Настройка GI и создание материалов в VRay

Настройка GI и создание материалов в VRay



Привет! Сегодня я решил написать урок о VRay. Я постараюсь изложить все так, чтобы было понятно не только тебе, но и любому другому пользователю (от новичка до профи). Давай приступим сразу к делу.



Итак, запускаем Макс. Пока он загружается, я расскажу о цели своего урока. Сегодня мы научимся работать с уже известным тебе (или неизвестным) визуализатором. Главной задачей я поставил перед собой научить тебя создавать реалистичную картинку, быстро настраивая визуализацию и материалы. Мой макс уже загрузился, поэтому я предлагаю начать урок. Пользователи менее мощных машин могут перечитать все сказанное выше, повторяя цикл до загрузки макса.



Моделирование и освещение



На самом деле написав такой подзаголовок, я немного преувеличил. В качестве сцены я создал робота Джимми, состоящего из головы-сферы, боксов и цилиндров. Можешь поздороваться с ним, взглянув вниз. Я понимаю, что создать такого, для тебя непростая задача, поэтому можешь просто заменить его сферой. Сегодня Джимми надеется стать настоящим металлическим роботом. Ему сегодня предстоит сделать много работы, но Джимми - робот, прошедший через многое и выдержит все что угодно.



Я создал плоскость с параметрами 10000х10000 и источник освещения VRayLight. Найти его можно, щелкнув на лампочкев Command Panel и выбрав в списке освещения VRay. Там рядом находиться еще VRaySun, но ты его пока не трогай.



В настройках света не забудь нажать Invisible, а если ты, как и я, сидишь в девятом максе, убери флажок с Affect specular. Этим ты отменишь отображение источника света в сцене и в отражениях объектов, но само освещение останется. Если в твоей сцене слишком темно, но при рендере получается нормально, открой настройки вида (Viewport Configuration) и поставь флажок у Default Lighting. Теперь твоя сцена освещена, как при стандартном освещении.



Настройка визуализации



Открой Render Scene Dialog. Попав во вкладку Common, пройди вниз до самого последнего пункта Assign Renderer. Нажми на кнопку с многоточием, напротив слова Production. В открывшемся окне выбери VRay. Как ты понял, теперь в качестве основного визуализатора выбран вирей. Перейди во вкладку Render. В этой вкладке настраиваются параметры визуализации. Открой пункт VRay:: Indirect Illumination (GI). Поставь флажок в «Оn», в Primary bounces поставь Irradiance map, а в Secondary bounces - Light cache. Чтобы не переосветить сцену в Multiplier обоих bounces выстави 0.7.

Настраивать Irradiance map я не буду - там меня все устраивает, поэтому перейдем сразу к настройкам Light cache.

В Subdivs я вписал 300 для ускорения визуализации, но в финальном рендере рекомендую ставить там значения 500-1500, так как это улучшит качество картинки. Отрендери теперь свою сцену.

Результат довольно приемлем, но для реалистичности, необходимо включить в нашу сцену HDRI карту. О технологии HDRI (High Dynamic Range Image) ты можешь спокойно почитать в интернете, просто вбив эти слова в гугл, поэтому я не буду тебе о ней рассказывать. Карты HDRI, формата *.hdr, также навалом можно там найти, или создать самому в домашних условиях, используя только цифровик и фотошоп.

Открой редактор материалов (или нажми клавишу «М»). Выбрав один из материалов нажми на кнопочку Get Material. В появившемся окне выбери Output. Теперь нажми на None в пункте Output parameters и в открывшемся окне выбери VRayHDRI.

Далее нажми на Browse и выбери свою HDRI карту. Открой вновь Render Scene Dialog, и перейдя во вкладку Render, найди там пункт VRay:: Environment. Поставь флажки у GI Environment (skylight) override и Reflection/Refraction environment override. Перетащи из редактора материалов на кнопки None свой только что созданный материал с HDRI картой, выбрав Instance при копировании.

