрипты оценят инженеры станков с ЧПУ)))
2011-02-22
Мокап по определению это материал для ручной анимации потому что его надо править. Эмоции на лице толстощекого афроамериканца нельзя просто перенести на синюю морду пандорейца. Их надо править, корректировать, добавлять эмоции. Где то увеличивать эффект где-то делать слабее. И кстати если вы Mr.Core не умеете работать с ручной анимацией, то нормального мокапа у вас не будет. Мух-ха-ха-ха! ( а то, что вам показалось хорошим результатом которого вы добились мокапом сто процентов отстоой, ведь без правок не будет вам эмоций)
RENDER.RU