Теперь ты активизировал HDRI карту. Отрендери свою сцену и посмотри, что получилось.

Как видишь реалистичность картинки сильно повысилась. Это особенно заметно на отражающих материалах, таких как хром или стекло. С настройками почти все. Можешь еще подняться наверх в пункт VRay:: Image Sampling (Antialiasing), который отвечает за сглаживание твоей сцены (в том числе и плавности переходов одного цвета в другой) и выбрать в Antialiasing filter дядюшку Митчела-Нетравали (Mitchell-Netravali). В принципе разница между всеми этими фильтрами не такая уж и большая, но в Mitchell-Netravali ты вместо шага сглаживания, задаешь Blur (размытость) и Ringing (что то вроде контурной размытости).

Также если ты хочешь, чтоб на твоей картинке отображалось время рендеринга, количество граней и т.п. зайди в самый последний пункт VRay:: System и в Frame stamp поставь флажок возле длинного поля, отображающего список параметров, которые появятся на твоей картинке. Ты также можешь выбрать выравнивание (justify) и шрифт (щелкнув по кнопке Font).



Материалы



Открой редактор материалов и выбери материл своего главного объекта. Для начала я создам материал хрома. Во-первых потому что это метал, а Джимми все таки робот и хочет быть металлическим. Во-вторых потому что хром очень красиво смотрится. Ты видишь главные настройки своего материала—Basic parameters. Diffuse будет задавать его цвет, я поставил черный, так как он дает возможность полностью и чисто отражать окружение. Далее идет параметр Reflect—его максимальное значение устанавливается белым цветом (как ты уже догадался, при черном цвете он будет минимальным). Чтобы он имел объем и сходство с металлом, а не отражал все как зеркало, поставь флажок у Fresnel reflections (назову это затуханием отражения). Далее идет параметр Refract—прозрачность. Он нам совсем не нужен, потому что как ты опять уже догадался хром—не стекло, поэтому оставляем его как есть (т.е. черным). Осталось только изменить IOR (показатель преломления лучей) и наш хром будет готов. Кстати, чтобы увидеть отражение или прозрачность материала нажми на кнопку Background .

Отрендери сцену и посмотри, что получилось.

Теперь сделаем материал золота. Золото меньше отражает окружение и оно золотое, поэтому измени цвет Reflect’а на золотой. Заметь, ты изменяешь не Diffuse а именно Reflect, потому что Diffuse должен по прежнему давать возможность чистого отражения. Также золото более матовое, поэтому уменьши параметр Refl. glossiness. Этот параметр определяет шум отражения. Если твой компьютер не отличается особой мощностью, существенно снизь Subdivs(если ты его изменял), например до 8.

Поработаем немного с картами, а именно с bump-мэппингом. Пройди вниз до пункта Maps в окне редактора материалов. Одним из последних там будет Bump.

Он создает иллюзию выпуклости и неровности (например царапин, сколов, трещин и.д.). Я употребил слово «иллюзия», потому что на самом деле этих неровностей нет, т.е. если посмотреть на него сбоку, неровности не будут выступать за пределы объекта. Используй Bump, когда твой объект находиться не очень близко. Если он находиться очень близко, или ты рассматриваешь его сбоку, нужно использовать Displace. Разумеется при использовании Displace увеличивается не только качество, но и время рендеринга. Ниже приведены две картинке, на первой карта Smoke использована как Bump, а на второй как Displace.

Разница очевидна. Так как у меня нет таких близких сцен и так как я делаю царапины, выступы которых видны только в микроскоп, я буду использовать Bump. Нажми на кнопку None напротив bump и в новом окне выбери Bitmap или просо перетащи свою карту на кнопку None. Ниже я привел пример карты царапанного металла, которую начиркал в шопе. «Как я такое сделал?!» - недоумеваешь ты.. Профессионализм.

Вот фрагмент увеличенной головы Джимми, на котором видны эти царапины. Их можно также смешать с другими Bump-картами, используя такие материалы как Blend или Composite, но об этом пока рано.

Аналогично можно создать материал пластика. Для этого уменьши Reflect до серого, отожми кнопку «L», стоящую возле Hilight. glossiness и уменьши его значение. Этим ты создашь блик на объекте. Правда он не будет у тебя отображаться, потому что ты убрал флажок у Affect specular в настройках VRayLight. Поставь его обратно, а также поставь обратно флажок у Invisible. Теперь свет будет отображаться в сцене, и соответственно будет отражаться объектом.

Теперь создадим стекло. измени Refract до светло-серого и уменьши IOR (например до 2).

Параметр Glossiness в пункте Refraction определяет шум стекла. (Его уменьшение увеличивает шум). Попробуй уменьшить его до 0.8. Если у тебя включена кнопка Background, ты сразу увидишь разницу на материале.

Сильно увеличится время рендеринга, поэтому на пробных картинках лучше не ставь Subdivs выше 8.

Стекло можно наполнить дымчатостью. Это делается регулировкой параметра Fog multiplier и установкой ее цвета - параметром Fog.

«И это стекло?!» - возмутишься ты, - «А где же каустика?» И окажешься прав, потому что именно этим мы сейчас и займемся. Открой окно настроек рендера и пройди до пункта VRay:: Caustics. Поставь флажок у кнопочки «On». Этим ты активизируешь каустику.

Каустика - это геометрическое место всех фокусов негомоцентрических пучков. Я понимаю, что ты об этом знал, но не все ведь такие умные как ты и я. Так, теперь Отрендери свою сцену.

Хороший результат - каустика появилась. Если у тебя не получилось, поиграй с параметром Search dist в пункте VRay:: Caustics.Если ты хочешь ее увеличить, сделай больше Multiplier. Теперь попробуй уменьшить шум каустики. Для этого щелкни правой кнопкой мыши по своему VRayLight и выбери V-Ray properties. В открывшемся окне увеличь параметр Caustic subdivs до 3000.

Сейчас каустика будет более детализированная.

Ну вот! Осталось только подыскать хорошие текстуры для плоскости и делать финальный рендер. Надеюсь мы с Джимми помогли тебе расширить свои знания о VRay. Сегодня ты научился настраивать GI, создавать материалы и просчитывать каустику.



P.S. Сам я, конечно, далеко не такой гений 3Д графики как ты. Поэтому если найдешь в моему уроке ошибки или недочеты - пиши в комментарии. Буду рад почитать. Если же у тебя возникнут вопросы, ты можешь связаться со мной по ICQ или написать на мыло.



Успехов!

602 0 850 63
43
2007-05-19
Hy vray 3HA4NT 5
2007-05-19
Не люблю, когда не знакомые люди обращаются ко мне на "ты"....
2007-05-19
[quote]Не люблю, когда не знакомые люди обращаются ко мне на "ты"....[/quote] Мне показалось, что в таком обращении больше душевности, которая не отпугивает новичков. Душевность превращает сложный урок в простой, понятный для восприятия. (мой урок конечно не сложен, но новичкам копанье в настройках может показаться затруднительным).И не хотел я, чтоб мой урок был строгим и "академическим". "Академические" уроки можно найти практически везде, в том числе в любом хелпе. Это моя точка зрения, но раз нашлись такие люди как вы, я учту это в следующих уроках. =)
2007-05-20
Что то мне этот урок напоминает :) "http://www.render.ru/books/show_book.php?book_id=432" По качеству урока: Раз уж ты назвал урок настройка GI то надо было рассказать о GI и его настройках, а у тебя только описание того на какие кнопки нажать и ничего о принципе работы этих кнопок. Материал хрома неправильный в принципе, посмотри на свою картинку, где ты видел такой хром? (тоже самое про золото) "Diffuse будет задавать его цвет, я поставил черный, так как он дает возможность полностью и чисто отражать окружение. Далее идет параметр Reflect—его максимальное значение устанавливается белым цветом (как ты уже догадался, при черном цвете он будет минимальным). Чтобы он имел объем и сходство с металлом, а не отражал все как зеркало, поставь флажок у Fresnel reflections" Diffuse - почему это только он дает возможность "полностью и чисто отражать окружение"? Если я поставлю цвет рефлекта на белый, то каким бы ни был цвет дифуза результат будет одинаковый. Зачем путать людей в определениях? Галочкой Fresnel reflections ты убил все отражения (за что собственно ценится хром) "Параметр Glossiness в пункте Refraction определяет шум стекла." я понял что ты имел в виду, но шум и Glossiness - в корне разные понятия. Зачем их подменять? IOR в вирей материале стоит 1.6 по умолчанию, это значение гораздо ближе к физическому значению IOR стекла, чем 2.0 - которое уже ближе к преломлению алмаза :) Итог: написание урока это не шанс засветиться или выйграть конкурс, а в первую очередь огромная ответсвенность за качество информации. Представь сколько новичков сейчас прочитают твой урок, все хорошо запомнят и будут недоумевать: "почему же у меня хром не похож на хром, и золото какое то невнятное..." "долбаный вирей нифига не работает" и тд. и тп. PS я не претендую свой ссылкой на идеал, но все же надо знать больше того о чем пишешь, а не наоборот. PPS прости за резкость, не сдержался...
2007-05-20
материалы без притензии на сходство с реальными и потом это ремейк на уже написанную для этого сайта статью, причем делитантский
2007-05-20
Спасибо за комменты. Вообще это мой первый урок, и я хотел изложить все как знаю) И чтоб было просто и понятно... но оказалось, что мне самому еще нужно поучиться, особенно в теории и понятниях. Следующий свой урок я постараюсь сделать лучше и грамотнее. К твоему уроку [b]Dezintegrator2d[b] мой урок не имеет никакого отношения. Сходство в том, что у обоих роботы, не говорит о сходстве уроков. А тем более, что робот получился чисто случайно, просто на тот момент я не нашел сцены лучше и проще.
2007-05-20
можно было в разы проще и лучше!
2007-05-20
На "ты" - нехорошо. К тому же качество урока не позволяет простить фамильярностей
2007-05-21
Про "ты" все уже сказали, надо уважать читающих. Качество урока низкое, воды много. А то что старался-молодец!
2007-05-21
Подобные уроки напоминают мне рекламу какого-нибудь моющего средства - "Теперь и в новой, экономичной упаковке!". Т.е. цель - продать тоже самое по второму (пятому, десятому) разу.
2007-05-21
Боян!
2007-05-23
Такое ощущение, что автор стебался над читателями. Рассмешил ))) Джимми жжот
2007-05-24
Полностью согласен с Дезом , "матреиаловедение во врей " на мой взгляд является эталоном урока такого рода , афтар сначала посмотри а потом делай!
2007-05-25
[quote]На "ты" - нехорошо. К тому же качество урока не позволяет простить фамильярностей[/quote] ну так то в интернете не существует возраста. Существует уважение в проф сфере... поэтому это не фамильярность. в инете ПРИНЯТО обычно общаться на ты... если только человек не испытывает ОСОБОЕ уважение человеку к которому обращается...
2007-05-26
Да ладно . . чего вы так на парня взъелись . . нормальный урок, прям так орете как-будто вам мышку прищимили)) хм . . а по поводу "ТЫ", да не хочешь не читай и это не к тебе обращение будет . . Вы сами много уроков написали? меня этот урок на hdri вывел . . Спасиб те чувак)) Те кому надо оценят . . у меня пара вопросов есть, если в личку скинешь, буду очень признателен балтливых людей, как грязи, деловых мало.
2007-05-26
я новичёк, и твой урок мне помог спасибо !
2007-06-01
Критики на мой урок много... согласен он не лучший урок... даже совсем не лучший. Но, как я и рассчитывал новичкам он реально помогает. По моему потому, что там все просто и ясно, нет никаких сложных понятий, которые зачастую запутывают новичка. Он и был рассчитан на это. Поэтому несмотря на всю критику, я считаю свой урок вполне преемлемым и даже неплохим уроком. А для профи я постараюсь приготовить другой урок. )
2007-06-03
А мне урок понравился. (обрашаюсь к автору), слушай, я вот уже месяц немогу себе vray запустить, постоянно какие то ошибки показывает, ты откуда его скачивал?
2007-06-06
Не знаю кому как, а мне понравился урок. Для новичков как раз :)
2007-06-08
01-08-2006 Материаловедение в VRay. [ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА] !!!
2007-06-11
на верное еслиб я знал где достать вирей, то может и мне тоже этот урок помог бы, а пока все пытаюсь выжать последнее из ментала. ну всеравно спасиба
2007-06-15
Спасибо тебе Dec . Мне этот урок очень помог. Спасибо еще раз. Наконецто я начал работать с HDRI , а раньше не знал что и куда, и вот вам :) урок для начинающих.
2007-06-17
Переработать урок и все в порядке будет. Для новичков пойдет. А о настройках GI - лучше писать отдельный урок
2007-06-26
Отличный урок, мне как новичку очень полезен. Спасибо, Автор!
2007-08-04
что бы не было сказано - мне урок помог, за что ОГРОМНОЕ спасибо автору!
2007-08-23
Спасибо большое! урок очень пригодился! я хотела бы еще добавить по поводу hdri карты - финальная картинка получилась как бы в сером свете, а мне нужен был более светлый. в материале output, который мы создаем по уроку в настройках параметров самой карты есть параметр multiplier, который работает также как и для источника света, т.е. увеличивает яркость свечения, увеличение этого параметра мне дало более эффективный результат, чем увеличение того же параметра для источника света vray light в самой сцене.
2007-11-08
ОЧЕНЬ большое упущение, что не рассмотрена настройка Irradiance map - изменение двух параметров в ней влечёт за собой уменьшение времени рендеринга В РАЗЫ. Думаю, даже для новичков дано слишком, слишком мало.
2007-11-26
Привет! Все таки поражаюсь я человеческой натуре--мало того что урок для них написали, так еще и извольте на "вы" обращаться. А я хотела бы поддержать автора--мне понравилось все--и как урок написан--меня лично нимало не задело что на "ты", да и читать было прикольно, и еще я для себя извлекла пару таких моментов, которые мне очень помогли в работе. Да и материалы получились все вполне--золото как золото, стекло тоже на стекло похоже. Надо все таки учитывать что автор писал не для тех гуру которые тут в критике изощрялись, а именно для начинающих, а то что в уроке есть ошибки --так это естесственно, мы все еще учимся, иначе зачем нам вообще посещать этот раздел сайта? А такая критика, которую тут можно почитать, у меня например вообще напрочь отбила бы охоту еще что то писать. Народ, если кто то знает больше чем автор урока вносите конструктивные поправки пожалуйста, по моему так все таки будет больше толку, чем просто тупо об... урок.
2007-12-25
Да, V-Ray - рулит, жаль что у меня его нету...тоже менталом перебиваюсь....а урок хороший, молодец!
2008-01-21
Спасибо автору за урок, для новичков отличный урок, все понятно. А по поводу обращения "на ты", увидев это, сразу захотелось дочитать до конца, автор явно не корчит из себя Гуру, а пишет все правильно и с юмором. А те кому это ненравиться, и они с пеной у рта визжат об этом в коментах, следовательно они тоже прочли весь урок :)), это такие люди, которых чаще всего в жизни, пусть то начальник, или друзья или незнакомые называют только на ТЫ, потомучто человек из себя ничего не представляет, такие люди обычно самые требовательные к себе в интернете, так что на таких визжащах личностей советую автору необращать внимания, и писать уроки в своем писательском стиле, до тех пор пока "визжатели" не сточат свои зубки перед клавиатурой до нервов, и не уйдут в бесплатную зубную поликлинику, тем самым наградив всех своим отсутсвием.
2008-03-23
огромное спасибо за урок.всегда хотел попробовать сделать картинку с такими красивыми плавными тенями,с минимумом настроек получается сногсшибательное качество.урок очень доступный,еще раз спасибо!!!
2008-03-26
Мне очень понравилось и теперь я хоть какое нибудь представление имею по рей материалам.
2008-04-11
классно с каустикой ток дасихпор проблемы и еще подскажы где взять hdr карты?
2008-06-06
реально урок супер спасибо !!!!
2008-12-15
Мне как новичку урок понравился, единственная неясность где таки размешено освешение )).
2009-02-02
А я хочу сказать, ЧТО СПАСИБО тебе огромное и не смотря на якобы "ВОДУ" про которую там кто то говорил...Твой урок отменный... И для таких блондинок начинающих как я - ЛУЧШЕ НЕ БЫВАЕТ.... ДАВАЙ ЕЩЁ ! учи чему-нибудь! :)
2009-02-16
Насчёт "ты"- понты меня убили. (это хокку) Мне кажется это невероятно ... обвинять автора в фамильярности, ведь это даже не личное обращение, а текст! Любой сам выбирает, читать его или не читать. Я вижу, многие написали о низком качестве материала. Спорить не буду, расхождение в терминах, и некоторая доля дезинформации есть. (Но ведь вся система человеческого мышления - это чистый фэйк) И ты, послушай - говорить что "ты" это невежливое обращение - это намного более низкокачественная информация, причём в сфере морально-этических отношений, которая в свою очередь намного важнее техники визуализации. Темпи! Друг! Тебе действительно стоит поработать над терминами и теорией. Те значения, которые тебе нравятся - оставь, просто не называй их чужими именами. Но! Не поддавайся на это эстетское шарлатанство с "ты"! Отстайвай свои права! (в данном случае всего лишь на свободное использование письменной русскоязычной речи) Кстати, Джимми очень клёвый) Удачи!
2009-10-01
точно таких же уроков тьма....даже тут на рендер.ру я помню был урок от человека по материалам, освещению....и там кстати тоже робот использовался. если без "детского сада" то урок слабенький. качество материалов и правда не на высоте. так среднячек....кстати, я прошу прощения, но мне стиль текста тоже не понравился. Во первых людей, которым вы собираетесь донести информацию, нужно уважать (ато получается как кость голодным собакам), и без всяких "ты". Это некрасиво. Во вторых, это тоже к стилю написания относится, подача довольно детская. Даже улыбнуло. Было ощущение, что я не урок читаю, а книжку для умственно отсталых. Совет автору. Учитесь правильной подаче информации. Читайте больше литературы.
2009-11-04
мне оч понравился стиль написания урока))) с юмором)))
2009-12-10
урок простой и понятный, стиль письма-весёлый и ненавязчивый, мне понравилось.
2009-12-12
и мне стиль понравился если бы было на "Вы", лично я бы на середине уснул фраза "«Как я такое сделал?!» - недоумеваешь ты.. Профессионализм." - просто яд)) специально написал, чтобы ты не велся на эти "уроки морали" от некоторых товарищей приятно, когда с "той стороны" живая личность, а не автопилот
2010-01-28
Спасибо за урок, очень доступный, вот только с золотом возникли проблемы, а остальное все прекрасно удалось))
2015-03-23
отличный урок, сплошной позитив, весьма информативно, четко и по делу.
RENDER.RU